Научная статья на тему 'Анализ психологических концепций сопровождения образовательного процесса в профессиональной школе'

Анализ психологических концепций сопровождения образовательного процесса в профессиональной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / СКЛОННОСТЬ К АДДИКЦИЯМ / PSYCHOLOGY / SOCIAL PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIALIZATION / ADAPTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELF-CONTROL / MENTAL CONDITIONS / TENDENCY TO ADDICTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнов Алексей Николаевич, Чеверикина Елена Александровна

В статье приводится анализ основных социально-психологических концепций, разработанных в последнее десятилетие сотрудниками Института педагогики, психологии и социальных проблем (ранее Института педагогики и психологии профессионального образования РАО), направленных на изучение проблемных вопросов формирования и психологического развития личности в процессе профессионального образования и поиски их эффективного решения. Рассматриваются научные теоретические и эмпирические разработки по вопросам социализации, социально-психологической адаптации, ценностных ориентаций, профессионального самосознания, профессиональной идентификации и профессионального самоопределения, саморегуляции деятельности и склонности к аддикциям студентов, обучающихся в профессиональной школе разных уровней. Обобщается опыт деятельности Института в сфере психологического сопровождения процесса профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грязнов Алексей Николаевич, Чеверикина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CONCEPTS OF MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS AT VOCATIONAL SCHOOL

The analysis of the main social and psychological concepts developed in the last decade by the staff of Institute of pedagogics, psychology and the social problems (earlier Institute of pedagogics and psychology of professional education of Russian joint stock company) directed to studying of problematic issues of forming and psychological development of the personality in the course of professional education and searches of their effective solution is provided in article. Scientific theoretical and empirical developments concerning socialization, social and psychological adaptation, valuable orientations, professional consciousness, professional identification and professional self-determination, self-control of activities and tendency to addictions of the students studying at vocational school of different levels are considered. Experience of activities of Institute in the sphere of psychological maintenance of process of professional education is generalized.

Текст научной работы на тему «Анализ психологических концепций сопровождения образовательного процесса в профессиональной школе»

УДК 316.6

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина1

'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье приводится анализ основных социально-психологических концепций, разработанных в последнее десятилетие сотрудниками Института педагогики, психологии и социальных проблем (ранее -Института педагогики и психологии профессионального образования РАО), направленных на изучение проблемных вопросов формирования и психологического развития личности в процессе профессионального образования и поиски их эффективного решения. Рассматриваются научные теоретические и эмпирические разработки по вопросам социализации, социально-психологической адаптации, ценностных ориентаций, профессионального самосознания, профессиональной идентификации и профессионального самоопределения, саморегуляции деятельности и склонности к аддикциям студентов, обучающихся в профессиональной школе разных уровней. Обобщается опыт деятельности Института в сфере психологического сопровождения процесса профессионального образования.

Ключевые слова: психология, социальная психология, профессиональное образование, социализация, адаптация, профессиональное самоопределение, саморегуляция, психические состояния, склонность к аддикциям.

THE ANALYSIS OF PSYCHOLOGICAL CONCEPTS OF MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS AT VOCATIONAL SCHOOL

A. Gryaznov, E. Cheverikina

Abstract. The analysis of the main social and psychological concepts developed in the last decade by the staff of Institute of pedagogics, psychology and the social problems (earlier - Institute of pedagogics and psychology of professional education of Russian joint stock company) directed to studying of problematic issues of forming and psychological development of the personality in the course of professional education and searches of their effective solution is provided in article. Scientific theoretical and empirical developments concerning socialization, social and psychological adaptation, valuable orientations, professional consciousness, professional identification and professional self-determination, self-control of activities and tendency to addictions of the students studying at vocational school of different levels are considered. Experience of activities of Institute in the sphere of psychological maintenance of process of professional education is generalized.

Keywords: psychology, social psychology, professional education, socialization, adaptation, professional self-determination, self-control, mental conditions, tendency to addictions.

Психологическое направление, наряду с педагогическим, является одним из приоритетных в научной деятельности Института педагогики, психологии и социальных проблем (ранее -Института педагогики и психологии профессионального образования). Над разработкой научных теорий, концепций и проведением эмпирических исследований за всю историю существования института под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора, Г.В. Мухаметзяновой и члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора, ФШ. Мухаметзяновой работали многие видные ученые, доктора и кандидаты психологических и педагогических наук. Основные научные исследования выполнялись в рамках актуальных направлений социальной и педагогической психологии, психологического сопровождения процесса профессионального становления

студентов в период их обучения в высших и средних образовательных организациях [1-3].

