Научная статья на тему 'ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / LIFE NAVIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А.С.

В статье раскрываются научно-педагогические основы и возможности использования технологии жизненной навигации личности в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ ЛИЧНОСТИ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Огнев А.С. ©

Декан, факультет психологии и педагогики, Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрываются научно-педагогические основы и возможности использования технологии жизненной навигации личности в профессиональном образовании.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность, Жизненная навигация. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity, Life navigation.

Очередные изменения профессиональных и образовательных и стандартов вновь заставляют уточнить, что должно входить в число универсальных оснований для всех видов образовательной деятельности. Этого требует явное усиление внимания к контексту всей жизнедеятельности личности будущих специалистов [1-7, 54, 57-61]. Новые образовательные стандарты предусматривают готовность выпускника высшей школы к продуктивному целеполаганию, построению оптимальной траектории движения к намеченной цели и подбору необходимых ресурсов для получения желаемого результата. Такие способности отнесены к важнейшим качествам, формируемым в период профессионального обучения. Также подчеркивается значимость для выпускника зрелой ответственности, высокой самообучаемости, умения поддерживать деловые отношения с различными участниками совместной деятельности. Некоторые образовательные и профессиональные стандарты содержат указания на значимость таких качеств как высокая стрессоустойчивость, умение преодолевать жизненные трудности, развитие стремления к постоянному профессиональному и личностному самосовершенствованию, которые, как было показано в работах [8-17, 21-27, 30-34, 39-49, 51-53, 55-58, 61], относятся к разряду проявлений субъектности личности в различных видах жизнедеятельности.

Помимо вопросов, связанных с непрекращающейся административной реорганизацией, система профессионального образования вынуждена решать и вопросы оптимизации ресурсов, которые она предоставляет в распоряжение своих студентов. Дело в том, при увеличении набора разнообразных творческих студий, спортивных секций, научных объединений, волонтерских групп, вузу далеко не всегда удается помочь студентам во всем этом разобраться. Решение этой задачи осложняется тем, что многие студенты часто не в состоянии объяснить, чего им самим требуется. Это означает, что дальнейшее увеличение ресурсной базы вузов без повышения эффективности развития личности студентов в качестве субъектов осознанного выбора становится все более и более непродуктивным. Поэтому в качестве научно-педагогической основы решения указанных проблем нами был выбран субъектно-деятельностный подход к построению и организации работы системы профессионального образования. В частности, для решения указанных проблем нами были использованы результаты многолетних исследований закономерностей самоорганизации личности [8-27, 37-51, 55-58, 61]. Предложенное нами описание целенаправленного управления такими процессами - субъектогенетический подход к организации психолого-педагогической практики - опирается на понимание субъекта как качественной характеристики социальной системы (личности, группы), обозначающей определенный уровень ее самоорганизации. На таком уровне система становится целенаправленным источником, первопричиной, детерминирующим началом собственной активности. Формирование и развитие этого качества происходит в диалектическом процессе разрешения

© Огнев А.С., 2017 г.

человеком актуальных противоречий между его потребностями и наличными возможностями для их удовлетворения. Сам субъектогенез - порождение личностью себя как субъекта, становление способности к самодетерминации - был отнесен нами к самоценным видам человеческой активности. Это было сделано с учетом того, что, обретая способность быть «причиной самого себя», стремясь к полноценной субъектности, человек пытается получить в свое распоряжение одну из наивысших ценностей - собственную жизнь.

Разработанный как средство определения студентами пути к жизненно важным целям, как инструмент соотнесения и корректировки ими своего местоположения по отношению к выбранной жизненной траектории наш образовательный модуль с учетом перечисленных задач был назван «Жизненная навигация». На этапе его психолого-педагогического проектирования в качестве базовых ориентиров нами использовались такие стадии субъектогнеза, как принятие человеком на себя ответственности за непредрешенный заранее исход своих действий, как переживание возможности реализации различных вариантов будущего и своей причастности к построению образа желаемого результата и своей способности желаемое реализовать, использование открывающихся возможностей в совершаемых по собственной воле действиях, принятие ответственного решения о завершении действия, оценка результата как личностно значимого новообразования, порожденного собственной активностью. Также нами были учтены как важные составляющие субъектогенеза демонстрация человеком своих достижений другим людям и подтверждение ими его авторства в отношении достигнутого.

При разработке системы заданий и упражнений для модуля «Жизненная навигация» нами было учтено, что субъектогенез предполагает осознанное преобразование человеком своего личного опыта, выработку ответственного отношения к тому, что он сам производит. Для содействия продуктивному преобразованию студентами своего личного опыта педагог, по нашему убеждению, должен обеспечить условия, при которых каждый участник любого вида субъектогенетически ориентированной практики имеет возможность осознать то, как именно им был достигнут данный результат. Также важно создать условия, позволяющие студенту осознать свои новые возможности. При этом следует помнить, что существенному повышению эффективности субъектогенетичеки ориентированной психолого-педагогической практики способствует обнаружение студентом новых возможностей для использования уже имеющихся у него навыков при решении волнующих его проблем.

При организации занятий по «Жизненной навигации» также очень важно постоянно помнить, что главное предназначение этого модуля - содействие жизненному успеху, благополучию и процветанию человека, которые достигаются путем повышения осмысленности планирования собственной жизни, целеустремленности, самоэффективности и жизнестойкости в контексте все жизнедеятельности [9 - 27, 30-41, 45-49, 51, 52, 58, 61]. В этом модуле профессия человека рассматривается как главный фактор саморазвития. Но, разумеется, этот фактор не является единственным. Как показывают многочисленные исследования, [9, 16, 21, 30, 45, 49], те, кто демонстрируют повышенную успешность, благополучие и процветание, обычно стараются гармонично сочетать жизнь профессиональную и жизнь личную, заботу о своем здоровье и все то, что связывает их с обществом.

