ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИЙ В ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 2 © Латшенбергер Н.А., Огнев А.С. , Лихачева Э.В.
1Декан, факультет психологии и педагогики;
2Зав. кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда.
Российский новый университет
Аннотация
В статье раскрываются психологические механизмы и возможности использования лайф-коучинга в жизненной навигации в профессиональном образовании с позиции субъектогенетического подхода.
Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность, Жизненная навигация. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity, Life navigation.
Образовательный модуль «Жизненная навигация» был разработан и внедрен нами в систему профессионального образования как средство определения студентами пути к жизненно важным целям, как инструмент соотнесения и корректировки ими своего местоположения по отношению к выбранной жизненной траектории в процессе реализации собственных намерений [1, 4-8, 22-25, 33, 36-41, 43, 44, 47, 48]. Изначально в разработку этого модуля была заложена идея освоения студентами гуманитарных технологий повышения персональной самоэффективности в ходе их активного применения в повседневной жизни [2, 3, 5-9, 22-25, 31, 33, 34, 37-41, 48]. В связи этим уже в самом начале обучения студенты на занятиях по «Жизненной навигации» выстраивают для себя систему жизненно важных целей, которые становятся ядром их самоорганизации. С ориентацией на эти цели студенты выстраивают свои индивидуальные образовательные траектории, развивая именно те компетенции, которые станут для них главным инструментом реализации своих жизненных планов [1-9, 25, 31, 33, 37-41, 47].
Практика показала, что одной из основных проблем эффективного использования студентами ресурсов «Жизненной навигации» является преобразование полученных знаний и сформированных умений в устойчивые навыки. Оказалось, что при попытке интегрировать такие знания и умения в повседневную практику сложившийся уклад жизни даже в случаях его очевидной нерациональности становится источником мощного сопротивления подобным инновациям.
Для решения указанной проблемы нами был учтен и использован опыт корректировки вредных привычек методами когнитивно-поведенческой терапии и коуч-технологии выработки устойчивых полезных навыков. В результате в образовательный модуль «Жизненная навигация» наряду с обучающим блоком был интегрирован блок поддержки процессов закрепления и развития компетенций, которые студенты отнесли к разряду своих персональных ресурсов для реализации жизненно важных намерений. С этой целью на протяжении не менее полугода каждый студент регулярно принимал участие в процедурах соотнесения своих результатов со своими намерениями, анализа причин происходящих в его жизни изменений, корректировки своих замыслов.
Полномасштабное вовлечение студентов в работу по закреплению и развитию жизненно важных компетенций был обеспечен за счет чередования групповых рефлексивных занятий (проводились не чаще одного раза в две недели и не реже одного раза в месяц) с парными коуч-сессиями, которые проводили друг с другом сами студенты. И в ходе групповых рефлексивных занятий, и в рамках парных коуч-сессий использовался единый порядок действий, согласно которому с помощью применяемых в коучинге
© Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.
«сильных вопросов» сами студенты помогали друг другу выяснить, чего они достигли, проанализировать причины полученного, обобщить приобретенный опыт и уже на его основе наметить свои последующие действия.
В целях профилактики снижения эффективности парных коуч-сессий в начале каждого группового занятия студенты делали краткие сообщения о том, как, с кем и с какой эффективностью они работали в клиентской позиции и в позиции коучей. Эта часть совместной работы организовывалась в формате групп встреч и при необходимости освоения какого-либо приема проводилась с элементами Т-групп. Так как эти форматы групповой работы нами регулярно используются на протяжении всей обучающей части модуля «Жизненная навигация» [25, 28, 37, 40, 41, 44, 47, 48], то к моменту реализации поддерживающего блока их применение было для студентов уже хорошо знакомой практикой.
Как и в обучающем блоке, в групповых занятиях мы просили студентов при выполнении роли экспертов использовать показатели сформированности универсальных компетенций. С учетом ориентации на повышение самоэффективности и жизнестойкости особое внимание при этом уделялось таким качествам личности, как инициативность, ответственность, умение добиваться задуманного, умение договариваться с другими людьми, самоорганизованность, самообучаемость как важнейших проявлений человеческой субъектности [8-19, 23-27, 32-35, 40-47].
При работе с первокурсниками основной упор нами делался на эффективное использование ими потенциальных возможностей собственного вуза. В работе со студентами вторых и третьих курсов основное внимание уделялось выбору места проведения научных и производственных практик. С выпускниками обязательной частью групповых обсуждений и парных коуч-сессий были согласование итоговых квалификационных работ с жизненно важными целями, планирование и реализация конкретных шагов к отвечающему таким целям трудоустройству [ 1, 46, 47].
