Научная статья на тему 'Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза'

Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
961
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН СУБЪЕКТНОСТИ / СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ / A PHENOMENON OF SUBJECTIVITY / SUBJECTIVITY THE STUDENT / STRATEGIC AND PRACTICAL DIRECTIONS OF DEVELOPMENT SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье анализируется многоплановость и полифункциональность феномена субъектности в контексте междисциплинарного подхода. Охарактеризованы стратегическое и практическое направления развития субъектности студента в образовательном процессе вуза на основе выделения планов социального и профессионального бытия будущего специалиста в ситуации образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article diversity and polyfunctionality of a phenomenon of subjectivity in a context of the interdisciplinary approach is analyzed. Strategic and practical directions of development subjectivity of the student in educational process of high school on the basis of allocation of plans of social and professional life of the future expert in a formation situation are characterised.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектности студента в образовательном процессе вуза»

1ШГОГШ П КПХОАОГПЯ ИРОФСССЮШЫЮГО ^bPAj^CDIbAtinil

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Л.Г. Пак

В статье анализируется многоплановость и полифункциональность феномена субъектности в контексте междисциплинарного подхода. Охарактеризованы стратегическое и практическое направления развития субъектности студента в образовательном процессе вуза на основе выделения планов социального и профессионального бытия будущего специалиста в ситуации образования.

Ключевые слова: феномен субъектности, субъектность студента, стратегическое и практическое направления развития субъектности.

In article diversity and polyfunctionality of a phenomenon of subjectivity in a context of the interdisciplinary approach is analyzed. Strategic and practical directions of development subjectivity of the student in educational process of high school on the basis of allocation of plans of social and professional life of the future expert in a formation situation are characterised.

Keywords: a phenomenon of subjectivity, subjectivity the student, strategic and practical directions of development subjectivity.

Социально-экономический кризис, обеспечивающий демократизацию общества в период социальных перемен, выделяет в качестве доминанты интеллектуальное, духовное и физическое развитие человека, признание уникально-неповторимой ценности человека, его роли в развитии социума. В плане обеспечения нормального функционирования социальной структуры российского общества необходимо сохранение и развитие культурных, цивилизационных форм жизни посредством модернизации системы

образования, определяемой новым характером, условиями функционирования и трансформации образовательных систем.

В соответствии с положениями «Национальной доктрины развития образования в России» система современного высшего педагогического образования не обеспечивает решение проблем воспитания и развития будущих специалистов, в то время как объективные потребности общества нацеливают на необходимость раскрытия сущности проблем современ-

ного профессионального образования и воспитания в условиях обновления социальной сферы, стимулирования развития личности будущего педагога-профессионала.

Современному обществу необходим профессионально компетентный специалист, обладающий чувством собственного достоинства и проникновенностью к достоинствам других людей, способный к диалогу, мобильности, критичности, творчеству, устремленный применить свои знания, опыт в области избранной профессии. Смещение акцентов в шкале общественных ценностей в сторону человеческой индивидуальности ориентирует высшее профессиональное образование на утверждение приоритета субъекта-творца, субъекта диалога культур, вершителя своего жизненного пути с субъектно-преобразовательным отношением к миру.

В наибольшей степени направленность деятельностного распредмечивания будущим специалистом содержания общественных ценностей может быть реализована в рамках целенаправленного образовательного процесса вуза, в основу которого положены идеи развития субъектности студента, его самоорганизации на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность. Субъектность студента рассматривается как наиболее доступный и эффективный принцип «самостроительства» обучаемого при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, способностью к самостоятельному жизнепостроению и жизнетворчеству, реализацией своей уникальности и самобытности,

высокой мотивацией достижений в избранной профессии и общественной деятельности.

Многомерные исследования свидетельствует, что к настоящему времени имеется обширный объем научно-педагогического знания, позволяющего обосновать базис исследования, выделяя философский, психологический, педагогический уровни изучения, однако научное осмысление феномена развития субъектности студента в образовательном процессе создает существенную методологическую трудность, требующую специального обсуждения. А.Б. Березин считает, что трудности, которые возникают при рассмотрении вопроса развития субъектности студентов связаны с неоднозначностью понимания субъектности и ее составляющих в психолого-педагогической науке, с уникальностью феноменологического проявления субъектности каждого человека, с нечеткостью возрастных границ представителей студенчества, с необходимостью учета субъектно-развивающего потенциала будущей профессии, с невозможностью точно операционализировать субъектно развивающие технологии личностно-ориентированного образования [2].