Большое внимание уделялось изучению одной из основополагающих составляющих

психологического формирования личности -системы ценностных ориентаций. В исследованиях данного психологического явления, во многом определяющего процессы как личностного, так и профессионального становления, проводившихся под руководством доктора психологических наук, профессора Алишева Б.С., под ценностями понимаются представленные в психике и сознании субъекта функциональные связи между ним и объективным миром, которые характеризуются специфическим содержанием, субъективной интерпретацией этого содержания и той или иной мерой приоритетности [4]. Функция ценности в психике человека заключается в том, что они являются конечными основаниями при определении значений объектов,

событий, ситуаций и т.д., то есть обеспечивают активность и избирательность субъекта во взаимодействии с внешним миром и связаны со всеми формами психики.

Была выявлена структура ценностей молодежи в различных возрастных, половых и этнокультурных группах; разработана ее теоретическая модель. Исходя из авторского понимания ценностей в ходе исследований Алишевым Б.С., было выделено 4 типа таких модальностей, образующих относительно независимые друг от друга «ценностные пространства»: первичные функциональные ценности (истина, свобода, красота, добро и т.д.); ценности - сферы жизнедеятельности (здоровье, семья, работа, дружба и т.д.); ценности - цели жизнедеятельности, мотиваторы активной деятельности человека (материальные блага, гармоничные отношения, саморазвитие и т.д.); ценности, связанные с привлечением интереса, исследовательским инстинктом, привлечением внимания, восприятием и оцениванием [5].

Ценности нераздельно связаны с представлениями человека о мире. Представления, с точки зрения Алишева Б.С., - это ментальные образования различной степени сложности, целостности и точности, являющиеся продуктами многократной переработки психикой и сознанием различных комплексов информации, полученной разными способами, в разное время и из разных источников, и выполняющие функцию структурирования и объяснения действительности. Такие ментальные образования могут существовать как на индивидуальном уровне, так и на коллективном [6].

Расширяя и дополняя теоретические концептуальные положения, разработанные Алишевым Б.С., сотрудники института изучали представления о справедливости (кандидат психологических наук, доцент Аникеенок О.А.), о свободе (кандидат психологических наук, доцент Аникеенок О.А., кандидат психологических наук Атагунов В.И.); а также мотивационную готовность студентов к будущей профессиональной деятельности (кандидат психологических наук, доцент Аникеенок О.А., кандидат психологических наук Сагеева Е.Р.).

Как отмечает Аникеенок О.А., справедливость - это ценностная категория, относящаяся к первичным функциональным ценностям. Она является в этом смысле предметом индивидуальной интерпретации в рамках существующих социокультурных норм и стандартов. Проводя исследования, направленные на изучение представлений молодых людей о нормах дистрибутивной (распределительной -область экономических отношений между

людьми) и ретрибутивной (карательной - область наказаний) справедливости, Аникеенок О. А. сделала вывод о том, что для современной молодежи более характерны либерально-индивидуалистическое и уравнительно-коллективистическое понимания справедливого распределения. При этом на ведущие позиции студентами часто выдвигаются те принципы распределения, которые позволяют снять с себя ответственность за решение [7]. Что касается справедливости наказания, то юноши больше склонны к повышенной жестокости при определении наказания, а девушки более либеральны в ситуациях наказания; чаще используют принципы неформального характера и допускают возможность наказания в зависимости от настроения или отношения к человеку [8].

При изучении представлений о свободе было выявлено 8 типов интерпретации свободы: социальная свобода (самостоятельность и независимость в социальных отношениях); духовная свобода (специфическое психическое состояние личности, экзистенциальное чувство); гармоническая свобода (проявление всеобщей гармонии в связях и отношениях личности с внешней средой); политическая свобода (характеристика политического устройства общества); экономическая свобода (могущество и богатство); абсолютная свобода (вольность, отсутствие ограничений); инфантильная свобода (избавление, освобождение от ответственности, проблем и трудностей) и негативная свобода (нечто, содержащее в себе опасность и зло). Все представления о свободе распределяются в нескольких основных понятийных континуумах: детерминированность - спонтанность; абсолютность - ответственность; доминирование - подчиненность; материальное - духовное; социальное - индивидуальное и др. У современных студентов чем выше степень восприятия своей реальной свободы, тем выше становится степень желаемой свободы [8]. На основании результатов эмпирических исследований делаются выводы о том, что у современных российских студентов

представления о «свободе» и «несвободе» неоднородны по своему содержанию, не являются противоположными друг другу, зависят от внешних и внутренних условий и не имеют политической и экономической окраски, а связаны с духовной свободой, могуществом и властью, социальной независимостью. Восприятие реальной свободы не связано ни с самооценкой, ни с уровнем притязаний [9].

