Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг актуальных для старшеклассников сфер переживания успеха'

Педагогический мониторинг актуальных для старшеклассников сфер переживания успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / СТАРШЕКЛАССНИК / СУБЪЕКТНОСТЬ / СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ / АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СФЕРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ УСПЕХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленов Андрей Алексеевич

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы, осуществляемый с помощью широкого разнообразия средств психологической диагностики интересов и ценностей, а также разработанного автором варианта опросного листа и проективного сочинения. Предлагаемые авторские средства мониторинга позволяют определить наиболее актуальные для старшеклассников сферы переживания успеха, а также представления об успехе и собственной успешности, о желаемой социальной поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг актуальных для старшеклассников сфер переживания успеха»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ _ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ АКТУАЛЬНЫХ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СФЕР ПЕРЕЖИВАНИЯ УСПЕХА

Каленов А.А.

Каленов Андрей Алексеевич - аспирант, направление подготовки: образование и педагогические науки, направленность: общая педагогика, история педагогики и образования, кафедра педагогики и акмеологии личности, Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: в статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы, осуществляемый с помощью широкого разнообразия средств психологической диагностики интересов и ценностей, а также разработанного автором варианта опросного листа и проективного сочинения. Предлагаемые авторские средства мониторинга позволяют определить наиболее актуальные для старшеклассников сферы переживания успеха, а также представления об успехе и собственной успешности, о желаемой социальной поддержке.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, ситуация успеха, старшеклассник, субъектность, сферы интересов, актуальные для старшеклассников сферы переживания успеха.

На сегодняшний день образовательная среда школы ориентирована не столько на знания, умения и навыки учащихся, сколько на всестороннее развитие их личности, предполагающее формирование способности к самостоятельному получению и усвоению знаний, саморазвитию, проявлению осознанной активности. Однако сама образовательная среда школы, несмотря на стоящие перед ней задачи развития личности, часто характеризуется отсутствием необходимых условий для такого развития учащихся. Особо остро данная проблема затрагивает старшеклассников, которые на момент окончания школы, в соответствии с существующей моделью выпускника, должны обладать такими качествами субъекта как активность, осознанность, ответственность, способность к принятию самостоятельных решений, способствующими осуществлению самоопределения в личностном и профессиональном планах. Следовательно, представляется актуальным организация в образовательном пространстве школы такой среды, которая будет способствовать развитию субъектности старшеклассников.

Анализ ряда исследований показывает, что условиями развития личности старшеклассника как субъекта жизни и деятельности являются:

1) возможность выбора сферы осуществления активности в соответствии с внутренними стремлениями, интересами, потенциалом субъекта;

2) участие в конструктивном взаимодействии субъект-субъектного характера;

3) активное развитие самосознания, позитивного самоотношения, рефлексии и навыков саморегуляции (как характеристики старшего школьного возраста);

4) всесторонняя поддержка старшеклассника со стороны ближайшего социального окружения;

5) обеспечение позитивных переживаний элементов субъектного опыта старшеклассника;

6) переживание успешности в значимых сферах, как специфические и наиболее эмоционально-ценные единицы субъектного опыта [1; 2; 3; 5].

Так, основные условия развития субъектности у старшеклассника сводятся к необходимости позитивного опыта субъектной активности и взаимодействия. Следовательно, в ряду выделенных нами условий развития субъектности старшеклассника наибольшее значение приобретает условие создания ситуаций успеха в образовательной среде школы. Исходя из данных представлений, нами была создана технология создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников в образовательной среде школы [4]. Первый шаг технологии, ее основу и базу составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе. Данный шаг предполагает внимание педагогического коллектива к индивидуальности каждого старшеклассника: от наблюдения за явно проявляемыми интересами и склонностями до специальной диагностики. Выделение мониторинга интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе в качестве основы реализации технологии связано с представлениями о том, что наиболее значимым, ценным и имеющим наибольший развивающий потенциал является такой субъектный опыт, который получен в наиболее привлекательной для личности сферы действительности. Выявление таких сфер возможно в ходе специальной диагностики, которая может включать: изучение ценностных и смысложизненных ориентаций, изучение актуальных и перспективных интересов, изучение жизненных планов (на данных аспектах мы не будем останавливаться, т.к. в методической литературе существует множество стандартизированных и надежных средств диагностики по перечисленным параметрам). В качестве инструментария при реализации мониторинга могут использоваться психологические методы тестирования, анкетирования, опроса, а также различные проективные методики (сочинения, эссе, рисунки). Рассмотрим далее отдельные разработки средств мониторинга, предлагаемые нами.

При разработке средств мониторинга интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе нами был учтен тот факт, что в старшем школьном возрасте актуализировано развитие рефлексивных процессов, самосознания. Старшеклассники склонны размышлять о собственной жизни, мечтать, строить планы и умеют сформулировать «результаты» собственной рефлексии. Первый опросный лист, который предлагался нами учащимся, включает 15 неоконченных предложений, позволяющих получить информацию об интересах, склонностях, мечтах старшеклассников. Приведем далее содержание разработанной нами методики.

Опросный лист «Сферы успеха»

Здравствуй! Сегодня мы предлагаем тебе продолжить ряд предложений, приведенных ниже. Правильных или неправильных ответов не существует - для нас важно твое собственное мнение. Объем ответа неограничен: ты можешь ответить одним словом или написать небольшое эссе по каждому из предложений на свое усмотрение.

