водством преподавателя, а также консультанта велась работа по организации и проведению лабораторных работ, разработке планов мероприятий для педагогической практики, программы мероприятий и т. д.
Контроль и итоговую оценку о готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности ставил руководитель предприятия или организации по характеристике, написанным консультантом.
Библиографический список
По окончании спецкурса обучающие прошли анкетирование, результаты которого показали эффективность предложенного метода.
Целостный подход к решению практико-ориентированной задачи позволит обучающимся приблизить себя к их будущей профессиональной деятельности, подготовиться в условиях быстро меняющейся экономической и социальной жизни.
1. Артамонова Е.И. Педагогическое образование в условиях социальной интеграции. Москва: МАНПО, 2013.
2. Патрушева И.В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015; Том 7, № 4 (июль - август). Available at: http://naukavedenie.ru
3. Андреева Н.В. Практико-ориентированное обучение в процессе профессионального самоопределения студентов. Педагогическое образование и наука. 2009; 12: 85.
References
1. Artamonova E.I. Pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyah social'noj integracii. Moskva: MANPO, 2013.
2. Patrusheva I.V. Praktiko-orientirovannyj podhod k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2015; Tom 7, № 4 (iyul' - avgust). Available at: http://naukavedenie.ru
3. Andreeva N.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v processe professional'nogo samoopredeleniya studentov. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009; 12: 85.
Статья поступила в редакцию 28.12.18
УДК 378
Kariyev A.D., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Center for Pedagogical Education, Sholom-Aleichem Priamursky State University
(Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
PRESENTATION OF THE SUBJECTIVITY OF THE PERSON: ACCOUNTING THE DIRECTION. The author in the article reveals the macrostructure of the student's subjectivity through a theoretical analysis of the concepts of "subject", "subjectivity", "subjectivity of a student". For the development of the diagnostic tools of the study, the author identified the main macro-components and manifestations of the student's subjectivity, showed the stages of research on the basics of the concept of "student subjectivity": first, the search, analysis and systematization of theoretical material on the studied issue are carried out; "subject", "subjectivity", "subjectivity of a student". According to the results of the analysis of definitions, they are divided into simple semantic elements, which make it possible to form 2 clusters - "Directivity towards oneself", "Orientation towards the outside world".
Key words: subject, subjectivity, subjectivity of student, macro components, manifestations, cluster-semantic analysis.
АД. Кариев, аспирант, факультет педагогики и психологии, Центр педагогического образования, Приамурский государственный университет
им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: УЧЁТ НАПРАВЛЕННОСТИ
Автором в данной статье раскрывается макроструктура субъектности студента через теоретический анализ понятий «субъект», «субъектность», «субъ-ектность студента». Для разработки диагностического инструментария исследования автором были выделены основные макрокомпоненты и проявления субъектности студента, показаны этапы исследования сущности понятия «субъектность студента»: на первом - был осуществлен поиск, анализ и систематизация теоретического материала по исследуемому вопросу, на втором - проведён кластерно-семантический анализ понятий «субъект», «субъектность», «субъектность студента». По результатам анализа определений было произведено разделение их на смысловые компоненты, что позволило сформировать 2 кластера - «Направленность на себя», «Направленность на внешний мир».
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектность студента, макрокомпоненты, проявления, кластерно-семантический анализ.
Развитие современного общества, связанное с процессами глобализации в международных отношениях, политической и экономических сферах, существенно влияет на потребность в подготовке конкурентоспособных и мобильных специалистов, способных принимать и реализовывать нестандартные решения в будущей профессиональной деятельности, то есть субъектов профессиональной деятельности. В связи с этим проблема становления субъектности студентов является актуальной для современной педагогики, особенно в связи со значительным интересом отечественных и зарубежных учёных к содержанию и структуре личности будущего специалиста, а также потенциалом и особенностями ее развития. Феномен субъектности является одним из наиболее изучаемых во всех человековедческих науках. Сегодня субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно выступает предметом активных исследований. Изучаются проявления субъектности в активности личности (В.А. Петровский), субъектность в контексте личностной свободы (ГА. Балл), компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А. Та-тенко), закономерности развития субъектности в онтогенезе (А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, ГА. Цукерман, Н.Х. Александрова), принципы организации образовательных систем, направленных на развитие субъ-ектности (В. Давыдов, И.В. Дубровина), специфика субъектности педагога (Е.Н. Волкова, Т. Маркелова) и др.