Выше перечисленными авторами на основе репертуарных решеток были разработаны

методики для выявления ценностных ориентаций личности, представлений о свободе, дистрибутивной и ретрибутивной

справедливости, добре и зле.

Сотрудниками института (Аникеенок О.А., Сагеевой Е.Р.) на основе концептуальных положений одной из процессуальных теорий мотивации - «теории ожиданий» В. Врума - была разработана методика диагностики

мотивационной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности, которая прошла полную психометрическую проверку и имеет практическую значимость для оценки эффективности подготовки специалистов в период обучения, в работе кадровых служб и при оценке персонала [10].

Доктором психологических наук,

профессором Колпаковой Л.М. была разработана концепция адаптивности «восходящего равновесия» с позиции личностных особенностей как регуляторных механизмов адаптационных процессов в трудных ситуациях [11]. Под трудной ситуацией понимается нахождение человека в таких жизненных условиях, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность, либо субъективно воспринимаются как сложные и не могут быть преодолены самостоятельно [12]. Автор понимает адаптивность как системное интегральное свойство психики целостной личности, обеспечивающее ее функциональное равновесие в трудных условиях среды на основе сочетания функциональных механизмов «приспособление» и «преодоление» с регуляторными механизмами сознания, мотивационно-смысловых образований и поведенческой сферы. Адаптивность - это динамическая характеристика, которая на личностном уровне является результатом процесса социализации, отражающим способность приспосабливаться, обусловленным стремлением достичь функционального равновесия по социально заданному эталону, а на субъектном проявляется в специфических характеристиках поведения «автономно ориентированной» регуляции, определяет функциональную устойчивость по восходящей (развивающей) траектории развития в изменяющихся условиях жизни и деятельности благодаря стремлению к повышению и сохранению ценностей жизни, ее привлекательности [11].

Согласно предположению о ведущей роли субъектности и системного понимания регуляторных процессов активности с учетом всеобщих и индивидуально особенных форм активности человека, отражающих возможности самореализации и самоосуществления себя в

процессе жизнедеятельности и в рамках системно-динамического подхода Колпаковой Л.М. был выявлен и всесторонне изучен феномен адаптивности «восходящего равновесия» [13]. «Восходящее равновесие» - это не только психодинамическая характеристика

функционального состояния личности, но и психологический механизм регуляции, определяющий появление психических новообразований, связанных с достижением уровня оптимума функционирования в процессе циклического перехода от состояния функционального равновесия к состоянию «неравновесного напряжения» и снова к равновесию. Содержательный аспект действия этого механизма обусловлен способностями личностной или субъектной адаптивности, которые являются характеристикой уровня развития личности и отражают особенности процесса гомеостаза и гомеореза [11].

Колпаковой Л.М. также изучались вопросы взаимосвязи осознанной саморегуляции, способов преодоления трудных ситуаций и деятельности студентов как субъектов профессионального обучения; была разработана и стандартизирована методика диагностики «Адаптивного отношения к трудным ситуациям в мотивационно-потребностной сфере».

Кандидатом психологических наук Хусаиновой С.В. проводились исследования в области индивидуально-личностной особенности субъекта. В результате экспериментального исследования были выявлены факторы, влияющие на адаптивность студентов в процессе обучения. А также определена структура адаптивности субъекта, которая включает в себя: проактивное преодоление, способствующее постановке личностно значимых целей (возможность саморазвития); принятие принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей; устойчивость адаптивности субъекта; уникальность развития человека в учебно-профессиональной деятельности;

успешность и эффективность жизни в принадлежности к семейной системе. Формирование структуры субъектной адаптивности зависит от среды, к которой субъект принадлежит, но связь между средой и адаптивностью субъекта заключается не во влиянии среды на динамику развития адаптивности, а в том, что обусловливает тип адаптивности и характер его развития, а это показатели динамических характеристик, которые развиваются в процессе обучения такие, как самопонимание, креативность, автономность [14].

