УДК 378
Zhilgildinova M.Zh., Master of pedagogy and psychology, doctoral postgraduate, Eurasian National University n.a. L.N. Gumilyov (Astana, Kazakhstan),
E-mail: [email protected]
PRACTICE-ORIENTED ACTIVITY OF STUDENTS IN PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT. The author reveals a concept of "practice-oriented learning" and describes the construction of the educational process of the university in this direction. Based on the opinions of scientists, the author emphasizes the advantages of training future specialists in the framework of practice-oriented training. The article describes methods and forms of organization of work in practice-oriented learning. Especially, the author outlines such work as, professional practice, production practice, and project method. According to the author, these types of work will allow students prepare for their future profession, become a competitive specialist, who can mobilize in the mode of modern economic and social changes. The article describes the experimental work organized by the author at the L.N. Gumilev Eurasian National University. As part of the experimental work, a special course "Personal and Professional Self-Development of Students" is introduced.
Key words: practice-oriented learning, project method, practice, modernization, competence, labor market, self-development.
М.Ж. Жилгильдинова, магистр педагогики и психологии, докторант Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, г. Астана,
(Казахстан), Е-mail: [email protected]
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ САМОРАЗВИТИИ
Автор в статье сделал попытку раскрыть понятие «практико-ориентированное обучение» и описать построение учебного процесса вуза в данном направлении. Опираясь на мнения ученых, автор подчеркивает преимущества подготовки будущих специалистов в рамках практико-ориентированного обучения. В статье описываются методы и формы организации работы в практико-ориентированном обучении. Особенно автором выделены такие работы как, профессиональные практики, производственная практика, метод проектов. По мнению автора, данные виды работ позволят обучающимся вуза подготовиться к своей будущей профессии, стать конкурентоспособным специалистом, умеющим мобилизоваться в режиме современных экономических и социальных изменений. Также в статье описана экспериментальная работа, организованная автором в Государственном Университете имени Шакарима г. Семей. В рамках экспериментальной работы был внедрен спецкурс «Психология профессионального саморазвития будущего педагога».
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, метод проектов, практики, модернизация, компетентность, рынок труда, саморазвитие.
В настоящее время в системе высшего образования Казахстана происходят большие изменения. Главной целью модернизации является повышение качества подготовки будущих специалистов, приведение всей системы подготовки студентов в соответствие с Государственным общеобязательным стандартом образования.
Основной задачей любой модернизации является улучшение подготовки наиболее подготовленных, конкурентоспособных будущих специалистов.
Подготовка конкурентоспособных специалистов подразумевает в себе не только приобретение теоретических знаний обучающимися, но и умение применить свои теоретические знания на практике. В данном случае обучение, построенное в русле практико-ориентированного подхода, будет наиболее плодотворным.
Вопрос практико-ориентированного обучения является актуальным и требует своего решения, так как зачастую работодатели подтверждают неготовность молодых специалистов к своей профессиональной деятельности, что приводит к потере времени, которую необходимо дать на профессиональное становление молодого специалиста, на его повышение квалификации.
Выдающийся вклад в теоретическое осмысление соединения обучения с производительным трудом и технологии его реализации внесли следующие педагоги: Дж. Беллерс, предложивший концепцию промышленной школы, И.Г Песталоцци, реализовавший идеи «образования для индустрии», Р Оуэн, соединивший производственную деятельность с образовательной деятельностью своих воспитанников, Г. Кершенштейнер - отстоявший идеал трудовой школы [1, с. 18].
Многие учёные подтверждают, что главной причиной несформированности профессиональной компетентности будущих специалистов является отсутствие опыта именной в области своей будущей профессиональной деятельности.
Учеными выделены основные сущностные черты практико-ориентирован-ного обучения [2, с. 4]:
- ориентация содержания обучения на предметную и функциональную составляющие профессиональной деятельности, не умаляя при этом значения формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности;
- усвоение учебной информации через практическое применение знаний и умений в типичных и нестандартных ситуациях при решении определенных задач;
- междисциплинарный характер обучения, ориентированный на решение учебных ситуаций, максимально приближенных к реальным, профессиональным, конструируемым с помощью методов проблемно-ориентированного и проектного обучения;
- формирование профессионального опыта студентов через их «погружение» в профессиональную среду в ходе практических занятий и разных видов практик;
- использование профессионально-ориентированных технологий обучения способствующих формированию у студентов профессиональных, личностно и социально значимых компетенций, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей;
- создание условий для постепенного «наращивания» профессиональной квалификации - от формирования типовых профессиональных действий до продуктивной творческой деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что студент в ходе своей профессиональной подготовки должен включаться в инновационный процесс обучения, вести самостоятельную деятельность исходя из поставленной задачи, уметь применять базовые знания и практико-ориенти-рованные профессиональные знания, решать практические задачи, выбирать методику и способы действий из практического опыта, уметь планировать и корректировать свою деятельность. То есть, студент должен быть погружен в условия профессиональной деятельности в реальном или спроектированном режиме.
