ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Авторы обращаются к проблеме самоопределения личности в конкурсной деятельности. В статье рассматриваются условия (педагогическая поддержка, создание ситуаций успеха, включение старшеклассников в конкурсную деятельность), способствующие самоопределению старшеклассников в инновационной образовательной среде.
Проблема самоопределения личности не нова в педагогической теории и практике. В трудах философов, психологов и педагогов находит отражение и проблема самоопределения учащихся старшего школьного возраста. Однако, анализируя теоретические источники (К.А. Абульханова-Слав-ская, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.К. Маркова, Г.П. Ников, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, С.Л. Франк, В. Франкл; Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, И.Д, Чечель), мы пришли к выводу, что среди исследователей не сложилось единой точки зрения на особенности процесса самоопределения старшеклассников. Группа ученых определяет, что самоопределение осуществляется в период обучения в старших классах (Л.И. Божович, И.С. Кон, М.Р. Гинзбург), другие говорят о формировании готовности к нему в этот возрастной период (И.В. Дубровина), третьи указывают на одновременность готовности и осуществления самоопределения (А.С. Чернышев, И.Д. Чечель).
Мы согласны с тем, что невозможно однозначно утверждать, что в старшем школьном возрасте формируется либо готовность к самоопределению, либо само самоопределение. Для самоопределения должны сложиться определенные предпосылки, создающие готовность к восприятию действия других детерминант. Это определенный уровень психического и личностного развития, складывающийся в условиях общения и деятельности, характеризующийся способностью к социальному мышлению и рефлексии, сформированностью самосознания, «Я»-концепции, нормативно-ценностной системы и образа мира, наличием субъектного опыта жизнедеятельности. Мы придер-
живаемся точки зрения, что именно от индивидуальных характеристик личности старшеклассника будут зависеть особенности его самоопределения.
Проанализировав различные подходы, представленные ранее, к проблеме самоопределения старшеклассника, мы пришли к необходимости уточнить данное понятие с точки зрения рассмотренных теоретических положений и логики нашего исследования. Под самоопределением старшеклассника мы понимаем процесс конструирования им близкой, реально осуществимой и далекой перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных смыслов и ценностей, так реальное и потенциальное дей-ствование. В настоящее время актуальные проблемы личности, ее самоопределения требуют новых педагогических решений, остро стоит вопрос о поиске современных методов, форм и средств обучения, способствующих эффективному самоопределению школьников.
Сегодня традиционное образование дополняется новыми формами, стимулирующими личностную инициативу, и выступающими в качестве движущей силы самоопределения учащегося. Среди них актуализируются достаточно известные ранее олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали, которые в настоящий момент испытывают трансформацию и становятся самостоятельным явлением педагогической действительности. Готовность к самоопределению формируется в период старшей школы. Введение конкурсной системы в образовательный процесс будет наиболее отвечать возрастным потребностям учащихся и существенно дополнять возмож-
ности образования для самоопределения школьников. В связи с этим актуальной становится проблема рассмотрения конкурсов достижений как средства самоопределения старшеклассников.
В настоящее время довольно популярны различные конкурсы в системе образования. Данный феномен связан с самой сущностью человеческого существования в сфере общественных отношений и прошел длительную эволюцию своего развития в самой культуре общества. Конкурс выражает специфику и особенности конкурентного взаимодействия людей в обществе. Содержание данной формы в образовательном процессе школы отражает особенности изменений в социальной среде, ценностные установки общества и общие задачи школьного образования. Поэтому конкурсы достижений учащихся являются постоянно организуемой формой образовательного процесса в школе.
Конкурсы достижений особенно актуальны в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», который предполагает конкурсный отбор образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и лучших учителей для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Одним из критериев конкурсного отбора является участие образовательного учреждения, педагога и учащихся в фестивалях, смотрах различного уровня, где оценивается разнообразие конкурсных форм, массовость участия, а также результаты, подтверждающие участие и победы в конкурсах достижений. Результативность данного критерия является показателем достижений образовательного учреждения, педагога.
Значение разнообразных конкурсов в образовательном процессе для развития личности ученика рассматривали: О.Н. Волик, Д. Дьюи, С.Л. Емельянцев, У. Килпатрик, Г.И. Кирилова, А.И. Савенков. В традиционной дидактике конкурсы определяют как вспомогательную форму организации образовательного процесса эпизодического действия [4]. Этой формулировки
придерживаются и Г.И. Кирилова, О.Н. Волик, определяя конкурс как форму организации внеурочной деятельности учащейся молодежи [3].