В этой связи основной задачей становится не только проблема уточнения понятия субъектности, но и выявление положительных аспектов данной категории, исследование характера ее развития в синтезе междисциплинарной матрицы знаний разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, культурологи и т.д.

Субъектность в философском определении понимается как рефлексивное

осознание себя как физиологического индивида, имеющего физиологическую общность с другими индивидами, как общественного существа, подобного другим людям, как члена социума, как индивидуальности, ха-растеризующее собственное «Я» [8].

Субъектность рассматривается как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическая зрелость, самодетерминация, саморегуляция, осознанность, самостоятельность и др. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и подразумевает способность к самостоятельному жизнетворчеству, самодвижению и саморазвитию. Перечисленные характеристики образуют субъектное ядро (А.Ф. Березин).

Е.Н. Волкова понятие «субъект-ность» рассматривает с нескольких сторон. С одной стороны, она определяет субъектность как свойство личности, позволяющее производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. Она отмечает, что в основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю. С другой — как качество личности, исходя из того, что субъ-ектность возникает на определенном уровне развития личности и «представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека» и выступает как «устойчивое, укоренившееся в поведении человека отношение к тем или иным сторонам действительности» [5, с12].

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев

утверждают, что «субъектность — это многообразие психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких психологических реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, способности, характер человека. Иначе говоря, субъ-ектность есть центральное образование человеческой субъективности, а следовательно, центральная категория психологии человека» [7, а 253].

И.С. Якиманская также считает, что «Субъектность — приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека, кристаллизованной в потенциях учащегося» [9, ^ 64].

Изучение субъектности как социокультурного феномена задает вектор специфики ее исследований в контексте социального становления личности. Разработка проблемы субъектности осуществляется в свете представлений об активной роли человека в процессе жизнеосуществления, когда он сам (субъект) является источником познания и преобразования действительности, проявляет осознанную избирательную позицию в выработке собственного, индивидуального способа жизнедеятельности.

При анализе многочисленных исследований субъектности в психолого-педагогической науке следует обратить внимание на разные подходы в определении содержания данного понятия, которое трактуется как качество личности, системная целостность всех сложнейших и противоречивых качеств, личностное свойство, универсальное свойство живой матери, способ бытия человека, принцип жиз-

неосуществления и т.д. В целом все рассматриваемые определения (педагогические, психологические, философские, социологические) выражают определенные грани той сложной реальности, которая определяется термином «субъектность». Анализ понятия позволяет отразить высокую степень обобщенности, междисци-плинарности, комплексности изучения субъектности, однако, в нашем исследовании мы придерживаемся положения, что субъектность — это особое качество личности, исходное для практической деятельности и обязательное ее условие. Е.Н. Волкова качество определяет как категорию, которая отражает диалектику развития явлений, поскольку выступает в единстве с категориями количества и меры. Качество показывает определенный уровень развития чего-либо [5]. Следовательно, субъектность личности — это качественная характеристика, которая формируется и развивается в процессе социального взаимодействия субъектов, связанных между собой социальными отношениями в проявлении преобразующего потенциала.

Субъектность проявляется на определенном уровне развития личности и характеризуется активно действующей позицией в актуализации и реа-лизациии студентом своих внутренних потенциальных возможностей, направленных на саморазвитие, самодвижение, построение себя как личности. К.А. Абульханова-Славская характеризует субъектность как такое жизненно-практическое и осознанное состояние личности, «когда она способна определить зависящее от нее

пространство жизни и деятельности, способна соразмерить свои усилия с масштабами этого пространства ... , способна представлять себе ... цену и результаты своих усилий» [1, с. 27].

Субъектность как качество отвечает требованиям становления будущего специалиста Нового времени, признания самоценности личности в гармоничном единстве двух неразрывных и вместе с тем сущностно различных процессов преобразования себя и действительности. Именно через субъект-ность закладываются и развиваются основы сознательного выбора целей жизнедеятельности будущего специалиста, которые соответствуют не только собственным желаниям, интересам и намерениям, но и намерениям тех людей, среди которых он живет.

Согласно разработанной М. Кар-ватом и В. Миляновским концепции активности молодежи, главным отличительным признаком молодежи является ее субъектность, понимаемая как способность к самореализации в результате собственной активности (сознательной, рациональной и самодеятельной). В.А. Луков также определяет субъектность молодежи как ее способность выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности, а мера этого приобретаемого качества выступает сущностным показателем развития молодежи.

