ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА И КУРСАНТА ВУЗА: ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
SUBJECTIVITY OF A STUDENT AND A CADET OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION: STUDYING AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Г.И. Аксенова 1, Ф.Г. Мухаметзянова 2 G.I. Aksenova 1, F.G. Mukhametzyanova 2
1 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний 2 Университет управления «ТИСБИ» 1 Academy of Law and Management of the Federal Penal Service 2 University of management "TISBI"
e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. Субъектная личностная позиция студента (курсанта) определяется авторами как включающая в себя целенаправленную сознательность; результативное целеполагание; осознание себя как распорядителя всех сил личности; свободу как осознанную необходимость; возможность выбора, непредсказуемость; уникальность, неповторимость. Описаны уровни развития субъектной позиции студента и курсанта. Каждый уровень представлен через отношенческий, мотивационно -ценностный, регулятивно -деятельностный компоненты. Перечислены условия развития субъектности студента и курсанта вуза: разъяснение важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе; обучение способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности; овладение способами проектирования и моделирования собственной деятельности; предоставление возможности принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы; ориентация педагогов вуза на интересы и потребности учащихся, учет уровня их готовности к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе; создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб; привлечение к анализу собственной и коллективной деятельности; использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества, активности студентов и курсантов; обучение студентов (курсантов) инновационным, адаптационным технологиям.
Abstract. The subject personal position of a student (cadet) is defined by authors by means of including purposeful consciousness; productive goal-setting; self-estimating as a manager of all forces of the personality; freedom as recognizable need; choice possibility, unpredictability; uniqueness, originality. Levels of a subject position development of a student and a cadet are described. Each level is presented through relational, motivational and valuable, regulatory and activity components. Conditions of subjectivity development of a student and a cadet of a higher educational institution are listed: the explanation of importance and meaning of the forthcoming professional activity, the opportunities of a personal contribution to the general result providing interest in the planned work; training by means of self-testing and self-diagnostics, objective self-assessment of self opportunities and abilities; involving different types of activity in the process of goal-setting and planning; mastering the ways of design and modeling of the activity; granting opportunity to make independent decisions concerning questions of their interests, requirements, motives; orientation of teachers of higher educational institutions to interests and needs of students, accounting of the level of their readiness for the forthcoming activity, providing them an opportunity to achieve positive results, success in work; creation of choice and self-determination situations, social and professional tests; involving them into the analysis of their own and collective activity; use of individual and collective ways of creativity stimulation, activity of students and cadets; training of students (cadets) innovative, adaptation technologies.
Ключевые слова: субъектность студента и курсанта вуза, субъектная личностная позиция, уровни развития субъектной позиции студента (курсанта), компоненты субъектной позиции студента (курсанта),
критерии субъектности студента и курсанта, индикаторы субъектности студента и курсанта, условия развития субъектности студента и курсанта вуза.
Key words: subjectivity of a student and a cadet of a higher educational institution, subject personal position, levels of subject position development of a student (cadet), components of a student (cadet) subject position, criteria of student and cadet subjectivity, indicators of student and cadet subjectivity, conditions of subjectivity development of a student and a cadet of a higher educational institution.
Введение
В психолого-педагогических исследованиях последних лет студент и курсант вуза рассматривается с позиций субъектно-деятельностного подхода, согласно которому акцентируется внимание на нем как на инициативном и активном участнике образовательного процесса. С этих же позиций высшее профессиональное образование представляет собой процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников[2,з,8].
Субъектность студента и курсанта находит отражение в реальной действительности учебного процесса вуза, в таких профессионально-значимых личностных качествах, как: профессиональное целеполагание, мышление, направленность, рефлексия, такт [7].
В настоящее время в психологии и педагогике в рамках субъектной проблематики принцип субъектности становится полипарадигмальным и выражает движение личности к вершинам совершенства или «акме»[5]. В 21 веке понятие «субъект» относительно студента и курсанта рассматривается в основном в двух значениях: как субъект учебно-профессиональной деятельности, способный её освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности.