В настоящее время в образовании проводятся разнообразные конкурсы, олимпиады, смотры, фестивали, выставки достижений и другие конкурсные формы. Конкурсы перестали быть просто формой организации педагогического процесса, которая способствует углублению знаний по предмету и выявлению одаренных учащихся. Если ранее информация о данном феномене была представлена разрозненно в различных методических материалах, то сегодня в педагогической теории существует понятие «конкурсы достижений». Конкурсы достижений в школьной образовательной системе - это широкое современное явление педагогической действительности.
Анализ различных точек зрения на конкурсы достижений в образовательном процессе позволил нам сформулировать определение, которого мы придерживаемся: конкурсы достижений - это форма организации педагогического процесса, стимулирующая активность личности, где происходит актуализация творческих возможностей школьников, познавательной деятельности, реализуются способности и интересы учащихся. Педагогические возможности конкурсов достижений как средства самоопределения состоят в активизации субъектной позиции старшеклассников (субъекты выбора), дополнении образования и углублении полученных знаний по предмету (дополнение вариативной части индивидуального образовательного маршрута учащегося), стимулировании развития социальной активности, эмоциональном обогащении жизни, выявлении и развитии творческих способностей, нацеленности на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся, развитии ориентации на успех (успешность в решении учебных задач, в практической деятельности, в коммуникации, в различных видах деятельности). Решение указанной проблемы позволит выявить оптимальные условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности.
Мы считаем, что конкурсы достижений в образовательном процессе будут способствовать самоопределению старшеклассников, если:
- осуществляется педагогическая поддержка процесса самоопределения в процессе конкурсной деятельности;
- создаются ситуации успеха, стимулирующие свободное и активное участие в конкурсах достижений;
- происходит включение учащихся в целенаправленную, систематичную конкурсную деятельность.
Целесообразность выделения педагогической поддержки в качестве условия самоопределения основана на понимании этого явления как стратегии, которая способствует именно само-процессам, в том числе и самоопределению. Основываясь на взглядах основателя педагогики поддержки О.С. Газмана и его последователей (Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юс-фин), мы сформулировали определение педагогической поддержки самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности - это помощь в решении индивидуальных проблем самоопределения через стремление к достижениям.
Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением) [1].
Одним из условий самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности счи-
таем создание ситуаций успеха. Ситуации успеха позволяют пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя, в свои творческие возможности. Успех -это механизм самосовершенствования, саморазвития школьника. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить самочувствие ученика, ритм, стиль и качество его деятельности, характер взаимоотношений с окружающими. Проблема создания ситуации успеха не нова для психологопедагогической науки и школьной практики. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе ситуацию успеха необходимо создавать каждому школьнику, поскольку переживаемый человеком успех является источником его движения к новым достижениям, самосовершенствованию и развитию.
Мы определяем, что ситуация успеха -это организованное сочетание психологических условий, при которых человеку дается возможность испытать радость успеха, являющегося для него весьма значимым регулятором деятельности. Ситуацию успеха можно определить как психологическую ситуацию, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения своими достижениями, гордости за свой труд, самоуважению.
Взяв за основу фундаментальные функции (проявления) личности - смыслоопреде-ления, рефлексии, творческой самореализации, построения «Я-образа», автономности и ответственности, мы выделяем следующие базовые личностно-развивающие ситуации, которые выступают в качестве своеобразных модулей поиска личностно-развивающих педагогических средств:
- избирательности, которая проявляется и формируется в результате выбора ценностей ребенком. Специфика этой ситуации состоит в том, что ее нельзя свести к каким-либо инструктивным, обучающим действиям - речь идет о свободном принятии избирательной функции;
- рефлексии и самооценки, особенность которой в том, что невозможно вести воспитание личности вне ее самостроительства;
- поиска смысла - своего рода самообос-нование собственных действий, значимости жизненных перспектив;
- ответственного решения;
- волевого усилия при постановке и достижении целей, т. е. ситуация самоорганизации, накопления опыта собственной личностной деятельности - жить собранно и целеустремленно.
Наличие сегодня разнообразия конкурсов всевозможного характера во всех сферах социальной деятельности, средствах массовой информации дает основание предполагать появление особого вида деятельности -конкурсной. Конкурсная деятельность представляет собой процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или лич-ностно значимый результат деятельности и реализующийся в конкурсах достижений.
Конкурсная деятельность получает распространение и в образовательном процессе школы, как особый вид деятельности, направленный на самореализацию, самоопределение через стремление к достижениям.
Конкурсная деятельность стала предметом исследования С.Л. Емельянцева, А.И. Савенкова. Авторы отмечают, что конкурсная деятельность - это процесс отражения ценностных ориентаций человека в действии. Цель конкурсной деятельности - самореализация через стремление к достижениям [2].