Целью данной статьи является уточнение сущности понятия «субъектность студента», рассмотрение его макрокомпонентов и проявлений.
Исследование сущности понятия «субъектность студента» состояло из двух этапов. На первом этапе был осуществлен поиск, анализ и систематизация теоретического материала по проблеме исследования.
На втором этапе на основе кластерно-семантического анализа понятий «субъект», «субъектность», «субъектность студента» были сформированы макрокомпоненты субъектности студента.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей под субъектом понимают индивида как источник познания и преобразования действительности; носителя активности и осуществляющий изменение в других людях и в себе самом (А.В. Петровский [1], С.Ю. Головин [2], ГМ Коджаспирова [3], Н.И. Конюхов [4]).
Таким образом, понятие «субъект» рассматривается как носитель активности; тот, кто эффективно и творчески выполняет определенную деятельность; человек, наделенный способностью к сознательной саморегуляции и саморазвитию в этой деятельности.
Педагогический словарь ГМ. Коджаспировой [3] трактует субъектность как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.
Определение субъектности дает в своих исследованиях О.А. Ленглер: «Субъектность - это интегральное качество личности проявляется в ценностно-смысловой самоорганизации действий, и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности» [5].
И.Ю. Кузнецова, также утверждает, что под субъектностью следует понимать интегральное качество личности, проявляющееся в таких атрибутивных характеристиках, как активность, сознательность, способность к целеполаганию и рефлексии, свобода выбора и ответсвенность за него, инициативность, способность к саморазвитию [6].
Итак, субъектность является интегрированным качеством личности, которое приводит к изменению внутреннего «Я» и окружающей действительности посредством активной и самостоятельной деятельности.
В литературе встречаются разнообразные определения субъектности студента. Так, Л.Г Пак под субъектностью студента понимает базис социализации
студентавобразовательномпроцессе вуза, который является координатором жизнедеятельности будущего специалиста и выступает организатором его дальнейшего самосовершенствования в личном и социальном планах [7].
Некоторое иеслудтрателп(Ф.П Мухамесзенввс.Р.А. Зайеутдисот)|зес-сматривают субъектность студента как качество человека, в котором реализу-еттяввжнвйшаяинтенпия личтости студента быть субъектом деятельности, т.е. стремление к проявлению и реализации себя как в различных пространствах [8].
В целом, анализ и обобщение результатов исследований субъектности позеоляет рыдеоипт сущнлсттые освбуннтсттотвгофенттенухпоказывоер что субъектность студента следует понимать как: интегративное личностное качество, высшую форму регуляции деятельности и процесса личностно-про-фтссионалнногвуазвиыия,предпосылктнспвшвогоысвтепияптофосоио наланлй деятельности и непрерывного личностно-профессионального саморазвития и самоаеаоинатии будащего тпс»влл«сто. О даинуй роботеаонятир«сфбъекттурт« студента» рассматривается как интегративное личностное качество студента, зотопое хауазтеыизуттмт
правленностью на себя, то есть определение целей, задач, формирование мо-^к^мм/^нп^/^ьто^т^пидм, а токее нуттотланноyтьмнеьношнвй определяется в готовности принимать правильные решения в нестандартных жизненных ситуациях.
дтеропвтаписслвдозасия закыючалея в кнaттевну-нeменмичоcкoеазaлв-зе. В результате кластерно-семантического анализа определений понятий «субъ-тл», «рубнемте™, «pyаътктвp»аь сттдeяф»0ылрыыдулены«х ртпшлсвыу компоненты. Например: по субъекту были выделены следующие формулировки: двтяномнвсть, активвoет«,caуаcоoятeаь-юcуь,кoстаoе«рoУcввeнн ыхжеванзз, индивид, интегральная характеристика личности, источник познания и преобразования дуйстмвтулкървтв, кш«ктyзныйтpевтyлнтpид мeвно-рpaятичeукай дут-тельности, мыслитель, осознание себя как существа, сознательно действующее существо, субъект деятельности сознания, творец деятельности, человек на выс-
Кластерно-семантический анализ полученных смысловых компонентов поболел pфтpнвpевотт Н настера: «Направленность на себя», «Направленность на внешний мир» (см. рис. 1).
