Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / TECHNOLOGY FOR PERSONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Огнев А.С., Лихачева Э.В.

В статье раскрывается сущность, условия, проблемы и особенности подготовки специалистов для реализации технологии жизненной навигации, направленной на формирование универсальных компетенций и личностное развитие молодежи в системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Огнев А.С.1, Лихачева Э.В.2 ©

1Декан, факультет психологии и педагогики; 2Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается сущность, условия, проблемы и особенности подготовки специалистов для реализации технологии жизненной навигации, направленной на формирование универсальных компетенций и личностное развитие молодежи в системе профессионального образования.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, технологии личностного развития, профессиональное образование.

Keywords: subject-genesis approach, technology for personal development, professional education.

Сложные и во многом новые существенные изменения всех сферах экономической и общественно-политической жизни нашей страны побуждают ведущих специалистов в области организации образования постоянно искать содержательные ответы на вызовы времени [1-9, 56, 57, 62, 63]. Но текущая ситуация в сфере образования стала настолько острой, что в очередном Послании Президента Федеральному собранию в числе ключевых задач отдельно выделен блок того, что адресовано всем педагогам нашей страны. В Послании отмечено, что опорой для наших будущих успехов должны стать формируемые в учении способность к самостоятельному мышлению и решению нестандартных задач, готовность к продуктивной индивидуальной работе и к работе в команде, умение ставить перед собой цели и добиваться их реализации. Как раз именно на формирование таких умений и направлен разработанный нами образовательный модуль «Жизненная навигация» [10-20, 32-35, 39-43, 46-51, 53, 54, 58-61, 64]. Но, как и любые начинания в системе профессионального образования, широкомасштабное внедрение «Жизненной навигации» не было бы возможно без организации подготовки тех, кто в состоянии применять эту технологию в учебном процессе.

Как и в случае любой другой учебной дисциплины, освоение преподавателем «Жизненной навигации» начинается с его персонального выполнения заданий этого модуля. Особенность здесь в том, что в отличие от традиционных дисциплин опыта прохождения чего-то подобного в студенческие годы ни у кого из нас не было. Ни сам модульный принцип, ни целенаправленная работа с ориентацией исключительно на развитие субъектного потенциала личности для традиционной системы образования не свойственны и по сути являются педагогическими инновациями [11-18, 21-36, 44-47, 50, 51, 53-55, 61, 64]. Поэтому тем, кто осваивает роль преподавателя «Жизненной навигации» приходится привыкать и к необычному формату ведения занятий, и к пока еще нетипичному для вуза содержанию. Но, видимо, потребность подобного курса настолько назрела, что при работе с несколькими сотнями участников занятий, направленных на подготовку к ведению «Жизненной навигации» и России, и в зарубежных вузах, мы неизменно на протяжении уже более пяти лет видим очень высокий интерес и к предлагаемому содержанию, и к форме его подачи.

Как и их будущие студенты, в процессе подготовки к работе с модулем «Жизненная навигация» в индивидуальном режиме преподаватели формулируют для себя жизненно

© Огнев А.С., Лихачева Э.В., 2017 г.

важные цели, определяют необходимые для их достижения ресурсы, строят предположения в отношении возможных трудностей на пути к намеченным целям, намечают способы преодоления этих трудностей, строят план движения к своим целям. Следующая отрабатываемая тема в ходе подготовки будущих преподавателей «Жизненной навигации» -смысловая и аффективно-поведенческая проверка качества результатов выполнения заданий предыдущих тем путем прогнозирования ими характера своего реагирования на достигнутое. Затем, как и их будущие ученики, преподаватели определяют круг лиц, с которыми понадобятся переговоры в ходе реализации их намерений. Они также строят модели самих предстоящих переговоров. Заключительной темой этого части подготовки становится построение преподавателем рамочной событийной модели своего идеального дня. В этой части «Жизненной навигации» преподаватели, как и все работающие с этим модулем учащихся, анализируют соответствие намеченных событий указанным в первой теме целям. По итогам такого анализа они решают, как им поступить в случае если найдены цели, для реализации которых в модели идеального дня не запланировано ни одного события, а также что делать, если обнаружены события, не предусматривающие достижения ни одной из намеченных ранее целей.

После индивидуальной части работы по каждой из указанных тем организуется групповое обсуждение, помогающее уточнить собственные цели и планы, проверить степень их реалистичности. Но в отличие от студентов для преподавателей очень важно увидеть, как такая работа проводится и, самое главное, наметить то, как они будут подобную работу организовывать. Поэтому для каждого из предстоящих занятий они составляют сценарные планы их проведения и выносят их на групповое обсуждение со своими коллегами.

