Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SUBJECT-GENESIS APPROACH / ПЕСОЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING OF SAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Э.В., Огнев А.С.

В статье раскрывается инновационный потенциал психологического песочного моделирования как средства обучения квалификационных пользователей психолого-педагогическими знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ЗНАНИЯМИ

Лихачева Э.В.1, Огнев А.С.2 ©

1Зав. кафедрой, кафедра психолого-педагогического образования;

2Декан, факультет психологии и педагогики.

Российский новый университет

Аннотация

В статье раскрывается инновационный потенциал психологического песочного моделирования как средства обучения квалификационных пользователей психолого-педагогическими знаниями.

Ключевые слова: субъектогенетический подход, песочное моделирование, субъектность. Keywords: subject-genesis approach, modeling of sand, subjectivity.

Множество успешных примеров не оставляет сомнения в том, что построение песочных композиций - эффективное средство преодоления человеком кризисных ситуаций. Однако помимо терапевтического применения у этого вида моделирования есть еще и недооцененный инновационный обучающий потенциал. Внедрение таких приемов в подготовку психологов, педагогов, менеджеров и иных представителей группы профессий «человек-человек» показало, что специальным образом организованное занятия с элементами песочного моделирования можно использовать и тогда, когда человек хочет уточнить свои приоритеты, наилучшим образом организовать свое поведение, подготовить себя к решению сложных задач повседневной жизни. Т.е. песочное моделирование с успехом можно использовать как средство обучения, психологического тренинга, повышения психолого-педагогической компетентности.

Важным условием эффективного использования песочного моделирования как инновационного средства обучения оказалось следование правилам организации субъектогенетической практики. В ходе такой практики учащимся предоставляется возможность определить свои жизненные приоритеты, сформулировать значимые цели, оценить характер требуемых ресурсов, наметить планы предстоящей работы [1-13, 16-41]. При этом песочное моделирование как инновационное средство обучения помогает в символической форме отразить аффективные составляющие схем ориентировки, которыми человек будет руководствоваться в своих действиях. С этой целью наряду с выполнением индивидуальных рефлексивно-аналитических письменных и групповых тренинговых заданий учащиеся строят ряд тематических песочных композиций.

Полученные нами результаты показали, что наиболее универсальными при подготовке квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями оказались такие тематические песочные композиции, как «Мир моей мечты», «Путь к достижению жизненно важных целей», «Интеграция моих Я-идеальное и Я-реальное». Для повышения коммуникативной компетентности наиболее эффективными оказались композиции, отражающие модели конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Хорошей репетицией эффективной командной работы (в том смысле, в котором она описана в [4, 6, 9-11, 24, 29]) было песочное моделирование в соответствии с заданием «Мой проект». С помощью таких песочных композиций, как «Переговоры с жизненно важными субъектами», «Команда для реализации жизненно важных проектов» удается повысит эффективность освоения тем, в которых рассматриваются вопросы преодоления конфликтных ситуаций, командного взаимодействия, проектной деятельности (теоретико-

© Лихачева Э.В., Огнев А.С., 2017 г.

методологической и методической основой таких занятий служат результаты наших исследований, представленные в работах [2-8, 11-19, 22, 26-38]).

На основе анализа последующих обсуждений установлено, что песочные композиции помогают учащимся более наглядно по сравнению с традиционными приемами обучения представить себе то, на что им следует ориентироваться в своей жизнедеятельности. По словам самих учащихся такие композиции позволяют увидеть план предстоящих дел как единое целое. Путем песочного моделирования учащимся удается придать формирующимся в этом случае образам позитивную эмоциональную окраску, усиливающую оптимистический настрой на реализацию намеченных замыслов.

В ходе анализа полученных результатов было обнаружено, что при построении песочных композиций постоянно наблюдаются множественные проявления надситуативной активности, свидетельствующие об интенсивных субъектогенетических процессах [7, 8, 11, 15, 21, 22, 25-30, 37, 38, 41]. Например, при единой для всех учащихся тематике песочных композиций авторы вносят в свои модели именно то, что их волнует в данный момент. В композициях отчетливо отражаются индивидуальные приоритеты, персональные системы ценностей и тогда, когда работа выполняется в составе группы (и даже коллектива в том его понимании, в каком он описан нами в работах [9, 10, 24, 29, 34]). При этом важно, что сами учащиеся существенно повышают осмысленность своего выбора, делают его более разумным за счет вычленения наиболее значимых составляющих создаваемых ими схем ориентировки. В результате увеличивается эффективность применения ими психологических знаний как при решении диагностических, так и проектировочных задач.

Нами также обнаружено, что совместное песочное моделирование способствует существенному росту коммуникативной компетентности учащихся. Даже просто наблюдая за совместной работой других учащихся, они развивают способность быстро определять ведущего и ведомого в парном взаимодействии. Это также позволяет увидеть типичные приемы обмена информацией, получить отчетливое представление о том, как взаимодействующие субъекты относятся друг к другу и насколько их совместная работа продуктивна. Так как результаты такого взаимодействия овеществлены в виде совместно построенной на песке композиции, то и для самих участников групповой работы характер их взаимоотношений становится более очевиден. Это позволяет делать обсуждение таких взаимоотношений более предметным за счет того, что, опираясь на определенные фрагменты песочной композиции, участникам обсуждения легко восстанавливать различные этапы совместной работы авторов представленной модели.