Действенность такой практики нами оценивалась с учетом объективных показателей успешности (занятость, должность, заработная плата, наличие семьи и т.д.) и самооценок выпускниками степени удовлетворенности своей жизнью (показатели субъектогенетического семантического дифференциала, эмоциональный тест Фордайса, ответы на вопросы субъектноориентированного мультимодального интервью) [25, 33-37, 40-44, 46-48]. Практически по всем составляющим такой оценки показатели выпускников, осваивавших образовательный модуль «Жизненная навигация», статистически значимо отличаются в лучшую сторону от тех, чья программа подготовки освоения этого модуля не предусматривала. В своих дополнительных комментариях работавшие с коуч-технологиями студенты также отмечают заметное изменение после этого их манеры общения. По их мнению, они стали реже использовать в общении с другими людьми разного рода категоричные утверждения. Для них стало более привычным уточнение позиции своих собеседников с помощью наводящих вопросов. Другой новой для многих из них привычкой стало использование элементов «сократовского диалога» для донесения до собеседника своей позиции.
Дальнейшее повышение эффективности использования коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального обучения мы связываем в первую очередь с адаптацией коуч-сопровождения к виртуальным способам коммуникации. При этом важно, чтобы такие способы коммуникации не превратились в аналог консультирования по телефону. Уже сейчас нами предпринимаются попытки активно использовать большие возможности интернет-коммуникаций для работы с разноплановым аудио-визуальным контентом. Поводом для оптимистических прогнозов в отношении таких попыток стали результаты наши исследований механизмов и закономерностей использования различных имажинативных практик при подготовке квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями (психологического песочного моделирования, работы с метафорическим картами, элементов символдрамы и психосинтеза, работы с графо-
аналитическими схемам типа «дерева жизненно важных целей», «колеса жизненных намерений») [2, 3, 9, 28, 29, 37-42]. Также мы возлагаем особые надежды на продуктивное применение результатов наших исследований восприятия визуального контента, которые были выполнены нами с помощью айтрекеров и различных видов психосемантичекого анализа [10, 20, 21, 27, 28, 32, 35, 42].
В настоящее время нами также отрабатываются способы адаптации блока сопровождения к виртуальной обучающей среде МооШе, в которой уже размещен весь обучающий блок «Жизненной навигации». Ведется проверка действенности различных способов работы в динамической виртуальной образовательной среде с приемами декатастрофизации и реатрибуции восприятия жизненных трудностей, с табличными регистраторами-корректировщиками деструктивных автоматических мыслей, с органайзерами формирования нового поведения, с элементами психосоматической саморегуляции, с техническими средствами тренинга организационного развития.
Для виртуальных форм коуч-сопровождения нами планируется использование рамочных вариантов оптимального распорядка дня, помогающих развитию способности эффективного распоряжаться внезапно открывающимися в повседневной жизни разнообразными возможностями. При этом мы по-прежнему убеждены, что студентам не нужно добиваться фанатичного следования единому раз и навсегда заданному распорядку дня. Нами будут приветствоваться и целенаправленно культивироваться разумная гибкость, способность к уместным корректировкам (разумеется, что учащиеся должны отдавать себе отчет в том, что именно, почему и для чего они изменяют в своих планах). Учитывая то, что при работе в виртуальных системах высока вероятность возникновения состояния потока, еще более важным становится понимание студентами того, чего и почему им менять не следует. Мы надеемся, что в этом им помогут навыки работы с такими когнитивными картами, как органайзер культивирования полезных привычек, матрица двойного согласования жизненных целей и событий предстоящего дня, построенный с учетом результатов исследования феномена мудрости семантический дифференциал «профиль качества решений».
Продолжается поиск эффективных алгоритмов ведения групповой составляющей поддерживающего блока на различных дискуссионных интернет-площадках, а также ведения этой работы в форме продуктивных вебинаров. Отрабатываются приемы построения эффективных виртуальных команд, обладающих высокой слаженностью и объединенных идеей повышения персонального благополучия, успешности и процветания за счет содействия друг другу в достижении жизненно важных целей, значимость которого детально проанализирована нами в работах [11, 12, 15, 25, 30, 37, 40, 41, 43]. При этом для нас важно, чтобы студенты могли разобраться в ролевой структуре подобных динамически устойчивых виртуальных команд, понять свои сильные стороны в этом виде совместной работы и увеличить свою готовность действовать в условиях повышенной транспарентности и взаимоответственности. Предпринимаются попытки с помощью субъектогенетического подхода к организации психолого-педагогической практики как единого методологического основания объединить все перечисленные средства и методы в единую виртуальную среду, сочетающую как элементы обучения, так и последующего коуч-сопровождения.
Литература
1. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.
2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.
3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.
4. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.
5. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.
6. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.
7. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.
8. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.
9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.
10. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.
11. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.
12. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.
13. Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999
14. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.
15. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
16. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.
17. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.
18. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.
19. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.
20. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 107-112.
21. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В. А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.
22. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.
23. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.
24. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.
25. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.
26. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.
27. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.
28. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.
29. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 7581.
30. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.
31. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.
32. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.
33. Огнев А. С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.
34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.
35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.
36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.
37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.
38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.
39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.
40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.
41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.
42. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современого естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.
43. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.
44. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.
45. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.
46. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.
47. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.
48. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T.6. № 6. C. 795-798.