ф
СУБЪЕКТНОСТЬ КАК БАЗИС СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
SUBJECT POSITION AS THE BASIS OF UNIVERSITY STUDENTS' SOCIALISATION IN THEIR UNIVERSITY STUDIES
Л.Г. Пак
В статье рассматривается многоплановость и полифункциональность феномена субъектности. Раскрывается смысловая интерпретация субъектности как базиса социализации студента в образовательном процессе. Охарактеризованы уровни развития субъектности студента в образовательном процессе вуза.
Pak L.G.
The article analyzes the multiple levels and functions of the subject position and examines the semantic interpretation of the subject position as the basis of university students' socialization in their studies. The author also characterizes levels of students' subject position development.
Ключевые слова: субъект, феномен субъектности, образовательный процесс вуза, социализация студента, развитие субъектности студента, уровни субъектности.
Keywords: subject, subject position phenomenon, university education, student's socialization, student's subject position development, levels of subject position.
Модернизация системы высшего профессионального образования ориентирует вузы на подготовку студента как активного субъекта профессиональной деятельности и, в более широком смысле, общественной жизни, конкурентоспособного, мобильного, обладающего практическими навыками и умениями в социальной и экономической областях, способного к саморазвитию и самодвижению. Поэтому возникла необходимость в подходе к системе профессиональной подготовки будущих специалистов, направленном на развитие субъектности студента. Субъектность - сложная многоуровневая характеристика личности, обеспечивающая возможность конструирования и проектирования собственной жизнедеятельности, реализации субъектом своей самобытности, индивидуальности в многообразии общественной жизни.
В наибольшей степени развитие субъектности будущих специалистов может быть реализовано в рамках целенаправленного образовательного процесса вуза, в основу которого положены идеи социализации личности студента, его самоорганизации и саморазвития на основе активного включения в личностно-средовое взаимодействие и социализирующую деятельность. Субъектность, как подтверждают работы А.Г. Асмолова, Н.М. Борытко, Е.Н. Волкова, Т.В. Марке-ловой, Ф.Г. Мухаметзяновой, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, рассматривается как наиболее доступный и эффективный принцип «самостроительства» обучаемого при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, способностью к самостоятельному жизнепостроению и жизнетворчеству, реализацией своей уникальности, высокой мотивацией достижений в избранной профессии и общественной деятельно-
сти. Следовательно, важной задачей педагогической науки и практики становится изучение субъектности как базиса социализации студента в образовательном процессе вуза.
Однако необходим предварительный анализ состояния проблемы субьектности посредством обращения к методологической основе изучения данного феномена, которая заложена в многообразных концепциях рассмотрения категории субъектности как социально-педагогической дефиниции.
Субъектность в философском определении понимается как рефлексивное осознание себя как физиологического индивида, имеющего физиологическую общность с другими индивидами, как общественного существа, подобного другим людям, как члена Социума, как индивидуальности, характеризующее собственное «Я» [1].
Субъектность рассматривается как центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, рефлексивность, инициативность, творчество, этическая зрелость, самодетерминация, саморегуляция, осознанность, самостоятельность и др. [2].
Е.Н. Волкова и А.А. Денисов определяют субъект-ность, с одной стороны, как свойство личности, позволяющее производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. С другой - как качество личности, исходя из того, что субъектность возникает на определенном уровне развития личности и «представляет собой новое системное качество личности, которое определяет специфику внешнего поведения человека» и выступает как «устойчивое, укоренившееся в поведении человека отношение к тем или иным сторонам действительности» [3].
#
$
И.С. Якиманская считает: «Субъектность - приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека, кристаллизованной в потенциях учащегося» [4].
При анализе многочисленных исследований субъ-ектности следует обратить внимание на разные подходы к определению содержания данного понятия, которое трактуется как: качество личности, системная целостность всех сложнейших и противоречивых качеств, личностное свойство, универсальное свойство живой матери, способ бытия человека и т. д. В целом все рассматриваемые формулировки (педагогические, психологические, философские, социологические) характеризуют отдельные грани той сложной реальности, которая определяется термином «субъектность». Из всех толкований данного феномена важно то, что субъект-ность понимается как важный аспект бытия субъекта, обеспечивающий возможность продуктивной и преобразующей деятельности, реализацию субъектом своей самобытности. Субъектность на уровне индивидуальности проявляется в способности личности производить изменения в окружающей действительности и в самом себе на основе проявления целеориентирован-ной активности в самосовершенствовании, самореализации в жизнесозидательных связях, взаимодействиях, отношениях с социумом.
В контексте данного исследования нас интересует субъектность студента в рамках социального института образования, которую необходимо развивать при подготовке специалистов различных направлений в целях их успешной социализации.
Н.М. Борытко под субъектностью студента понимает состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться к постоянно изменяющейся образовательной, социокультурной ситуации; в его потребности в проявлении активности, самостоятельности, в организации взаимодействия с преподавателем; в продуктивном педагогическом взаимодействии, в осознании им ответственности за создание условий своего развития [5].