С учетом сказанного в разработку нашего модуля была заложена идея освоения студентами субъектогенетических технологий повышения персональной самоэффективности в ходе их активного применения в повседневной жизни [9, 33, 45, 49, 51, 61]. Поэтому на занятиях по «Жизненной навигации» студенты вначале устанавливают для себя систему жизненно важных целей, которые становятся ядром их самоорганизации. С ориентацией на эти цели они определяют свои индивидуальные образовательные траектории, которые помогут развивать компетенции из разряда их персональных инструментом реализации собственных жизненных планов.

Наша многолетняя практика показала, что одной из основных проблем эффективного использования студентами ресурсов «Жизненной навигации» является преобразование полученных знаний и сформированных умений в устойчивые навыки. Оказалось, что при попытке интегрировать такие знания и умения в свою повседневность привычный образ жизни становится ключевым фактором, мешающий таким нововведениям. В связи с этим была учтена и использована практика исправления вредных привычек в когнитивном консультировании и коучинге. В результате в образовательный модуль «Жизненная навигация» был добавлен набор приемов поддержки процессов закрепления и развития формируемых компетенций. С этой целью на протяжении не менее семестра студенты периодически производят анализ своих результатов и корректировку реализуемых планов.

И на этапе обучения, и на этапе закрепления сформированных компетенций студенты активно используют в ходе самооценки своих действий показатели сформированности необходимых им компетенций. Особое внимание при этом уделялось таким качествам личности, как инициативность, ответственность, умение добиваться задуманного, умение договариваться с другими людьми, самоорганизованность, самообучаемость как важнейших проявлений человеческой субъектности [8-27, 33-42, 45, 48-51].

В рамках «Жизненной навигации» при работе с первокурсниками основной акцент делается на эффективное использование ими потенциальных возможностей своего учебного заведения. Внимание студентов средних курсов фокусируется на выборе мест различного вида практик. Для выпускников важной частью навигации становится выбор таких форм и содержания выпускных работ, которые логически увязаны с их жизненными целями. Кроме того, большое внимание в навигации этой группы студентов уделяется их успешному трудоустройству [33, 44-49, 51, 55-58].

Действенность изложенного варианта жизненной навигации оценивалась с учетом объективных показателей успешности в сочетании с самооценками выпускниками удовлетворенности своей жизнью. Основная часть обозначенных показателей успешности выпускников, знакомых с модулем «Жизненная навигация», статистически значимо отличаются в лучшую сторону от аналогичных показателей тех, чья программа подготовки такого модуля не предусматривала [42, 45, 49]. В своих письменных и устных отзывах выпускники неизменно отмечают, что занятия по «Жизненной навигации» положительно повлияли на их карьеру, отношения с близкими людьми, личную жизнь.

О достижении нами поставленной цели свидетельствуют многочисленные факты более успешного преодоления жизненных затруднений студентами первой группы. Например, руководители педагогических отрядов, организаторы различных волонтерских проектов неизменно отмечают, что вожатые и волонтеры с опытом «Жизненной навигации» намного быстрее и продуктивнее разрешали возникавшие в их практике конфликтные ситуации по сравнению даже с более опытными волонтерами и вожатыми, незнакомыми с «Жизненной навигацией».

Дальнейшее повышение эффективности жизненной навигации мы связываем в первую очередь с включением в нее виртуальных технологий коммуникации и обучения, расширения использования приемов развития интуиции и способов саморазвития личности после прохождения этапа вузовского образования. С этой целью нами была проведена серия исследований механизмов и закономерностей использования различных имажинативных практик при подготовке квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями [8, 10, 17, 18]. Решению той же задачи служат работы, связанные с восприятием визуального контента [28, 29, 36, 45, 49, 52]. Также ведется работа по адаптации блока сопровождения к различным виртуальным обучающим средам и по организации групповой составляющей поддерживающего блока на различных интернет-площадках. Предпринимаются попытки с помощью субъектогенетического подхода к организации психолого-педагогической практики как единого методологического основания объединить все перечисленные средства и методы в единую виртуальную среду, способствующую

жизненной навигации человека и после успешного прохождения им этапа профессионального образования.

Литература

1. Березина Т.Н. Альтруистическое поведение и успех в жизни. // Психология и психотехника. 2011. № 3. С. 67-76.

2. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. № 3. С.11-24.

3. Берулава М.Н. Перспективы развития современной высшей школы в России // В сб. Академическая наука - проблемы и достижения. 2016. С. 71-74.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2013. № 10. С.45.

5. Вербицкая Л. А. Задачи академии на новом этапе ее развития // Профессиональное образование. Столица. 2014. С. 2-6.

6. Вербицкий А.А. Проблемы проектирования контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4.С.2-8.

7. Геворкян Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23-31.

8. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

9. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

10. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

11. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

12. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

13. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

14. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

15. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

16. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

17. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

18. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

19. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

20. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

21. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

22. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

23. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

24. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

25. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

26. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

27. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

28. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

29. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С. 103-112.

30. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

31. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

32. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

33. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

34. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи./ В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

50. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современого естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

51. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

52. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

53. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

54. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания. //Человек и образования. 2012. № 1.С. 14-18.

55. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в Росии и Китае // В сборнике: Наука ХХ1 века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

56. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

57. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

58. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

59. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С.118-122.

60. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С.2-6.

61. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.