Особенностью конкурсной деятельности является то, что она меняет характер отношений между участниками образовательного процесса: педагогом и учащимся. Реализация конкурсов в образовательном процессе ведет к изменению позиции учителя. Деятельность педагога в конкурсе отличается от деятельности педагога на уроке тем, что он превращается из тьютора в сотворца, участник конкурса и его педагог в процессе создания творческого конкурсного проекта участвуют в совместной творческой деятельности, сотрудничают. При реализации конкурсов достижений как педагогической системы необходимо совместное творчество участников и их педагогов на этапе создания конкурсных проектов.
Сущностной особенностью конкурсной деятельности является то, она является средством проектирования, роста личностных достижений школьников. В образователь-
ном процессе необходимо, чтобы школьнику была предоставлена возможность чего-либо достичь, было где участвовать, побеждать и добиваться успеха и, как следствие, иметь возможность для самореализации и самоопределения. Конкурсы достижений и являются средством для учета, проектирования, роста личностных достижений, их фиксации, анализа и публикации. Конкурсы достижений являются одной из общепринятых форм признания личностных достижений учащихся, которые предоставляют возможность для самоопределения и проявления индивидуальных способностей, направленности, интересов. Данный феномен
- специфическая форма организации образовательной деятельности ученика, которая нацелена на поддержку и мотивацию личностных достижений учащихся.
Актуальным для нашего исследования является вопрос определения структуры, этапов и функций конкурсной деятельности в образовательном процессе школы. Мы выделяем следующие функции конкурсной деятельности: коммуникативная, диагностическая, коррекции, прогностическая, ценностно-ориентационная, познавательная, проектировочная, социализации.
В структуре конкурсной деятельности мы выделяем следующие компоненты:
- мотивационный компонент (мотивация самоутверждения согласно направленности личности, ее ценностным, социальным ориентирам деятельности). Мотивы участия в конкурсной деятельности выражаются в установке либо на процесс творческой деятельности как таковой (когда школьнику важен сам процесс участия в конкурсе, даже если результат не самый лучший, главное - участвовать), либо на ее результат (в этом случае учащегося интересует прежде всего достижение субъективно понимаемой цели деятельности: выступление на конкурсе, соревновании, получение одобрения руководителя, родителей, сверстников);
- процессуально-действенный (включение учащихся в содержательный процесс деятельности на основе личного выбора и принятия решений);
- процессуально-проектировочный (решение конкретных содержательных задач в ситуации конкурентности и кооперации при проектировании достижений);
- оценочно-аналитический (анализ результатов - достижений в ситуации общественной оценки);
- оценочно-ценностный (представление результатов достижений в ситуациях признания личностных достижений как социальноценностных).
Несмотря на большое разнообразие проводимых в настоящее время конкурсов достижений, можно выделить основные этапы, характерные для всех видов. Это подготовительный этап, представление (презентация) и аналитический этап.
Первый этап - подготовительный. Включает в себя два возможных пути активизации субъектной позиции ученика:
- учащийся (часто за счет внешней мотивации) изъявляет желание участвовать в конкурсе и начинает подготовку, которая выражена в усиленном изучении отдельных вопросов, которым посвящен конкурс;
- учащийся давно увлечен существующей проблемой, желание участвовать в конкурсе связано с внутренней мотивацией. В данном случае подготовка связана с систематизированием знаний, идей, наработанных ранее.
Второй этап - представление (презентация). Представление себя, своей работы.
Третий этап - аналитический. Связан с процессом анализа, систематизации полученных знаний о себе, своих достижениях, рефлексии.
Конкурсы достижений учащихся - многофункциональное явление, направленное на решение комплекса педагогических задач. Одна из наиболее важных педагогических задач конкурсов достижений особенно для старшеклассников - самореализация и самоопределение ученика в образовательном процессе.
Реализация выделенных педагогических условий происходила в образовательном учреждении инновационного типа г. Оренбурга - «Лицей №2» и включала несколько этапов:
- ориентировочный;
- процессуально-деятельностный;
- результативно-оценочный.
В ходе ориентировочного этапа деятельность педагогов была направлена на подготовку к осуществлению педагогической поддержки в конкурсной деятельности через обучение на семинарах, проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед, на включение учащихся в прогнозирование результатов обучения, на создание у учащихся мотивации достижения успеха, а не на избегание неудач. Деятельность старшеклассников заключалась в планировании участия в конкурсах достижений в соответствии с интересами, потребностями, мотивами личности, в диагностике проблем самоопределения. На данном этапе осуществлялись тактики педагогической поддержки: забота, помощь, содействие и приемы создания ситуаций успеха: «авансирование успеха», «анонсирование успеха»; «эмоциональное поглаживание». Проектированию конкурсной деятельности способствовали прием «лестница достижений», включение конкурсов достижений в индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
На процессуально-деятельностном этапе ставились следующие задачи:
- осуществление педагогической поддержки в процессе конкурса;
- создание положительного эмоционального настроя участников конкурса, снятие эмоционального напряжения, обеспечение комфортности в процессе участия в конкурсе;
- обеспечение успешного участия в конкурсе достижений;
- выработка уверенности в успехе;
- самоопределение и самореализация старшеклассника в конкурсной деятельности.
