Научная статья на тему 'Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения'

Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / LIFE NAVIGATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Э.В., Огнев А.С.

В статье раскрываются особенности реализации технологии жизненной навигации в работе с новым поколением студентов в период их профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности жизненной навигации нового поколения студентов в период их профессионального обучения»

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ НАВИГАЦИИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Лихачева Э.В.1, Огнев А.С.2 ©

1Зав.кафедрой, кафедра общей психологии и психологии труда;

2Декан, факультет психологии и педагогики.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрываются особенности реализации технологии жизненной навигации в работе с новым поколением студентов в период их профессионального обучения.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, субъектность, Жизненная навигация. Keywords: subject-genesis approach, subjectivity, Life navigation.

Несколько последних лет все чаще звучат тревожные заявления о том, что подобно неведомому племени появилось некое новое поколение, которое и думает иначе, и живет иначе, и учить его надо совсем не так и не тому, чему учили их предшественников. И действительно, наши многолетние исследования показывают, что буквально в последние три-четыре года обозначились существенные отличия в том, как себя ведут, какие отношения строят с преподавателями, как расставляют свои жизненные приоритеты те, чье детство прошло уже в постсоветской России. Мы действительно видим у наших первокурсников сочетание повышенной информированности, внешней взрослости с детской непосредственностью, высокую степень независимости в бытовом плане с часто поразительной мировоззренческой инфантильностью.

Все чаще мы стакиваемся с попытками наших студентов давать близкие к примитивных объяснения причин событий, свидетелями и участниками которых они становятся. Усиливающаяся меркантильная прямолинейность в объяснении своих побудительных мотивов все больше напоминает детское бесстыдство наготы. Сегодняшним семнадцатилетним, как и обнаженным малым детям, невдомек, что так цинично и прямолинейно выводить все исключительно из материальной выгоды для зрелого человека немыслимо. Совсем недавно к этому возрасту уже положено было если не понимать, что все далеко не так просто, то хотя бы усвоить, что сводить все к примитивным объяснениям, по меньшей мере, неприлично.

Разумеется, во всем этом проявляется не так давно появившаяся и стремительно поглощающая время нашей молодежи жизнь в среде виртуальной и стремительно для них сокращающаяся во временном масштабе по-настоящему самостоятельная жизнь в мире реальном. Но дело не только в этом. На наш взгляд, так долго критиковавшийся идеологический диктат сменился еще более изощренной формой несвободы. Прямолинейные и стремящиеся показать свою обоснованность, логичность, правдивость агитацию и пропаганду сменили даже не пытающаяся скрывать своей иллюзорности и подслащенной лживости реклама, пронизанный мягкой суггестией нейромаркетинг. Общество потребления неустанно насаждает нам мысль о том, что все уже придумано, решено, сделано. Остается только это купить. Парализующая добросовестного творца-деятеля идеология общества потребления насаждает культ процветающего продавца привлекательных иллюзий, который якобы все необходимое уже придумал за нас. В итоге глубоко осмысленный выбор все больше низводится до механического (но такого благодаря интернету и приемам нейромаркетинга всепоглощающе увлекательного) перебора. И уже налицо заметная от года к году деградация способности к целеполаганию, растущая беспомощность в ситуациях, в которых нет готовых поведенческих шаблонов. Все чаще

© Лихачева Э.В., Огнев А.С., 2017 г.

наши первокурсник испытывают недоумение от вопроса о том, почему и для чего они хотят что-то сделать. Для них все более предпочтительным становится получение подсказки-инструкции, что им делать, когда и как именно.

С учетом обозначенных тенденций становится очевидной парадоксальность ожиданий от выходящих из системы профессионального образования выпускников увеличения готовности к чуть ли не тотальному новаторству. Неудовлетворенность этих ожиданий рождает не всегда обоснованную критику современной системы профессионального образования. Особенно преподавателей высшей школы часто ругают за то, что не тому они учат, не так и что даже совсем не учат. Такие критики даже не задумываются над тем, что серьезные изъяны у выпускников системы профессионального образования зачастую связаны не с тем, чему и как они обучены, а с тем, как они воспитаны. Буквально маниакальное стремление теперь уже не просто наполнить вузы разнокалиберными компьютерами, но и молниеносно их «апгрейдить», демонстрирует дальнейшее стремление фокусировать внимание всей системы образования не на личности учащегося, а на повышении возможности получать все больше и больше информации. Вот мы и получаем очень информированное поколение часто очень инфантильных личностей, у которых чем дальше, тем больше снижается ответственность даже за свою собственную жизнь.