0»иаaя»ьнаoпвeдeлднпыyчeныx, мввформвровил и петечань проявлений для каждого макрокомпонента. В результате было получено 72 формулировок проявлений, причем некоторые из них характеризовали и макрокомпонент «На-гфоввенроытьнатебе», р маквpкpмпевyьт«д0п»нвлyмнpттьнaтвешний мир».
Ниже показаны примеры формулировок проявлений из полученного перечня, в скобках стоят номера выделенных макрокомпонентов:
• четко формулирует желаемую цель (1);
• »TOпаднт oумдa«нлмз и в^л^вф^т^нутовло^р^ор^^я^с^й работы (деятельности) (1);
• ептеуалретввои л ич нвутыо по риф урфвтиаанвлу кеиест ва (1);
• самостоятельно работает над своими ошибками (1, 2);
• развивает свой духовно-нравственный мир (1);
автнннвaeттввттвзмвшрвутцнp« внlгюлнeчвинптнденëнной деятельности (1, 2);
• «л асиууеттвсе дол^енут ббумуепу (1,у);
• прогнозирует ожидаемый результат (1, 2);
• кентталмвyотивo т ЭФуутв(T(;
• рассматривает нестандартные пути для решения поставленных задач
(1, 2);
• посещает библиотеку, театр, спортивный зал для развития личностных и профессиональных качеств (2);
• прyяьлуeттyлаp аттнууть вуощерыи у дуyтвмяымдьми(2);
• анализирует результаты своей деятельности (1, 2);
т адеквттпе уцанивтет ивлкдустуивст«оп«yаppФУkт(MT) .
• достигает цели в зависимости от своих индивидуальных возможно-тте ие);
• принимает решения в нестандартных жизненных ситуациях(2);
тумватраутнавые нвуы вфуpф«lьpоЮУPPЧPвaлввуй льности (1, 2).
Таким образом, субъектность студента понимается как система ценностно-смысловых отношений будущего педагога к креативному социокультурному еттт»унию . сФмeммаyеоцрваyЬнУУTтяьыeсвв. В дашлр^с^е^овании мы придерживаемся положения о том, что важнейшей функцией профессионального образования является стимулирование самосовершенствования студента, его аамрпрурбразрвания для рушуния задач уулужняющуйуя круативнуй ууциукуль-
Риу 1. Макрукумпунунты уубъуктнуути утудунта
В психологии направленность личности понимается как иерархическая организованная система образований, которая ориентируется на деятельность и проявляутуя втyлУтюaрyуьнlтx xарантоpчетмкеx«yнpьyкa(A.H. Л^с^^т^евв, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев).
Mнптaвуyц»yвтьмичности ^^^ат^т^о лвч»yстм, куте»автриявляетуя в уъ субъективном отношении к обществу, другим людям, себе (А.Ф. Лазурский).
Библиографический список
турной образовательной практики, когда студент на всех этапах профессиональной подготовки выступает как самоорганизующийся субъект жизнедеятельности.
Вадущвмвф»ктоpттв ставовнуния рФъокъвыртв утуденмо являются рефлексия как осмысление своей профессиональной деятельности, самооценка как oфууълe«внптoфсyтвотaть ныхмм ы ул^^п^^ртоствтты осознание как способность к произвольности профессиональной деятельности и поведения.
1. Краткий психологический словарь. Редактор-составитель Л.А. Карпенко; Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. Ростов-на-Дону, 1999.
2. ГоловинС.Ю. Словарьпрактическогопсихолога.Минск, 1998.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. Москва, 2003.
4. КонюховН.И. Словарь-справснникпопсихологии.Москва,1996.
5. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы. Молодой ученый. 2012; 11: 440 - 442.
6. Кузнецова И.Ю. Развитие субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации: монография. Под научной редакцией Л.Н. Вавиловой. Кемерово, 2014.
7. Пак Л.Г. Субъектность как базис социализации студента в образовательном процессе вуза. Наука и школа. 2010; 3: 94 - 96.
