Научная статья на тему 'Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения'

Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА И КУРСАНТА ВУЗА / SUBJECTIVITY OF A STUDENT AND A OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / ЛИЧНОСТНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ СТУДЕНТА И КУРСАНТА / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА И КУРСАНТА / СУБЪЕКТНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / PERSONAL SUBJECTIV-ITY OF A STUDENT AND A CADET / SUBJECT PERSONAL POSITION / КРИТЕРИИ СУБЪЕКТНОСТИ / CRITERIA OF SUBJECTIVITY / ИНДИКАТОРЫ СУБЪЕКТНОСТИ / SUBJECTIVITY INDICATORS / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF A STUDENT AND A CADET / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Галина Ивановна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна

в статье рассматривается феномен субъектности студента и курсанта вуза. Субъектность представлена как функциональное свойство личности, проявляющееся во внутриличностной активности, ответственности и самостоятельности. В качестве критериев и индикаторов субъектности студента и курсанта рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция. Подчеркивается, что феномен субъектности студента и курсанта проявляется в том, что именно в студенческом возрасте происходит развитие их как личности и как субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также как субъекта личности проектировщика дальнейшей жизнедеятельности. Акцентируется внимание на том, что студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личностной субъектности, своеобразного психологического новообразования. В связи с этим в студенческом возрасте можно говорить о развитии именно личностной субъектности человека. Мерой успешности преодоления трудностей развития субъектности студента и курсанта вуза является его социально-психологическая адаптированность. В статье перечислены условия развития субъектности студента и курсанта вуза: 1) разъяснение важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе; 2) обучение способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях; 3) обучение способам проектирования и моделирования собственной деятельности и др

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND INDICATORS OF SUBJECTIVITY OF A STUDENT AND A CADET OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

in the article the phenomenon of subjectivity of a student and a cadet of a higher edu-cational establishment is considered. Subjectivity is presented as the functional property of the person-ality which is shown in the intra personal activity, responsibility and independence. As criteria and in-dicators of subjectivity of a student and a cadet social and psychological adaptability and subject per-sonal position are considered. It is emphasized that the phenomenon of subjectivity of a student and a cadet is shown in just at student's age, when such phenomena as his/her development as a person and as the subject of educational professional activity «coincide» and as the subject, the designer of further activity. It is accented that it is possible to call student's age metaphorically «The Golden Age» of manifestation and development of personal subjectivity, this peculiar psychological new growth. In this regard it is possible to speak about the development of personal subjectivity at student's age... in the article the phenomenon of subjectivity of a student and a cadet of a higher edu-cational establishment is considered. Subjectivity is presented as the functional property of the person-ality which is shown in the intra personal activity, responsibility and independence. As criteria and in-dicators of subjectivity of a student and a cadet social and psychological adaptability and subject per-sonal position are considered. It is emphasized that the phenomenon of subjectivity of a student and a cadet is shown in just at student's age, when such phenomena as his/her development as a person and as the subject of educational professional activity «coincide» and as the subject, the designer of further activity. It is accented that it is possible to call student's age metaphorically «The Golden Age» of manifestation and development of personal subjectivity, this peculiar psychological new growth. In this regard it is possible to speak about the development of personal subjectivity at student's age. It is claimed that a measure of success to overcome difficulties of development of subjectivity of a student and a cadet of a higher educational establishment is his/her social and psychological adaptability. Con-ditions of development of subjectivity of a student and a cadet of a higher educational establishment are listed in the article: 1) explanation of importance and significance of the forthcoming professional activity, opportunities of a personal contribution to the general result providing interest in the planned work; 2) training in ways of self-testing and self-diagnostics, objective self-assessment of one's own opportunities and abilities; inclusion in the process of goal-setting and planning different types of activity at all levels; 3) training in ways of design and modeling of one's own activity, etc. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Критерии и индикаторы субъектности студента и курсанта высшего учебного заведения»

УДК 159.9:343.83 ГАЛИНА ИВАНОВНА АКСЕНОВА,

ББК 88.472 доктор педагогических наук, профессор,

А42 профессор кафедры общей психологии

(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]; ФЛЁРА ГАБДУЛЬБАРОВНА МУХАМЕТЗЯНОВА, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе (Университет управления «ТИСБИ», Казань), e-mail: [email protected] © Аксенова Г. И., Мухаметзянова Ф. Г., 2015

КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА И КУРСАНТА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Реферат: в статье рассматривается феномен субъектности студента и курсанта вуза. Субъектность представлена как функциональное свойство личности, проявляющееся во внутриличностной активности, ответственности и самостоятельности. В качестве критериев и индикаторов субъектности студента и курсанта рассматриваются социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция. Подчеркивается, что феномен субъектности студента и курсанта проявляется в том, что именно в студенческом возрасте происходит развитие их как личности и как субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также как субъекта личности - проектировщика дальнейшей жизнедеятельности. Акцентируется внимание на том, что студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личностной субъектности, своеобразного психологического новообразования. В связи с этим в студенческом возрасте можно говорить о развитии именно личностной субъектности человека. Мерой успешности преодоления трудностей развития субъектности студента и курсанта вуза является его социально-психологическая адаптированность. В статье перечислены условия развития субъектности студента и курсанта вуза:

1) разъяснение важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в планируемой работе;

2) обучение способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях;

3) обучение способам проектирования и моделирования собственной деятельности и др.

Ключевые слова: субъект, субъектность студента и курсанта вуза, личностная субъектность студента и курсанта, критерии субъектности, индикаторы субъектности, субъектная личностная позиция, социально-психологическая адаптированность, субъектно-деятельностный подход, профессиональное образование, развитие субъектности студента и курсанта.

В едущими принципами современного высшего профессионального образования являются гуманизация и демократизация, ориентирующие студента и курсанта вуза на самореализацию как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Реализация этих принципов в практике высшего профессионального образования способствует саморазвитию у субъектов учебно-профессиональной деятельности внутренней активности, ответственности, самостоятельности.

Процесс вузовской подготовки в условиях динамичных социально-экономических преобразований детерминирован целевой установкой на воссоздающее развитие личности студента и курсанта

как индивидуального и коллективного субъекта образовательной деятельности. В связи с этим актуальными становятся вопросы выявления индикаторов субъектности студента и курсанта вуза. Субъектность студента и курсанта рассматривается нами как социально-психологический и отчасти как социально-педагогический феномен.

Проблема исследования субъектных феноменов приобретает актуальность в силу подъема на новый уровень человека как субъекта, «впущенного в бытие» (по С. Л. Рубинштейну), роста его самосознания, самоопределения, творческого потенциала. С позиций личностно-ориентированного и вытекающего из него субъектно-деятельностного подхо-

да современный вуз рассматривается не как место и время обучения, а как пространство взросления юношей и девушек и место взращивания личностной субъектности. Педагогический процесс современного вуза все более ориентируется на активизацию личностно-субъектного саморазвития студентов и курсантов в социуме и условий субъектного роста, потребности состояться как человек.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет студент и курсант вуза рассматриваются с позиций субъектно-деятельностного подхода, согласно которому акцентируется внимание на них как инициативных и активных участниках образовательного процесса. С этих позиций высшее профессиональное образование осуществляется как процесс субъект-субъектногоо взаимодействия, основанный на диалоге, обмене смыслами, творческом сотрудничестве всех его участников.

Становление субъектности студента и курсанта вуза тесно связано с развитием его общекультурных и профессиональных компетенций, профессионально значимых личностных качеств и социального опыта. При этом профессионально значимые личностные качества студента и курсанта вуза являются связующим звеном в процессе их перехода от образовательной к профессиональной субъектности.

Мы рассматриваем профессионально значимые личностные качества студента и курсанта как устойчивые во времени и пространстве характеристики его личностной субъектности, однозначно проявляющиеся в мобильности, гибкости и готовности к успешной профессиональной деятельности. Субъ-ектность студента и курсанта вуза находит отражение в реальной действительности учебного процесса, в таких профессионально значимых личностных качествах, как профессиональное целеполагание, мышление, направленность, рефлексия и др.

Исследование феномена субъектности студента и курсанта вуза требует анализа использования категории субъекта в человековедческих науках. В современной психологии нет однозначного понимания категории «субъект». Данная категория была введена в психологию С. Л. Рубинштейном и нашла дальнейшее развитие в субъектно-деятель-ностной теории, разработанной его учениками К. А. Абульхано-вой и А. В. Брушлинским. С. Л. Рубинштейн, рассматривая человека как субъекта жизни, выделял два способа его существования. Первый связывал с жизнью, не выходящей за пределы непосредственных связей, в которых живет человек, жизнь «как природный процесс», второй - с появлением рефлексии, способностью человека прервать непрерывный процесс жизни и выйти мысленно за ее пределы. Этот способ существования, по мнению ученого, может

вести либо к моральной неустойчивости, либо к построению человеческой жизни на новой, созидательной основе.