Становление и развитие субъектности студента и курсанта вуза не имеют чётких возрастных границ, поскольку зависят от социальных, социально-психологических и психолого-педагогических условий индивидуального бытия человека как индивидуального или коллективного субъекта[2,3].
Студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личностной субъектности -своеобразного психологического новообразования этого возраста.
В психологии наметилась своеобразная тенденция или «борьбы за субъектность» (которую отражают авторы данной статьи), или «отрицания субъектности». Психология как будто даже избегала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могущественные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познавательные процессы, «осмысленную деятельность». Возможно, потому, что человеческая субъектность - это крайне трудный объект для изучения методами естественных наук, каковой психология долгое время стремилась стать. В то же время, способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходимые для ее изучения понятия не поддаются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом стало объявление субъектности этакой «научной метафорой» или признание за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.
Мы считаем, что субъектность студента и курсанта вуза - это источник его внутренней личностной активности, ответственности и самостоятельности.
В студенческом возрасте личностная субъектность проявляется в личностной субъектной позиции, которая подразумевает активную творческую деятельность в противоположность пассивности и реактивности объекта.
Субъектная личностная позиция студента (курсанта) включает в себя:
- целенаправленную сознательность;
- результативное целеполагание;
- осознание самого себя как распорядителя всех своих формирующих сил личности;
- свободу, как осознанную необходимость;
- возможность выбора и в силу этого, в известной мере, непредсказуемость;
- уникальность, неповторимость.
Значимость субъектной позиции личности и явные сложности ее становления на современном этапе побуждают к анализу предпосылок ее формирования, вернее развития. Традиционно рассматриваются две группы факторов: личностные особенности человека и влияния окружающей среды. Предпосылки принятия субъектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно значимым в этом плане является студенческий возраст.
Задача «зафиксировать» субъектность студента (курсанта) является нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становятся все более трудной. Субъектность
студента (курсанта) в период кризиса общества может принять форму социально-неодобряемой деятельности и перейти в аддикции или выражаться только в «санкционированной» активности.
Мерой успешности преодоления трудностей развития субъектности студента и курсанта вуза является его социально-психологическая адаптированность. В связи с этим специально оговоримся, что термин «адаптация» нами употребляется как гибко организованная в новых условиях поисковая активность личности студента и курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Методы
Система диагностики субъектной позиции студента и курсанта имеет два своеобразных контура. Первый из них - внешний -заключается в подготовке и проведении методик, выбранных экспериментатором; второй -внутренний - в развитии навыков самодиагностики, актуализации и интереса к своему внутреннему миру и душевной организации других людей, в составлении индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития [3,6].
Результаты
В результате теоретико-экспериментального изучения субъектной позиции студента и курсанта определились следующие уровни ее развития: объектный, объект-субъектный, субъект-объектный и собственно субъектный[2,6].
Объектный уровень
Мотивационно-ценностный компонент
Слабый уровень самостоятельности и осознанности выбора профессионального и жизненного пути, мотивы профессиональных предпочтений не связаны с профессиональной направленностью. Не сформирована система ценностных ориентаций на образовательную и профессиональную деятельность; преобладание ценностей личной жизни. Мотивы и цели профессионального образования воспринимаются только на уровне «знаемых»; не окрашены личностным смыслом и не обладают реальной побудительной силой. Наблюдается «размытость» познавательных интересов, их непоследовательность и ситуативность. На этом фоне отчетливо отражается слабый интерес к психолого-педагогическим знаниям, к душевному миру человека. Отсутствует потребность в любых видах исследовательской, поисковой деятельности, к творческому решению учебно-профессиональных и жизненных проблем. Этот уровень характеризуется прагматической мотивацией учения, проявляющейся в формальном отношении к нему; направленностью на бесконфликтное существование в учебно-профессиональной среде, на избегание неудач в личной жизни и общении. Не проявляется потребность в саморазвитии, в самоутверждении и в самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Отношенческий компонент.