Что в этой ситуации реально можно дел? По наше убеждению надо строить образовательный процесс в системе профессионального образования таким образом, чтобы создавались стимулы и предоставлялись условия для развития личности в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности. Это означает, что студент в период профессионального обучения совершенствует свою способность ставить перед собой жизненно важные задачи и добиваться их положительного решения. Для этого он будет создавать образ такого желаемого будущего, к которому будет стремиться на самом деле, для достижения которого будет приобретать необходимые ресурсы. Осмысление студентом оптимальной траектории к такому будущему и получение опыта успешного движения по этой траектории должно стать одним из важнейших итогов профессионального образования. Традиционно процедуры определения целей, траектории движения к ним, корректировки реального пути с учетом таких траекторий называют навигацией. И если речь идет об определении жизненно важных целей, жизненных траекторий, корректировки наших действий с их учетом, то мы вправе называть такую практику жизненной навигацией.

Одноименный модуль, созданный для решения перечисленных выше задач, был успешно внедрен в течение последнего десятилетия в нескольких отечественных и зарубежных [2, 6-9, 23-26, 30, 32-42, 44, 45, 48-51, 54]. В разработку этого модуля была заложена идея освоения студентами субъектогенетических технологий, помогающих повысить их жизнестойкость, самоэффективность, успешность и личное благополучие [1-10, 12-20, 30-32, 41-46, 51, 54]. В самом начале обучения первокурсники во время занятий по «Жизненной навигации» определяют систему своих жизненно важных целей. С ориентацией на эту систему они проектируют собственные образовательные траектории, разрабатывают программы персонального саморазвития. Под руководством преподавателей уже на этапе обучения приемам жизненной навигации студенты намечают и предпринимают попытки реализовать краткосрочные планы. Приобретенный таким путем опыт становится предметом анализа на отдельных семинарских занятиях.

Для закрепления сформированных таким путем навыков нами были организованы регулярные встречи с преподавателями-наставниками, которые от курса к курсу фокусировали внимание студентов на наиболее уместных в этот период их обучения задачах. Так, если при работе с первокурсниками основной упор делался на эффективное использование ими потенциальных возможностей вуза, то в середине обучения - на выборе мест проведения практик. При работе с выпускниками внимание фокусировалось на обеспечении соответствия итоговых квалификационных работ жизненно важным целям, на конкретных шагах к отвечающему этим целям трудоустройству.

В ходе этой работы мы обнаружили, что для студентов очень важно услышать от опытных представителей выбранной ими профессии то, что условно можно назвать «метафизикой» или философией данного вида деятельности. Т.е. наряду с ознакомительными курсами по введения в профессию им важно было стать свидетелями и соучастниками размышлений уже состоявшегося профессионала о том, в чем суть его работы, какую миссию он выполняет, что происходит в его профессиональном сообществе сейчас и что может произойти в будущем. Важно отметить, что в отличие от своих предшественников - студентов, участвовавших в подобных занятиях пять-семь лет назад, современные первокурсники стремятся не себя идентифицировать с данной профессией, а решают вопрос о том, «пустить ли им эту профессию в свою собственную жизнь». Характерный для прежних лет хотя бы декларативно заявлявшийся монопрофессионализм, приоритет профессии над остальными сферами жизнедеятельности сменился у нового поколения на приоритет семьи, здоровья и полипрофессионализм [30, 39, 50-53]. И для них профессиональное обучение обретает особую ценность, если оно будет подчинено именно этим приоритетам, а не только будущей работе.

В последние годы произошли примечательные изменения типичных реакций на подобные занятия. Раньше мы часто сталкивались с разочарованием многих студентов в отношении выбранной профессии к середине вузовского периода их обучения. Теперь мы не видим никакого очарования будущей профессией уже у тех, кто только в вуз пришел. Зато на описанных выше занятиях мы все чаще сталкиваемся с особой разновидностью недоумения. Уже не некоторые, а многие студенты вдруг обнаруживают, что, оказывается, выбранная ими профессия может быть очень даже интересным занятием. Более того, именно после таких занятий некоторые студенты прямо заявляют о том, что теперь всерьез рассматривают возможность искать работу по профилю их профессиональной подготовки и что до этого такой вариант своего трудоустройства они даже не рассматривали.