Немаловажную роль в организации практико-ориентированного обучения играет преподаватель, так как поддержка студентов со стороны преподавателя в условиях практико-ориентированного обучения - это целостный процесс по полноценной самореализации и саморазвитии студентом себя [3, с. 85].
Практико-ориентированное обучение необходимо строить в соответствие с запросами рынка труда и работодателей, а организовывать данный вид подготовки необходимо не только во время профессиональных и производственных практик, но и учебного процесса. То есть учебный план обучающихся должен быть обязательно согласован с потенциальными работодателями, с учетом их предложений. Обучающиеся должны иметь постоянный доступ к информации о состоянии и требованиях рынка труда, уметь анализировать данную информацию.
Практики обучающихся должны быть организованы под руководством ведущих специалистов, мастеров предприятий и организаций, высококвалифицированных учителей школ, имеющих стаж работы не менее 3-х лет.
Также в рамках практико-ориентированного обучения можно использовать метод проектов, что позволит:
- выработать навыки самостоятельной работы обучающихся;
- повысить стремление к самосовершенствованию и саморазвитию;
- повысить активность и инициативность;
- актуализировать творческий потенциал исполнителя;
- предвидеть необходимые стороны и направления решения той или иной проблемы;
- формировать коммуникативные и ораторские способности и т. д.
В рамках экспериментальной работы нами был внедрен спецкурс «Психология профессионального саморазвития будущего педагога» для студентов Государственного Университета имени Шакарима г Семей. Данный спецкурс ориентирован для студентов 2-го курса, специальности 5В010300- Педагогики и психология и охватывает объем в 135 часов, из них 23 часа выделяется на самостоятельную работу обучающихся и 67 часов на самостоятельную работу под руководством преподавателя.
67 часов самостоятельной работы под руководством преподавателя была организована на предприятиях и организациях, на основании договоров о сотрудничестве, где со студентами проводилась дополнительная работа по профессиональному становлению личности и адаптации на рабочем месте. Под руко-
водством преподавателя, а также консультанта велась работа по организации и проведению лабораторных работ, разработке планов мероприятий для педагогической практики, программы мероприятий и т. д.
Контроль и итоговую оценку о готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности ставил руководитель предприятия или организации по характеристике, написанным консультантом.
Библиографический список
По окончании спецкурса обучающие прошли анкетирование, результаты которого показали эффективность предложенного метода.
Целостный подход к решению практико-ориентированной задачи позволит обучающимся приблизить себя к их будущей профессиональной деятельности, подготовиться в условиях быстро меняющейся экономической и социальной жизни.
1. Артамонова Е.И. Педагогическое образование в условиях социальной интеграции. Москва: МАНПО, 2013.
2. Патрушева И.В. Практико-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015; Том 7, № 4 (июль - август). Available at: http://naukavedenie.ru
3. Андреева Н.В. Практико-ориентированное обучение в процессе профессионального самоопределения студентов. Педагогическое образование и наука. 2009; 12: 85.
References
1. Artamonova E.I. Pedagogicheskoe obrazovanie v usloviyah social'noj integracii. Moskva: MANPO, 2013.
2. Patrusheva I.V. Praktiko-orientirovannyj podhod k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2015; Tom 7, № 4 (iyul' - avgust). Available at: http://naukavedenie.ru
3. Andreeva N.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v processe professional'nogo samoopredeleniya studentov. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2009; 12: 85.
Статья поступила в редакцию 28.12.18
УДК 378
Kariyev A.D., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology, Center for Pedagogical Education, Sholom-Aleichem Priamursky State University
(Birobidzhan, Russia), E-mail: [email protected]
PRESENTATION OF THE SUBJECTIVITY OF THE PERSON: ACCOUNTING THE DIRECTION. The author in the article reveals the macrostructure of the student's subjectivity through a theoretical analysis of the concepts of "subject", "subjectivity", "subjectivity of a student". For the development of the diagnostic tools of the study, the author identified the main macro-components and manifestations of the student's subjectivity, showed the stages of research on the basics of the concept of "student subjectivity": first, the search, analysis and systematization of theoretical material on the studied issue are carried out; "subject", "subjectivity", "subjectivity of a student". According to the results of the analysis of definitions, they are divided into simple semantic elements, which make it possible to form 2 clusters - "Directivity towards oneself", "Orientation towards the outside world".