В связи с вышеизложенным субъ-ектность на уровне индивидуальности проявляется в способности личности производить изменения в окружающей действительности и в самом себе на основе проявления целеориентирован-ной активности к самосовершенство-

ванию, самореализации в жизнесози-дательных связях, взаимодействиях, отношениях с социумом.

Понятие субъектности многогранно и многоаспектно, оно меняется в соответствии с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности, со спецификой функционирования разнообразных социальных институтов: политических, экономических, института образования и т.д. В контексте нашего исследования нас интересует субъектность студента, в рамках социального института образования, которую необходимо развивать при подготовке специалистов различных направлений в целях успешной социализации в социуме.

Н.М. Борытко под субъектностью студента понимает состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; в его потребности в проявлении активности, самостоятельности, в организации взаимодействия с преподавателем; в продуктивном педагогическом взаимодействии, в осознании им ответственности за создание условий своего развития. Субъектность студента связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в предмет практического преобразования и совершенствования [3, а 5].

По мнению Ф.Г. Мухаметзяновой, субъектность студента (педагогического вуза) — сложная многоуровневая характеристика студента — субъекта

деятельности, заключающаяся в инициации овладения им образовательной и педагогической деятельностью. Становление субъектности студента — непрерывный и прерывный динамический процесс, заключающийся в инициировании самим студентом акта перехода из субъекта образовательной в субъект педагогической деятельности [6].

В основу субъектности «помещена» субстанция индивидуального бытия (самобытия) будущего специалиста в ситуации образования, самосознающего, самоустремленного субъекта, способного к максимальному раскрытию внутреннего потенциала, осознанной рефлексии, самоорганизации и саморегуляции.

Модернизация высшего профессионального образования обуславливает вариативный характер образовательного процесса и предполагает не только освоение студентом социально-ролевых связей и отношений социума, обладающих определенной спецификой в социальной структуре общества, но и преобразование, сотворение себя деятельного, самосозидающего. При решении данных задач необходимо развивать субъектность будущих специалистов для более успешной профессиональной социализации и достижения успеха во всех сферах жизнедеятельности.

Развитие субъектности студента в образовательном процессе может быть рассмотрено в двух (условно названных) аспектах:

• стратегическом, как внешне организованная социализирующая деятельность, включающая передачу информации, знаний и умений,

социального и профессионального опыта, обусловленная наличествующим потенциалом возможностей (условия, средства, обстановка, профессиональный уровень педагога и т.п.); обеспечивающая удовлетворение образовательной потребности, исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности;

• практическом, как внутренняя деятельность субъекта в контексте потребности личностного становления, умения преломлять существующие общественные нормы, установки через собственный субъективный мир «Я» с направленностью на непрерывное профессиональное совершенствование.

Образовательная деятельность стратегического направления обусловливает использование неограниченных ресурсов человечества в сфере образования, развитие качеств личности, обуславливающих жизнеспособность в обществе: освоение ценностей социального и духовного производства, социокультурную идентификацию с социально-культурным сообществом. В этом случае студент выступает как субъект общественных отношений.

Однако изучение научной литературы показывает, что стратегическое направление в образовании как особой части процесса социализации, происходящего в пространстве социокультурной сферы в целом, является не единственным и не ведущим в оценке общего состояния процесса социального становления будущего специалиста. Важную роль играет субъективный смысл образования, связанный со сферой самонаправленного формирования и развития

личности, в которой процессы социализации приобретают упорядоченные формы, стандарты и ориентиры.

В связи с этим практическое направление развития субъектности будущего специалиста должно способствовать самоактуализации и саморазвитию студента, удовлетворению собственных образовательных потребностей и интересов, реализации индивидуализации, творчества. В этом случае студент выступает как субъект собственного миропреобразования и обновления.

Стратегическое и практическое направления развития субъектности студента в образовательном процессе вуза обеспечивают «признание многомерного образа образовательной реальности и множества типов равносущностных отношений в образовательном процессе, а также множественности описаний и «точек зрения», отношений дополнительности и взаимодействия между ними» (Е.Л. Просмолова).

Развитие субъектности студента имеет целью создание благоприятных возможностей для самовыражения студента как исследователя, преобразователя действительности; привлечение к принятию решений по вопросам собственной жизни и деятельности, стимулирование реализации его призвания, способностей, инициативы и творчества, которое открывает перед будущим специалистом множество жизненных перспектив, требуя, вместе с тем, от него профессиональной компетентности.