На новом поколении студентов в большей степени, чем для их предшественников сказывается влияние той части их жизни, которая не связана с вузом. Даже на студентов очной формы обучения статус их учебной группы как референтной резко снижается уже к середине второго курса. В результате приобрели еще большее значение те составляющие жизненной навигации, которые помогают интегрировать приобретаемые в ходе профессионального обучения знания и умения в повседневную жизнь. Если этого не делать, то даже воспринимаемый как очень полезное приобретение полученный в процессе обучения новый опыт останется невостребованным. По-видимому, здесь сказывается то, что для современных студентов еще в большей степени чем для их предшественников сложившийся уклад жизни даже в случаях его очевидной нерациональности становится источником мощного сопротивления подобным инновациям.

Для решения этой проблемы наряду с обучающим блоком был разработан блок поддержки процессов закрепления сформированных компетенций. С этой целью на протяжении не менее полугода каждый студент регулярно принимал участие в процедурах соотнесения своих результатов со своими намерениями. Элементом жизненной навигации также стал регулярный самоанализ студентом причин происходящих в его жизни изменений. По его итогам мы просили каждого учащегося принять решение о том, есть ли необходимость корректировать его первоначальные замыслы.

Как и в обучающем блоке, в групповых занятиях мы помогали студентам оценивать происходящие в их жизни изменения с учетом проявлений таких качествам личности, как инициативность и ответственность, умение добиваться задуманного, умение договариваться с другими людьми, самоорганизованность, самообучаемость как важнейших показателей человеческой субъектности. Это делалось с учетом их прямой связи с жизненной состоятельностью, самоэффективностью и жизнестойкостью.

Дальнейшее повышение эффективности подобного рода жизненной навигации в период профессионального обучения мы связываем в первую очередь с ее адаптацией к виртуальным способам обучения и коммуникации. Одна из особенностей такой работы -

учет предпочтения современной молодежи клиповым формам подачи информации. В связи с этим нами была предпринята серия исследований восприятия визуального контента, которые выполнялись в том числе и с целью повышения эффективности его использования в жизненной навигации [21, 22, 28, 29, 45]. С той же целью нами были проведены исследования условий эффективного применения в жизненной навигации различных имажинативных практик [1, 3, 4, 10, 11].

С учетом интенсивного внедрения компьютерных технологий во все уровни нашей жизни, включая и образование [47], вполне логичным представляется создание и внедрение в жизненную навигацию для современных студентов виртуальных тренажеров, помогающих преобразовать усваиваемую информацию в отработанные формы эффективного реагирования на определенные проблемные ситуации. Чрезвычайно перспективным представляется включение подобных виртуальных систем в процесс генерации и аттестации новых идей, учитывающих результаты исследования феномена мудрости [27].

Литература

1. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

5. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

6. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Методические рекомендации по организации и развитию волонтерства в вузе. М., 2015.

7. Крутицкая Е.В., Огнев А.С. Организация студенческих волонтерских проектов в вузе. М., 2015.

8. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

9. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Концепция подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями: итоги двадцатипятилетней реализации. / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

10. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

11. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

12. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

13. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

14. Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

15. Огнев А.С. Вступительное слово. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 5-6.

16. Огнев А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг. Санкт-Петербург: Речь, 2003.

17. Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. М., 2009.

18. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

19. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

20. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.

21. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

22. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С. 103-112.

23. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

24. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

25. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

26. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

27. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

28. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

29. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С.137-140.

30. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 75-81.

31. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

32. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Методика работы над построением индивидуальной траектории студента в вузе. / В сборнике: Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 133-136.

33. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О развитии средствами жизненной навигации навыков самоорганизации личности как одной из общекультурных компетенций. / В сборнике: Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 34-35.

35. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

36. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

37. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

38. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

39. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

40. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

41. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

42. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

43. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современого естествознания. 2015. № 1-5. С.858-862.

44. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

45. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Условия эффективного использования видеоконтента в «Жизненной навигации». // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №3-2. С. 181-184.

46. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

47. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область педагогического знания. // Человек и образования. 2012. № 1.С. 14-18.

48. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае / В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

49. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

50. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

51. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

52. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение обучающихся: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С.118-122.

53. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект / Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С.2-6.

54. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.