Научная статья на тему 'Обеспечение непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы'

Обеспечение непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / SITUATION OF SUCCESS / ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / THE FORMATION OF SUBJECTIVITY OF SENIOR PUPILS / МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / A DIAGNOSTIC PACKAGE FOR STUDYING THE SUBJECTIVITY OF SENIOR PUPILS / MONITORING THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF SENIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленов Андрей Алексеевич

В статье рассматриваются основные методические аспекты обеспечения непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы. Непрерывный педагогический мониторинг в контексте проводимого автором исследования понимается как процесс регулярного отслеживания динамики формирования субъектности у старшеклассников на основании определенных критериев (заложенных в структурном понимании субъектности) и с применением соответствующих им диагностических материалов, что предполагает определенную методическую подготовку педагога. Согласно позиции автора, работа по методической подготовке педагогов к осуществлению педагогического мониторинга должна строиться по четырем направлениям: категоризация ситуации успеха как процесса, обеспечивающего результативность формирования субъектности у старшеклассников; конкретизация содержания и обучение технологии создания ситуации успеха; обеспечение средствами и соответствующими методиками педагогического мониторинга процесса создания ситуации успеха; обучение приемам и средствам осуществления педагогической поддержки старшеклассников. Основное содержание работы с педагогами составляет обучение технологии создания ситуации успеха (с подробной проработкой каждого шага) и работе с диагностическим пакетом (содержащим подробные инструкции по реализации мониторинга: от предоставления бланков к методикам и вариантов объяснения заданий учащимся до описания и подробной технологии создания индивидуального профиля субъектности старшеклассника, отражающего все необходимые переменные в динамике их формирования). Предлагаемая автором схема работы позволяет подготовить педагогов к решению задач педагогического мониторинга и позволяет отслеживать процесс развития субъектности, своевременно внося коррективы в реализацию пошаговой технологии создания ситуации успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING CONTINUOUS PEDAGOGICAL MONITORING AS THE FOUNDATIONS FOR FORMING THE SUBJECTS OF THE SENIOR PUPILS BY THE CREATION OF SUCCESS SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

The article considers the main methodological aspects of ensuring continuous pedagogical monitoring as the basis for forming subjectivity of high school students by creating success situations in the educational environment of the school. Continuous pedagogical monitoring in the context of the research conducted by the author is understood as the process of regular monitoring of the dynamics of the formation of subjectivity in high school students on the basis of certain criteria (incorporated in the structural understanding of subjectivity) and with the use of the corresponding diagnostic materials, which requires a certain methodical training of the teacher. According to the position of the author, the work on the methodological training of teachers for the implementation of pedagogical monitoring should be structured along four lines: categorizing the situation of success as a process that ensures the effectiveness of the formation of subjectivity in high school students; Specification of content and learning technology to create a situation of success; Provision of means and appropriate methods for pedagogical monitoring of the process of creating a situation of success; Training methods and means of implementing pedagogical support for high school students. The main content of work with teachers is the training of technology for creating a success situation (with detailed elaboration of each step) and working with a diagnostic package (containing detailed instructions for monitoring implementation: from providing forms to methods and options for explaining assignments to students before describing and detailed technology for creating an individual profile of subjectivity Senior pupil, reflecting all the necessary variables in the dynamics of their formation). The proposed scheme of the work allows teachers to prepare pedagogical monitoring tasks and allows them to track the process of development of subjectivity, timely making adjustments to the implementation of step-by-step technology to create a situation of success.

Текст научной работы на тему «Обеспечение непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы»

УДК 373.549

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИЙ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

