Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / LIFE NAVIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А. С.

В статье раскрывается субъектный подход к обучению как инновационная основа для оптимизации модели образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Огнев А.С. ©

Декан, факультет психологии и педагогики, Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается субъектный подход к обучению как инновационная основа для оптимизации модели образования.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность, Жизненная навигация. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity, Life navigation.

Какая среда отвечает современным требования к высшему профессиональному образованию? Каковы особенности современной образовательной среды в достижении целей воспитания гражданина профессионала и патриота? Что следует делать при оптимизации образовательной среды, если речь идет о повышении эффективности различных видов уставной деятельности вуза? Это одни из тех вопросов, ответы на которые постоянно приходится искать любому руководителю высшего учебного заведения и которые напрямую связаны с процедурами аттестации вуза. А в эпоху многочисленных объединений вузов это еще и очень злободневные проблемы, от решения которых во многом зависит успешность столь сегодня модной формы реорганизации высшего образования.

Прежде всего отметим, что одно из словарных определений самого понятия «среда» связывает его с тем, что окружает некую середину. Если речь идет о вузе, такой серединой, системообразующим началом безусловно является образовательная деятельность. И действительно, так или иначе различные интерпретации понятия «образовательная среда» включают в ее описание указания на влияние того, что какую-то образовательную деятельность окружает. Часто при этом отмечается, что подобное окружение можно рассматривать как политические, правовые, экономические, бытовые, материальные, социально-психологические и иные условия, в которых реализуется образовательная деятельность и, шире, жизнедеятельность вуза.

В описаниях образовательной среды часто пытаются выделить конкретные факторы как существенные обстоятельства, определяющие характер и успешность образовательной деятельности. Учитывая социальный характер всей жизнедеятельности вуза, образовательную среду часто вообще сводят к некой «совокупности человеческих отношений», связанных с образовательной деятельностью. Также при описании образовательной среды нередко используется ее понимание как определенного опыта, отражающего социокультурный уровень развития конкретного образовательного учреждения, включающих его различных уровней системы образования. Есть еще и такие подходы, где образовательная среда рассматривается как источник развития человека, человеческих сообществ, образовательной деятельности, познания, просвещения и т.д. Но вопрос о содержательном наполнении понятия «образовательная среда» после введения в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 уже представляется излишним. Гораздо важнее вопрос об оптимизации такой среды с учетом современных вызовов и приоритетных задач, которые стоят перед системой профессионального образования.

Среди указанных выше различных составляющих образовательной среды в законодательном плане отдельно выделен такой ее аспект, как «отношения в сфере образования», которые определены как «совокупность общественных отношений по

© Огнев А.С., 2017 г.

реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование». Надо признать, что в век активного развития дистанционных форм образования и высокой степени вариативности финансово-экономических и материальных условий работы вуза именно этот аспект становится неотъемлемой частью инвариантной основы образовательной среды как самостоятельного понятия. Разумеется, можно дискутировать по поводу того, не следует ли считать такие отношения частью самой образовательной деятельности, но не вызывает сомнения правомерность отнесения их к числу важнейших факторов успеха такой деятельности. И если выбирать очередность направлений оптимизации чего-либо в образовательной среде, то по праву во всех смыслах этого слова первое место должны занимать как раз отношения, возникающие между людьми в ходе образовательной деятельности.

Далее следует обратить внимание на то, что в представленном в Федеральном законе описании образования как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» первоочередное место отведено деятельности, направленной «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» - т.е. воспитанию. Также в плане оптимизации образовательной среды важно подчеркнуть, что обучение определено как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (подчеркнуто нами - Э.Л., А.О.).

