Научная статья на тему 'Модель создания ситуации успеха для старшеклассников как средства формирования у них социальной зрелости'

Модель создания ситуации успеха для старшеклассников как средства формирования у них социальной зрелости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL MATURITY / СТАРШЕКЛАССНИК / SENIOR PUPIL / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ / THE FORMATION OF A SOCIAL MATURITY / МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА / MODEL OF CREATING A SITUATION OF SUCCESS / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / SUBJECTS OF EDUCATIONAL SPACE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каленов Андрей Алексеевич

Статья посвящена проблеме формирования социальной зрелости старшеклассников. Достижение социальной зрелости в юности является необходимым условием жизненного и профессионального самоопределения, а также развития личности в целом. В статье раскрывается понимание социальной зрелости как единства интеллектуальных, эмоциональных и личностных составляющих, являющееся основой сознательного и ответственного принятия и исполнения ряда социальных ролей. Процесс формирования социальной зрелости старшеклассников, согласно авторской позиции, строится на основании модели создания ситуации успеха, включающей взаимодействие всех субъектов образовательного пространства. Ситуация успеха рассматривается как организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта. Модель включает описание цели, принципов, последовательные шаги по созданию ситуации успеха, а также предполагает включение в работу родителей (семьи) в качестве поддержки старшеклассников в процессе формирования социальной зрелости. Создание ситуации успеха основано на учете потребностей и потенциала учащихся, определяемых при первичном педагогическом мониторинге, что позволяет создавать максимально индивидуализированные ситуации успеха. Реализация модели предполагает обязательное осуществление педагогического мониторинга на всех этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каленов Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF CREATING A SITUATION OF SUCCESS FOR SENIOR PUPILS AS MEANS FORMATION OF THEIR SOCIAL MATURITY

The article deals with the formation senior pupils’ social maturity. Achieving social maturity in his youth is an important condition for life and professional self-determination, as well as the development of the person as a whole. The article deals with an understanding of social maturity as a unity of intellectual, emotional and personal components, these components are the basis of conscious and responsible adoption and implementation of a number of social roles. The process of formation of a social maturity of senior pupils, according to the author's position, is built on the basis of the model of creating a situation of success, including the interaction of subjects of educational space. The situation of success is considered as an organized and purposeful activity of the teaching staff of creating conditions for students positive experiences personally meaningful social experiences. The model includes a description of the purpose, principles, consistent steps of creating a situation of success, and is intended to include the work of the parents (family) as the support of senior pupils in the process of formation of a social maturity. Creating a situation of success based on the needs and potential of pupils which determined in the primary pedagogical monitoring, allowing you to create the most personalized situation success. The implementation of the model requires the mandatory realization of pedagogical monitoring at all stages.

Текст научной работы на тему «Модель создания ситуации успеха для старшеклассников как средства формирования у них социальной зрелости»

Каленов Андрей Алексеевич МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ...

УДК 37.035

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

© 2016

Каленов Андрей Алексеевич, аспирант кафедры педагогики и акмеологии личности Костромской государственный университет (156005, Россия, Кострома, улица Дзержинского, д. 17, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования социальной зрелости старшеклассников. Достижение социальной зрелости в юности является необходимым условием жизненного и профессионального самоопределения, а также развития личности в целом. В статье раскрывается понимание социальной зрелости как единства интеллектуальных, эмоциональных и личностных составляющих, являющееся основой сознательного и ответственного принятия и исполнения ряда социальных ролей. Процесс формирования социальной зрелости старшеклассников, согласно авторской позиции, строится на основании модели создания ситуации успеха, включающей взаимодействие всех субъектов образовательного пространства. Ситуация успеха рассматривается как организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта. Модель включает описание цели, принципов, последовательные шаги по созданию ситуации успеха, а также предполагает включение в работу родителей (семьи) в качестве поддержки старшеклассников в процессе формирования социальной зрелости. Создание ситуации успеха основано на учете потребностей и потенциала учащихся, определяемых при первичном педагогическом мониторинге, что позволяет создавать максимально индивидуализированные ситуации успеха. Реализация модели предполагает обязательное осуществление педагогического мониторинга на всех этапах.

Ключевые слова: социальная зрелость, старшеклассник, формирование социальной зрелости, модель создания ситуации успеха, субъекты образовательного пространства, педагогический мониторинг.