1. Успех для меня - это...

2. Человек является успешным, когда / если.

3. Я чувствую себя успешным, когда / если.

4. Показателями успеха для меня являются.

5. На сегодняшний день мой самый большой успех связан с.

6. Я всегда мечтал о.

7. Наибольший интерес у меня вызывает...

8. Я бы хотел быть успешным в.

9. Все мои планы связаны с.

10. Лучше всего у меня получается.

11. Чаще всего одобрение и поддержку окружающих я получаю, когда.

12. Мне бы очень хотелось попробовать себя в.

13. Наиболее привлекательным занятием в школе для меня является.

14. Для меня важно, чтобы мой успех поддержали (кто?).

15. Мне бы хотелось найти единомышленников по.

Первые пять предложений направлены на выявление понимания успеха как феномена старшеклассниками. Анализ ответов предполагает выделение субъективных смысловых категорий успеха и успешности в направлении от определения самого успеха через представления об успешности окружающих к субъектному пониманию собственного успеха, его критериев. В самом общем виде в ответах старшеклассников можно выделит такие особенности содержания понимания успеха и успешности как: успех как самостоятельный, не зависящий (мало зависящий) от усилий положительный результат; успех как положительный, эмоционально переживаемый и значимый результат приложения усилий; объективированное через предметы и конкретные ситуации понимание успеха и успешности (например, успешный человек - это человек, зарабатывающий большие деньги; имеющий возможность путешествовать и т.п.). Успех как положительный, эмоционально переживаемый и значимый результат приложения усилий в интересной для личности сфере действительности - это то понимание успеха и успешности, к которому необходимо привести старшеклассников, имеющих иные категории ответов. Это возможно сделать в ходе групповых бесед и дискуссий.

Неоконченные предложения 6-13 призваны выявить сферы интересов, наиболее значимые области жизни и деятельности, в которых старшеклассники желают проявить себя. По данным пунктам опросного листа проводится обобщающий анализ и выделяются те смысловые категории в ответах каждого учащегося, которые встречаются чаще всего и указывают на наиболее значимую сферу действительности. Условно эти сферы можно разделить на следующие варианты: творчество (музыка, изобразительное искусство, танцы, актерское мастерство и др.), наука (познание отдельных сторон действительности, интерес к отдельным сферам научного знания - химия, физика, математика, филология и др.), спорт (указание на различные спортивные направления), общение (определенные виды личностной и деловой коммуникации) и т.п. Если обобщенно наиболее значимая сфера (по совокупности всех ответов старшеклассника) оказывается сходной с ответом по пункту 11 («Чаще всего одобрение и поддержку окружающих я получаю, когда.»), то можно говорить о том, что переживание успеха в данной сфере окажется для учащегося наиболее ценным, будет способствовать развитию его субъектности. Пункты 8-10 также могут дать представления о потенциале старшеклассника как соотношении желаемого и реального успеха (в чем я хочу быть успешным и что реально у меня получается лучше всего).

Пункты 14-15 предлагаемого опросного листа направлены на выяснение необходимого круга социальной поддержки. Данные пункты также учитываются в дальнейшем при реализации предлагаемой нами технологии.

Помимо указанного опросного листа можно использовать вариант проективного сочинения «Успешный Я», в котором старшеклассникам предлагается описать свои представления о собственном успехе, путях его достижения, значимых сферах действительности и переживаниях, сопровождающих успех. Анализ результатов производится по сходным с анализом опросного листа параметрам.

Предлагаемые средства мониторинга позволяют не только получить интересующую нас информацию для последующей реализации технологии создания ситуаций успеха [4], но и актуализируют рефлексивные процессы у

старшеклассников, позволяют им систематизировать представления о себе, собственном успехе и планах на будущее, определиться с интересами.

Таким образом, мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы является первым шагом реализации технологии создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников. Данный шаг направлен на выяснение актуальных сфер действительности, в которых заинтересованность в успехе является наиболее выраженной у старшеклассников. Мониторинг может осуществляться с помощью широкого разнообразия средств психологической диагностики интересов и ценностей, а также разработанного нами опросного листа «Сферы успеха» и проективного сочинения «Успешный Я».

Список литературы

1. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Андреева. Екатеринбург: РГППУ, 2003. 26 с.

2. Бондарева А.Н. Основные факторы и условия формирования субъектности у современного подростка. [Электронный ресурс]: А.Н. Бондарева // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2014. № 4 (32). Cyberleninka.RU. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osno vnye-faktory-i-usloviya-formirovaniya-subektnosti-u-sovremennogo-podrostka/ (дата обращения: 05.06.2017).

3. Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и миру / Е.Н. Волкова // Мир психологии, 2005. № 3. С. 33-39.

4. Каленов А.А. Содержание технологии создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников в образовательной среде школы. [Электронный ресурс]: А.А. Каленов // Гуманитарный трактат, 2017. № 7. С. 10-13. Gumtraktat.RU. Режим доступа: http://gumtraktat.ru/wp-content/uploads/v7.pdf/ (дата обращения: 04.06.2017).

5. Царев С.А. Субъектность студента и ее формирование как педагогическая проблема. [Электронный ресурс]: С.А. Царев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2015. № 1 (45). Cyberleninka.RU. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/subektnost-studenta-i-ee-formirovanie-kak-pedagogicheskaya-problema/ (дата обращения: 05.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.