Научная статья на тему 'К вопросу о конкурсной деятельности учащихся'

К вопросу о конкурсной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
886
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / КОНКУРСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / КОНКУРСНАЯ ЗАЯВКА / КОНКУРСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРСАНТ / РЕЗУЛЬТАТЫ КОНКУРСА / COMPETITION / COMPETITIVE PROPOSAL / COMPETITIVE CLAIM / COMPETITIVE ACTIVITIES / COMPETITOR / RESULTS OF COMPETITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ольга Владимировна, Мелекесова Роза Муслухетдиновна

Рассматривается состав и структура, цели и функции конкурсной деятельности. Описаны результаты конкурсной деятельности учащегося в разные периоды и на разных этапах реализации конкурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the competitive activities of students

An abstract includes composition and structure, objectives and functions of competitive activities. The results of student activities at different stages of the competition are discussed there.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конкурсной деятельности учащихся»

Кузнецова Ольга Владимировна

Olga Vladimirovna Kuznetsova филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске Branch FGBOU VPO "UdSU" in Votkinsk старший преподаватель senior Lecturer E-Mail: KuznOV@yandex.ru

Мелекесова Роза Муслухетдиновна

Melekesova Rose Musluhetdinovna филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Воткинске Branch FGBOU VPO "UdSU" in Votkinsk

доцент

docent

К.пед.н.

E-Mail: melekesov@gmail.com 13.00.01. Общая педагогика, история педагогики и образования

К вопросу о конкурсной деятельности учащихся

On the question of the competitive activities of students

Аннотация: Рассматривается состав и структура, цели и функции конкурсной деятельности. Описаны результаты конкурсной деятельности учащегося в разные периоды и на разных этапах реализации конкурса.

The Abstract: An abstract includes composition and structure, objectives and functions of competitive activities. The results of student activities at different stages of the competition are discussed there.

Ключевые слова: Конкурс, конкурсное предложение, конкурсная заявка, конкурсная деятельность, конкурсант, результаты конкурса.

Keywords: Competition, competitive proposal, competitive claim, competitive activities, competitor, results of competition.

***

Стремление педагогов создать дополнительные условия для развития конкурентоспособности, целеустремленности, самостоятельности школьников приводит к тому, что количество конкурсов, в которых учащиеся принимают участие, неуклонно растет. Заметим, что необходимость проведения и организации участия школьников в конкурсах обозначена в стандартах начального, основного и среднего (полного) общего образования. Где указано, что содержание основной образовательной программы должно быть направлено (в том числе) на формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научнопрактические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.).

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

При этом на практике часто наблюдается отсутствие системности в деятельности, как организаторов, так и участников конкурсов.

Конкурс определяется как (от лат. сопсигеш - стечение, столкновение, содействие) -соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы [3]. Также в нормативных документах рассматривается «публичный конкурс» (гражданский кодекс РФ ст.1057-1061) - направление на достижение каких-либо общественно полезных целей. В своих работах Г.И. Кирилова, О.Н. Волик определяют конкурс, как форму организации внеурочной деятельности учащейся молодежи [1]. А.Н. Ксенофонтова, Е.Табакова рассматривают конкурсы достижений в школьной образовательной системе [2]. С точки зрения авторов, это форма организации педагогического процесса, стимулирующая активность личности, где происходит актуализация творческих возможностей школьников, познавательной деятельности, реализуются способности и интересы учащихся.

Мы считаем, что в образовательном процессе целесообразно понимать конкурс в более широком смысле как особую форму организации такой образовательной деятельности, которая направлена на выявление наилучших участников, и которая может проводиться как во время урочной так и во внеурочной деятельности (любые соревнования, олимпиады, игры, турниры, конкурсы, конференции, фестивали и т.д.).

Конкурсная деятельность - процесс взаимодействия людей, проходящий в состоянии конкуренции, соревнования, имеющий социально или личностно значимый результат деятельности и реализующийся в конкурсах [2].

Для того чтобы участники образовательного процесса могли ознакомиться с тем или иным конкурсом создается конкурсное предложение. Под конкурсным предложением мы будем понимать оформленное и публично представленное обращение, адресованное обществу и участникам образовательного процесса раскрывающее содержание конкурса, условия и особенности его проведения. Конкурсное предложение формулируется, оформляется в виде информационного письма.

С конкурсным предложением ученик может ознакомиться с помощью учителей, родителей, друзей или самостоятельно через СМИ, интернет и другие источники информации. Участие в конкурсе начинается с принятия решения о вступлении в него, выраженное в виде конкурсной заявки. Под конкурсной заявкой мы будем понимать выраженное в форме, определенной в конкурсном предложении, намерение субъекта образовательного процесса участвовать в конкурсе.

С момента оформления и предъявления конкурсной заявки ученик становится конкурсантом. Конкурсант - участник образовательного процесса, принявший конкурсное предложение.

Можно говорить о конкурсном процессе, который не ограничивается только непосредственно конкурсным мероприятием, а включает в себя деятельность до, во время и после конкурса.

Рассматривая конкурс как процесс, можно выделить в нем следующие подпроцессы:

«додействие» - подготовительная и организационная работа устроителей конкурса, оформление конкурсного предложения и информирование о нем потенциальных участников, знакомство заинтересованных участников образовательного процесса с этими предложениями; оформление потенциальными участниками конкурсной заявки;

«действие» - непосредственное проведение организаторами конкурсного мероприятия и участие в нем конкурсантов;

«последействие» - анализ произошедших изменений.