MODEL OF CREATING A SITUATION OF SUCCESS FOR SENIOR PUPILS AS MEANS FORMATION OF THEIR SOCIAL MATURITY

© 2016

Kalenov Andrey Alekseevich, post-graduate student of chair of pedagogics and acmeology of personality

Kostroma state University (156005, Russia, Kostroma, street Dzerzhinsky, d. 17, e-mail: [email protected])

Abstract. The article deals biwith the formation senior pupils' social maturity. Achieving social maturity in his youth is an important condition for life and professional self-determination, as well as the development of the person as a whole. The article deals with an understanding of social maturity as a unity of intellectual, emotional and personal components, these components are the basis of conscious and responsible adoption and implementation of a number of social roles. The process of formation of a social maturity of senior pupils, according to the author's position, is built on the basis of the model of creating a situation of success, including the interaction of subjects of educational space. The situation of success is considered as an organized and purposeful activity of the teaching staff of creating conditions for students positive experiences personally meaningful social experiences. The model includes a description of the purpose, principles, consistent steps of creating a situation of success, and is intended to include the work of the parents (family) as the support of senior pupils in the process of formation of a social maturity. Creating a situation of success based on the needs and potential of pupils which determined in the primary pedagogical monitoring, allowing you to create the most personalized situation success. The implementation of the model requires the mandatory realization of pedagogical monitoring at all stages.

Keywords: social maturity, senior pupil, the formation of a social maturity, model of creating a situation of success, the subjects of educational space, pedagogical monitoring.

Современный мир предъявляет высокие требования к личности на всех этапах становления. С самого начала школьного обучения количество социальных ролей и соответствующей им ответственности постоянно растет. К концу обучения в школе в старших классах личность уже имеет определенный набор таких ролей, успешная реализация которых во многом определяется степенью сформированности социальной зрелости. Однако зачастую старшеклассник не получает должной поддержки со стороны окружающих (взрослых, сверстников), воспринимается как ребенок, не способный к самостоятельному и ответственному принятию решений, становится объектом «навязывания» различных мнений в ситуации самоопределения в отдельных сферах, увлечениях, выборе профессии и пр. Все это существенно осложняет формирование социальной зрелости. Так перед наукой встает вопрос формирования социальной зрелости старшеклассника в целостном образовательном и воспитательном процессе школы.

Первоначально данная категория социальной зрелости получила развитие в социологии, где рассматривалась в контексте завершения образования, получения профессии, достижений и освоения связанных с этим социальных ролей (Л.П. Буева, И.С. Кон, М.Х. Титма, А.Г. Харчев и др.). Наиболее всесторонне социальная зрелость рассматривается в психологии в рамках концепций индивидуализации и социализации личности (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Шорохова и др.), ценностных ориентаций и социаль-

ных установок (В.Н. Мясищев, В.А. Ядов), моделях лидерства (А.А. Ершов, Р.Л. Кричевский, Р.С. Немов, Ф. Фидлер), а также в теоретических положениях о личностной зрелости (А. Адлер, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, А. Маслоу, В.С. Мухина, Г. Олпорт, В.А. Петровский, К. Роджерс, В.И. Слободчиков и др.) и субъ-ектности личности (Г.В. Акопов, В.А. Якунин). Однако в педагогике социальная зрелость рассматривается только как один из аспектов социализации (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, М.И. Рожков и др.) или в контексте перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей (С.А. Беличева), а внимания к ее развитию в образовательной среде школы практически не уделяется.

Понятие социальной зрелости не находит однозначной трактовки в научных исследованиях [1-6]. Общим для всех определений является принятие представлений об освоении социальных ролей личностью, эффективность которого опосредуется степенью сформиро-ванности социальной зрелости. При этом сам ролевой репертуар и успешность его реализации также может рассматриваться как критерий социальной зрелости. Обратимся к некоторым трактовкам социальной зрелости, предлагаемым в различных исследованиях:

- социальная зрелость - это готовность и способность личности к осуществлению общественно-полезной деятельности, предписываемых определенному возрастному этапу социальных ролей, к проявлениям социальной активности на основе усвоения, принятия

Каленов Андрей Алексеевич педагогические

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ... науки

и интериоризации культуры общества. Структура социальной зрелости включает социальную компетентность, гражданскую индентичность, нравственную устойчивость, личностные перспективы [7];

- социальная зрелость - это структурно-уровневое образование мировоззрения личности, имеющее в основе гуманистические ценности (когнитивно-ценностный компонент), специфику межличностных отношений и самоотношение человека (мотивационно-потребност-ный компонент), субъектность человека, его способность эффективно осуществлять и оценивать собственную деятельность (деятельностно-рефлексивный компонент) [8];

- социальная зрелость - это форма проявления такой системной организации субъекта социального развития, которая отражает его готовность и способность к наиболее полной социальной самореализации в конкретных культурно-исторических условиях. Ведущими компонентами содержания социальной зрелости выступают процесс социального познания, степень субъектности личности в социальном познании, способность к самоуправлению [9];

- социальная зрелость - это социально и психологически обусловленный этап развития личности, характеризующийся обретением свойств самостоятельности и самодостаточности. Социальная зрелость включает устойчивость и широту жизненных ценностей, активность и ответственность личности, рефлексию себя и окружающего мира [10];

- социальная зрелость - интегральное целостное личностное образование, включающее в качестве сущностных характеристик субъектность, самоопределение и самость [11].