© 2017

Каленов Андрей Алексеевич, аспирант кафедры педагогики и акмеологии личности Костромской государственный университет (156005, Россия, Кострома, улица Дзержинского, д. 17, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются основные методические аспекты обеспечения непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы. Непрерывный педагогический мониторинг в контексте проводимого автором исследования понимается как процесс регулярного отслеживания динамики формирования субъектности у старшеклассников на основании определенных критериев (заложенных в структурном понимании субъектности) и с применением соответствующих им диагностических материалов, что предполагает определенную методическую подготовку педагога. Согласно позиции автора, работа по методической подготовке педагогов к осуществлению педагогического мониторинга должна строиться по четырем направлениям: категоризация ситуации успеха как процесса, обеспечивающего результативность формирования субъектности у старшеклассников; конкретизация содержания и обучение технологии создания ситуации успеха; обеспечение средствами и соответствующими методиками педагогического мониторинга процесса создания ситуации успеха; обучение приемам и средствам осуществления педагогической поддержки старшеклассников. Основное содержание работы с педагогами составляет обучение технологии создания ситуации успеха (с подробной проработкой каждого шага) и работе с диагностическим пакетом (содержащим подробные инструкции по реализации мониторинга: от предоставления бланков к методикам и вариантов объяснения заданий учащимся до описания и подробной технологии создания индивидуального профиля субъектности старшеклассника, отражающего все необходимые переменные в динамике их формирования). Предлагаемая автором схема работы позволяет подготовить педагогов к решению задач педагогического мониторинга и позволяет отслеживать процесс развития субъектности, своевременно внося коррективы в реализацию пошаговой технологии создания ситуации успеха.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, развитие субъектности, ситуация успеха, формирование субъ-ектности старшеклассников, мониторинг развития субъектности старшеклассников, диагностический пакет изучения субъектности старшеклассников.

PROVIDING CONTINUOUS PEDAGOGICAL MONITORING AS THE FOUNDATIONS FOR FORMING THE SUBJECTS OF THE SENIOR PUPILS BY THE CREATION OF SUCCESS SITUATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

© 2017

Kalenov Andrey Alekseevich, post-graduate student of chair of pedagogics and acmeology of personality

Kostroma State University (156005, Russia, Kostroma, street Dzerzhinsky, d. 17, e-mail: [email protected])

Abstract. The article considers the main methodological aspects of ensuring continuous pedagogical monitoring as the basis for forming subjectivity of high school students by creating success situations in the educational environment of the school. Continuous pedagogical monitoring in the context of the research conducted by the author is understood as the process of regular monitoring of the dynamics of the formation of subjectivity in high school students on the basis of certain criteria (incorporated in the structural understanding of subjectivity) and with the use of the corresponding diagnostic materials, which requires a certain methodical training of the teacher. According to the position of the author, the work on the methodological training of teachers for the implementation of pedagogical monitoring should be structured along four lines: categorizing the situation of success as a process that ensures the effectiveness of the formation of subjectivity in high school students; Specification of content and learning technology to create a situation of success; Provision of means and appropriate methods for pedagogical monitoring of the process of creating a situation of success; Training methods and means of implementing pedagogical support for high school students. The main content of work with teachers is the training of technology for creating a success situation (with detailed elaboration of each step) and working with a diagnostic package (containing detailed instructions for monitoring implementation: from providing forms to methods and options for explaining assignments to students before describing and detailed technology for creating an individual profile of subjectivity Senior pupil, reflecting all the necessary variables in the dynamics of their formation). The proposed scheme of the work allows teachers to prepare pedagogical monitoring tasks and allows them to track the process of development of subjectivity, timely making adjustments to the implementation of step-by-step technology to create a situation of success.

Keywords: pedagogical monitoring, development of subjectivity, the situation of success, the formation of subjectivity of senior pupils, monitoring the development of subjectivity of senior pupils, a diagnostic package for studying the subjectivity of senior pupils.

На сегодняшний день образовательная среда школы представляет широкие возможности для формирования и развития личности в целом и ее отдельных свойств. Активное внедрение ФГОС среднего (полного) общего образования подразумевает обеспечение эффективного развития самоидентификации и самоопределения посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию основной образовательной программы, особенно на этапе выхода учащихся «во взрослую жизнь». В образовательной среде школы реализация данного процесса во многом опосредована особенностями становления субъектности у старшеклассников, в силу чего на вопросы формирования субъект-ности являются весьма актуальными. Помимо большого

количества внутренних факторов и закономерностей развития личности, значимую роль в становлении субъ-ектности играют социальное пространство, особенности протекания значимой деятельности и субъектного опыта личности. Исходя из этого, важным представляется обеспечение в образовательном пространстве школы среды такого характера, при котором развитие субъектности старшеклассников будет происходить непрерывно и естественным путем.