В рамках курсов повышения квалификации мы просим преподавателей при разработке сценарных моделей своих занятий использовать принцип «набегающей волны». Согласно этому принципу, детальный сценарный план разрабатывается только для первой встречи преподавателя со студентами. Для последующих занятий такой план создается в виде эскизного наброска возможных вариантов их проведения, который можно будет легко дорабатывать с учетом первого занятия. Поэтому первое занятие, помимо тематической задачи, помогает решить и задачу по уточнению особенностей данной конкретной группы студентов. Кроме того, мы просим преподавателей наметить возможные варианты работы со студентами разных курсов с учетом специфики каждого этапа обучения в вузе. Так, например, для первокурсников мы просим сделать акцент на возможностях самого вуза. Для студентов средних курсов просим проработать вопросы организации их учебных и производственных практик. Для выпускников мы рекомендуем сместить акценты на вопросы выбора темы выпускной квалификационной работы и успешного трудоустройства.

Для облегчения поиска приемов, совместимых с индивидуальными особенностями самого преподавателя, мы просим каждого из них вначале представить себя в роли успешного выпускника именно данного вуза. Каждый из участников курсов повышения квалификации именно в этой роли длится своими соображениями, на что им следовало бы обратить внимание, если бы они были первокурсниками. Тот же прием повторяется в следующий день занятий, но со сменой роли наставника. Теперь аналогичную беседу преподаватели ведут так, как если бы это делал успешный студент-старшекурскник. На одном из следующих занятий мы просим преподавателей сыграть роль первокурсника и задать группе те вопросы, которые касаются правильного начала студенческой жизни, если она ориентирована на максимально эффективное использование периода профессионального обучения.

Как уже было сказано, все подобные наработки становятся основой для группового обсуждения. Реализуя таким образом принцип «профессионалы учат профессионалов», мы помогаем взаимному обогащению участников дидактическими средствами, которые помогут разнообразить преподавателям свою работу. Обсуждения в группе и демонстрация отдельных фрагментов того, что преподаватель будет делать уже со своими студентами, также выполняет роль репетиции будущих занятий, повышая вероятность успешного

включения «Жизненной навигации» в его личный перечень преподаваемых дисциплин. Обсуждение своих замыслов в группе именно преподавателей данного вуза помогает учесть специфические особенности данного образовательного учреждения, что существенно облегчает интеграцию модуля «Жизненная навигация» в учебный процесс. Как показывает практика, на основе таких учебных групп образуется система устойчивых связей преподавателей друг с другом. Это позволяет им обсуждать успехи и проблемы, связанные с преподаванием модуля «Жизненная навигация», оперативно обмениваться удачными педагогическими находками.

С учетом предстоящей работы в качестве преподавателей «Жизненной навигации» участники таких занятий знакомятся с различными дидактическими средствами, которые могут быть ими использованы в своей работе. Особое внимание при этом нами уделяется практике использования различных имажинативных методов, специально разработанных нами для образовательного модуля «Жизненная навигация» и прошедших серию проверок их эффективности [10, 12, 13, 19, 20, 30, 31, 37, 38, 42, 44, 45, 47, 50-54, 58, 59, 64].

Организаторам подобных курсов повышения квалификации мы намеренно рекомендуем включать в группы тех, кто будет преподавать модуль «Жизненная навигация», еще и тех, кто обеспечивает администрирование образовательной деятельности вуза. Нередко именно их числа этих людей появляются очень успешные преподаватели «Жизненной навигации». Но даже если в дальнейшем они этот модуль не реализуют, то все равно на основе своего глубокого понимания его сути существенно повышают своими грамотными решениями эффективность его внедрения.

Литература

1. Берулава Г.А. Новая методологическая платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. № 3. С.11-24.

2. Берулава Г.А. Стратегические ориентиры развития системы образования в информационном обществе // Paradigmata. 2016. №3. С. 17-22.

3. Берулава М.Н. Перспективы развития современной высшей школы в России // В сб. Академическая наука - проблемы и достижения. 2016. С. 71-74.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2013. № 10. С.45.

5. Вербицкая Л. А. Задачи академии на новом этапе ее развития / Профессиональное образование. Столица. 2014. С. 2-6.

6. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // В книге Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 2015. С.96-103.

7. Вербицкий А.А. Проблемы проектирования контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4.С.2-8.

8. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекстный подход в психологии // Психологический журнал. 2015. Т.36. № 3. С.5-14.

9. Геворкян Е.Н. Кадры высшей школы: актуальное состояние // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 23-31.

10. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

11. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

12. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

13. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

14. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

15. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

16. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

17. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

18. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

19. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

20. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

21. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

22. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

23. Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

24. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

25. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

26. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

27. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

28. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

29. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

30. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

31. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.

32. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

33. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

34. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

35. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

36. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи./ В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. - Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

46. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

47. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

48. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

49. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

50. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

51. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

52. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современого естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

53. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

54. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

55. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

56. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания. // Человек и образования. 2012. № 1.С. 14-18.

57. Ткаченко Е.В. Роль и место экспертных оценок в современном образовании // Педагогика. 2015. № 10. С.24-29.

58. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в Росии и Китае // В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

59. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

60. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

61. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

62. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С.118-122.

63. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С.2-6.

64. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.