Оптимизация всегда связана с определенной задачей, обеспечением наилучших условий для решения которой она и является. Поэтому, оптимизация образовательной среды всегда подразумевает создание наилучших условий для достижения целей образовательной деятельности. Зафиксированные в образовательных стандартах, многократно описанные в различных исследованиях [1-19, 28-32, 35-39, 42-47, 49-59] такие цели включают готовность по-настоящему образованного человека к успешной жизнедеятельности, которая складывается из умений определять и достигать жизненно важные результаты, согласовывать свои действия с другими людьми, успешно действовать в составе проектных команд, организовывать различные виды активности, осваивать новый опыт и т.д. Как нами было показано в работах [7, 10-14, 17-19, 31, 43, 47, 49, 59], эффективному развитию таких умений способствует участие в создании и реализации различных проектов. Поэтому в современном вузе важнейшей частью оптимизации его образовательной среды является поощрение таких проектов (образовательных, научно-исследовательских, творческих, волонтерских и т.д.), которые развивают инициативу и ответственность, умение выстраивать партнерские отношения, организованность, любознательность и самообучаемость - качества, обеспечивающие способность личности быть первопричиной собственной активности, полноценным субъектом своей жизнедеятельности [6-15, 19-31, 46, 47, 49, 55, 56, 59].

Оптимизация образовательной среды должна осуществляться путем создания условий, побуждающих участников образовательной деятельности к ответственной постановке именно жизненно важных для них целей, достижению намечаемых результатов в повседневной жизни (а не только в рамках учебного процесса), осмыслению и эффективному применению приобретаемого в ходе такой работы опыта во всех сферах своей жизнедеятельности. По сути в этом случае речь идет об оптимизации образовательной среды путем создания условий для прохождения учащимися во всех видах образовательного процесса всех стадий субъектогенеза [7, 9, 10-25, 29-31, 34-40, 42-47, 49, 59]. Как следует из указанных работ, организаторы субъектогенетической оптимизации образовательной среды

вуза в качестве диагностических средств при построении индивидуальных образовательных траекторий учащихся могут использовать метод виртуальной субъектности, а при оценке силы педагогического воздействия - феномены отраженной субъектности. Оценка полученных результатов также может проводиться с использованием оптимизированных алгоритмов определения субъектного потенциала учащихся [16, 19, 21, 25-27, 33, 38, 40, 41, 46-49, 59].

Важнейшей частью субъектогенетической оптимизации образовательной среды вуза является культивирование у его сотрудников и студентов отношения к праву каждого человека на собственное самоопределение как к самодостаточной ценности. Такая оптимизация предполагает не просто декларацию подобных ценностей, а еще и реальное предоставление возможностей для ответственного выбора своих целей, поощрение инициативы, содействие конструктивному диалогу, стимулирование любознательности и самообразования. Важно понимание и принятие такой позиции не только преподавателями и студентами, но и практически всеми без исключения сотрудниками вуза. Разумеется, важнейшую роль в субъектогенетической оптимизации образовательной среды играет профессорско-преподавательский состав. То, что им будет поощряться, а что отвергаться в значительной мере и определит итоги любой оптимизации. Но наиболее критическим для осуществления подобной оптимизации фактором является персональный выбор руководящего состава вуза. Без искреннего стремления этого нормозадающего звена вузовского коллектива нескоординированные усилия отдельных преподавателей вместо оптимизации в лучшем случае приведут к повышению неоднородности образовательной среды и усилят дезориентирующее влияние на студентов. И наоборот, как показывает практика [7, 11-14, 19, 23, 31, 42. 43, 45-47, 49, 56, 59], консолидированные усилия руководящего и профессорско-преподавательского состава вуза, направленные на становление персональной субъектности студентов, создают оптимальную образовательную среду для достижения жизненного важных целей, развитию и реализации творческого потенциала личности и обучающих, и обучающихся.

Литература

1. Вербицкая Л.А. Задачи академии на новом этапе ее развития / Профессиональное образование. Столица. 2014. С. 2-6.

2. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // В книге Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 2015. С.96-103.

3. Вербицкий А.А. Проблемы проектирования контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4.С.2-8.

4. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т.36. № 3. С.5-14.

5. Геворкян Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23-31.

6. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

7. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

8. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

9. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

10. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

11. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

12. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

13. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

14. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

15. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

16. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

17. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

18. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

19. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

20. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

21. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

22. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

23. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

24. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

25. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

26. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

27. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.

28. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

29. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

30. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

31. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

32. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

33. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект.// Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи./ В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

39. Огнев А. С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций./ В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

50. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

51. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

52. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания. //Человек и образования. 2012. № 1.С. 14-18.

53. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае // В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

54. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

55. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

56. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

57. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 118-122.

58. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С.2-6.

59. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.