Использование категории субъекта в психологии и педагогике имеет длительную предысторию и короткую современную историю, пройдя путь от философии до психологии. Дефиниция «субъект» (от лат. 8иЬ^еСит) возникла в греко-римской философии. В Средние века под субъектом понимали вещь, являющуюся источником способностей и возможностей (камень - субъект теплоты, а человек -субъект знания и т. п.). Современное понимание субъекта связано с воззрениями И. Канта о субъекте как действующем и познающем человеке, противостоящем внешнему миру как объекту познания. Достаточно полная интерпретация категории субъекта представлена в работах М. Хайдеггера, рассматривавшего проблемы онтологии субъекта и его трансцендентальной сущности. В рамках психологии категория субъекта начала самостоятельно разрабатываться с конца XIX - начала XX века.

Идея субъектности в настоящее время пронизывает многие зарубежные и отечественные психологические и педагогические концепции. В психологии и педагогике в рамках субъектной проблематики принцип субъектности становится по-липарадигмальным и выражает движение личности к вершинам совершенства. В XXI в. понятие «субъект» относительно студента и курсанта рассматривается в основном в двух значениях: как субъект учебно-профессиональной деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности.

Становление и развитие субъектности студента и курсанта вуза не имеет четких возрастных границ, поскольку прямым образом зависит от социальных, социально-психологических и психолого-педагогических условий индивидуального бытия человека как индивидуального или коллективного субъекта.

Феномен субъектности студента и курсанта проявляется в том, что именно в студенческом возрасте происходит развитие их как личности и как субъекта учебно-профессиональной деятельности, а также как субъекта личности - проектировщика дальнейшей жизнедеятельности. Студенческий возраст метафорично можно назвать «золотым веком» проявления и развития личностной субъектности, своеобразного психологического новообразования возраста. В связи с этим в студенческом возрасте можно говорить о развитии именно личностной субъектности человека.

В психологии с изучением проблемы субъект-ности человека в целом и субъектности студента и

курсанта вуза в частности сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, трудно назвать иную проблему, привлекавшую большее внимание философов, психологов, педагогов, с другой - до настоящего времени отсутствует общепризнанное определение человеческой субъект-ности.

В субъектно-деятельностной теории категория субъекта является всеобъемлющей и даже рассматривается шире, чем категория «личность». Например, А. В. Брушлинский одной из главных характеристик субъекта выделяет целостность, в которой интегрируются качества и личности, и индивида, и индивидуальности. Ученый связывал категорию субъекта с человечеством в целом, а индивидуальный субъект рассматривал как высший, интегрированный уровень активности человека.

П. Я. Гальперин увидел различия между категорией субъекта и личности, которые проявляются в том, что, для того чтобы быть личностью, нужно быть общественно ответственным субъектом. В исследованиях Б. Г. Ананьева впервые приведена дифференциация субъектов деятельности (как субъект познания, субъект жизнедеятельности, игровой, учебной, профессиональной деятельности и др.) и введено понятие «студенческий возраст» (как субъект учебно-профессиональной деятельности).

В психологии наметилась своеобразная тенденция или борьбы за субъектность (которую мы поддерживаем), или отрицания субъектности. Психология как будто избегала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могущественные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познавательные процессы, осмысленную деятельность. Возможно, это происходило потому, что человеческая субъектность - это крайне трудный объект для изучения методами естественных наук, одной из которых долгое время стремилась стать психология. В то же время способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходимые для его изучения понятия не поддаются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом стало объявление субъектности этакой «научной метафорой» или признание за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.

В студенческом возрасте личностная субъект-ность проявляется в личностной субъектной позиции, которая подразумевает активную творческую деятельность в противоположность пассивности и реактивности объекта. Субъектная личностная позиция студента и курсанта включает в себя:

- целенаправленную сознательность;

- результативное целеполагание;

- осознание себя как распорядителя всех своих формирующихся сил личности;

- свободу как осознанную необходимость;

- возможность выбора и в силу этого в известной мере непредсказуемость;

- уникальность, неповторимость.

Значимость субъектной позиции личности и явные сложности ее становления побуждают к анализу предпосылок ее формирования, вернее, развития. Традиционно рассматриваются две группы факторов: личностные особенности человека и влияние окружающей среды. Предпосылки принятия субъектной позиции формируются еще в период детства, однако особенно значимым в этом плане является студенческий возраст.

Важнейшей задачей раннего юношеского возраста в целом и студенческого в частности является формирование у человека готовности к включению в существующую систему социальных связей и отношений, принятию важных решений, к жизненному самоопределению. Если субъектность студента и курсанта мы понимаем как источник их внутренней личностной активности, тогда субъ-ектность можно увидеть в сдвиге поведения, выстроенного ими самими. Тогда субъектную позицию студента и курсанта мы рассматриваем как экстериоризацию этой активности (внешнее через внутреннее).

