Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕНОМЕНОВ ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ'

ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕНОМЕНОВ ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE MODEL OF TRAINING / СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А. С., Лихачева Э. В.

В статье раскрывается сущность и возможности инновационного моделирования в русле субъектогенетического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕНОМЕНОВ ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ»

ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЕНОМЕНОВ ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Огнев А.С.1, Лихачева Э.В.2 ©

1Декан, факультет психологии и педагогики;

2Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается сущность и возможности инновационного моделирования в русле субъектогенетического подхода

Ключевые слова: инновационная модель обучения, субъектогенетический подход Keywords: innovative model of training, subject-genesis approach.

Одно из важных условий жизнеспособности любых инноваций - органичное соединение внедряемого нового в ту систему, в которой этот процесс происходит. Если система продолжает реагировать на новое как на нечто чужеродное, то такое новшество со временем либо будет отторгнуто, либо ликвидировано. Поэтому один из способов обеспечения встраивания инновации в уже действующую систему - это обнаружение и целенаправленное использование уже имеющихся в ней, но не до конца используемых или даже недооцененных ресурсов. Именно такими ресурсами могут быть различные проявления феномена человеческой субъектности, если речь идет о внедрении в систему современного образования технологий личностного развития. Именно эти феномены в лучшем случае стараются игнорировать, но именно они входят в число проявлений того, что мы стремимся сделать, когда пытаемся обеспечить настоящее развитие личности, если под ним понимаем рост совершенства ее жизнедеятельности. Но если именно совершенствование способностей к эффективной целенаправленной активности считать одной из существенных составляющих личностного развития человека, то тогда нам следует признать, что суть такого развития -повышение его субъектного потенциала.

Одна из причин, по которой преподаватели отнюдь не приветствуют различные проявления субъектности в процессе обучения состоит в том, что это всегда увеличивает степень неопределенности происходящего. Это моменты, когда нормативно заданные, стандартные рамки уже не вмещают происходящего. Но при этом часто упускает из виду, что такой выход за первоначальные рамки - один из важнейших признаков любого роста. Личность развивается именно как трасцендентный субъект, который в этом процессе как раз и преодолевает границы предустановленного. Разумеется, такому процессу, если он разворачивается в сфере образования, следует придать конструктивную направленность. Но только из-за того, что это требует дополнительных интеллектуальных усилий от него не следует отказываться - особенно с учетом того, что при подлинном развитии без него обойтись вообще нельзя. Поэтому нам представляется чрезвычайно полезным описание того, как именно можно различные проявления субъектности использовать при работе с инновационными моделями обучения развивающего типа.

Как показано в целом ряде хорошо известных исследований [63-65], развитие личности предполагает множественное отражение в развивающемся человеке субъектности других людей и множественное отражение его самого как «действующей причины» в других людях. В упомянутых исследованиях показано, что развивающейся личностью человек становится в переходах виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности. Поэтому мы полагаем, что в созидательной работе личности и с личностью неминуемо нужно не только считаться с этими феноменами, но и целенаправленно их использовать.

© Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.

Как известно, для человека стать личностью означает стать субъектом своей активности. Но существовать как личность человек может только при условии своей идеальной представленности в сознании других людей и в своей собственной картине мира. Первое, обозначенное нами термином «субъектогенез» - активно-неадаптивные действия без прототипа [31-34]. Второе, названное А.В. Петровским и В.А. Петровским «отраженной субъектностью» - достраивание себя до определенной изначально предполагаемой степень завершенности [63-65].

Стремление личности быть первопричиной входит в противоречивые отношения с указанной формой существования личности. Для человека такое противоречие проявляется в виде сомнения в собственной первопричинности. И вот здесь обнаруживается важное для педагогических инноваций следствие - поиск новых возможностей самополагания, необходимость в новых актах свободного выбора, вторжение в бытие другого, ответное воздействие другого на меня под влиянием моей отраженной субъектности. Так каждый из нас узнает, каков он как субъект в глазах другого. Так появляется импульс к тому, чтобы под влиянием этого знания преобразовывать себя как первопричину собственной жизнедеятельности. В подобном круговороте многократных рождений, отражений и повторных возвращений совершается развитие нашей личности. При этом и учитель, и его ученик каждый раз в качестве субъектов рождаются сами. Но установление подобного рождения требует контакта с другими людьми. В сознании партнера рожденный как субъект должен проявится как деятельное начало. Это может стать переживанием собственной динамики при попытке охарактеризовать личность другого человека. Так, глядя на происходящее с кем-то, человек задумывается над тем, а что в аналогичном случае бы было с ним самим. Именно так и работает обучение путем наблюдения за другими участниками занятий.

Другим вариантом отраженной субъектности - создание нами воображаемого образа другого человека как некой самодостаточной сущности, принципиально отличной от нашего «истинного Я». На диалогах с подобными психическими образованиями строится множество имажинативных практик (диалоги с субличностями, гештальпрактики, построение разнообразных моделей мира другого человека, инструментальная аттестация информационного контента [2-4, 11, 16, 17, 35, 36, 42, 43, 62, 66-68]). Именно так создается и действует на нас таких моделей, как «мое идеальное Я», «супергерой», «мудрый человек», «член данной команды», «я как сотрудник данной организации», «я - успешный человек» выполняющие роль орудий воли в процессе саморазвития нашей личности [1, 5-10, 12-15, 18-22, 23-30, 37-41, 4457, 69-71]. Интериоризация образа преподавателя до этого уровня отраженной субъектности в дальнейшем становится инструментом воссоздания полученного от него знания, средством перехода от конвергентного к дивиргентному мышлению в условиях с высокой степенью неопределенности.

