Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ВОЗВРАЩЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ВОЗВРАЩЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE MODEL OF TRAINING / СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А.С., Лихачева Э.В.

В статье раскрывается сущность и пути использования виртуальной и возвращенной субъектности в ходе инновационного моделирования в русле субъектогенетического подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ВОЗВРАЩЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ВОЗВРАЩЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Огнев А.С.1, Лихачева Э.В.2 ©

1Декан, факультет психологии и педагогики; 2Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается сущность и пути использования виртуальной и возвращенной субъектности в ходе инновационного моделирования в русле субъектогенетического подхода

Ключевые слова: инновационная модель обучения, субъектогенетический подход. Keywords: innovative model of training, subject-genesis approach.

Уже практически хрестоматийным стало утверждение о том, что развитие личности включает в себя множественные переходы виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности. Так, в активно развиваемой в последние годы персонологии важные этапы развития личности увязывают с моментами включения образа одного человека в картину мира другого человека [56-60, 62, 63]. Появление подобных психологических структур связывают с актуализаций в одном человеке того, что до этого было виртуальным, с отражением его личности в сознании других людей и возвращением к нему представлений других людей о его субъектности, существенно изменяя его собственный представления о самом себе. Так как все это составляет суть того, из чего складываются единичные акты развития личности, то они безусловно должны быть учтены и целенаправленно использованы в образовательном процессе развивающей направленности. И поэтому при построении наших собственных оригинальных инновационных моделей обучения развивающей направленности мы используем эти феномены вполне намерено. В ряде работ нами уже было подробно описано, как именно это делается в отношении отраженной субъектности [1, 3, 7, 8, 21-34]. В данной статье основное внимание будет уделено использованию в этих целях, прежде всего, виртуальной и возвращенной субъектности.

Напомним, что персонологическая трактовка развития личности строится с учетом таких аспектов бытия человека, как его индивидуальная жизнь и сознание, самопознание и самовыражение, диалог и бытие - в - другом, преодоление чужеродности внешнего мира, воплощенность и аутентичность, самопричинность и саморазвитие [56-60, 62, 63]. В качестве ядра всей персонологии рассматривается личность как самодействующая причина - субъект -своей противоречивой жизнедеятельности. И одна из важнейших для рассматриваемого нами вопроса задач персонологической практики - это увеличение самоэффективности человека как мультисубъектного образования в различных сферах взаимодействия с миром через самопознание, саморазвитии и самореализацию.

Применение для решения указанной задачи метода виртуальной субъектности предполагает создание ситуаций с высоким потенциалом порождения субъектности человека. Решаемые человеком проблемы должны быть поставлены им самим. А тем, кто организует процесс повышения его самоэффективности, должны быть созданы условия для активного целеполагания самим учащимся. Но в плане субъектогенеза важно, чтобы эти цели были еще и избыточны в отношении к требованиям конкретной ситуации, побуждали учащегося к действиям над порогом ситуативной необходимости, предполагали творческий поиск новых путей и отказ от механических действий по готовым шаблонам. Основная задача педагога в этом случае - содействие переходу учащегося из состояния виртуальной субъектности в состояние субъектности реальной. Работа педагога, как мы уже не раз

© Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.

отмечали [1, 3, 7, 8, 28-34, 44-55], в этом случае можно сравнить с сократовской мойевтикой, направленной на содействие человеку в самопорождении в качестве автора решения жизненно важной задач. Для этого, например, в ходе освоения образовательного модуля «Жизненная навигация» первокурсникам мы помогаем выбрать то, что из имеющихся в любом вузе возможностей наиболее для них значимо, что именно и как из этих возможностей они будут использовать. Для студентов средних курсов тот же смысл имеет определение мест проведения практик, выбор приоритетных исследовательских и социальных проектов [5, 6, 9, 12-14, 17, 18, 23-30, 35, 44]. Подобным образом мы побуждаем наших выпускником к поиску своей будущей работы, который предполагает ее увязку с их жизненными приоритетами, наличие основных, запасных и альтернативных вариантов, проявление творческой инициативы, настойчивости и ответственного в реализации составленной программы своего трудоустройства [38, 42, 43-54, 66-68].

Вспомогательным средством в поиске тех составляющих виртуальной субъектности, которые наиболее перспективны в плане их первоочередной актуализации, могут стать проявления учащимся надситуативной активности.

Проявление такой активности в витальной сфере часто служит подсказкой того, что для студента могут быть важны его достижения в спорте, что его заинтересует работа в каких-либо секциях. При выраженных проявлениях надситуативной активности в сфере социальных контактов целесообразно обсудить с учащимся желательность для него участия в общественной жизни, в различных социальных проектах. В сфере учебной или научной деятельности надситуативная активность может проявляться в самостоятельной возгонке уровня трудности решаемых задач, в стремлении по собственной инициативе отыскивать их все новые и новые решения, в спонтанном обобщении и непрагматической постановке проблем. В таком случае целесообразно рассматривать как приоритетные участие учащегося в работе какой-либо научного сообщества, в предметных олимпиадах, работу в программах по углубленному изучению какой-то конкретной дисциплины.

Как нами уже неоднократно обсуждалось, акты субъектогенеза связаны со стремлением человека проверить подлинность восприятия себя в качестве субъекта совершенного. Следовательно, в число обязательных составляющих моделей обучения развивающего типа входит диалогическое общение между участниками образовательного процесса, т.е. взаимодействие субъект-субъектного типа. И, как уже было сказано в работах [29, 31-34], это связано с порождением и воспроизведением человеком себя как субъекта, переживанием каждым участником образовательного процесса эффектов отраженной и возвращенной субъектности. Здесь возвращенная субъектность выполняет функцию обратной связи. В диалогическом взаимодействии такая обратная связь может быть оценочной (ты прав, молодец и т.п.), интерпретативной (ты это сделал потому, что подумал...) и дескриптивной (твоим первым шагом было..., затем ты...; я знаю, что ты теперь можешь делать это, и это).