Задача зафиксировать субъектность студента и курсанта в принципе является нелегкой, а в современном обществе с его нестабильностью она становится все более трудной. Субъектность студента и курсанта в период кризиса общества может принять форму социально неодобряемой деятельности и перейти в аддикции или выражаться только в санкционированной активности.

Мерой успешности преодоления трудностей развития субъектности студента и курсанта вуза является его социально-психологическая адапти-рованность. В связи с этим отметим, что термин «адаптация» нами употребляется как гибко организованная в новых условиях поисковая активность личности студента и курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности.

Можно выделить наиболее существенные признаки, характеризующие субъектные составляющие адаптации студентов и курсантов вуза как субъектов учебно-профессиональной деятельности: адаптиро-ванность деятельности как следствие развития (саморазвития) и самореализации потенциальных возможностей личности, а не следствие внешних воздействий; активность личности, проявляющуюся прежде всего в стремлении к выбору смысла жизни, своей среды, ближайшего окружения; ответственность личности за принимаемые решения и др.

Таким образом, важнейшими индикаторами субъектности студента и курсанта могут выступать социально-психологическая адаптированность и субъектная личностная позиция в любом виде деятельности.

Для развития субъектности необходимо:

1) разъяснение студентам и курсантам важности и значимости предстоящей профессиональной деятельности, возможностей личного вклада в общий результат, обеспечивающих заинтересованность в работе;

2) обучение студентов и курсантов способам самотестирования и самодиагностики, объективной самооценки собственных возможностей и способностей; включение в процесс целеполагания и планирования различных видов деятельности на всех уровнях (коллектива факультета, курса, группы, объединения по интересам, своей индивидуальной деятельности, в учебной и внеучебной работе, на практике и в исследовательской деятельности);

3) овладение студентами и курсантами способами проектирования и моделирования собственной деятельности;

4) предоставление возможности студентам и курсантам принимать самостоятельные решения

по вопросам, которые затрагивают их интересы, потребности, мотивы;

5) ориентация педагогов вуза на интересы и потребности студентов и курсантов, учет уровня их подготовленности к предстоящей деятельности, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;

6) создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб;

7) привлечение студентов и курсантов к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии;

8) использование индивидуальных и коллективных способов стимулирования творчества и активности студентов и курсантов;

9) обучение студентов и курсантов инновационным, адаптационным технологиям обучения.

Формирование субъектной позиции студента и курсанта вуза (как индикатора его субъектности) должно осуществляться как поэтапный, управляемый процесс, который в значительной степени зависит от изменения позиции и роли преподавателя, учитывающего динамику и уровни развития субъект-ности учащихся.

GALINA IVANOVNA AKSENOVA,

dsc in psychology, professor, professor of the general psychology department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]; FLYORA GABDULBAROVNA MUKHAMETZYANOVA,

dsc in psychology, professor, vice-rector for scientific work (University of management «TISBI», Kazan), e-mail: [email protected] © Aksenova G. I., Mukhametzyanova F. G., 2015

CRITERIA AND INDICATORS OF SUBJECTIVITY OF A STUDENT AND A CADET OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Annotation: in the article the phenomenon of subjectivity of a student and a cadet of a higher educational establishment is considered. Subjectivity is presented as the functional property of the personality which is shown in the intra personal activity, responsibility and independence. As criteria and indicators of subjectivity of a student and a cadet social and psychological adaptability and subject personal position are considered. It is emphasized that the phenomenon of subjectivity of a student and a cadet is shown in just at student's age, when such phenomena as his/her development as a person and as the subject of educational professional activity «coincide» and as the subject, the designer of further activity. It is accented that it is possible to call student's age metaphorically «The Golden Age» of manifestation and development of personal subjectivity, this peculiar psychological new growth. In this regard it is possible to speak about the development of personal subjectivity at student's age. It is claimed that a measure of success to overcome difficulties of development of subjectivity of a student and a cadet of a higher educational establishment is his/her social and psychological adaptability. Conditions of development of subjectivity of a student and a cadet of a higher educational establishment are listed in the article:

1) explanation of importance and significance of the forthcoming professional activity, opportunities of a personal contribution to the general result providing interest in the planned work;

2) training in ways of self-testing and self-diagnostics, objective self-assessment of one's own opportunities and abilities; inclusion in the process of goal-setting and planning different types of activity at all levels;

3) training in ways of design and modeling of one's own activity, etc.

Key words: subject, subjectivity of a student and a of a higher educational establishment, personal subjectivity of a student and a cadet, criteria of subjectivity, subjectivity indicators, subject personal position, social and psychological adaptability, subject-activity approach, professional education, development of subjectivity of a student and a cadet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.