4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
5. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высш.шк., 1984. - 174 с.
6. Халитов Р.Г. Нелинейная модель диссонанса в больших социальных группах // Казанский педагогический журнал.-Казань: 2007. - № 2 (50). - С. 98 - 101.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Л.М. Колпакова
Поднимается проблема развития будущего специалиста в свете современных требований социальной среды в связи с категорией субъектности. Предлагается ее изучение в рамках концепции адаптивности «восходящего равновесия», дающей ключ для понимания субъектности как системообразующего фактора и механизмов формирования личности на этапах профессионального становления и самоосуществления в динамике жизнедеятельности в сложных жизненных и профессиональных ситуациях.
Ключевые слова: субъектность, субъект профессионального образования, жизнедеятельность, адаптивность «восходящего равновесия».
The social and psychological aspects of the future specialist development as the subject ofprofessional education and of the ability to live
The article deals with the future specialist problem in the light of modern social requirements in relation to the category of subjectivity. It is proposed to study it in the concept of the «Rising equilibrium» adaptability, which gives the key to the understanding of subjectivity as a system factor and the mechanisms of identity formation at the stages ofprofessional development and self-realization in the dynamics of life in difficult life and professional situations.
The keywords: subjectivity, the subject of professional education, livelihoods, the «Rising equilibrium» adaptability
Современные условия социального реформирования российского общества ориентируются на человеческие ресурсы, объективно имеющие возможности обеспечить глубокие преобразования во всех его сферах. Однако существующие неблагоприят-
ные тенденции в психологическом и личностном развитии молодежи, обусловленные духовно-нравственным кризисом общества, проявляющиеся в молодежной среде такими явлениями как инфантилизация, маргинализация, элитарность, сигнализируют о пробле-
мах, затрудняющих их подготовку к профессиональной деятельности (6,7).
В этих условиях возрастает значимость становления и развития субъектности будущих специалистов, подготовленных к профессиональной деятельности и способных к полной актуализации своего потенциала в процессе своей жизнедеятельности, к продуктивному преодолению ими жизненных трудностей, возникающих во взаимодействии с окружающим миром.
Можно констатировать, что до настоящего времени недостаточно изучены не только социальные, но и психологические условия, механизмы и закономерности становления и развития будущего специалиста как субъекта профессионального образования и своей жизнедеятельности. Прежде всего, отсутствует целостная научно обоснованная система подготовки профессионала, при этом, не просто узкоориентированного на конкретную специальность, а личности профессионала, готового к успешному включению в самостоятельную профессиональную деятельность по завершении вуза в сложных, на сегодняшний день, жизненных и профессиональных ситуациях.
В связи с этим большинством психологов признается значимость рассмотрения проблемы субъекта и субъектности в связи с проблемами самоопределения и самореализации человека в профессии, личностного и профессионального становления, развития профессионального потенциала, личностного самосознания и личност-но-профессиональной компетентности в самореализации в контексте онтогенеза (1,2,9). На протяжении последнего двадцатилетия данная проблема динамично прорабатывается в иссле-
дованиях К.А. Абульхановой, Л.И. Ан-цыферовой, А.В.Брушлинского, Б.А. Вяткина, А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, О.А. Конопкина, Д.А. Леонтьева, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, В.А. Петровского, Е.А. Сергиенко, В.И. Сло-бодчикова, В.Д. Шадрикова и др.
В рамках деятельностно-субъ-ектной парадигмы (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, А.В.Бруш-линский) субъектность представлена одной из основных характеристик деятельности, в контексте которой стало возможным понимание развития личности как сложной динамической системы взаимодействий субъекта (активного человека) с окружающей средой. Получены факты, показывающие, что в процессе этого взаимодействия формируются свойства личности, которые в дальнейшем становятся тем звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн, 1981).
Представляется продуктивным, прежде чем подойти к изучению проблемы развития будущего специалиста как субъекта профессионального образования и своей жизнедеятельности, сформулировать некоторые теоретические позиции, ответив на следующие вопросы: что собой представляет субъ-ектность как свойство, и какое место занимает этот психологический феномен в процессе развития личности студента в условиях современных требований культурно-образовательной среды.
На сегодняшний день, под субъ-ектностью подразумевается целенаправленная активность человека, содержательная направленность которой обусловлена как требованиями социокультурной среды, так и его возможностями, определяемыми психическими новообразованиями, возникающими
на определенном этапе становления и развития личности. Здесь необходимо внести некоторую ясность.
Активность в психологии, прежде всего, рассматривается как формально-динамическая характеристика индивида, обеспечивающая функцию приспособления и освоения в постоянно изменяющихся условиях жизненной среды, и определяющая тем самым условия формирования и развитие психики, личностных образований в динамике жизнедеятельности человека.
Но в то же время, в последние десятилетия двадцатого века в психологии стало известно, что активность - это еще и компонент более высокоорганизованных структур. В работах отечественных ученых (Б.М.Теплов, В.М.Небылицын, Н.С.Лейтес,
Э.А.Голубева, В.М.Русалов) получены интересные сведения о том, что между природными формально-динамическими параметрами активности и содержательными параметрами высшего уровня развития функций существует связь, детерминированная механизмом «системного обобщения». Так в исследованиях, проведенных под руководством В.С.Мерлина, В.М.Русалова, а также Э.А.Голубевой экспериментально было доказано, что активность как биологическая компонента включаясь в процесс деятельности (общение, игра, учеба, труд), начинает выступать как компонент более высокоорганизованных структур. К примеру, в исследовании Е.Р.Наумовой (1999) были выявлены достоверно подтвержденные факты таких связей между темпераментальными параметрами и интеллектуальной активностью, представленные как интеллектуальная эргичность, интеллектуальная пластичность, интеллектуальный темп,
но имеющие зависимость от возраста испытуемых и развития их интеллекта (8).
Таким образом, выясняется, что активность, рассматриваемая априори только как биологическая компонента в структуре формально-динамических характеристик человека, не является раз и навсегда только фиксированным свойством индивида. В онтогенезе характеристики динамической функциональности активности усложняются за счет взаимосвязей с параметрами интеллекта, характера, коммуникативности, эмоциональной устойчивости, и другимидетерминирующимимеханиз-мами, в регуляции которых значительное место начинает занимать сознание по мере психического и личностного развития человека. Сознание, как социально детерминированный орган высшего уровня развития функций, становится определяющим в формировании и развитии субъектности как психологического свойства личности (Абульханова-Славская, 1980; Бруш-линский, 1997).
Принципиальная позиция исследователей этого направления в отношении субъектности отражена в самом содержании этого понятия и означает то, что человек сам является носителем собственной активности, источником изменения жизненных ситуаций и собственным источником преобразования внешнего мира. В этом контексте субъектность представляется как системное целостное свойство личности, а человек рассматривается как сознательный субъект, как носитель сложной структуры индивидуально-личностных свойств. То есть субъект-ность как системное свойство, с одной стороны, определяет характеристики поведения человека в многообразных
видах его активности, а с другой, само является основанием для системности всех его свойств и качеств.
Исходя из вышеприведенного теоретического размышления вытекает, что изучение вопросов, возникающих в контексте проблемы развития будущего специалиста в свете современных требований социальной среды необходимо видится в предстоящих исследованиях в связи с категорией субъектности. Это, дает ключ для понимания как психических, так и социально-психологических механизмов формирования его личности на этапах профессионального становления в процессе самоосуществления жизнедеятельности.
Актуализация субъектности на этапе юношеского возраста и ранней молодости осуществляется через различные формы построения жизни, в том числе средствами профессионального самоопределения. Отсюда, становится очевидным предположение о том, что проявление характеристик субъектности на этом этапе жизненного пути превращается в значимое условие развития и приложения своих способностей и возможностей для осуществления целей этого человека этого возраста. Прежде всего, эффективность в становлении и развитии субъектнос-ти этого периода обеспечивает условия содержательного прохождения этапов адаптации, идентификации в процессе профессионального самоопределения, а затем в дальнейшем и включеня в процесс самостоятельной профессиональной деятельности на этапе самоутверждения по завершении обучения с учетом постоянных изменений социальной среды и запросов российского общества.
Очевидно, что в этом ракурсе рассмотрения проблемы с особой остро-
той ставит вопрос о формулировании психологически обоснованных подходов к изучению основных характеристик субъектности, объясняющих возможности человека «быть причиной» самого себя» в сфере образования в частности, в конечном итоге в своей жизни. На сегодняшний день приходится констатировать, что в данном аспекте проблема субъектности как системообразующего фактора и механизма формирования личности студентов в условиях средней и высшей школы не изучена.
Нами предпринята попытка в контексте психодинамического подхода и разработанной нами концепции адаптивности «восходящего равновесия» подойти к изучению поднимаемой проблемы, где в качестве центрального понятия выступает «субъектная» адаптивность, отражающее осознанную активность поведения и деятельности, что представляется нами как необходимое звено в общей модели развития профессионально-личностных качеств будущего специалиста (3,4,5).
Под нашим руководством было проведено исследование (аспиранткой С.Ю.Скворцовой) со студентами первого и третьего курсов, обучающихся в вузе. Изучались вопросы взаимосвязи осознанной саморегуляции, способов преодоления трудных ситуаций и деятельности студентов как субъектов профессионального обучения.
