ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Огнев А.С. ©
Декан, факультет психологии и педагогики, Российский новый университет
Аннотация
В статье раскрываются сущность проблемы интеграции технологий личностного развития в систему профессионального образования и пути ее решения на примере использования технологии жизненной навигации личности в профессиональном образовании.
Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность, Жизненная навигация. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity, Life navigation.
Никто не хочет попасть на прием к бездушному врачу или чиновнику. Не вызывает симпатии черствый технократ. Все готовы осудить жестокого учителя. Но попробуйте ввести в реализуемую вузом образовательную программу дисциплины, которые как раз и направлены на развитие душевности, отзывчивости, коммуникативной компетентности, умение воспринимать и принимать личность другого человека. Сразу выяснится, что по мнению многих вузовских руководителей студентам итак катастрофически не хватает времени на изучение специальных дисциплин. И они всегда будут отчасти правы, так как в век интенсивного роста информации сведений о чем-нибудь всегда хватать не будет. Но если каждую пятилетку объем информации человечество будет удваивать и дальше (а скорее всего эти темпы будут только нарастать), то при подготовке специалистов любого профиля нам пора всерьез задуматься о том, чтобы наши студенты узнали не как можно больше, а о том, чтобы они усвоили главное. И критическим знанием при наблюдающихся темпах информационной, технической и любой иной вооруженности человечества становится знание человеком самого себя, которое должно стать основой персональной человечности.
Эта мысль вроде бы и не нова. Об этом более чем убедительно говорили и в прежние времена, не забывают и сейчас [1-9, 11-17, 21-27, 30-34, 39, 41, 44-49, 51, 53, 55-60]. Но как только дело доходит до профессионального образования, то корпоративные интересы сразу берут верх над очевидными доводами разум. И снова принимается решение дать побольше сопромата, математики, информатики и т.д. Ставший в этом случае объектом массированной информационной атаки студент либо отреагирует защитным разгильдяйством, либо невротическим расстройством. А немногие вроде бы уцелевшие могут со временем проявить другой и еще более опасный вариант деструктивных последствий такой, с позволения сказать, педагогики. Став большими начальниками, врачами и учителями, они пополнят и без того многочисленные ряд специалистов, работа которых временами очень похожа на применение психотравмирующего оружия массового поражения. И то, что это не пустые слова показывают наши многочисленные эксперименты в области инструментальной диагностики и широкомасштабное использование на практических занятиях в различных вузах приемов Sand-play терапии [7, 9, 17, 18, 27, 28, 35, 36, 40, 42, 43, 50, 52]. Как говорится, не хочу никого пугать, но выраженные невротические и психотические проявления более чем наглядно демонстрирует уже около трети бакалавров и более половины (!) магистров. Т.е. по мере накопления жизненного опыта (и вместе с ним профессионального) наши сограждане все больше и больше теряют психологическую устойчивость и все меньше и меньше оказываются неспособными справляться с жизненными трудностями.
Проблема эта касается не только отечественного образования. Многие известные зарубежные вузы ввели такие учебные дисциплины, как «Позитивная психология», «Лайф-
© Огнев А.С., 2017 г.
коучинг», «Психология счастья» задача которых - повышение психологической устойчивости, персонального благополучия и процветания человека. В подобных дисциплинах студентов обучают планированию своей жизни, созданию системы сбалансированных целей, поиску и эффективному использованию своих ресурсов. Основой для этого служат исследования закономерностей достижения человеком персональных успехов, факторов и механизмов преодоления жизненных трудностей. По сути все это в нашей отечественной психологии давно и успешно изучается в рамках исследования развития личности, субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике [8-11, 13-27, 33, 36-39, 45, 47-49, 51, 58, 60].
Многолетние исследования природы человеческой субъектности помогли определить важнейшие качества, позволяющие личности выступать в роли первопричины собственной активности, успешно справляться с жизненными трудности, добиваться реализации своих замыслов. Прикладные направления этих исследований снабдили практиков множеством эффективных алгоритмов создания ориентиров для достижения наивысших результатов в различных сферах жизнедеятельности. Акмеологическая наука помогла определить наилучшие условия для совместной деятельности людей в составе различных типов команд, показала пути и способы сохранения высокой продуктивности и усиления стрессоустойчивости. Это стало возможным благодаря изначальной постановки задач в рамках таких исследований в расчете не только на изучение подобных феноменов, но на широкомасштабное внедрение найденных эффективных решений в практику - особенно в сферу профессионального образования [21-27, 45-51, 1-7, 54, 58, 60].