Анализ ряда психолого-педагогических исследований показал, что наиболее эффективным средством формирования субъектности у старшеклассников выступает ситуация успеха как организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного лич-

ностно значимого субъектного опыта. Процессуальные и результативные стороны организации ситуации успеха в различном контексте рассматриваются как в психологии (К. Роджерс, К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.А. Налчаджян, К.В. Паталаха и др.), так и в педагогике (Ю.В. Андреева, В.Л. Бенин, Е.С. Засыпкина, М.А. Скворцова, И.И. Олейникова, Т.Г. Буржинская, Н.Г. Габрук, В.В. Ястребов и др.). Возможность формирования субъектности старшеклассников обеспечивается рядом содержательных признаков ситуации ситуации успеха, таких как ее деятельностный характер, необходимость осознанной активности всех участников ситуации (педагогов, учащихся), необходимость конструктивного взаимодействия субъектов на пути к достижению успеха, представление об успехе как переживании удовлетворенности, гордости за достигнутый результат [1; 2; 3; 4; 5]. На наш взгляд, основу эффективности формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы составляет непрерывный педагогический мониторинг.

Непрерывный педагогический мониторинг в контексте проводимого нами исследования понимается как процесс регулярного отслеживания динамики формирования субъектности у старшеклассников на основании определенных критериев (заложенных в структурном понимании субъектности) и с применением соответствующих им диагностических материалов. Так, из подобного понимания педагогического мониторинга становится ясно, что обеспечение данного процесса предполагает определенную методическую подготовку педагога. Процесс создания ситуации успеха как средства формирования субъектности у старшеклассников в образовательной среде школы непрерывен во времени и не может осуществляться одним педагогом, что определяет акцентирование внимания на необходимости участия педагогического коллектива школы в целом (имеются в виду педагоги, непосредственно работающие со старшеклассниками). В силу этого встает задача привлечения к реализации педагогического мониторинга всех участников процесса. Следовательно, важным представляется создание соответствующего методического обеспечения, позволяющего сформировать у педагогов готовность к формированию субъектности у старшеклассников через создание ситуаций успеха. Такое методическое обеспечение должно включать:

- категоризация ситуации успеха как процесса, обеспечивающего результативность формирования субъ-ектности у старшеклассников;

- конкретизация содержания и обучение технологии создания ситуации успеха;

- обеспечение средствами и соответствующими методиками педагогического мониторинга процесса создания ситуации успеха;

обучение приемам и средствам осуществления педагогической поддержки старшеклассников.

Категоризация ситуации успеха как процесса, обеспечивающего результативность формирования субъектности у старшеклассников, строится на модели понимания категории «ситуация успеха» [6]. Важным является создание у педагогов такого восприятия работы по созданию ситуаций успеха, которое обеспечивало бы переживание ими собственной успешности при достижении успехов учащимися. Так, с одной стороны, педагог является организатором ситуации успеха для учащегося. С другой стороны, включение учащегося в процесс и достижение им успеха, его переход на новый уровень развития субъектности могут рассматриваться как показатель ситуации успеха самого педагога, что может стать дополнительным стимулом реализации поставленных задач в работе со старшеклассниками.

Конкретизация содержания и обучение технологии создания ситуации успеха может выстраиваться в ходе специально организованных мастер-классов и методических собраний. Технология создания ситуации успе-

ха, в соответствии с разработанной нами теоретической моделью, включает описание конкретных шагов педагогического коллектива, обеспечивающих достижение старшеклассниками переживания успеха как личностно значимого субъектного опыта: от мониторинга интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе до мониторинга результатов создания ситуации успеха (анализа переживаний учащихся, рефлексии субъектного опыта) [7].

Обеспечение средствами и соответствующими методиками педагогического мониторинга процесса создания ситуации успеха предполагает предоставление пакета соответствующих диагностических материалов, обучение применению в работе со старшеклассниками и обработке данных. В соответствии с принятой нами моделью субъектности Е.Н. Волковой, основу содержания субъектности составляет отношение личности к себе как к деятелю, определяемое признанием и принятием у себя и других людей наличия субъектной активности, свободы выбора и ответственности за него, переживания собственной уникальности [8]. Структура субъектности, таким образом, включает: осознанность активности, способность к целеполаганию, саморегуляция деятельности и поведения, рефлексивность, ответственность, осознание себя в качестве субъекта и уникальной личности и признание того же в других людях. В соответствии с данными представлениями о структуре субъектности, нами был сформирован следующий пакет диагностических материалов для осуществления педагогического мониторинга развития субъектности у старшеклассников (табл. 1).