Только на основе приоритета индивидуализации и самоактуализации личности с позиции развитой

субъектности студент способен гармонично включаться в инновационные процессы преобразования действительности и своей Самости, относиться к себе как профессионалу, оценивать, регулировать и корректировать способы профессиональной деятельности, с позиции рефлексивного мышления контролировать ее ход и результаты, изменять ее формы и приемы.

Таким образом, развитие субъ-ектности отражает в определенной степени поэтапность социального становления личности будущего специалиста. Первоначальный уровень развития субъектности студента «Я интегрируюсь в новое сообщество» характеризуется открытием института ровесников как социально-значимого института, обеспечивающего принятие норм и ценностей студенческой группы, ролевых предписаний, ценностей студенческой самоидентификации. Именно в этой реальной включенности в жизнь молодежного сообщества происходит усвоение студентом социокультурных образцов, установок и ценностей общественной жизни, и их активное воспроизводство.

Последующие уровни развития субъектности студента «Мы действуем, самоутверждаемся и самореализуемся в обществе», связаны с реализацией студентом своей субъектной позиции в коллективе, обществе, задействовав при этом личностные и общественные ресурсы, с выработкой собственного мировоззрения, становлением развивающейся индивидуальности, определением траектории профессиональной и общественной жизнедеятельности. Успешность социального становления личности зависит здесь не от процесса

освоения социальных норм, отношений, сколько от широты и глубины присвоения и преобразования социального в контексте индивидуальной способности каждого к самостоятельно организованной деятельности в сообществе и на благо общества.

Выявление принципиально важного основания социального становления личности будущего специалиста в вузе как субъектность актуально, так как позволяет актуализировать ряд факторов успешной интеграции студента в постоянно изменяющиеся условия социума: внешних (преобразование действительности) и внутренних (преобразование себя), «задающих» основные требования к личностно-ориентированной среде вуза, личностному пространству субъектов образовательного процесса. Изучение развития субъектности и ее роли в социальном становлении будущего специалиста позволяет вскрыть следующие зависимости: субъект-ность оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на социализацию студента, обеспечивая обусловленность результатов личностной активности по преобразованию окружающего мира, мира «Я»; включенность в продуктивные взаимодействия в рамках социальных отношений социума. Следовательно субъект-ность образует смысловое единство, имеющее четко очерченную границу, связанную с понятием проблем социализации: успешной интеграцией личности в общество. Непрерывный процесс социального становления студента способствует превращению будущего специалиста в субъект образовательного процесса, изменению

социального статуса, социальных и культурных ролей, в ходе чего вырабатывается его грамотное отношение к окружающему миру (природе, обществу, культуре, будущему), что предопределяет личностно-индивидуальный стиль осуществления жизненных и профессиональных планов.

Литература:

1. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. — М., 1995. — С.12 — 28.

2. Березин А.Ф. Развитие субъект-ности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2002.— 175 с.

3. Борытко Н.М. Пространство воспи-

тания: образ бытия / Науч. ред. Н.К. Сергеев.— Волгоград, 2000 . — 225 с.

4. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1996.— №6.— С. 3—11.

5. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Москва, 1998. — 50 с.

6. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: Дис. . д-ра. пед. наук. — Киров, 2002. — 422 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. — М., 1995. — 384 с.

8. Субъект действия, взаимодействия, познания. — Воронеж, 2001. — 228 с.

9. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии.— 1994.— №2.— С. 64 — 76.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

И.Ю. Менщикова

В статье «Формирование системы профессиональных ценностей у работников социальной сферы» автором (И.Ю. Менщиковой) сделана попытка предложить ряд концептуальных положений по проблеме формирования системы профессиональных ценностей у кадров социальной работы в среде многоуровневого непрерывного профессионального образования.

Ключевые слова: многоуровневое непрерывное профессиональное образование, социальная работа, кадры социальной работы, формирование, система, профессиональные ценности.

In the article «Values-Professional System Forming at the Social Work Personnel» the author (Menshchikova I.Yu.) is made a trial to offer a range of conceptual positions with respect to the problem of values-professional system forming at the personnel of social work in the multilevel continuous professional education environment.

Keywords: multilevel continuous professional education, social work, social work personnel, forming, system, professional values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.