Негативное отношение к собственной личности; слабый интерес к собственному внутреннему миру. Неадекватная самооценка (чаще занижена); неоправдано завышенный или крайне низкий уровень притязаний. Высокая степень социального и учебного комформизма., боязнь собственного мнения, самостоятельных решений и действий, чрезмерная опора на авторитеты. Низкие показатели самоуважения. Отношение к преподавателю чаще всего определяются как «психологическое дистанцирование», недоверие к нему иногда сочетается с подобострастно уважительным отношением к его знаниям, жизненному и профессиональному опыту, социальному статусу. Низкий внутригрупповой статус; межличностные отношения в группе имеют редкий ситуативный характер. Слабо знает своих сокурсников, мало интересуется их проблемами и учебная группа отвечает тем же. Низкие показатели эмпатийных и рефлексивных способностей.
Регулятивно-деятельностный компонент.
У учащихся этого уровня нет целостной системы самоуправления, а частично или полностью сформированы лишь отдельные ее звенья. Такие учащиеся сильно переживают собственные неудачи. Эмоциональная оценка преобладает над рациональной, т.е. полноценный цикл самоуправления даже не начинается, а потому и не формируется. Не проявляет активности в профессиональном становлении, не склонен заниматься самообразованием и самовоспитанием. Собственная познавательная деятельность не осознается; характерна неустойчивость, изменчивость деятельности в зависимости от условий ее осуществления и мнения авторитетных лиц. В учебной деятельности просматривается явное предпочтение действиям репродуктивного характера, часто выполняемых эпизодически, по необходимости. Слабо развиты различные виды самоконтроля (эмоциональный, когнитивный, волевой); отсутствует умение планировать, организовывать и оценивать свою жизнедеятельность, собственные жизненные выборы без посторонней помощи.
Объект-субъектный уровень
Мотивационно-ценностный компонент.
Характеризуется положительным отношением к профессии, осознанием мотивов и целей профессионального образования. Однако, мотивы выбора профессии отражают лишь частичную связь с профессиональной направленностью, не совсем четко просматриваются пути личностного и учебно-профессионального саморазвития. Перспектива часто блокируется внешними факторами и условиями. В системе ценностных ориентаций отчетливо видна доминанта ценностей личной жизни на ряду со стремлением к самоутверждению в различных сферах жизнедеятельности. У учащихся этого уровня проявляются интересы к профессиональным вопросам, но не достает самостоятельности, настойчивости, творчества в их исследовании; образовательная мотивация не подкрепляется активностью. Неопределенность профессиональной мотивации обуславливают слабую иерархичность учебно-познавательных интересов: такой студент (курсант) или всем «понемногу», отдает предпочтение предметам, которые интересны «сами по себе, интересно преподаются» и т.п. У студентов (курсантов) этого уровня существует стремление к осмыслению собственного жизненного и учебного опыта, к осознанию своей позиции к окружающей действительности. Большое место в структуре мотивационно-ценностного компонента занимает потребность в самореализации, в личностном саморазвитии, но часто безотносительно к будущей профессиональной деятельности.
Отношенческий компонент
В целом отношение к себе может быть охарактеризовано как позитивное. Такие студенты (курсанты) проявляют интерес к исследованию своего внутреннего мира, к адаптации своих возможностей к условиям жизнедеятельности для более полной (главным образом личностной) самореализации. Их самооценка становится относительно устойчивой, но все еще зависящей от внешних обстоятельств; достаточно высокие показатели приобретает потребность в признании, достижениях, уровень притязаний. Все еще сильной остается ориентация на экстернальный контроль и регуляции жизнедеятельности, но вместе с тем появляется отчетливое стремление к самостоятельной организации своего жизненного и профессионального пути. Отношение к преподавателю в целом позитивное, как к человеку, способному оказать реальную поддержку, прежде всего в решении образовательных проблем. Межличностные отношения с учебной группой строятся на принципах делового общения, совместного решения учебных задач; внутригрупповой статус приобретает черты предпочитаемого. При этом студенты (курсанты) этого уровня испытывают определенные трудности при отстаивании в группе собственного мнения, часто поддаются групповому давлению. Средние показатели развития эмпатии и рефлексии.