Кандидатами психологических наук Васиной В.В. и Халитовым Р.Г. при изучении проблем

реформирования профессионального образования были разработаны концептуальные идеи его психологизации в рамках интерационного подхода, которые касаются непосредственно процесса обучения, то есть дидактики. Предложено понимание психодидактики (синергетики психологии и педагогики) как постепенного пошагового приближения (с обратной связью) к осваиваемому знанию по уровням, соответствующим авторской четырехуровневой модели описания социально-психологических явлений: сепарабельный уровень (предметный, материальный,

физический) - запоминание информации, накопление суммы знаний; энергетический (энергетический, эмоциональный, уровень ощущений) - эмоциональное, психологическое освоение компетенций; информационный (психический, понятийный, категориальный) -формирование собственного знания и понимания, и несепарабельный, транцендентный (квантовый, возможный) - выход за пределы знания в трансцендентальные области [15;16] и психосоциального диссонанса, понимаемого как фазу в интерации, как обратную связь при самоинтерации траектории развития системы как самого профессионального образования в целом, так и его субъектов, и являющегося психологическим барьером при пересечении границ привычного, известного, комфортного, который надо уметь преодолевать [16]. Разработано определение понятия «фасилитация социального взаимодействия» как повышение (изменение) продуктивности социального взаимодействия субъекта социального взаимодействия (индивида, социальной группы или общества) из-за актуализации (изменении) в сознании субъекта образа (представления) другого субъекта и ситуации социального взаимодействия в континууме фасилитация -ингибиция (усиление - подавление) в присутствии наблюдателя (фасилитатора) за взаимодействиями субъекта [15].

Доктором психологических наук Прыгиным Г.С. и доктором социологических наук Дыриным С.П. с позиции субъектно-регуляторного подхода раскрыты методологические и методические вопросы диагностики становления личности в профессиональном образовании. Выявлена специфика проявления «эффективной самостоятельности» в процессах становления профессионального самосознания и

профессиональной идентификации студентов и их развития во время переломных этапов жизни общества. Показана необходимость учета личностно-типологических особенностей

субъектной регуляции (автономного (убеждение в

том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь) и зависимого (убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее) типов субъектной регуляции) студентов и педагогов для оптимизации педагогического процесса. Рассмотрена проблема влияния лидерских свойств личности студентов ССУЗ на процесс их профессиональной идентификации. Определены основные пути и психолого-педагогические условия формирования лидерских качеств учащихся, такие как: отбор абитуриентов на основе их лидерских задатков; фиксация процесса формирования лидерских компетенций студентов; самостоятельность учения; формирование мотивации на приобретение лидерских компетенций; формирование у студентов этических оснований лидерства; стимулирование раннего профессионального самоопределения студентов; организация личностно ориентированной практической деятельности, требующей лидерских

компетенций [17]. Прыгиным Г.С. разработана модель становления профессионального самосознания и профессиональной

идентификации студентов с позиции субъектов регуляции деятельности; изучены особенности структуры симптомокомплекса личностных качеств (СККЛ) у студентов гуманитарных и технических профессий, имеющих разные типы субъектной регуляции [18].

Доктором психологических наук Грязновым А.Н. в рамках изучения социальной психологии аддикций разработаны концепция и модель терциарной социализации аддиктивной личности в профессиональном образовании. Терциарная социализация аддиктивной личности

рассматривается автором как процесс реализации социально-психологических мероприятий, в ходе которых происходят выход аддиктивной личности из специфической социальной группы, в которой превалируют аддитивные ценности; возвращение личности в нормальную социальную среду; приобретение социального статуса; введение в свою личностную систему тех норм и моделей поведения, которые приняты в обществе; возвращение к здоровому образу жизни [19]. Суть модели терциарной социализации аддиктивной личности заключается в переструктурировании ценностно-смысловой, потребностной, мотивационной сфер, замене патологических социальных статусов и биологической потребности в употреблении психоактивных веществ на личностно и

социально одобряемые, ведущие к восстановлению и продолжению успешной и эффективной социализации [20]. Под понятием «снижение уровня аддикций» студентов понимается изменение уровня склонности студентов к той или иной зависимости; социально-психологическое воздействие на них, при котором происходит изменение основных потребностей; также процесс обучения студентов навыкам принятия и осмысления бытийных ценностей. Мотивация снижения уровня аддикции - это побуждение личности по включению в процесс изменения себя, переход от регуляции зависимого поведения с помощью внешних факторов к саморегуляции, от внешней к внешне - внутренней мотивации снижения уровня аддикции [21].

Кандидатом психологических наук Чеверикиной Е.А. в рамках терциарной социализации изучалась склонность студентов к зависимости от психоактивных веществ, которая определяется как избирательная направленность деятельности индивида на употребление алкоголя или наркотических веществ, побуждающая его к злоупотреблению психоактивными веществами, основой которой является глубокая устойчивая потребность индивида в изменении своего психического состояния с помощью психоактивных веществ, а также социально-психологические особенности и дефекты социализации, влияющие на ее формирование [22]. Чеверикиной Е.А. разработана и апробирована методика, направленная на изучение склонности к зависимости от психоактивных веществ у студентов и позволяющая определить уровень склонности к алкогольной и наркотической зависимостям, а также связанные с нею факторы риска [23].

В рамках данного направления Грязновым А.Н и Чеверикиной Е.А. изучаются особенности психических состояний студентов и преподавателей профессиональной школы, склонных к аддикциям. Предложены концептуальные подходы к их изучению: социально-статический для изучения

особенностей психических состояний при аддиктивности; социально-динамический для

изучения влияния психических состояний на аддиктивность и изменений данного свойства личности при изменении психических состояний в социальных группах; системно-динамический, который позволит обобщить полученные данные и разработать программы коррекции психических состояний при аддиктивности студентов ссуз и вуз [24]. Выявляются особенности эмоционально-оценочных и мотивационно-побудительных психических состояний при склонности личности к аддиктивному поведению; разрабатываются практические рекомендации и психолого-педагогические программы, направленные на снижение у студентов склонности к аддикциям с целью повышения эффективности и успешности их социализации и личностно-профессионального становления [25].

Сделанный анализ позволяет показать широту, актуальность, научную новизну и практическую значимость психологических исследований, проводящихся в Институте педагогики, психологии и социальных проблем. Разработанные научные концептуальные основы изучения ценностных ориентаций в профессиональном образовании, представлений о свободе и справедливости, субъектной регуляции деятельности, психологизации

профессионального образования и фасилитации межличностного взаимодействия,

психологических аспектов профессионального самоопределения и готовности к профессиональной деятельности, терциарной социализации и снижения уровня склонности к аддикциям участников образовательного процесса, а также разработанные сотрудниками института диагностические методики направлены на изучение и решение проблем социализации и личностно-профессионального становления

студентов в процессе профессионального образования. Направления исследований сотрудников Института в области психологического сопровождения процесса получения профессионального образования являются перспективными и вносят вклад в развитие отечественной психологической и педагогической науки.

Литература:

1. Мухаметзянова Г.В. Состояние, проблемы и тенденции профессиональной подготовки / Г.В. Мухаметзянова. - Специалист. - 1996. - № 4. - С. 22.

2. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога для профессиональной образовательной организации / Ф.Ш.

Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. -Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2(14). - С. 64-69.

3. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные технологии в подготовке педагогов профессионального обучения; в сборнике: Дидактика профессиональной школы /

Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова. -Казань. - 2013. - С. 30-37.

4. Алишев Б.С. К вопросу о психологической сущности ценностей / Б.С. Алишев // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития. -2011. - Т. 4. - № 1. - С. 3-26.

5. Алишев Б.С. Этнокультурные различия в структуре ценностей молодежи Татарстана / Б.С. Алишев // TATARICA. - 2013. - № 1. - С. 186-206.

6. Алишев Б.С. Понятие «представление» в современной психологии / Б.С. Алишев // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156. - № 6. - С. 141-154.

7. Аникеенок О.А. Представления о принципах дистрибутивной справедливости в различных возрастных и социальных группах / О.А. Аникеенок // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010.

- Т. 152. - № 5. - С. 200-212.

8. Ценности и социальные установки современных студентов: структура и динамика: коллективная монография; отв. ред. Б.С. Алишев. -Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2010.

- 240 с.

9. Атагунов В.И., Аникеенок О.А. Восприятие собственной свободы и самооценка в структуре «Я-концепции» студенческой молодежи /

B.И. Атагунов, О.А. Аникеенок // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 11-12. - С. 106114.

