Научная статья на тему 'ОТБОР ПРИЕМОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ'

ОТБОР ПРИЕМОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE MODEL OF TRAINING / СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / TECHNOLOGY FOR PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А.С., Лихачева Э.В.

В статье раскрывается сущность и пути отбора консультирования для инновационных моделей обучения технологиям личностного развития в русле субъектогенетического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТБОР ПРИЕМОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

ОТБОР ПРИЕМОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Огнев А.С.1, Лихачева Э.В.2 ©

1Декан, факультет психологии и педагогики;

2Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается сущность и пути отбора консультирования для инновационных моделей обучения технологиям личностного развития в русле субъектогенетического подхода

Ключевые слова: инновационная модель обучения, субъектогенетический подход, технологии личностного развития.

Keywords: innovative model of training, subject-genesis approach, technology for personal development.

Современная практика психологического консультирования и психологической коррекции содержит множество эффективных приемов, которые по своей сути одновременно являются и эффективными средствами обучения [1-5, 7, 11-14, 16, 20-23, 29-34, 42-44, 47, 48, 50, 54-59, 62-77]. Особую ценность такие приемы представляют для создания инновационных моделей обучения различным технологиям личностного развития.

Для оценки дидактического потенциала различных консультативных приемов нами были использованы теоретико-методологические схемы анализа различных подходов к психологической помощи, изложенные в работах [1, 7, 71]. В этом случае в большинстве подходов можно выделить четыре базовые модели психологической помощи, прототипами которых являются религиозная, медицинская, экономическая или юридическая практики. В плане оценки инновационного дидактического потенциала различных консультативных приемов среди ключевых способов воздействия на человека в качестве базовых прототипов соответственно можно выделить исповедь, лечение, целенаправленное получение пользы и обеспечение нормативного поведения. Кроме того, важно учитывать, обращен ли оцениваемый прием на изменение отношения к прошлому или он ориентирует человека на построение мотивирующих моделей будущего. Также важно то, на какие аспекты жизнедеятельности личности оцениваемый прием направлен в первую очередь -индивидуальный или социальный.

С учетом описанных типологических оснований наиболее известные подходы к психологической помощи можно охарактеризовать следующим образом. Прежде всего, следует выделить подходы, имеющие в качестве прототипа религиозную модель воздействия в форме проповеди и исповеди, ориентированные на анализ неосознаваемых компонентов психики человека и направленные в основном на трансформацию его представлений о мире через переосмысление прошлого опыта. При этом наиболее известные примеры таких подходов - классический фрейдовский психоанализ и юнгианскую аналитическую психологию - в рамках описываемой типологии можно обозначить как, прежде всего, направленные на индивидуальные и социальный аспекты жизнедеятельности личности соответственно.

Как пример использующего в качестве прототипа юридическую модель с акцентом на социальных аспектах жизнедеятельности и направленным в основном на изменение

© Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.

отношения к прошлому можно назвать берновский трасактный анализ. При этом следует учитывать то значение, которое в этом подходе уделяется установлению правомерных ролевых моделей и побуждению к исполнению приемлемых ролей, к выявлению жизненных сценариев и оценке их правомерности.

Как использующие в качестве прототипа медицинскую модель, ориентированные на построение мотивирующих образов возможного будущего и акцентированные на индивидуальных аспектах жизнедеятельности личности можно назвать многие приемы роджеровской гуманистической психотерапии. Аналогичную характеристику можно дать и некоторым приемам экзистенциальной психотерапии (особенно в том ее виде, в котором она описывается в работах Ролло Рис Мэя).

Примерами использования экономического подхода с ориентацией на построение мотивирующих моделей будущей успешной жизнедеятельности в социуме могут служить различные варианты когнитивно-поведенческой психотерапии. Сюда также можно отнести и оперантное обучение классического бихевиоризма, и развитие самоэффективности в рамках социально-когнитивного подхода Альберта Бандуры.

Представленная типологическая схема с успехом была использована нами при разработке инновационной субъектогенетической модели обучения технологиям личностного развития в системе современного образования. Ориентация на систему образования наиболее предпочтительными для нас сделала приемы, помогающие учащимся создавать и реализовывать мотивирующие и социально приемлемые модели будущего [2, 6, 9-19, 22-32, 49-52, 54-68, 75-77]. Субъектогенетический характер такого обучения побуждал нас отдавать предпочтение приемам, повышающим осознанную самоорганизованность учащихся [12-19, 22, 23, 28-38, 41-45, 48, 50, 54, 55, 57, 59, 62-68, 76, 77].

Следование указанным выше двум ориентирам помогало не просто подбирать подходящие приемы, но и осознанно вносить в них необходимые корректировки. Например, с учетом ориентации на будущее и во избежание превращения учебных занятий в сеансы психотерапии при использовании песочного моделирования мы отказались от применения влажного песка. Также вопреки правилам классической песочной терапии для повышения осознанной самоорганизации мы ввели в качестве обязательных процедур подробный анализ создателем песочной композиции того, что она для него означает, оценку того, как бы ему эту композицию хотелось изменить к лучшему и последующий разбор композиции с учетом значимости ее элементов как составляющих схемы ориентировки [3-5, 14, 20, 21, 74, 75].