Таблица 1 - Содержание пакета диагностических материалов для осуществления педагогического мониторинга развития субъектности у старшеклассников

Содержание субъектности Изучаемые показатели Методики

Осознанность активности, осознание себяе качестве субъекта и уникальной лично ста и признание того же в других людях Уровни активности, способностик рефлексии, свободе выбора и ответственности занего, осознания соб ственной уникально ста, понимания и принятия другого, стремления к саморазвитию Опросник изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой, И.А. мод ифишции для подростков и старшеклассников)

Субъекгавныйконтролъ Уровень и ориентация (внутренняя1' внешняя) субъективного контроля Методика «Уровень субъективного контроля»Е.Ф. Еажина,ЕА. Голынкиной. Л.М. Эткинда.

Осознанная саморегуляция с аыор егуллции д еят е льно сти и поведения Опросник «Сталь саморегуляции поведения» В.И. Моросановой

Отношение к себе как к деятелю, способность к целеполаганшо Ос ознанно сть целей, удовлетворенно сть самореализацией, локус контроля (Я . жизнь), осмысленность жизни Тест «Сыысложизненные ориентации» (СЖО) ДА. Леонтьева

В таблице 1 представлен перечень изучаемых содержательных сторон субъектности старшеклассников, подлежащие мониторингу параметры и соответствующие им диагностические методики. Пакет, предоставляемый педагогу, содержит подробные инструкции по реализации мониторинга: от предоставления бланков к методикам и вариантов объяснения заданий учащимся до описания и подробной технологии создания индивидуального профиля субъектности старшеклассника, отражающего все необходимые переменные в динамике их формирования. Отметим также, что предлагаемая к применению методика изучения структуры субъектности Е.Н. Волковой, И.А. Серегиной была нами модифицирована в лексико-смысловом плане. Оригинальная методика предназначена для взрослых (педагогов) и отдельные утверждения по содержанию не соответствовали старшему школьному возрасту. Данные утверждения и были преобразованы нами, с сохранением общего смысла. В целом, предлагаемый диагностический пакет полностью отвечает задачам педагогического мониторинга и позволяет отслеживать процесс развития субъектности, своевременно внося коррективы и осуществляя поддержку старшеклассника в достижении успеха.

Обучение приемам и средствам осуществления педагогической поддержки старшеклассников включает элементы тренинговой работы с педагогическим коллективом, которая может быть реализована как уже подготовленным педагогом, так и психологом. Основными задачами здесь являются развитие эмпатии, навыков

конструктивного общения в различных ситуациях взаимодействия с учащимися, способности к эмоциональному принятию.

Таким образом, обеспечение непрерывного педагогического мониторинга как основы формирования субъектности старшеклассников посредством создания ситуаций успеха в образовательной среде школы строится на всесторонней поддержке педагогов в методическом плане: прояснении основных категорий (субъектность и ситуация успеха), пошаговой технологии создания ситуаций успеха, обучении приемам и средствам осуществления педагогической поддержки, а также работе с диагностическим пакетом, содержащим подробные инструкции по реализации мониторинга: от предоставления бланков к методикам до подробной схемы создания индивидуального профиля субъектности старшеклассника, отражающего все необходимые переменные в динамике их формирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, Ю.В. Пять трактовок успеха в философии образования: теоретические и прикладные аспекты / Ю.В. Андреева, В.Л. Бенин // Образование и наука. -2004. - №2(26). - С. 19-30.

2. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Андреева. - Екатеринбург: РГППУ, 2003. - 26 с.

3. Белюк, Е.Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика [Электронный ресурс] / Е.Г. Белюк, Н.С. Круглова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7-2. - С. 67-68. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-dlya-kaz hdogo-uchenika.

4. Основные принципы повышения мотивации к учению через создание «ситуаций успеха» / И.И. Олейникова, Т.Г. Буржинская, Н.Г. Габрук // Фундаментальные исследования. - 2009. - №5. - С. 7-8.

5. Ястребов, В.В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / В.В. Ястребов.

- Волгоград: ВГПУ, 2004. - 25 с.

6. Каленов, А.А. Феномен ситуации успеха в гуманитарных науках [Электронный ресурс] / А.А. Каленов // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.).

- Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 3-8. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11682/.

7. Каленов, А.А. Содержание технологии создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников в образовательной среде школы [Электронный ресурс] / А.А. Каленов // Гуманитарный трактат. - 2017. - №7. - С.10-13. - URL: http://gumtraktat. m/wp-content/uploads/v7.pdf.

8. Волкова, Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Е.Н. Волкова. - М.: ПИ РАО, 1998. - 50 с. - URL: http://www.dslib.net/psixologia-vozras ta/subektnost-pedagoga.html.

Статья поступила в редакцию 13.04.2017.

Статья принята к публикации 22.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.