Научная статья на тему 'РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЦИТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЦИТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELECTION IN THE SURPLUS OF OPPORTUNITIES / ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / TECHNOLOGY FOR PERSONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Э. В., Огнев А. С.

В статье рассматривается проблема выбора в современных условиях профицита и пути ее решения в период профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЦИТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЦИТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В ПЕРИОД ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лихачева Э.В.1, Огнев А.С.2 ©

1Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда;

2Декан, факультет психологии и педагогики.

Российский новый университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема выбора в современных условиях профицита и пути ее решения в период профессионального образования.

Ключевые слова: selection in the surplus of opportunities, технологии личностного развития, профессиональное образование.

Keywords: selection in the surplus of opportunities, technology for personal development, professional education.

На рубеже тысячелетий обозначилась и затем приобрела устойчивый характер такая тенденция, как существенное превышение эффективных вариантов удовлетворения большинства наших потребностей нашей готовности производить взвешенный выбор того, что же нам надо на самом деле [1, 50-53]. Но для системы профессионального образования проблема эта совсем не нова. Наверняка многим с детства знакомы такие строки: «Драмкружок, кружок по фото...». Однако у Агнии Барто в этом стихотворении есть и еще один важный штрих этой проблемы:

Я теперь до старости

В нашем классе староста.

А чего мне хочется?

Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате.

Что такое это, кстати?

Увеличивая набор разнообразных творческих студий, спортивных секций, научных объединений, волонтерских групп и т.п., далеко не всегда мы заботимся о средствах навигации наших студентов в этом море возможностей. Примером того, каким непростым делом оказывается даже процесс ознакомления с набором предлагаемых вузом внеаудиторных активностей, может быть проведение дней «Жизненной навигации» в Московском педагогическом государственном университете. Только хорошо организованная презентация далеко неполного перечня таких направлений (до пяти минут на каждое) занимает более полутора часов. И это при хорошей организации и при отработанной процедуре.

Но проблема заключается не только в том, что предложений становится все больше и больше. Еще острее стоит проблема по определению самим студентом того, «А чего мне хочется?».

Выработавшие в детском саду и в школе установки следовать указаниям старших, опьяненные иллюзорной вузовской свободой первокурсники просто не в состоянии внятно объяснить, чего им самим надо и четко определить, посредством чего этого добиться. Их этому, как правило, не учат и, что особенно примечательно, разговоров на подобные темы многие из них просто стесняются. Но в динамичной вузовской жизни такая ложная скромность зачастую оборачивается для студента упущенными возможностями и напрасно

© Лихачева Э.В., Огнев А.С., 2017 г.

потраченным временем на то, что оказалось «совсем не моим» (часто такой выбор делается прямо по Агнии Барто: «За кружок по рисованью тоже все голосовали...»).

В том числе и для решения этой проблемы прямо на первом занятии специально для этого созданного образовательного модуля «Жизненная навигация» студенты уточняют свои жизненно важные цели, персональные приоритеты, которые становятся главными ориентирами при ответе на вопрос «А чего хочется?». Этот модуль был внедрен нами в систему профессионального образования и с успехом преподается во многих российских и зарубежных вузах как средство определения студентами пути к жизненно важным целям, как инструмент соотнесения и корректировки ими своего местоположения по отношению к выбранной жизненной траектории в процессе реализации собственных намерений [2-5, 7-10, 24-27, 33, 35-43, 45, 46, 51, 54]. Изначально в разработку этого модуля была заложена идея освоения студентами субъектогенетических технологий повышения персональной успешности, самоэффективности и жизнестойкости, уровня продуктивной самоорганизации личности в индивидуальной и групповой формах деятельности [3-43, 45-49]. После уточнения системы главных жизненных ориентиров студенты определяют ресурсы, которые нужны им для воплощения собственных намерений и коллективных проектов. При определении необходимых персональных ресурсов студенты используют как примерные ориентиры различные перечни компетенций и ценных личных качеств (VIA классификатор достоинств и добродетелей, Гэллаповский определитель сильных сторон личности, Каталог универсальных компетенций, а также списки компетенций, соответствующие направлению их профессиональной подготовки согласно образовательным стандартам и стандартам профессиональной деятельности).

Каждый студент лично для себя формирует свой перечень необходимых ему компетенций с обоснованием их значимости для достижения конкретных жизненно важных целей. Затем следует предварительная индивидуальная экспертиза субъективной значимости подготовленного таким образом перечня компетенций. Автор перечня моделирует для самого себя и для своего окружения последствия личностных изменений как результата развития отобранных им компетенций. Оцениваются желательность имиджа и особенности жизни такой личности, характера отношений с близкими людьми, вероятной реакции других людей на такого человека. С учетом значимости подобного рода проверок на этом этапе практикуется активное использование различных имажинативных практик, элементы идеомоторных репетиций студентами своего поведения, собеседования с наставниками, психологическое песочное моделирование [2-6, 11, 12, 22-30, 33-39, 41-46, 54]. После возможной корректировки перечня наиболее значимых компетенций студент строит свою индивидуальную образовательную траекторию, которая станет для него одной из составляющих программы развития собственной личности во всех видах жизнедеятельности в вузе и за его пределами в период его профессионального образования. Это позволяет ему проводить осмысленный анализ всех видов и форм вузовской активности. Определяя чем, когда и как он будет заниматься, студент оценивает то, насколько его выбор будет помогать в достижении жизненно важных целей.

Такой подход наши студенты используют на различных этапах разработки собственной индивидуальной образовательной траектории, включающих отбор предусмотренных учебной программой дисциплин, определение форм и видов занятости во внеаудиторной деятельности вуза с ориентацией на различные творческие мастерские, вожатское и волонтерское объединения, научный лаборатории и кружки, спортивные секции и т. д.

Излагаемый подход дает возможность применять общую ориентировочную основу и для самонавигации студента в учебной деятельности, и для самонавигации во всех иных видах собственной жизнедеятельности. Та же ориентировочная основа может быть использована и его наставниками, работающими с ним тьюторами. Зная, чего именно студент добивается и разбираясь в том, чем вуз располагает, наставник-консультант более

успешно помогает ему с большей эффективностью распорядиться таким на самом деле недолгим периодом вузовского профессионального образования.

Литература

1. Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. М.: Альпина, 2015. 320 с.

2. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

5. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

6. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися.// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

7. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

8. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

10. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

11. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

12. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

13. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

14. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

15. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

16. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

17. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

18. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

19. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

20. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

21. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

22. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. / Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 107-112.

23. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В. А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.

24. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

25. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

26. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

27. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

28. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

29. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

30. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

31. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

32. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

33. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

35. Огнев А. С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

47. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

48. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в Росии и Китае // В сборнике: Наука ХХ1 века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

49. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

50. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

51. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

52. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С.118-122.

53. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С.2-6.

54. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.