По тем же основаниям мы не используем варианты «слепого» выбора метафорических карт. Учащиеся всегда имеют возможность многократно просматривать используемые ими рисуночные наборы при составлении своих моделей описания анализируемых явлений. Аналогичным образом для нашей инновационной модели обучения технологиям личностного развития из базового уровня символдрамы нами были отобраны только такие темы, как «Луг», «Гора» и «Опушка леса». При этом были учтены возможности учащихся использовать навыки работы с темой «Луг» для самостоятельной корректировки ими своего эмоционального состояния, с темой «Гора» для оценки своих перспективных планов, с темой «Опушка леса» для конструктивных решений конфликтных ситуаций. По аналогичным основаниям от тем с выраженной психотерапевтической направленностью в обучении именно технологиям личностно развития мы отказались.

Та же логика помогла нам выбрать из арсенала трасактного анализа и когнитивно-поведенческой терапии те приемы, которые касаются построения сценариев, направленных на реализацию человеком его мечты, и отказаться от методик работы с различными психопатологиями. В результате в состав дидактических средств обучения технологиям личностного развития нами были включены приемы построения сценариев «Победитель», а также методы повышения самоэффективности личности в сфере предметной деятельности и в сфере общения. Таким же образом нами было принято решение оставить в нашем варианте технологий личностного развития только приемы психосоматической саморегуляции,

которые обеспечивают формирование базового аутогенного состояния, и отказаться от упражнений второй ступени аутогенной тренировки Иоганна Шульца.

Оценка дидактического потенциала различных психотехнических методов с ориентацией на систему образования и субъектогенетический характер обучения помогла сделать обоснованный выбор и предпочтительных форматов работы. В нашем случае наиболее эффективными оказалось обучение, содержащее элементы коучинга, различных видов тренинга коммуникативной компетентности и самоорганизации личности, персональной готовности к преодолению жизненных трудностей.

В заключение следует также отметить, что внедренная нами модель обучения технологиям личностного развития включает и многократное использование видеоматериалов. При их отборе широко использовались инструментальные средства оценки характера их воздействия [8, 39, 40, 46, 53, 55, 56], которые также помогали оценивать его субъектогенетическую направленность.

Литература

1. Гулина М.А., Зинченко Ю.П. Консультативная психология. - СПб.: Питер. 2015. 336 с.

2. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

4. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

5. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

6. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

7. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога. Вестник московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1992. № 3. С. 3-12

8. Костин А.Н., Огнев А.С. Диагностика отношений пользователей к программным продуктам с помощью айтрекера. / В сборнике: Человеческий фактор в сложных технических системах и средствах. Труды Второй Международной научно-практической конференции. 2016. С. 336-343.

9. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

10. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

11. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 115-123.

12. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

13. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационная модель обучения проектной деятельности на основе субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

14. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 126-134.

15. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

16. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

17. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Метод определения приоритетных жизненных ценностей у студентов посредством айтрекера / Сборник публикаций Центра гуманитарных исследований «Социум» Международной конференции, посвященной проблемам общественных наук. - М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 2014. - С. 38-41.

18. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности внедрения учебного модуля «Дизайн проектов» как педагогической инновации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 135-141

19. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 142-148.

20. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями / Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

21. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

22. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Решение проблемы выбора в условиях профицита возможностей в период вузовского образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 87-92.

23. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Субъектогенетическое сопровождение профессионального обучения как инновационная образовательная технология // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 149-155.

24. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. - Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

25. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. - Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

26. Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999.

27. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

28. Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

29. Огнев А.С. Инновационные модели оптимизации образования на основе субъектного подхода к обучению // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117125.

30. Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

31. Огнев А.С. Методы активизации субъектного потенциала входе профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

32. Огнев А.С. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

33. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

34. Огнев А.С. Проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

35. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

36. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

37. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

38. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

39. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 107-112.

40. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.

41. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

42. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

43. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

44. Огнев А.С., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Проблемы молодежи Приднестровья. // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т.1. № 1(49). С. 33-37.

45. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у студентов / В сборнике: Наука и современность. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 150-153.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

50. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Инновационная модель тест-тренажерных практикумов как средства повышения субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

51. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

52. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

53. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180

54. Огнев А. С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

55. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

56. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

57. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

58. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

60. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

61. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

62. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы гармоничного сочетания оценочных процедур с развитием субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 137-141.

63. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

64. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектно-ориентированная оптимизация гуманитарной подготовки в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 73-79.

65. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

66. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

67. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

68. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

69. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

70. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

71. Парис Ж. Мудрость психики: Глубинная психология в век нейронаук. - М.: Когито-Центр, 2013. - 334 с.

72. Сидоренко М.Г., Огнев А.С. Исследование возможностей использования и построения клипов креативно-моделирующего типа // Современное образование в психолого-педагогических исследованиях: Сборник научных трудов конференции. - М., 2016. С. 58-63.

73. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае / В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

74. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138.

75. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

76. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

77. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.