Обобщая полученные нами результаты, следует отметить, что использование песочного моделирования в ходе подготовки квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями помогает при решении учебных задач активизировать наглядно-действенное мышление. Это существенно облегчает перенос приобретенного опыта в повседневную практику. Нами также обнаружено, что работа с песочными моделями способствует росту наблюдательности учащихся, развитию у них эмоционального интеллекта, повышению уровня их рефлексивной культуры. Знакомство с многообразием видения мира другими людьми в сочетании с неизбежным в случае групповых форм песочного моделирования сопереживанием помогает развитию бережного отношения к индивидуальным особенностям каждого человека.

Формируемые в ходе песочного моделирования аффективные составляющие схем ориентировки упрощают перевод декларативных намерений в установки на совершение разумных и осмысленных действий. Это способствует укреплению обоснованной уверенности учащихся в своей возможности успешного применения полученных психологических знаний в своей повседневной жизни. В результате происходит снижение их тревожности по поводу столкновения с житейскими трудностями, увеличивается уровень их жизнестойкости и самоэффективности. Высокая технологичность процедур песочного моделирования позволяет без труда интегрировать их в образовательный процесс вузов, что

также характеризует высокий инновационный потенциал песочного моделирования как одного из современных средств обучения.

Литература

1. Замолоцких Е.Г. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии / В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Центр социально-экономических исследований. Пермь. 2016. С. 126-131.

2. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Использование имажинативных методов в развитии универсальных компетенций / В сборнике: Перспективы развития науки в области педагогики и психологии сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2016. С. 194-206.

3. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 162-167.

4. Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Гончар С.Н., Кондратенко И.В. Компетентностный подход к решению проблемы построения индивидуальных образовательных траекторий. // Мир образования - образование в мире. 2014. №4. С 159-164.

5. Ермолаева М.В., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Решение проблемы наставничества в работе с одаренными учащимися. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 684.

6. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 83. С. 359-361.

7. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем. 2016. С. 108-114.

8. Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 6-7. С.91-98.

9. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №3(11). С. 3336.

10. Огнев А.С. Акмеологические основы командообразования. // Акмеология. 2004. №4(12). С.36-41.

11. Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1999

12. Огнев А.С. Субъектогенетический подход в обучении. Воронеж, 1998.

13. Огнев А.С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Москва, 2009.

14. Огнев А.С., Венерина О.Г., Виноградова И.А. Новые психодиагностические возможности трекинга глаз. - Педагогика и психология образования. 2012. №3. С.107-112.

15. Огнев А.С., Венерина О.Г., Яковлев В.А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента. // Педагогика и психология образования. 2012. №4. С.103-112.

16. Огнев А.С., Гончар С.Н. Позитивная психология в системе непрерывного профессионального образования. // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 2 (2). С. 85-90.

17. Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. // European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

18. Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

19. Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. // Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

20. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н., Постникова Н.В. Мудрость как акмеологический феномен. // Акмеология. 2002. №3(4). С. 17-22.

21. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Валидность айтрекинга как инструмента психодиагностики. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-8. С. 1311-1314.

22. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.

23. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Жизненный успех в понимании студенческой молодежи. / В сборнике: Теория и методика обучения и воспитания в России и за рубежом Сборник материалов международной научной конференции. под редакцией Е.Д. Нелуновой. 2014. С. 7581.

24. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Когда команда - не коллектив, а коллектив - не команда. // Развитие личности. 2014. №2. С. 173-179.

25. Огнев А.С., Лихачева Э.В. О возможности использования айтрекинга для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

26. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Оптимизация процедуры оценки субъектного потенциала личности. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375377.

27. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Перспективы использования многополярных семантических дифференциалов в айтрекинге. // Успехи современного естествознания. 2015. №1-5. С. 858-862.

28. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Построение индивидуальных образовательных траекторий, ориентированных на будущий успех студентов. // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. № 3 (11). С. 111-115.

29. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

30. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Видеофильм как эффективное дидактическое средство: психологический аспект. // Потенциал современной науки. 2015. 1(9). С. 137-140.

31. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Приоритетные жизненные ценности современных студентов. / В сборнике: Августовские педагогические чтения - 2014 Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Под ред. Проф. И.В. Вагнер. 2014. С. 263-271.

32. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов с позиции субъектогенетического подхода. / В сборнике: Вопросы клинической психологии Всероссийская научная Интернет-конференция с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid ИП Синяев Дмитрий Николаевич. 2013. С.59-65.

33. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез жизненного пути. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2013. №1. С. 234-239.

34. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

35. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. // Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С. 181-183.

36. Огнев А.С., Фролов Ю.И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1992. №4. - С. 60-66.

37. Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае / В сборнике: Наука XXI века: открытия, инновации, технологии - сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2016. С. 1553.

38. Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование: российско-китайские параллели // Российско-китайский научный журнал «Содружество» № 2 (2), 2016. С. 135-138

39. Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

40. Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 101. С. 58-60.

41. Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes of modernrussian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т.6. № 6. С. 795-798.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.