СУБЪЕКТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА
С.Н. Глазачев
Научно-образовательный центр «ТЭКО»
Московский государственный гуманитарный университет ул. Ташкентская, 18, корпус 4, Москва, Россия, 109444
С.С. Кашлев
Кафедра педагогики Минский государственный лингвистический университет ул. Захарова, 21, Минск, Белоруссия, 220034
Н.И. Соколова
Кафедра английского языка Институт иностранных языков ул. Ладожская, 9/8, Москва, Россия, 105005
На основе анализа философских, психологических и педагогических работ предпринята попытка авторского осмысления проблемы субъектности педагога как культуросообразной потребности общества.
Ключевые слова: субъектность, субъектность педагога, принцип культуросообразности, культуросообразная потребность общества.
Человек объективно выступает в системе бесконечно многообразных противоречивых качеств. Важнейшие из них — быть субъектом, т.е. творцом истории, вершителем своего жизненного пути, инициировать и осуществлять разнообразные виды и формы материальной и духовной деятельности. Гуманистическая трактовка человека как субъекта своей жизнедеятельности противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия лишь системой реакций, являющегося винтиком государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т.е. только объектом) развития общества.
Социальный заказ — развитие человека как субъекта собственной стратегии жизни — реализует прежде всего общеобразовательная школа, система образования.
Изменяющаяся социокультурная ситуация детерминирует смену парадигмы школы. Очевидный кризис традиционной «школы учебы» сделал актуальной очередную школьную реформу. Эта реформа направлена на построение такой системы школьного образования, стратегической целью которой является не усвоение и ретрансляция знаний, умений и навыков, выполнение обязательной учебной программы, а создание педагогических условий саморазвития, культурного самоопределения личности учащегося, превращение его в субъект собственной жиз-
недеятельности. В такой ситуации до сих пор доминирующая субъект-объектная система взаимодействия педагога и учащихся приобретает черты паритетных субъект-субъектных отношений, а знания, умения и навыки — лишь то содержание, в соответствии с которым выстраивается взаимодействие, ориентированное на развитие учащихся. На смену личностно отчужденного обучения как ведущего признака традиционной системы образования приходит личностно ориентированное.
Организация такого обучения является индивидуальной для каждого учащегося и разворачивается в педагогическом процессе согласно логике развития природных потенций и потребностей индивида. Это требует от педагога готовности к постоянному труднопрогнозируемому процессу моделирования педагогической деятельности, целенаправленной рефлексии педагогического взаимодействия, развития личностных способов педагогической самореализации.
Очевидно, что необходимым условием проявления субъектности учащимися является субъектность педагога, процесс ее развития в профессиональном образовании. Субъектность педагога является также фактором развития демократического и гражданского общества, целью педагогического образования, ведущим условием реформирования общеобразовательной школы, объективной необходимостью сложившейся социокультурной ситуации, культуросообразной потребностью развития общества.
В современной литературе проблема субъектности широко представлена на онтологическом и психологическом уровнях: как носителя предметно-практической деятельности познания, в соотношении с понятиями сознания и самосознания, в контексте овладения индивидом созданным человечеством миром культуры, в системном плане в контексте специфической активности человека во всех видах взаимодействия с миром (как целостная система внутренних условий, необходимо и существенно опосредствующих все внешние причины), в контексте категории личности, которая является носителем субъектных свойств [1—4; 8; 10; 12; 13]. В целом, субъектность в философии и психологии связывается с наделением индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности.
Категорию «субъектность педагога» рассматривают в своих работах психологи Е.Н. Волкова, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.
Так, А.К. Маркова определяет субъектность как «профессиональную компетентность педагога» [9]. Как «систему педагогических способностей» интерпретирует субъектность педагога Л.М. Митина [11]. И.А. Зимняя трактует субъ-ектность как интегративное свойство личности педагога, складывающееся из его психофизиологических свойств (задатков), его способностей, направленности и других личностных свойств и профессиональной компетентности (профессионально-педагогические и предметные знания и умения) [7. C. 185—186].
Целенаправленно изучает проблему субъектности педагога, анализируя ее содержание и структуру, в своих исследованиях Е.Н. Волкова. Она определяет
субъектность педагога как личностное образование, интегрирующее в себе все свойства и качества педагога, обусловливающие успешность педагогической деятельности [5].
По мнению Е.Н. Волковой, основу субъектности составляют особенности самосознания и коммуникативные характеристики педагога.
Самосознание педагога-субъекта связано с отношением педагога к себе как субъекту собственной педагогической деятельности, отличается гибкостью «Я-концепции», характеризующей личность как открытую систему, способную к непрерывным изменениям, совершенствованию, к активному взаимодействию с внешней средой. Выполнение профессиональной деятельности приобретает для педагога, относящегося к себе как субъекту этой деятельности, характер решения задачи на личностный смысл. Педагог как субъект деятельности характеризуется особым ценностным отношением к учащимся, которое выражается в его мотивационно-смысловых установках, связанных с восприятием учащегося как уникальной внутренне детерминированной, самоценной личности, равноправного партнера педагогического взаимодействия.
Субъектность педагога в интерпретации Е.Н. Волковой представляет собой определенную педагогическую позицию, сущность которой состоит в диалогическом общении с учащимися, в актуализации субъектного начала в учащихся. Содержание субъектности находит свое отражение в особенностях взаимодействия педагога и учащихся: в установках на партнера и в особенностях речевого поведения.
Субъектность педагога, по убеждению Е.Н. Волковой, является предпосылкой и ведущим атрибутом организации личностно ориентированного педагогического процесса [5].