8. Мухаметзянова Ф.Г, Зайнутдинов РА. Субъектность студента как условие подготовки компетентного педагога-психолога в негосударственном вузе. Казанский педагогический журнал. 2007; 3: 49 - 57.
References
1. Kratkij psihologicheskij slovar'. Redaktor-sostavitel' L.A. Karpenko; Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. 2 izd., rassh., ispr. i dop. Rostov-na-Donu, 1999.
2. Golovin S.Yu. Slovar'prakiicheskogo psihologa. Minsk, 1998.
3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. Moskva, 2003.
4. Konyuhov N.I. Slovar-spravochnikpopsihologii. Moskva, 1996.
5. Lengler O.A. Sub'ektnost' cheloveka: psihologo-pedagogicheskie osnovy. Molodoj uchenyj. 2012; 11: 440 - 442.
6. Kuznecova I.Yu. Razvitie sub'ektnojpoziciipedagoga vprocessepovysheniya kvalifikacii: monografiya. Pod nauchnoj redakciej L.N. Vavilovoj. Kemerovo, 2014.
7. Pak L.G. Sub'ektnost' kak bazis socializacii studenta v obrazovatel'nom processe vuza. Nauka i shkola. 2010; 3: 94 - 96.
8. Muhametzyanova F.G., Zajnutdinov R.A. Sub'ektnost' studenta kak uslovie podgotovki kompetentnogo pedagoga-psihologa v negosudarstvennom vuze. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal. 2007; 3: 49 - 57.
Статья поступила в редакцию 28.12.18
УДК 378
Kodoeva A.Ch., Cand. of Sciences (Philology), Head of the Planning and Quality Control Department of the Educational Process and Practice of the Educational
Department, Kaliningrad Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Kaliningrad, Russia),
E-mail: [email protected]
MANAGEMENT OF ADAPTATION OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article studies the process of adaptation management of students of the Ministry of internal Affairs in the context of solving problems of professional and personal development of future specialists. In the process of adaptation, there is a comparison of the values of the individual with the values of the group interacting with each other. The adaptation of a person is inherent in the mechanism of conscious self-regulation, including in the field of mastering the basics of professional activity. Distinctive qualities of a person are formed when overcoming obstacles arising in various spheres and determine the characteristics of character and behavior. The whole process of adaptation is greatly influenced by such conditions as psychological readiness for training, psychological comfort in the new educational team. The author concludes that mental adaptation largely depends on a person's perception of the surrounding reality.
Key words: adaptation, cadet, university, future law enforcement specialist.
А.Ч. Кодоева, канд. филол. наук, начальник отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела,
Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации,
E-mail: [email protected]
УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РФ
В статье изучен процесс управления адаптацией курсантов вузов МВД РФ в контексте решения задач профессионально-личностного развития будущих специалистов. В процессе адаптации происходит сопоставление ценностей личности с ценностями группы, взаимодействующих между собой. Адаптации личности присущ механизм сознательного саморегулирования, в том числе в сфере овладения основами профессиональной деятельности. Отличительные качества личности формируются при преодолении препятствий, возникающих в различных сферах и определяют особенности характера и поведения. На весь процесс адаптации оказывают огромное влияние такие условия, как психологическая готовность к обучению, психологический комфорт в новом учебном коллективе. Автором был сделан вывод о том, что психическая адаптация во многом зависит от восприятия человеком окружающей действительности.
Ключевые слова: адаптация, курсант, вуз, будущий специалист правоохранительных органов.
В современной психолого-педагогической литературе встречается большое количество определений по проблеме адаптации, все они различны и отражают взгляды исследователей на социологические, психологические, педагогические, профессиональные механизмы действия; точку зрения, позицию, с которой ученые рассматривают конкретный вид адаптации, сферу, в которой эта адаптация происходит; ее границы.
В современной литеатуре дано следующее определение: «адаптация (поз-днелатинское adaptotio - прилаживаю, приспосабливаю, от латинского adapto -приспособляю) - процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды» [1, с. 216].