Конкурсное движение обозначает изменения, произошедшие с элементами и/или структурными связями в конкурсной системе:

- в пространстве участников образовательного процесса изменения связаны развитием конкурсанта (повышение познавательной и творческой активности, формированием интереса к углубленному изучению предмета; развитием самостоятельного, поискового, исследовательского и логического мышления; содействием профессиональному самоопределению; пополнением портфолио ученика и его руководителя) и развитием образовательного учреждения конкурсанта (обновление содержания образования; создание дополнительных условий для индивидуализации образования; расширение системы дополнительного образования; введение факультативных занятий; применение в обучении новых педагогических технологий; психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и их родителями; организация условий для продуктивного профессионального общения педагогов);

- в пространстве конкурсных предложений изменения связаны с развитием конкурса (усовершенствование положения конкурса; улучшение качества конкурсного материала, изменение количества участников конкурса, изменение статуса конкурса).

Среди целей и функций конкурсов, кроме содержательных (предметных) и педагогических (мотивация и стимулирование учебной активности) можно выделить специфические, характерные именно для этого вида образовательной деятельности. К ним относятся: развитие конкурентоспосбности, самооценки, самопрезентации, приобретение опыта самоменеджмен-та. Кроме того, в процессе конкурсной деятельности (как части учебной деятельности) происходит формирование универсальных учебных действий (УУД), что в соответствии с ФГОС основного (общего) является обязательным требованием к результатам освоения основной образовательной программы.

Именно с этих позиций рассмотрим подробнее деятельность учащегося в различные периоды и на различных этапах конкурсной деятельности.

Конкурсная деятельность учащегося реализуется в подготовительном, основном и аналитическом периодах, каждый из которых делится на информационный, основной и заключительный этапы. Основная деятельность учащегося и ее результаты показана в таблицах 1, 2, 3:

Таблица

Конкурсная деятельность учащегося в подготовительном периоде

Подготовительный период Информационный этап Основной этап Заключительный этап

Собрать информацию о существующих конкурсах. Сопоставить свои наклонности и возможности, интересы, цели (физических, психологических, территориальных, умственных,) с набором конкурсов Настроиться на участие в конкурсе Составить план участия в конкурсе.

Результат Выбор конкурсного направления Выбор определенного конкурса Заявка

УУД Умение работать с разными видами информации, анализировать интерпретировать ее (умения заполнять документы в соответствии с требованиями заявки), проводить самоанализ (умение делать выбор соответствующего конкурса)

Таблица 2

Конкурсная деятельность учащегося в основном периоде

Основной период Информационный этап Основной этап Заключительный этап

Собрать и проанализировать информации о конкурсе. Изучить положение конкурса, правила проведения и подведения итогов конкурса. Подготовить конкурсную работу в команде или индивидуально. Углубленное изучить отдельные вопросы, которым посвящен конкурс или систематизировать имеющиеся знания Представить результаты своей деятельности или продемонстрировать свои знания, умения навыки через решение задач Принять (или не принять) оценки жюри конкурса, принять успех и/или неуспех

Результат Тактика участия. Конкурсная работа или приобретенные знания, умения, навыки Публичная защита конкурсной работы, приобретение навыка работы в конкурентной среде Результат участия в конкурсе (рейтинг). Документ для пор-фолио

УУД Умение критически мыслить, быстро отвечать на вопросы, умение оценивать себя, умение конкурировать, умение реализовать себя, умение представить себя, умение самореализации

Таблица 3

Конкурсная деятельность учащегося в аналитическом периоде

Аналитический период Информационный этап Основной этап Заключительный этап

Проанализировать и систематизировать полученные знания о себе, своих достижениях. Провести рефлексию, пообщаться по творческим темам с конкурсантами Разобрать решения, при необходимости апеллировать решение жюри Устранить пробелы в знаниях. Осмыслить свои способности, с помощью ситуации успеха

Результат Рекомендации и тактика участия в следующих конкурсах Планирование конкурсной деятельности на будущее другого вида или усовершенствование своих способностей Принятие решения о продолжении работы

УУД Умение анализировать, умение сделать выбор правильной тактики участия в следующем конкурсе, рефлексия и самооценка, самоопределение

Системный подход к организации конкурсов позволяет охватить этой формой все большее количество участников образовательного процесса и приводит к тому, что содержание и виды конкурсов становятся все более разнообразными, растет их количество, повышается качество. Так, например, в филиале ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» за пять лет количество олимпиад возросло с 5 предметных олимпиад до 14 различных конкурсов. Стали традиционными предметные олимпиады по математике, информатике, программировании, правоведение, иностранным языкам, экономике, русскому языку. Наиболее востребованными за эти годы стали конкурсы «Математическое домино», «Евровидение», «Ломоносовский турнир», «Турнир Воронецкого - республиканская командная олимпиада по математике», «Ярмарка 1Т - проектов» и другие. Ежегодно растет количество и расширяется география участников научно-практической конференции школьников. Общее ежегодное количество конкурсантов возросло со 100 до 1200 человек.

Понимание состава (совокупностью элементов), структуры (связи между элементами), целей и функций конкурсной системы может помочь педагогам и ученикам, во-первых, ориентироваться в многообразии конкурсов и осуществлять целенаправленный выбор того или иного конкурса для участия, а во-вторых, самостоятельно организовывать конкурсы с широким привлечением участников и ресурсов.

Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирилов Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества Электронный ресурс Режим доступа http://www.den-za-dnem.ru/. Дата обращения

2. Ксенофонтова А.Н. Педагогические условия самоопределения старшеклассников в конкурсной деятельности/ А.Н. Ксенофонтова, Е.П. Табакова // Вестник ОГУ. 2006. - №10. Часть 1. - 88-94

3. Электронный ресурс: Большой Энциклопедический словарь (БЭС) , Режим доступа: http://www.slovopedia.com/. Дата обращения 5.09.12

Рецензент: Окулова Лариса Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления филиала ФГБОУ ВПО <<УдГУ>> в г. Воткинске.

5.09.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.