10. Сагеева Е.Р., Аникеенок О.А. Мотивационная готовность студентов к будущей профессиональной деятельности и проблемы ее изучения / Е.Р. Сагеева, О.А. Аникеенок // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 3. -

C. 78-83.

11. Колпакова Л.М. Адаптивные способности в регуляции прогноза поведения в трудной ситуации / Л.М. Колпакова // Образование и саморазвитие. -2011. - Т. 4. - № 26. - С. 185-191.

12. Колпакова Л.М. Феномен адаптивности «восходящего равновесия» в трудных жизненных ситуациях: концепция и результаты эксперимента / Л.М. Колпакова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 30. - С. 75-80.

13. Колпакова Л.М. К изучению субъектно-личностных свойств в изменяющихся условиях жизнедеятельности в контексте системно-динамической парадигмы / Л.М. Колпакова // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности». - 2013. - С. 6769.

14. Хусаинова С.В. Специфика структурно-динамических характеристик субъекта жизнедеятельности / С.В. Хусаинова. - Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С.144-154

15. Васина В.В. Фасилитация социального взаимодействия в рамках онтологического подхода / В.В. Васина // Проблемы современного

педагогического образования. - 2016. - № 51-1. - С. 291-297.

16. Халитов Р.Г. Итерационная концепция реформирования профессионального образования (психологический аспект) / Р.Г. Халитов // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2014. - № 3-4. - С. 5-18.

17. Прыгин Г.С., Дырин С.П. Социально-психологические проблемы становления личности в профессиональном образовании / Г.С. Прыгин, С.П. Дырин; под научной редакцией доктора психологических наук А.Н. Грязнова. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2009. - 235 с.

18. Грязнов А.Н., Прыгин Г.С., Чеверикина Е.А., Гилемханова Э.Н. Научно-методическое обеспечение процесса личностно-профессионального становления студентов / А.Н. Грязнов, Г.С. Прыгин, Е.А. Чеверикина, Э.Н. Гилемханова; под научной редакцией доктора психологических наук А.Н. Грязнова. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2010. - 280 с.

19. Грязнов А.Н. Терциарная социализация личности больных алкоголизмом и наркоманией: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Грязнов Алексей Николаевич. - Ярославль, ЯрГУ. -2008. - 37 с.

20. Грязнов А.Н., Давлетшина Г.М., Чеверикина Е.А. Терциарная социализация девиантных личностей / А.Н. Грязнов, Г.М. Давлетшина, Е.А. Чеверикина // Казанский педагогический журнал. - 2014. - Т. 20. - № 6(107). -С. 83-92.

21. Концепция социализации аддиктивной личности в профессиональном образовании; коллектив авторов: Грязнов А.Н. и др. - Казань, УРАО ИПП ПО. - 2012. - 32 с.

22. Чеверикина Е.А. Дефекты социализации как фактор формирования склонности к аддиктивному поведению у студентов вузов / Е.А. Чеверикина. - Вестник Казанского государственного энергетического университета. -2012. - № 4(15). - С. 110-118.

23. Cheverikina E.A., Rakhimgarayeva R.M., Sadovaya V.V., Zakirova V.G., Starodubets O.D., Klemes V.S. Socio-Psycological Characteristics of College Students Who are Prone to Addictions. - Life Science Journal. - 2014. - T. 11. - № 7s. - С. 375-380.

24. Cheverikina E.A., Vasyukhno I.O., Siafetdinova F.Z., Mokeyeva E.V., Yusupova V.S., Chukmarova L.F., Kovalev V.P. Mental states peculiarities of students proclivity for drug addiction. -Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Т. 6. - № 2 S3. - С. 9-14.

25. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Шарафиев Э.С. Эмоциональные психические состояния учащихся и преподавателей учреждений профессионального образования разных уровней, склонных к аддикциям: учебно-методическое пособие / А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина, Э.С. Шарафиев. - Казань: Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2015. - 80 с.

Сведения об авторах:

Грязнов Алексей Николаевич (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики, психологии и социальных проблем.

Чеверикина Елена Александровна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики, психологии и социальных проблем.

Data about the authors:

A. Gryaznov (Kazan, Russia), doctor of psychological sciences, leading researcher, Institute of pedagogics, psychology and social problems.

E. Cheverikina (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior research associate, Institute of pedagogics, psychology and social problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.