С.А. Рунова, исследовав ряд междисциплинарных источников по проблеме адаптации, сделала вывод, что понятие адаптации используется в «широкой» и «узкой» трактовках. В биологическом аспекте «широкая» трактовка - это «приспособление организма к условиям среды», при котором организм и среда обитания оказывают взаимное действие друг на друга. «Узкая» трактовка состоит в том, что рассматриваются лишь «внутренние компоненты и структуры активной подсистемы», причем их изменения не зависят от внешних воздействий среды обитания и носят реактивный характер [2, с. 184].
В процессе адаптации происходит сопоставление ценностей личности с ценностями группы, взаимодействующих между собой. По мнению А.А. Нал-чаджян, «адаптация - это состояние, в котором потребности индивида с одной стороны и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом, природной и социальной средой. Кроме того, это и процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается» [3, с. 10].
Из вышесказанного следует, что адаптации личности присущ механизм сознательного саморегулирования, в том числе в сфере овладения основами профессиональной деятельности. Отличительные качества личности формируются при преодолении препятствий, возникающих в различных сферах и определяют особенности характера и поведения.
В вузе все общеобразовательные задачи имеют профессиональную направленность. Обучение строится по следующему принципу: курсанты интересуются и активно относятся к изучению предметного материала. Специфика вузовского обучения состоит в том, что курсанту приходится проводить «поиски» необходимого материала, в процессе которых происходит формирование самостоятельности, собственного взгляда на определенные учебные вопросы. Деятельность курсанта разнообразна, но весомую роль в ней занимает профессиональное самообразование. Важным условием для включения в профессиональную деятельность является заинтересованность в собственной деятельности, чему способствуют условия, воздействующие на потребностно-мотивационную сферу курсантов.
Что касается рассмотрения адаптации к условиям обучения в новом учебном заведении профессиональной направленности, то её невозможно рассмотреть полностью, если не учитывать учебный (дидактический) компонент.
Учебные проблемы, возникающие у курсантов, обусловлены изменением формы организации обучения. В отличие от школьного обучения, на занятиях в вузе, как правило, нет чередования различных способов деятельности, спо-
собствующих концентрации внимания. Контроль успеваемости производится по прошествии определенных временных промежутков. Основная роль отводится самостоятельной работе курсантов. На занятиях определенных видов практически отсутствует руководство со стороны преподавателя. Для успешной дидактической (учебной) адаптации первокурснику необходимо обладать определенным запасом знаний и умений по изучаемым предметам, гибким мышлением, хорошо развитым уровнем познавательной самостоятельности, умением самостоятельно работать с различными источниками, перерабатывать большой объем информации, бегло читать, конспектировать и т. п. «Дидактическая адаптация -комплексный динамический процесс приобщения студента к условиям вуза, в результате которого он становится субъектом новых видов деятельности, связанных с появлением новых форм обучения, приобретает возможности оптимального выполнения своих функций в условиях более интенсивного умственного труда, большего объёма получаемой информации» [4, с. 30].
Таким образом, можно сделать вывод, что успешная психическая адаптация влияет на эффективность учебной деятельности.
С.А. Рунова выделила аспекты, лежащие в основе процесса социально -профессиональной адаптации у различных ученых:
1. Медико-педагогический аспект. Социально-профессиональная адаптация - «это процесс и результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения».
2. Психолого-педагогический аспект. Социально-профессиональная адаптация - «это процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса».
3. Социологический аспект. Социально-профессиональная адаптация «рассматривается как особенность жизненного пути молодого человека, совпадающего с окончанием обучения ... и началом профессиональной трудовой деятельности».
Социально-психологическая адаптация проявляется в следующих аспектах жизни человека: профессиональное самоопределение; сформированность социально значимых способностей; положение в коллективе, социальный статус; особенности характера и личностные качества. В рамках нашего исследования социально-психологическая адаптация интересна в силу необходимости изучения личностных особенностей курсантов, которые определяют успешность в профессиональной деятельности.
Адаптацию студентов (курсантов) П.А. Просецкий определяет как «активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности» [5, с. 124].
Среди исследователей процесса адаптации до сих пор нет единой точки зрения относительно определения видов адаптации. Приведем несколько классификаций:
В зависимости от стратегии А.А. Налчаджян выделяет следующие виды адаптации: