Научная статья на тему 'Исследование субъектности личности в социально-философской науке'

Исследование субъектности личности в социально-философской науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД / SOCIAL AND PHILOSOPHICAL APPROACH / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / OBJECTIVE REALITY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аппакова Э.Г.

Рассматриваются проблемы субъектности студента и его способность к активному преобразованию, к ответственности за свое личностное развитие и профессиональное становление в условиях меняющегося социокультурного и образовательного развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование субъектности личности в социально-философской науке»

УДК 101. 1 : 316

Э. Г. Аппакова

ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ НАУКЕ

Ключевые слова: субъект, субъектность, социально-философский подход, объективная реальность, личность, развитие,

профессиональное становление.

Рассматриваются проблемы субъектности студента и его способность к активному преобразованию, к ответственности за свое личностное развитие и профессиональное становление в условиях меняющегося социокультурного и образовательного развития в России.

Keywords: subject, subjectivity, social and philosophical approach, objective reality, personality, development, professional formation.

In the article the problems of subjectivity of the student and his ability to active transformation, to responsibility for the personal development and professional formation in the conditions of changing sociocultural and educational development in Russia are considered.

Социально-экономическая и политическая ситуация в России повлекла за собой переоценку роли человека в социуме и обусловила актуальность исследования его субъектности.

Одной из образовательных и воспитательных целей на сегодняшний день должно выступать рассмотрение человека в качестве деятельностного субъекта, что и является целью исследования в данной статье. Человек рассматривается в философской, педагогической, социальной науках, как проявление личностных черт, основанных на его субъектности.

С точки зрения философии субъект может быть охарактеризован в качестве носителя предметно-практической деятельности, как источник активности, который направлен на объект. Индивида можно рассматривать в качестве субъекта, обладающего самосознанием (иными словами, способным к переживанию собственного «Я»); способен к овладению культурным миром, которое создало человечество - это и орудия предметно-практической деятельности, и формы языка, и логические категории, нормы нравственных и эстетических оценок.

Объективную реальность можно рассматривать в качестве объекта, данного субъекту в качестве формы деятельности.

Изначально понятие субъектности было предметом рассмотрения философии древнего востока. Вся древняя философия рассматривала человека как уникальное существо, как высшую ценность. Подтверждением тому являются доказательства Платона о душевной простоте в диалоге «Федон» [1].

От «простого» к «сложному» происходили колебания натуралистов в отношении определения структуры субъектности. В качестве простого варианта они признавали модель «чистый лист», которая формируется в виде записей, а за сложный вариант они принимали врожденное поведение при наличие условного рефлекса.

С точки зрения средневековой философии субъектность рассматривалась в качестве основания, обусловленного Создателем, который передает знания человеку и инициирует его сознание и как

основу самого человека, определяющуюся его разумом. Философы средних веков все больше акцентируют внимание на внутреннем мире человека, нежели на природном его содержании.

Философия Нового времени по-иному рассматривает субъектность и самореализацию человека. Эти два понятия подвергаются противопоставлению. А Бог более не считается непосредственно участвующим в человеческой жизни. Первым определение субъектности как качества личности заложил Гегель, определявший качество как «тождественную с бытием определенность» [2].

С зарождением экзистенциализма как философского направления такие философы, как С. Кьеркекор, Ф. Ницше, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, М. Хайдеггер связывали понятие «субъектность» с осознанием собственного сознания.

Следующее течение в философии -персонализм - (от лат. persona - личность) определяет субъектность с точки зрения божественной природы человека, которая не может быть обусловлена ее социальными и природными характеристиками. Разделяющими данные взгляды можно считать Н. Бердяева, Н. Лосского, Л. Шестова.

Рассмотрев некоторые философские взгляды на проблему субъектности, считаем целесообразным прийти к выводу, что процесс создания собственного сознания можно считать в качестве главного компонента субъектности.

Итак, в философии субъектом выступает индивид как источник познания, преобразующий действительность, являющийся носителем действительности, который способен к изменению себя и других людей.

Исходя из философского трактования, «субъектность» может рассматриваться в качестве рефлексивного осознания себя, как индивида, который имеет на физиологическом уровне общность с подобными себе индивидами - членами социума с собственным «Я».

Интересен философский подход С.Л. Рубинштейна к понятию субъекта как к имманентному источнику активности. Он

рассматривал деятельность субъекта в качестве одного из условий формирования и развития субъекта. Субъект совершает действие не только путем преобразования предмета, согласно своей цели, но и по-разному ее осуществляет, изменяя при этом как объект, так и субъект [3].

Еще один исследователь А.В. Брушлинский уделял отдельное внимание анализу категории субъектности человека. В этой связи, представляет интерес его суждение о том, что, в процессе становления человека в жизни, возрастает значение саморазвития, самовоспитания, самоформирования, и как следствие, большое значение приобретают внутренние условия, через которые всегда только и действуют внешние причины, влияния и т.д.[4]. Он не ограничивается анализом активной деятельности, тем самым обозначив субъекта, как творца своей истории, действующего изначально практически, общаясь и созерцая.

На сегодняшний день категория «субъектность» является предметом изучения в современной философии, психологии, социологии. При этом, по мнению А.В. Леонтьева, данное понятие не имеет своего определения и трактуется в качестве атрибута субъекта или эквивалента этого понятия[5].

Концепция человека, заложенная и конкретизированная в научной школе С.Л. Рубинштейна, рассматривает человека как автора и актера собственной жизни. При этом личность, наделенная субъектными характеристиками подвержена преобразованиям, оказывающим влияние на ее мотивационно-смысловую сферу, способности и характер.

В педагогической теории и практике субъектность принято рассматривать, как субъектно-объектные отношения, что объясняется диалогом между обучающим и обучающимся, воспитателем и воспитанником опираясь на равноправное сотрудничество и взаимодействие, и объект-субъектные изменения личности -преобразование человека, подверженного обстоятельствам в субъект, который оказывает господство над обстоятельствами [6].

Объект-субъектные изменения в своем развитии проходят следующие уровни:

- Макроуровень - путь обучающегося от общего к профессиональному развитию

- Микроуровень - основывается не субъектном подходе при наличии смыслопоискового диалога, как метода личностного развития. При этом целесообразно применение новых технологий в образовательном процессе -взаимодейство, сотворчество, рефлексия, креативность, ситуационное проектирование, индивидуальное самообразование и саморазвитие.

К признакам субъекта учебно-воспитательного процесса, по мнению С.М. Годника следует отнести:

- осознание и принятие целей, задач, установок учебного процесса на текущем и будущем этапах образовательного процесса;

- освоение основных процедур

интеллектуального труда;

- организацию собственного времени для выполнения заданий в хорошем качестве, в установленном объеме в отведенные сроки;

- осуществление целенаправленного самовоспитания и самообразования;

- достижение высоких показателей в учебно-познавательном процессе;

- достижение высокой степени удовлетворенности расширившимися интеллектуальными и профессиональными возможностями,

- перспективы роста и самоутверждения [7].

Как нам представляется, субъектность

будущего специалиста, не должна выходить из рамок субъект-субъектных отношений.

Как сложную, многоуровневую

характеристику студента, в качестве субъекта деятельности рассматривает Ф.Г. Мухаметзянова. Процесс становления студента в качестве деятельностного субъекта она называет непрерывным динамическим процессом, который заключается в переходе из субъекта образовательной в субъект педагогической деятельности [8].

А. К. Маркова выделила 6 уровней субъектности учащихся в обучении, отражающих степень развития самостоятельности и активности учащихся как субъектов деятельности [9].

Теория педагогики рассматривает и такой термин, как «субъектная позиция учащихся». Субъектная позиция учащегося считается его многоаспектной характеристикой и определяет студента как личность, сознательно и деятельностно относящуюся к учебно-воспитательному процессу, прилагающую весь свой потенциал для собственного саморазвития.

В структуру субъектной позиции входят такие компоненты, как мотивационно-ценностный, отношенческий, регулятивно-деятельностный.

Мотивационно-ценностный и отношенческий компоненты определяют стратегию личностно-профессиональное поведение учащегося.

Регулятивно-деятельностный компонент характеризует реализацию этой стратегии. Способность к саморегуляции и управление собственной жизнедеятельностью отражает этот компонент.

Личностным и профессиональным развитием Н. М. Борытко определяет его способность к успешной адаптации к образовательной, социокультурной ситуации, а также его потребность проявлять активность, самостоятельность, во взаимодействии с преподавателями; в осознании им ответственности за создание условий своего развития. Способностью превратить собственную жизнь, свое будущее, связанное с процессом профессионального становления взаимообусловлена субъектностью студента[10]. Следовательно, к признакам будущего специалиста мы можем отнести способность и готовность:

- к управлению своими действиями;

- моделированию, планированию способов своей деятельности,

- к реализации намеченных программ;

- рефлексии своей деятельности, деятельности других, взаимодействию.

Не вызывает сомнения, что только в условиях воспитательной среды может быть осуществлен процесс развития субъектности студента. Только в специально организованной педагогической среде, с педагогическими факторами возможно социокультурное

воспитательное пространство. При этом воспитательное пространство следует рассматривать в качестве результата конструктивной деятельности, направленной на эффективность воспитания, деятельности как созидательной, так и интегрирующей [11].

Одной из важных характеристик воспитательного пространства является

субъективность его восприятия. То, что один человек воспринимает как ценность, предел, для другого ничего не значит.