Регулятивно-деятельностный компонент
Учащихся этого уровня характеризует наличие стремления к самоуправлении, саморегуляции собственной жизнью и деятельностью. Они проявляют способности в отстаивании собственных позиций на основе теоретических знаний и практического опыта, проявляют потребность в соотнесении личностных потребностей и условий их реализации. Их активность обнаруживается в адаптации к профессиональным требованиям; личностная ориентация направлена на профессиональную идентичность. Такие студенты (куранты) обладают способностью к анализу жизненных и учебно-профессиональных противоречий, проявляют волевые качества и регулятивные умения, испытывают потребность в самостоятельном планировании и организации собственной жизнедеятельности. Однако, их активность существенно ограничивается неумением, а иногда боязнью принимать ответственные, инициативные решения и действовать в соответствии с избранной стратегией. Иными словами, обладая потребностью в самостроительстве, они слабо представляют «тактику» последнего и, как следствие, испытывают существенные трудности в предвидении результатов своей жизнедеятельности, их оценке и возможной коррекции. Часто у таких студентов (курсантов) под влиянием, прежде всего, внешних обстоятельств, блокируется реализация уже принятых решений, деформируются жизненные и профессиональные установки и предпочтения. В целом таком тип студентов (курсантов) может быть охарактеризован как неустойчивый, активно ищущий пути, способы и средства самореализации в различных жизненных и профессиональных средах, обладающий аморфной структурой жизненной и учебно-профессиональной позиции. Учебно-профессиональная деятельность обычно носит репродуктивно-творческий характер.
Субъект-объектный уровень
Мотивационно-ценностный компонент
Характеризуется осознанным выбором профессии, стремлением к реализации профессиональных ценностей и идеалов, приобретающих личностных смысл. В иерархии ценностных ориентаций доминируют ценности профессиональной деятельности в единстве с ценностями личной жизни. Такие студенты (курсанты) уверены в правильности своего профессионального выбора. Наблюдается устойчивость и избирательность их познавательных интересов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
На этом фоне особый интерес вызывают предметы психолого-педагогического и узкопрофессионального цикла. Специфичность познавательных интересов находит отражение в осмыслении многообразии явлений социальной и профессиональной действительности, в удовлетворении от процесса познания, в стремлении эффективного использования субъективно -значимых ценностей в учебно-профессиональной деятельности. Студенты (курсанты) ориентированы на глубокое познание собственных личностно-профессиональных качеств, их максимальной реализации в различных сферах жизнедеятельности. В частности, высокие показатели приобретает направленность на самоутверждение и самореализацию в учебно-профессиональной деятельности, имеющей в рассматриваемом уровне личностно-значимый характер.
Отношенческий компонент
Позитивное отношение к собственной личности и личности другого, выражающееся в принятии, любви, уважении к себе и другому человеку. Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, потребность в достижениях в личной и профессиональной жизнедеятельности. Взаимоотношения в системе «студент (курсант) - преподаватель» такие студенты (курсанты) обозначают как полисубъектное взаимодействие, ценя в педагоге в равной степени и личные и профессиональные качества. Идеал преподавателя предстает не только как человека, обладающего жизненным опытом, профессиональным мастерством, но и не в меньшей мере как человека, способного понять, помочь студенту (курсанту) в реализации личностно-профессиональных планов.
Отношение с учебной группой основываются на принципах делового и личного сотрудничества. Студенты (курсанты) этого уровня открыты к разнообразным формам общения, коммуникабельны, всегда готовы прийти на помощь часто имеют в группе прочные дружеские связи, пользуются авторитетом. Их внутригрупповой статус определяется «предпочитаемых» или «лидеров»; они умеют отстаивать собственное мнение, слабо подвержены групповому давлению. Высокий уровень эмпатии и рефлексии.