По мнению Ф.Г. Мухаметзяновой, субъектность студента (педагогического вуза) - сложная многоуровневая характеристика студента - субъекта деятельности, заключающаяся в инициации овладения им образовательной и педагогической деятельностью [6].
Мы рассматриваем субъектность как базис социализации студента в образовательном процессе вуза, который является интегрирующей, централизующей, координирующей «инстанцией» жизнедеятельности будущего специалиста и выступает организующим началом его самосовершенствования в личном и социальном планах, конструктивного самопроявления его универсальных, сущностных сил, ценностно-смыслового отношения к феномену образования и освоения способов его реализации.
Современный образовательный процесс вуза включен в широкий социокультурный контекст общероссий-
ского образовательного пространства и определяется системой существующих субъект-объект-субъектных связей и содержательно-деятельных отношений (формальных и неформальных), обеспечивающих единство студента с социумом (социальными группами, организациями, институтами), осознание своей индивидуальности и субъектности. Субъектность как базис социализации будущих специалистов в данном ракурсе предполагает активное овладение студентом социальными знаниями, опытом социума и рассматривается нами с позиций деятельностного подхода, который позволяет обосновать следующие положения:
- студент как субъект образовательной деятельности способен активно познавать мир, самого себя и свое место в мире, оптимизируя отношения в системе «общество - индивид», ориентируясь на внутренний духовный мир, всю систему своих индивидных, психофизических, психических, личностных возможностей, включенных в социальное окружение поликультурного образовательного пространства;
- в образовательном процессе на основе реализации основных видов деятельности, духовно-информационных взаимодействий, социальных отношений, взаимосвязи членов института образования происходит всесторонний процесс преобразования студентом как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и детерминируют друг друга;
- деятельностно-преобразовательный способ жизнедеятельности будущего специалиста обеспечивает сознательное освоение многообразия социальных статусов и ролей в системе социальной структуры общества, среди которых базовыми выступают: профессионал (профессиональная или трудовая социализация), брачно-семейно-родственный статус (семейная социализация), гражданин (политическая социализация), мужчина-женщина (поло-ролевая социализация), религиозный статус (религиозная социализация) и др.;
- самопреобразование социальных и внутренних условий развития студента гармонизирует процессы социальной интеграции, индивидуации и индивидуализации личности в рамках образовательного процесса, то есть от совместно-разделенной к индивидуализированной деятельности субъекта, от витального уровня до самовыражения и самоутверждения на уровне социальных потребностей, в связи с чем происходит осознание собственной значимости, ответственности за результаты деятельности, формирование содержательных субъектных характеристик личности.
Однако необходимо подчеркнуть, что субъектность как ключевое звено процесса социализации студента изменяется в течение всей жизни человека, то есть способность к генерированию субъектной энергии, стремление реализовать свои способности происходит в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности. А.В. Бруш-линский пишет, что по мере взросления человека все большее место занимают саморазвитие, самовоспита-
$
ние, самоформирование и соответственно больший удельный вес принадлежит внутренним условиям, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т. д. [7].
В ходе анализа теоретических исследований в области социализации нами гипотетически определены уровни субъектности студента в образовательном процессе вуза на основе выделения планов социального и профессионального бытия будущего специалиста в ситуации образования.
Первый уровень субъектности студента (1-2 курс обучения) характеризуется вхождением, интеграцией в новую социальную систему - высшего образования, -которая связана с увеличением количества агентов первичной социализации (сверстники, преподаватели, лидеры молодежных группировок), функционирующих в сфере неформальных, личностных отношений, и вторичной социализации (представители администрации университета, государства) - в сфере деловых официальных отношений, формальных контактов. Критерием социальной «интеграции» студента вуза на первоначальный уровень субъектности является становление личности студента как субъекта познания, ориентированного на освоение и усвоение социальных знаний, правил социального поведения, социальной культуры, накопление субъектного опыта.
Субъектность студентов на втором уровне (3-4 курс профессионального обучения) продолжает проявляться в более усложненном плане. Данный уровень характеризуется появлением специализированных институтов, осуществляющих профессиональную социализацию студентов (базы практик), так как высшее учебное заведение консолидируется с другими институтами социализации (производство, культура, образование) с целью предоставления наибольших возможностей для личностного роста студентов, обретения ими смысловых субъективных ориентиров в будущей профессиональной деятельности. Субъектность студентов определяется становлением самостоятельности, активности, выработкой собственного мировоззрения, направленности личности (которая рассматривается как доминирующее отношение личности к миру, к людям, к себе), стремлением будущего специалиста к знанию, изучению нового, определению профессионально-ценностных ориентиров в овладении специальностью, то есть субъектно-личностным смыслом обучения, наращиванием личностного знания и субъективного опыта.