Обобщение приведенных точек зрения исследователей убеждает в том, что субъектность педагога является конституирующей характеристикой, интегративным свойством его личности. Субъектность представляет собой качественное состояние личности педагога, констатирует высший уровень профессионального развития личности педагога.
Субъектность педагога связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность, педагогическую деятельность в предмет практического преобразования, совершенствования. Сущностными свойствами этого процесса являются:
— способность педагога управлять своими действиями;
— практически преобразовывать действительность, самого себя, учащегося, условия развития участников педагогического процесса;
— моделировать, планировать способы действий самого себя и учащегося, способы взаимодействий;
— реализовывать намеченные программы;
— контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
— рефлексировать свою деятельность и деятельность учащегося, рефлексировать взаимодействие.
Субъектность как качественное состояние педагога заключается в его способности отличить себя как деятеля от процесса и результатов педагогической деятельности, в способности возвыситься над ними субъективно, сделать свою собственную жизнедеятельность предметом своей педагогической деятельности. Следовательно, субъектность предполагает дистанцирование носителя педагогической деятельности от процесса этой деятельности, педагогического процесса. Это способность педагога осознать себя организатором педагогического процесса, осознать назначение педагогического процесса как создания условий развития, саморазвития человека.
Субъектность — качество статуса педагога в системе общественных отношений, выражающееся в диалектическом единстве объективных возможностей и субъективных способностей творчески реализовывать личностно значимые и социально обусловленные потребности, интересы, педагогические цели и задачи. Под объективными возможностями понимается, в частности, степень актуальности педагогических проблем, разработанность содержания, технологии педагогического процесса и др.; под субъективными способностями — степень осознания педагогом сущности профессиональной педагогической деятельности, педагогических условий развития человека, владение содержанием, технологиями педагогического процесса и др.
Среди ведущих атрибутивных характеристик субъектности педагога наряду с активностью, сознательностью, ответственностью, саморегуляцией, свободой, уникальностью необходимо выделить отраженную субъектность, самоактуализацию, творчество, рефлексию.
Отраженная субъектность во многом совпадает с эмпатией, предполагает восприятие педагогом ребенка как деятельного начала, субъекта своей деятельности. Педагог отчетливо переживает его (учащегося, воспитанника) присутствие в значимой для них двоих ситуации (педагогической ситуации), он готов внести в нее что-то свое и тем самым произвести изменения в системе своих отношений к педагогическому процессу, педагогической ситуации, учащемуся. Отражаясь в педагоге, субъект-учащийся изменяет его взгляд на вещи, формирует новые побуждения, мотивы деятельности педагога. Основания и последствия активности учащегося не оставляют педагога равнодушным, значимы для него, имеют для него тот или иной личностный смысл [13].
Субъектности педагога присуща самоактуализация. В реальном поведении педагога самоактуализация означает (согласно А. Маслоу) полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее; постоянный выбор из всех имеющихся у него возможностей именно возможности роста; наличие и возможность проявления Я; способность взять на себя ответственность; умение прислушиваться к самому себе; актуализацию своих возможностей; высшие переживания; избавление от ложных представлений о себе; выявление своих защит и преодоление их, отказ от защит [10. C. 110—114].
Субъектность проявляется в творческом характере деятельности педагога-субъекта.
Различные типы и уровни проявления субъектности педагога фиксируются через качественные критерии:
— соотношение исполнительской и организаторской роли педагога в деятельности;
— односторонность или универсальность его включения в деятельность;
— репродуктивный или творческий характер деятельности;
— направленность педагогической деятельности на личностное и общественное развитие;
— потребность в рефлексии своей педагогической деятельности;
— стремление к созданию индивидуального смысла о явлениях, ситуациях педагогической деятельности;
— самостоятельность, автономность в деятельности;
— степень осознания ответственности за создание условий развития участников педагогического процесса и др.
Выявленные сущность, признаки, содержание и структура субъектности педагога могут быть полезны в дальнейшем совершенствовании содержания и технологии педагогической подготовки специалистов образования, разработке учебно-методических комплексов по различным педагогическим дисциплинам, корректировке образовательных стандартов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
[2] Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. Вып. 2 // Человек и общество / Под ред. Б.Г.Ананьева. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.
[3] Батищев Г.С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С.Л. Рубинштейна // Философские науки. — 1989. — № 7. — С. 26—36.
[4] Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во института практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996.
[5] Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дисс. ... канд. психол. наук. — М.: Психол. ин-т РАО, 1992.
[6] Горшкова В.В. Проблема субъекта в педагогике: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во РГПУ, 1991.
[7] Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997.
[8] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
[9] Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993.
[10] Маслоу А. Самоактуализация: Психология личности. Тексты / Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
[11] Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
[12] Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 5—19.
[13] Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д.: Цв. печать, 1993.
[14] Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. — 1994. — № 2. — С. 64—76.
TEACHER’S SUBJECTIVITY AS A CULTURAL CONFORMITY DEMAND OF A SOCIETY
S.N. Glazachev
Scientific-educational center «TECO»
Moscow State Humanitarian University
Tashkentskaya str., 18, building block 4, Moscow, Russia, 109444
S.S. Kashlev
Chair of Pedagogics Minsk State Linguistic University
Zakharova str., 21, Minsk, Belorussia, 220034
N.I. Sokolova
Chair of the English Language Institute of Foreign Languages Ladozhskaya str., 9/8, Moscow, Russia, 105005
On the basis of philosophical, psychological and pedagogical works an attempt to analyze the problem of teacher’s subjectivity as cultural conformity demand of a society was undertaken.
Key words: subjectivity, teacher’s subjectivity, the principle of cultural conformity, cultural conformity demand of a society.