Регулятивно-деятельностный компонент
Студенты (курсанты) этого уровня характеризуются нестандартным, индивидуально-творческим подходам к исследованиям проблем социальной и профессиональной действительности, обладают способностью к самоуправлению различными формами активности. Однако, не всегда последовательны в реализации принятых решений, с трудом отказываются от избранных стратегий, несколько консервативны в мышлении. Такие студенты (курсанты) способны к проектированию собственной учебной и профессиональной деятельности, согласованной с их жизненными и профессиональными ценностями и идеалами. У них выражено стремление к преобразованию теоретических идей в конкретные жизненные и учебно-профессиональные ситуации, развиты волевые и регулятивные способности, учебная деятельность носит характер творческого труда. Такие студенты (курсанты) избирательно активны, инициативны и ответственны; умеют отстаивать свои жизненные и профессиональные позиции. Иными словами, они достаточно четко осознают цели и ценности собственной жизнедеятельности, продуцируют разнообразные личностно-профессиональные стратегии, но не всегда способны оценить их продуктивность и внести необходимые коррективы. В целом позиция таких студентов (курсантов) в жизни и деятельности может быть охарактеризована как субъектная, но с определенным недоразвитием регулятивно-деятельностного (тактического) компонента. Они четко представляют что, зачем и почему нужно делать, чтобы по возможности максимально реализовать себя в жизни и будущей профессии, но не всегда представляют себе как это делать.
Собственно субъектный уровень
Мотивационно-ценностный компонент
Самостоятельный, глубоко осознанный личностно-значимый выбор профессии. В ценностной иерархии доминирующие позиции занимают личностно-профессиональные ценности; выражено отношение к будущему труду как к важнейшему жизненному смыслу; мотивы и цели жизнедеятельности отражают направленность на объективацию субъективных ценностей, идей и идеалов на самореализацию в различных сферах жизненного и профессионального бытия.
Профессиональные интересы отличаются широтой и глубиной, распространяются на большинство учебных предметов; подчинены задачам личностного и профессионального самосовершенствования.
Высокие показатели приобретают склонности и способности к самопознанию, саморазвитию и самоутверждению в различных жизненных ситуациях, в образовательной и профессиональной деятельности.
В оценках перспектив жизненных планов и стратегий, профессия воспринимается студентами (курсантами) этого уровня как социальная ниша, в которой они с наибольшей эффективностью смогут реализовать себя как личность, развивать и совершенствовать собственную индивидуальность; в которой плотно смыкаются их личностные и профессиональные
интересы и потребности. Учебная и профессиональная деятельность выступают для них как средство и одновременно полигон для развития своей человеческой сущности, для испытания собственной личной и профессиональной деятельности.
Отношенческий компонент
Студенты (курсанты) этого уровня характеризуются позитивным, доброжелательным отношением к людям, миру, самому себе. Им свойственна адекватная самооценка собственной личности, деятельности и поведения, высокий уровень притязаний. В самопризентации такие студенты (курсанты) проявляют черты инициативной, ответственной личности, способной к творческому преобразованию и себя и условий своей жизнедеятельности и окружающей действительности. В общем виде их самоотношение можно классифицировать как «хозяин» собственной жизни, судьбы; своих духовных и душевных сил, т.е. полноценный субъект своей жизнедеятельности. Как наиболее оптимальную оценивают систему межличностных связей преподавателя и студента (курсанта), выстроенною на принципах отношений равноправных субъектов. В этой системе позиция преподавателя определяется в категориях наставничества, помощи и даже дружбы. На первый план в идеале преподавателя выходят его человеческие качества (наряду с профессионализмом); как актуальная оценивается его способность к развитию личности и индивидуальности студента (курсанта); как дезавуирующую даже богатую предметную подготовку - стремление к подавлению самостоятельности, активности, «инакомыслия» студента (курсанта). Положение в группе личностно-комфортное, часто близкое к лидерству. Учебную группу подкупает добросердечие, открытость, способность к эмпатии, готовность помочь в учебных и житейских ситуациях, проявляемые студентами (курсантами) этого уровня. Такой студент (курсант) уважает мнение учебной группы и каждого из его членов, способен отстаивать свои убеждения, в том числе, через поиск разумных компромиссов. Обладает высоким уровнем эмпатии и рефлексии.