Полученные в ходе анализа результаты показали, что актуализация субъектных характеристик у студентов первого курса, для которых большую ценность представляет преодоление ситуаций коммуникативного характера, отличается от студентов третьего курса. В структуре их субъ-
ектных характеристик наибольшее значение имеют такие параметры активности как «способность к гибкому поведению» и «способность к приемлемому компромиссу» по сравнению со студентами третьего курса, у которых более актуализируются способности к готовности/неготовности принять неудачу, провести коррекцию жизненных стратегий», а также «автономность/зависимость от внешних установок».
Кроме того была обнаружена взаимосвязь между показателями, отражающих основные субъектные умения (целеполагание и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция) и личнос-тно-стилевыми особенностями (инициативность, осознанность, ответственность, автономность). При этом, и это надо отметить, что взаимосвязи между осознанной саморегуляцией и параметрами инициативности, автономности, представлены в тех группах студентов, у которых преодоление трудностей обусловлено динамикой овладения профессией, что обнаруживает факты подтверждения характеристик субъектной адаптивности «восходящего равновесия».
В контексте данного исследования также были обнаружены общие проблемы студентов, определяющие барьеры для проявления субъектности, обусловленные процессами, связанными с адаптацией и профессиональной идентификацией.
Таким образом, наши первые эксперименты показали, что хотя проявления субъектности характерно как для студентов первого, так и третьего курсов, но характеристики содержательной направленности ее активности в
преодолении трудных ситуаций у них различные, независимо от курса обучения. Полученные данные подтверждают, что выделение субъектности как системообразующего фактора и механизма развития личности будущего специалиста в теоретико-эмпирических исследованиях имеет научное и прикладное значение, что доказывает актуальность поднимаемой проблемы и необходимость дальнейшего ее изучения.
Литература:
1. Абульханова-Славская, К.А. Проблема определения субъекта в психологии // Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические философские, социокультурные аспекты. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001. - С. 36-52.
2. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Ин-т психологии РАН, 1994. - 109 с.
3. Колпакова Л.М. Адаптивные способности в регуляции прогноза поведения в трудной ситуации // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 4 (26). - С. 185-191 (0,8 п.л.).
4. Колпакова Л.М. «Типологический анализ адаптивности «восходящего равновесия» в трудной ситуации (на примере матерей детей, больных детским церебральным параличом) // Вопросы психического здоровья детей и подростков (научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин). - 2012. - №2 (12). - С. 22-29.
5. Колпакова Л.М. Методика диагностики адаптивного отношения к трудным ситуациям // Диагностика в медицинской психологии: традиции и перспективы. Научное изд.: Кол. монография / Под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной; Моск. гор. психолого-пед. ун-т; Науч. центр пси-
хич. здоровья РАМН; Моск. НИИ психиатрии.- М., 2011. - 270 с (16,9 п.л., авторский вклад - 0,7 п.л.).
6. Масленникова В.Ш. Методология этической культуры будущего специалиста социальной сферы //Вестник Казанского гос. ун-та культуры и искусств - №2. 2012. - С. 101103.
7. Мухаметзянова В.Ш. Гуманитарные стандарты социальной работы: этни-
ческий аспект правил-предписаний //Профессиональное образование. - № 2. 2012.
8. Наумова Е.Р. Формально-динамические свойства индивидуальности у лиц с разным уровнем интеллекта [Рукопись] : автореферат дис. ... / Е. Р. Наумова. - М., 1999. - 24 с.
9. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Рос-тов-н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС НА ЭТАПЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Р.С. Бакиров
В статье рассмотрены особенности эмоционально-волевой сферы личности сотрудников МЧС на этапе поступления в реабилитационный центр. Показана взаимосвязь компонентов постстрессового расстройства с показателями эмоционального выгорания. Выявлено, что слабый контроль над эмоциями является наиболее уязвимым аспектом эмоционально-волевой сферы сотрудников МЧС. Установлено, что компенсаторным механизмом эмоционального выгорания выступает снижение значимости объекта.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, ПТСР, непродуктивная нервно-психическая напряженность, эффективность действий
Peculiarities of emotional and volitional sphere of rescuers at the stage of incoming to a rehabilitation centerThe article describes the peculiarities of emotional and volitional sphere of rescuers at the stage of incoming to a rehabilitation center. The interrelation of the components post-stress disorder and rates of emotional burnout is shown. It is revealed that poor control over emotions is the most vulnerable aspect of emotional and volitional sphere of rescuers. Found that the compensatory mechanism of emotional burnout is the reduction of the significance of the object.
Keywords: emotional burnout, PTSD, unproductive mental stress, effectively acting
Изучение психологических последствий воздействия экстремальных ситуаций на сотрудников МЧС представляется актуальной задачей. Пси-
хологическому анализу индивида в экстремальной ситуации посвящены труды Ю.А. Александровского, Л.Г. Дикой, О.С. Лобастова, А.В. Махны-