Чрезвычайно ценной для решения обозначенных выше проблем оказалась такая особенность субъектогенетической практики, как целенаправленная разработка модели квалифицированного пользователя психолого-педагогическими знаниями. Для этого с учетом контекстного подхода были вычленены ключевые с точки зрения жизненного успеха задачи, решение которых предусматривает применение психологических знаний. Ими оказались постановка и достижение жизненно важных целей, предполагающие понимание особенностей собственной личности и умение формировать и поддерживать оптимальное для этого психофизиологическое состояние. Также было показано, что не менее важны умения выстраивать партнерские отношения при взаимодействии с другими людьми -особенно в условиях возникновения разнообразных межличностных конфликтов. Социальный контекст всей нашей жизнедеятельности также задает высокую значимость умения занимать достойное место в значимых для нас организациях. Оказалось, что в ходе профессиональной подготовки специалистов практически любого профиля отработку необходимых для решения этих задач компетенций можно организовать в ходе развития способности студентов оценивать собственную личность и личность других людей в качестве субъектов жизнедеятельности, способности организовывать и вести переговоры для разрешения межличностных конфликтов, приобретения умения дать оценку социальной организации как группового субъекта.
Использование теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий позволило разработать для системы профессионального образования компактные и в то же время высокоэффективные тренинги психосоматической саморегуляции, тест-тренажерные практикумы, методики моделирования и отработки оптимальных форм поведения как в условиях индивидуальной, так и командной деятельности студентов. С учетом усиливающейся социально-экономической и политической дивергенции, полипрофессионализма как нарастающей тенденции был создан и внедрен в систему профессионального образования учебный модуль «Жизненная навигация». В этом модуле с опорой на описанные выше умения студенты отрабатываю навыки определения своих жизненных приоритетов, культивируют готовность реализовывать свои замыслы как ходе индивидуальной работы, так и в составе рабочих команд.
Но даже в условиях очевидных успехов в использовании этих форм личностного развития мы вновь столкнулись с немалыми трудностями на этапе их внедрения. Как и в
случае любой полезной инновации, наряду с большим числом энтузиастов этой формы работы нам пришлось убеждать и не мало скептиков. Так, в ответ на опасения, что студентам негуманитарного профиля подобная работа неинтересна, было опрошено более девятисот учащихся естественно-научных факультетов, более восьмидесяти процентов которых подтвердили заинтересованность в изучении этих дисциплин и практическую пользу от применения полученных навыков.
В ответ на сомнения по поводу готовности педагогического состава к широкомасштабному внедрению технологий личностного развития в систему профессионального образования нами была разработана программа краткосрочной переподготовки преподавателей, которую к настоящему времени с успехом прошло более трехсот сотрудников различных отечественных и зарубежных вузов. Успех этой подготовки наглядно демонстрируют самостоятельные публикации наших коллег, в которых они делятся результатами своего положительного опыта применения описанной технологии личностного развития [5, 6, 12]. Но особенно важным аргументом для дальнейшего широкомасштабного внедрения описанных вариантов технологий личностного развития является повышенная успешность освоивших их выпускников системы профессионального образования.
Литература
1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. № 3. С.11-24.
2. Вербицкий А.А. Проблемы проектирования контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4.С.2-8.
3. Гулина М.А., Зинченко Ю.П. Консультативная психология. Питер. 2015. 336 с.
4. Геворкян Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23-31.
5. Гончар С.Н. Жизнестойкость как психологическая характеристика личности педагога в период модернизации образования. / В сб.: Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций. 2016. С.459-464.
6. Гончар С.Н., Клименко И.В. Самоэффективность как значимое качество личности педагога-инициатора непрерывного образовательного движения. // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 4(4). С.123-129.
7. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.
8. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.
9. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.
10. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.
11. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.
12. Казин Ф.А., Причисленко А.Г., Самосадная А.А. Почему предпринимательское образование в вузе целесообразно начинать с курса «Жизненная навигация»? // Инновации. 2016. № 3(209). С. 88-93.
13. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.
14. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.
15. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.
16. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.
17. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.
18. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.
19. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.
20. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.
21. Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999
22. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.
23. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
24. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.
25. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.
26. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.
27. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.
28. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.
29. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С. 103-112.
30. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.
31. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.
32. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.
33. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.
34. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.
35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.
36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.
37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.
38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.
39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.
40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.
41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.
42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.
43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.
44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.
45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.
46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.
47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.
48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.
49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.
50. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.
51. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.
52. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.
53. Петровский В.А., Старовойтенко Е.Б. Науки личности: четыре проекта общей персонологии.// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(1). С.21-39.
54. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.
55. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае // В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.
56. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138
57. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.
58. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.
59. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С.2-6.
60. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.