Оценочная обратная связь в развивающем обучении может использоваться как способ поддержки, поощрения желательных действий. Например, участники групповых дискуссий могут сказать, что им понравилось, как кто-то решил свою проблему и для этого использовал приобретенные знания. Т.е. автору события подтверждаю и само авторство, и его ценность -«возвращают» его субъектность. И с помощью той же формы возвращенной субъектности человеку напоминают о его ответственности за им содеянное. Например, мы говорим человеку, что твой поступок сомнителен. Это означает, что, во-первых, субъектом содеянного мы считаем лично его. Во-вторых, мы побуждаем его взять на себя ответственность и за то, что он будет теперь уже зная нашу реакцию делать в будущем.

Интерпретативная обратная связь в сочетании с последующим обсуждением помогает проверить то, насколько вообще нам стоит доверять своим разнообразным предположениям (в этом случае речь по сути идет о многократных повторах актов возвращенной субъектности). Эту форму возвращенной субъектности мы активно используем, например, в

наших тест-тренажерных практикумах, в ходе обсуждений учебных видеосужетов, песочных композиций [2, 4, 10, 15, 16, 36, 37, 39, 40, 55, 61, 64, 65].

Дескриптивная форма обратной связи быстрее всего преобразует диалог между участниками педагогического процесса в обсуждение конкретных действий. Таким путем, например, в групповых дискуссиях организуется поиск решения конкретных проблем. Так наставник или коуч помогает своему подопечному определить, что конкретно он будет делать [1, 7, 8, 21, 44, 52]. Тем же способом членами рабочих команд разрабатываются и согласуются планы исполнения собственных проектов [5,6, 11, 13, 19, 20, 41, 31-34].

Отчасти подобного рода возвращенной субъектностью становятся для каждого из нас собственные записи, схемы, планы, самоинструкции. Возвращаясь к отраженным в таких самоинструкциях предписаниям самому себе, мы в настоящем ощущаем влияние своей субъектности, действие которой началось даже до возникновения этих записей. В них наша субъектность отразилась в виде знако-символических схем ориентировки и возвратилась как самопобуждение к следованию установкам определенного рода.

Завершая описание вариантов использования феноменов виртуальной и возвращенной субъектности в моделях обучения развивающего типа, отметим, их учет создает основу для глубокого научного обоснования подобных педагогических инноваций. Представленные примеры показывают, как сугубо академические исследования личности могут послужить делу ее реального развития. Также стоит отметить, что благодаря общности и глубине понимания механизмов развития личности учащихся описанный подход к педагогическому моделированию имеет хорошие перспективы для широкомасштабного внедрения создаваемых с его помощью инновационных вариантов обучения в систему современного образования.

Литература

1. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

5. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

6. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

7. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 115-123.

8. Латшенбергер Н.А., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133-137.

9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационная модель обучения проектной деятельности на основе субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

10. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 126-134.

11. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. - Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности внедрения учебного модуля «Дизайн проектов» как педагогической инновации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01(96)С. 135-141

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 142-148.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями / Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Решение проблемы выбора в условиях профицита возможностей в период вузовского образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 87-92.

Лихачева Э.В., Огнев А.С. Субъектогенетическое сопровождение профессионального обучения как инновационная образовательная технология // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 149-155.

Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.

Огнев А.С. Инновационные модели обучения технологиям личностного развития в современном образовании (монография). - Москва, 2017. - 106 с.

Огнев А.С. Инновационные модели оптимизации образования на основе субъектного подхода к обучению // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117125.

Огнев А.С. Жизненная навигация личности: научно-педагогические основы реализации в профессиональном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117-125.

Огнев А.С. Методы активизации субъектного потенциала входе профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97). С. 117-125.

Огнев А.С. Субъктогенетический подход к построению лайф-коучинга как жизненной навигации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 133137.

Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003. Огнев А.С. Проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 02 (97) С. 117-125.

Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

Огнев А.С., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Проблемы молодежи Приднестровья. // Вестник Приднестровского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т.1. № 1(49). С. 33-37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Инновационная модель тест-тренажерных практикумов как средства повышения субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015.С. 34-35.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Подготовка специалистов для реализации жизненной навигации в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96) С. 117-125.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы гармоничного сочетания оценочных процедур с развитием субъектного потенциала учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-3. С. 137-141.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Сочетание воспитания и обучения в технологиях личностного развития для системы профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектно-ориентированная оптимизация гуманитарной подготовки в высшей школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-4. С. 73-79.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

Огнев А.С., Лихачева Э.В. Технологии личностного развития субъектогенетической ориентации для профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 01 (96). С. 117-125.

54. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

55. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

56. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.

57. Петровский В.А. Начала мультисубъектной персонологии // Развитие личности. Изд-во МПГУ, 2010. №1. С.55-72.

58. Петроский В.А. Общая персонология: наука личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Самара, 2003, С. 20-30.

59. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. - М, 1993. - 70 с.

60. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Наука личности: четыре проекта общей персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2012. Т.9, №1. С.21-39.

61. Сидоренко М.Г., Огнев А.С. Исследование возможностей использования и построения клипов креативно-моделирующего типа // Современное образование в психолого-педагогических исследованиях: Сборник научных трудов конференции. - М., 2016. С. 58-63.

62. Старовойтенко Е.Б. Парадигма жизни в персонологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.7, №1, 2011. С. 3-18.

63. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М.: Академический проект, 2004.

64. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае // В сборнике: Наука ХХ1 века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 15-53.

65. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138.

66. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

67. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

68. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modern russian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.