Регулятивно-деятельностный компонент
Такие студенты (курсанты) обладают высоким уровнем развития способности к самоуправлению и саморегуляции собственной жизнедеятельности, направлены на реализацию личностно-ответственного способа жизни.
Они способны к четкому планированию, организации, оценке и коррекции индивидуальных программ личностно-профессионального саморазвития. Студенты (курсанты) этого уровня способны к методологическому рассмотрению профессиональных ситуаций и проблем, критическому осмыслению собственных способов реальной или конструируемой деятельности, переоценке своих жизненных и профессиональных ценностей.
Обладают хорошо развитой способностью предвидеть результаты своих собственных действий и поступков, при необходимости быстро меняя их тактику. Отличаются высоким творческим потенциалом, воспринимая само творчество в качестве важной ценности, сопровождающей, отражающей характер их жизнедеятельности. Эти студенты (курсанты) стремятся и способны осуществлять преобразующую деятельность в различных личностно-профессиональных сферах. Они способны генерировать идея, хотят все делать по своему, умеют не просто быстро адаптироваться в окружающей социальной и профессиональной действительности, но и могут видоизменять, нарушать определенный «ход и ритм» последней с целью ее приспособления к собственным личностно-профессиональным особенностям.
Студенты (курсанты) этого уровня характеризуются устойчивыми жизненными и профессиональными позициями, которые способны доказательно отстаивать в любых ситуациях, в присутствии любых авторитетов. В целом их жизненная, учебная и профессиональная позиции носят активно-избирательный характер, соотносимый с собственными ценностями и идеалами, с активностью другим людей и отношением к ним как субъектам собственной жизнедеятельности. Такой студент (курсант) может быть охарактеризован как человек, твердо осознающий собственные жизненные и профессиональные стратегии, самостоятельно выбирающий их из множества возможных альтернатив и уверенно реализующий индивидуально-своеобразную тактику достижения поставленных целей личностно-профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Выводы
Таким образом, важнейшими индикаторами субъектности студента и курсанта могут выступать его социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция в любом виде деятельности[8].
Для развития субъектности необходимо:
1) разъяснение студентам и курсантам важности, значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе;
2) обучение студентов и курсантов способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях (коллектива факультета, курса, группы, объединения по интересам, своей индивидуальной деятельности, в учебной и внеучебной работе, на практике и в исследовательской деятельности);
3) овладение студентами и курсантами способами проектирования и моделирования собственной деятельности;
4)предоставление возможности студентам и курсантам принимать самостоятельные решения по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы;
5) ориентация педагогов вуза (при организации образовательного процесса) на интересы и потребности учащихся, учет уровня их готовности к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
6)создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб и др. [1,4,8].
Библиографический список
Аксенова Г.И. Подготовка практических психологов для пенитенциарных учреждений: проблемы и пути решения. // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 10-15.
Аксенова Г.И., Мухаметзянова Ф.Г. Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения. // Прикладная юридическая психология. 2015.№з. С.102 -106.
Аксенова Г.И., Полякова Я.Н., Поляков А.В.Психолого -педагогическое сопровождение слушателей первоначальной подготовки учебных центров ФСИН России. -Краснодар: «Иэдательский Дом» -Юг, 2014. -118с.
Аксенова Г.И. О необходимости инновационных форм и методов обучения в профессиональной подготовке психологов уголовно -исполнительной системы. // Ведомости уголовно -исполнительной системы, 2013, №5(132), с.2-4.
Деркач.А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход. - М.:Изд-во РАГС, 2010.-
240с.
Купцов М.И., Видов С.В. К вопросу о применении математических методов при проведении психологических исследований и анализе их результатов. // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. с. 131-136.
Мухаметзянова Ф.Г. Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика: автореферат диссертации доктора педагогических наук, Киров, 2002.-42с.
Мухаметзянова Ф.Г., Мифтахов И.И. Феномен субъектности студента в психологии. // Казанский педагогический журнал, 2013, №4, с.126-130.