На третьем уровне субъектности (5 курс) происходит изменение целей и задач социализации студентов в вузе. Образовательный процесс строится на основе усложнения учебно-профессиональных задач в контексте исследовательской деятельности студента, стимулирования его творческого самовыражения, что обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, формирование индивидуального своеобразия профессионально-субъектной
позиции будущего специалиста. Исследовательская деятельность студента (в диалоговом сотворчестве с преподавателем) предполагает его активную деятельность и избирательный подход по преобразованию социальной действительности, формирование субъектной позиции, развитие у будущих специалистов таких характеристик субъектности, как личностная ответственность, критичная саморефлексия, самоорганизация, саморегуляция и др.
Следовательно, уровни субъектности отражают в определенной степени поэтапность социального становления личности будущего специалиста. Первоначальный уровень («Я интегрируюсь в новое сообщество») характеризуется открытием социально значимого института ровесников, обеспечивающего принятие норм и ценностей студенческой группы, ролевых предписаний, ценностей студенческой самоидентификации. Последующие уровни («Я действую и самоутверждаюсь в обществе») связаны с реализацией студентом своей субъектной позиции в коллективе, обществе, с выработкой собственного мировоззрения, становлением развивающейся индивидуальности, определением траектории профессиональной и общественной жизнедеятельности.
Таким образом, изучение понятия субъектности и ее роли в социальном становлении будущего специалиста позволяет вскрыть следующие зависимости: субъ-ектность оказывает как развивающее, так и формирующее влияние на социализацию студента, обеспечивая обусловленность результатов личностной активности по преобразованию окружающего мира, мира «Я»; включенность в продуктивные взаимодействия в рамках социальных отношений социума. Именно в контексте этих направлений субъектность на теоретико-методологическом уровне раскрывает свой социализирующий потенциал, востребованность в других смежных областях социального знания и обширной практике социокультурной действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты / Отв. ред. Э.В. Сайко. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001.
2. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. -Ставрополь, 2002.
3. Волкова В.Н., Денисов АА. Основы теории систем и системного анализа. - Спб.: Изд-во СПбГПУ, 1997.
4. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. -1994. - № 2.
ф
5. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. - Волгоград: Перемена, 2000.
6. Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: Дис. ... д-ра пед. наук. - Киров, 2002.
7. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. - 1996. - № 6.
8. Орлов А.Б. Психология личности и сущность че-
ловека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Логос, 1995.
9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М.: Академия, 2000.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.: Логос, 1999.
11. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002.
ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ НА ЗАДАЧАХ ДИНАМИКИ
TEACHING MODELLING USING DYNAMICS PROBLEMS
Д.Ф. Молдавский, М.К. Молькова
Статья посвящена обучению школьников методам моделирования с целью решения ими физических задач. Авторский подход к моделированию -как к интеллектуальной процедуре - находит широкое применение в формировании понимания и объяснении множества явлений. Применение этого метода в процессе обучения физике старшеклассников дало отличные результаты. Школьники научились использовать модели для анализа физических явлений. Обучение моделированию повысило интерес школьников к изучению физики.
Ключевые слова: методы моделирования, обучение физике, физические задачи, формирование понятийных структур.
Moldavskiy D.F., Molkova M.K.
The article is devoted to teaching secondary school students modelling in order to solve physics problems. The authors' innovative approach to modelling as an intellectual operation can be widely applied to developing understanding and explaining a variety of phenomena. Using this method in teaching high school students has led to excellent results: pupils have learned to use models to analyze different physical phenomena. Teaching students modelling has increased their interest in learning physics.
Keywords: of modelling, teaching physics, physics problems, developing conceptual structures.
Моделирование - органически присущее интеллекту мыслительное действие [1]. Оно широко используется в учебной практике как средство объяснения, понимания, формирования знаний, организации учебной деятельности [2].
Решая физическую задачу, учащиеся в некоторых случаях строят модель предлагаемого в задаче явления, если только автоматически не применяют типовое решение. Часто, однако, эта модель не адекватна рассматриваемому процессу или не имеет физического смысла. В других случаях школьники не знают, «из чего» можно построить модель, какие предметные отношения и взаимодействия соответствуют тем терминам, в которых представлен в задаче процесс.
Причины этих затруднений в отсутствии сформированной понятийной структуры физико-математического знания, в его репродуктивной направленности, в том, что учащиеся не владеют физическими понятиями как
инструментом анализа и обобщения. К этому следует добавить неумение школьников сформулировать свое высказывание, отсутствие интенции на инструментальное использование знания и интереса к решению задачи.
Через обучение моделированию решается проблема развития у школьников рефлексии: «Разработка проблемы развития рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся, - подчеркивает Б.Г. Ананьев, - имеет большое значение для правильной постановки вопросов воспитания и самовоспитания ума» [3]. Через развернутую рефлексию процесса моделирования происходит овладение основными мыслительными операциями [1], формирование понятийных структур. Наряду с интеллектуальными новообразованиями происходят и личностные: наблюдается весьма заметное изменение первоначально репродуктивной ориентации на продуктивную, возрастает заинтересованность в решении задач.
#