Key words: subject, subjectivity, subjectivity of student, macro components, manifestations, cluster-semantic analysis.
АД. Кариев, аспирант, факультет педагогики и психологии, Центр педагогического образования, Приамурский государственный университет
им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: УЧЁТ НАПРАВЛЕННОСТИ
Автором в данной статье раскрывается макроструктура субъектности студента через теоретический анализ понятий «субъект», «субъектность», «субъ-ектность студента». Для разработки диагностического инструментария исследования автором были выделены основные макрокомпоненты и проявления субъектности студента, показаны этапы исследования сущности понятия «субъектность студента»: на первом - был осуществлен поиск, анализ и систематизация теоретического материала по исследуемому вопросу, на втором - проведён кластерно-семантический анализ понятий «субъект», «субъектность», «субъектность студента». По результатам анализа определений было произведено разделение их на смысловые компоненты, что позволило сформировать 2 кластера - «Направленность на себя», «Направленность на внешний мир».
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектность студента, макрокомпоненты, проявления, кластерно-семантический анализ.
Развитие современного общества, связанное с процессами глобализации в международных отношениях, политической и экономических сферах, существенно влияет на потребность в подготовке конкурентоспособных и мобильных специалистов, способных принимать и реализовывать нестандартные решения в будущей профессиональной деятельности, то есть субъектов профессиональной деятельности. В связи с этим проблема становления субъектности студентов является актуальной для современной педагогики, особенно в связи со значительным интересом отечественных и зарубежных учёных к содержанию и структуре личности будущего специалиста, а также потенциалом и особенностями ее развития. Феномен субъектности является одним из наиболее изучаемых во всех человековедческих науках. Сегодня субъектность приобретает статус методологического принципа и одновременно выступает предметом активных исследований. Изучаются проявления субъектности в активности личности (В.А. Петровский), субъектность в контексте личностной свободы (ГА. Балл), компоненты субъектного опыта (А.К. Осницкий), механизмы субъектности (В.А. Та-тенко), закономерности развития субъектности в онтогенезе (А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, ГА. Цукерман, Н.Х. Александрова), принципы организации образовательных систем, направленных на развитие субъ-ектности (В. Давыдов, И.В. Дубровина), специфика субъектности педагога (Е.Н. Волкова, Т. Маркелова) и др.
Целью данной статьи является уточнение сущности понятия «субъектность студента», рассмотрение его макрокомпонентов и проявлений.
Исследование сущности понятия «субъектность студента» состояло из двух этапов. На первом этапе был осуществлен поиск, анализ и систематизация теоретического материала по проблеме исследования.
На втором этапе на основе кластерно-семантического анализа понятий «субъект», «субъектность», «субъектность студента» были сформированы макрокомпоненты субъектности студента.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей под субъектом понимают индивида как источник познания и преобразования действительности; носителя активности и осуществляющий изменение в других людях и в себе самом (А.В. Петровский [1], С.Ю. Головин [2], ГМ Коджаспирова [3], Н.И. Конюхов [4]).
Таким образом, понятие «субъект» рассматривается как носитель активности; тот, кто эффективно и творчески выполняет определенную деятельность; человек, наделенный способностью к сознательной саморегуляции и саморазвитию в этой деятельности.
Педагогический словарь ГМ. Коджаспировой [3] трактует субъектность как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни.
Определение субъектности дает в своих исследованиях О.А. Ленглер: «Субъектность - это интегральное качество личности проявляется в ценностно-смысловой самоорганизации действий, и осознанной саморегуляции, приводящее к изменению себя и окружающей действительности посредством активно-преобразующей деятельности» [5].
И.Ю. Кузнецова, также утверждает, что под субъектностью следует понимать интегральное качество личности, проявляющееся в таких атрибутивных характеристиках, как активность, сознательность, способность к целеполаганию и рефлексии, свобода выбора и ответсвенность за него, инициативность, способность к саморазвитию [6].
Итак, субъектность является интегрированным качеством личности, которое приводит к изменению внутреннего «Я» и окружающей действительности посредством активной и самостоятельной деятельности.
В литературе встречаются разнообразные определения субъектности студента. Так, Л.Г Пак под субъектностью студента понимает базис социализации