В числе признаков воспитательного пространства Н.М. Борытко указывает:

- целостность и осознанность образа себя;

- идентичность человека своему социокультурному окружению, умение противостоять разрушительным воздействиям среды;

- работу человека над собой, на результат, сохранение своей позитивной идентичности, умение следовать запретам и ограничениям на пути становления человека, как субъекта.

Закономерности процесса обучения и воспитания молодежи в условиях развития субъектности посвящены работы М.И. Рожкова. В концепциях, разработанных им, содержатся различные аспекты организации воспитания молодежи, подчеркнуты закономерности процесса обучения и воспитания воспитанников. По его мнению, воспитание личности возможно только, если принимать во внимание активность самого учащегося. Определяя цели и задачи педагогического процесса, следует учитывать гармонизацию интересов общества и личных интересов учащихся.

Еще одной закономерностью, на которую указывал М.И. Рожков это - единство обучения и воспитания. При формировании мировоззрения и поведения человека приобретается социальный опыт, воздействующий на развитие индивида, приобретаются необходимые знания и духовные способности. И последней закономерностью является воспитательное влияние, обеспеченное единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога[12].

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что проблематику субъектности на сегодняшний день можно рассматривать в качестве одного из центральных направлений как в теоретическом, так и в прикладном исследовании всех наук о человеке.

Рассматриваемая в статье проблема особо

актуальна при анализе механизмов личностного и профессионального развития и в вопросах формирования будущего специалиста. Проведенное нами исследование, было посвящено рассмотрению личности в системе уровней, высшим из которых является субъектность.

В процессе анализа философско-психологической литературы нами был сделан вывод, что любая деятельность может осуществляться через систему объектно-субъектных отношений. Социальные связи и взаимосвязи обуславливают образование человека как общественного существа, то есть личности, как субъекта и объекта исторического процесса.

В заключение выведем определение субъекта. Субъектом мы признаем в общем значении развивающееся единство, а так же его целостность, все его качества, на которые указывали в своих работах С. Л. Рубинштейн и А.В. Брушлинский.

Субъект определен нами как всеохватывающее, широкое понятие, обобщенно выраженное в раскрытии единства, целостности, системности всех его качеств.

Путем рассмотрения субъектности в педагогике, в результате реализации субъект-субъектных отношений и объект-субъектного преобразования личности, нами был сделан вывод о том, что процесс развития субъектности будущего специалиста должен осуществляться в рамках субъект-субъектных отношений.

Основная идея данного подхода заключается в отказе от жестко регламентированного фронтального воздействия на учащихся, не принимая во внимание реально складывающуюся ситуацию.

Субъектность студента мы рассматриваем в качестве его способности к активному преобразованию, осознанно делать свой выбор в условиях перманентно меняющегося

социокультурного и образовательного развития в стране, быть ответственным за свое личностное развитие и профессиональное становление.

Литература

1. Тахо-Годи А.А., Тахо-Годи Е.А., В.П. Троицкий. А. Ф. Лосев-философ и писатель. - М.: Наука, 2003 - 396 с.

2. Гегель, Г. В. Ф.Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель - М.: «Мысль», 1974. - Т. 1. - 442 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. С. 156.

4. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - 2-е изд., испр. — М.: МПСИ, 2003. - 408 с.

5. Леонтьев А.В. Система образования в России. -"Школа 2100". Приоритетные направления развития образовательной программы./ Вып.4. - М.: Баласс, 2000.

6. Таланчук, Н. М. Системно-синергетическая теория воспитания / Н.М.Таланчук // Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогич. специальностям и направлениям. - М., 1997. - 250 с.

7. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. Воронеж, 1981. - 208 с.

8. Мухаметзянова Ф.Г. и др. Социальная

психология/Учебно-методическое пособие. - Елабуга, 2003.-90 с.

9. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

10. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борытко // Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. -225 с. Рожков М.И. Гребенюк Общие основы педагогики О.С. - М.: Издательство: Владос, 2003.

11. Аппакова Э.Г., Федоров О.С. Научно-

исследовательская деятельность студентов как фактор повышения конкурентноспособности (социально-философский анализ) /Вестник Казан. технолог. ун-та,16,12,342-346,(2013) 12. Рожков М.И., Гребенюк О.С. Общие основы педагогики - М.: Издательство: Владос, 2003.С.59.

© Э. Г. Аппакова - аспирант кафедры истории, философии и педагогики ФГАОУ ВПО «Северо - Кавказский федеральный институт», г.Ставрополь, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГБОУ СПО «Нижнекамский нефтехимический колледж», Elvira.appakova@bk.ru.

© E. A. Appakova — undergraduate the department of history, Stavropol', Elvira.appakova@bk.ru.

philosophy and pedagogy, North - Caucasian federal institute,s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.