Еще более масштабными проявлениями отраженной субъектности являются случаи, когда «Я» одного человека воспринимается как неотъемлемая часть «Я» другого. Тогда противопоставление подобному отраженному другому воспринимается как борьба с самим собой. В отличие от уже перечисленных вариантов отраженной субъектности установки, пристрастия, взгляды на жизнь отражаемого человека приобретают статус органичной составляющей персонального «Я» отражающего.

Описанные разновидности перечислены в порядке усиления воздействия образа отражаемого на самого отражающего. Поэтому то, какой из вариантов отраженной субъектности мы хотим обеспечить, может быть ориентиром при моделировании степени психолого-педагогического воздействия на участников образовательного процесса.

Наименьшим уровнем такого воздействия в этом случае может быть переживание учащимся собственной динамики под влиянием других участников учебных занятий. Это, например, могут быть его размышления о собственной личности, своих возможностей, устремлений и т.п. при просмотре учебного кинофильма, при разборе построенных кем-то

тематических песочных композиций, в ходе обсуждения другими учащимися своих способов решения жизненных проблем [2, 4, 8-11, 16, 17, 25-29, 43, 46, 49, 53, 58-62, 68, 69].

Более глубокому воздействию будут соответствовать различные варианты внутреннего диалога, который может быть продолжением осмысления приобретенного опыта, поиском новых ориентиров или возможностей. Причем целенаправленное использование алгоритмизированных технологий организационного развития могут стать для учащегося эффективным инструментом интеллектуальной деятельности, который снижает вероятность погружения учащихся в пучину бесплодных грез, непродуктивных мечтаний.

От моделирования качественно более интенсивных проявлений отраженной субъектности, по нашему убеждению, в работе по развитию личности в системе современного образования лучше воздерживаться. Дело в том, что доведенное до уровня претворенной субъектности воздействие чревато риском существенного искажения представлений учащихся о своей причастности к происходящему. Из этого, в частности, следует требование исключать из моделей обучения технологиям личностного развития суггестивных методик типа директивного или эриксонианского гипноза.

Описанная градация качественных уровней отраженной субъетности также может быть использована преподавателем в процессе его работы для того, чтобы контролировать степень взаимовоздействия участников учебного процесса друг на друга. Кроме того, эту градацию без особого труда могут усвоить и активно использовать с той же целью и сами учащиеся [8, 9, 46, 51, 53, 60].

Таким образом, и построение эффективных моделей обучения различным гуманитарным технологиям, и обеспечение развивающего эффекта от их использования может быть обеспечено за счет простого осмысления и целенаправленного применения феноменов отраженной субъектности. Эффективность в этом случае обеспечивается тем, что ничего специально выдумывать здесь не надо - достаточно просто показать, что эти повсеместно и постоянно встречающиеся феномены из себя представляют и как их можно использовать на практике.

Литература

1. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

3. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

5. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

6. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

7. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

8. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 115-123.

9. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационная модель обучения проектной деятельности на основе субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 126-134. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-3. С. 359-361.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности внедрения учебного модуля «Дизайн проектов» как педагогической инновации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01(96)С. 135-141

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 142-148.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Решение проблемы выбора в условиях профицита возможностей в период вузовского образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 87-92.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Субъектогенетическое сопровождение профессионального обучения как инновационная образовательная технология // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 149-155.

Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

Огнев А.С. Инновационные модели оптимизации образования на основе субъектного подхода к обучению // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117125.

Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Методы активизации субъектного потенциала входе профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133137.

Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

Огнев А.С. Проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности

трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 107-112.

Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4.

С.103-112.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

Огнев А.С., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Проблемы молодежи Приднестровья. // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т.1. № 1(49). С. 33-37. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство:

психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Взаимосвязь самоэффективности личности и тревожности у

студентов / В сборнике: Наука и современность. Сборник статей Международной научно-

практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С.

150-153.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 7581.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Инновационная модель тест-тренажерных практикумов как средства повышения субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015.С. 34-35.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

52. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014.№ 3(11). С.111-115.

53. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

54. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

55. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы гармоничного сочетания оценочных процедур с развитием субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 137-141.

56. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

57. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектно-ориентированная оптимизация гуманитарной подготовки в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 73-79.

58. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

59. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

60. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

61. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

62. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

63. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.

64. Петровский В.А. Начала мультисубъектной персонологии //Развитие личности. Изд-во МПГУ, 2010. №1. С.55-72

65. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. - М, 1993. - 70 с.

66. Сидоренко М.Г., Огнев А.С. Исследование возможностей использования и построения клипов креативно-моделирующего типа // Современное образование в психолого-педагогических исследованиях: Сборник научных трудов конференции. - М., 2016. С. 58-63.

67. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в Росии и Китае // В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-53.

68. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138.

69. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

70. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

71. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.