Осуществлению педагогической поддержки на данном этапе способствовали тактики: забота, защита, помощь, содействие, взаимодействие. Создание ситуаций успеха осуществлялось с помощью приемов: эмоционального поглаживания, «авансирования успеха», экспрессивного воздействия (личный пример педагога),
«персональной исключительности», соревнования. В процессе конкурсной деятельности мы использовали методы организации самостоятельной работы учащегося; исследовательские методы.
На результативно-оценочном этапе реализации педагогических условий происходили: анализ и оценка результатов участия в конкурсе, анализ и оценка процесса самоопределения, помощь при переживании неудач, поражений на конкурсе, обеспечение удовлетворенности учащихся своей деятельностью и ее результатами, стимулирование самооценки и самоанализа учеником своей деятельности, планирование дальнейшей конкурсной деятельности.
Деятельность педагогов на данном этапе направлена на уточнение и анализ достигнутых учениками результатов деятельности, осуществление педагогической оценки учебных достижений. Любое продвижение ученика объявляется как достижение, личная заслуга. На заключительном этапе конкурса осуществляется его анализ и планирование дальнейшего участия в конкурсах достижений иного вида, уровня, содержания. Решению поставленных задач способствовали тактики педагогической поддержки: помощь, содействие, взаимодействие; методы и приемы: педагогическое наблюдение, ролевая игра, диспут, выставка достижений, «портфолио достижений», корректировка индивидуального маршрута.
В МОУ «Лицей №2» в конкурсную деятельность вовлечены: само образовательное учреждение, администрация, педагоги, учащиеся. С 1998 года лицей реализует инновационную авторскую программу «Человек XXI века», в рамках которой осуществляется проект «Совместная деятельность семьи и школы по проектированию индивидуальных образовательных программ». Достижениями образовательного учреждения являются: победы в конкурсах «Школа года - 1997», «Школа года - 1998», «Школа года - 2002», «Школа года - 2003», «Школа года - 2004», «Социальное партнерство» в мегапроекте «Саратов-2001», победитель инновационного проекта Российского образовательного форума «Шко-
ла-2003» в разделе «Инновационные образовательные учреждения как опорные площадки модернизации образования». За три года педагоги лицея приняли участие в 26 конкурсах достижений различного уровня. Учащиеся лицея приняли участие в 33 конкурсах достижений, среди которых конкурсы муниципального, регионального и федерального уровня:
- IX городская научно-практическая конференция «Интеллектуалы XXI века»;
- олимпиады по предметам (городского, областного и всероссийского уровня);
- окружной фестиваль патриотической песни «Любовь и Родина - едины!»;
- городской конкурс - фестиваль «Музыкальный калейдоскоп»;
- фестиваль литературно-музыкального, драматического и декоративно-прикладного творчества студентов, преподавателей, сотрудников и учащихся «Мы молоды! Мы в ответе за будущее!»;
- городской фестиваль учащейся молодежи «Новые имена - 2002»;
- областная конференция «Горизонты науки и образования XXI века»;
- областная научно-практическая конференция «Права ребенка в XXI веке»;
- Всероссийский турнир школьников им. М.В. Ломоносова;
- Всероссийский фестиваль «Юность»;
- Городской фестиваль гитарной песни «Гаудеамус»;
- Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество»;
- Всероссийский турнир школьников им. М.В. Ломоносова;
- XXVI городская научная конференция студентов;
- фестиваль художественной самодеятельности учащихся Южного административного округа «Я - оренбуржец! Я - россиянин! Я - землянин!»;
- областной конкурс детских любительских видеофильмов «Мы славим женщину, чье имя - Мать!»;
- областной математический турнир им. Софьи Ковалевской;
- Всероссийский конкурс сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне».
Данные факты свидетельствуют о наличии в образовательном учреждении целенаправленно и систематично организованной конкурсной деятельности.
Результатом реализации педагогических условий самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности (осуществление педагогической поддержки, создание ситуа-
ций успеха, включение в конкурсную деятельность) стало участие образовательного учреждения в открытом конкурсе и общественной экспертизе на грант Президента РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в ходе которого деятельность коллектива лицея получила высокую оценку.
Список использованной литературы:
1. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 221-256.
2. Емельянцев, С.Л. Конкурсы достижений как средство самореализации старшеклассников: автореф. дис. .. .канд. пед. наук / С.Л. Емельянцев. - СПб, 1999. - 22 с.
3. Кирилова, Г.И. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества / Г.И. Кирилова, О.Н. Волик // Инновации в образовании. - 2006. - №1. - С. 70-85.
4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.