Так из приведенных примеров определений можно видеть, что социальная зрелость личности предстает и как готовность и способность, и как мировоззрение личности, и как личностное образование, и как этап развития личности. Однако приведенные примеры представляются нам несколько ограниченными в силу преобладания в каждом внимания либо к личности, либо к ее социальным проявлениям. Основываясь на анализе различных точек зрения и подходов, мы примем следующее определение социальной зрелости: социальная зрелость - это единство интеллектуальных (социальное познание), эмоциональных (эмоционально-ценностное отношение к себе и миру) и личностных (субъектность, активность, ответственность) составляющих, являющееся основой сознательного и ответственного принятия и исполнения ряда социальных ролей. Данным определением мы хотим подчеркнуть тот факт, что социальная зрелость является объемным и охватывающим все стороны внешней и внутренней жизни личности во всем многообразии ее проявлений.

Ввиду данного определения социальной зрелости становится ясно, что такое образование не формируется спонтанно и быстро и проходит в своем становлении ряд этапов. Начиная с первого - вхождения ребенка в сколь-либо организованную социальную группу, начинается и развитие социальной зрелости. По сути, такое развитие есть накопление социального опыта в интеллектуальном (познавательном), эмоциональном (опыт переживаний различных ситуаций социального взаимодействия) и личностном (опыт проявления активности, совершения выбора и проявления ответственности) планах. Такой опыт не всегда является позитивным, т.е. эмоциональная составляющая как опыт переживаний накладывает отпечаток на другие составляющие социальной зрелости. Зачастую это происходит тогда, когда ребенку не дают проявлять желаемую активность, отказывают в ответственности и занижают в той или иной мере степень социальной зрелости, присущей его возрасту. Так к старшим классам ребенок приходит с определенным багажом социального опыта и сталкивается с тем, что социальная зрелость начинает декларироваться как не-146

отъемлемый атрибут его возраста без учета предыдущего опыта. При этом старшекласснику (так же как и на более ранних этапах развития) нередко отказывается в самостоятельности принятия решений и ответственности, он нередко продолжает восприниматься взрослыми как ребенок, который вопреки всему в отдельных ситуациях должен вести себя как взрослый. В этом нам видится одна из существенных проблем развития социальной зрелости старшеклассников. Следовательно, поддержка со стороны ближайшего окружения - взрослых, сверстников - становится тем необходимым минимумом, который может помочь в принятии необходимой степени социальной зрелости.

Так мы приходим к тому, что степень сформиро-ванности социальной зрелости старшеклассника во многом определяется характером накопленного социального опыта, который, в свою очередь, опосредуется эмоциональными переживаниями различных ситуаций социального взаимодействия, познания социальной действительности и своего места в ней. Логично предположить, что позитивный опыт активности в социальном плане связан с переживаниями ситуаций успеха. Соответственно, создание ситуации успеха в образовательной среде может способствовать формированию социальной зрелости старшеклассника.

Чаще всего, ситуация успеха в педагогике рассматривается как целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом; это целенаправленно создаваемая учителем ситуация, в которой ученик достигает запланированный учебный результат, оценивает его как успешный и переживает его как личностно и социально значимое достижение [12; 13]. Мы будем понимать ситуацию успеха как более широкую категорию, не связанную с достижением исключительно учебных результатов: ситуация успеха - это организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта и получения ими поддержки от всех субъектов образовательного пространства. Такое понимание, на наш взгляд, отражает развернутость ситуации успеха во времени и интеграцию образовательных, воспитательных и развивающих задач школьного обучения. Переживание учащимися позитивного личностно значимого социального опыта может рассматриваться как процесс и результат создаваемой ситуации успеха. Сам личностно значимый социальный опыт рассматривается нами как возможность реализации собственного потенциала личности в самостоятельно выбранном направлении, т.е. при реализации потребности в самоопределении, ответственности и самостоятельности.

Рассмотрим далее предлагаемую нами модель создания ситуации успеха для старшеклассников как средства формирования у них социальной зрелости (рисунок 1).

В основе построения модели лежит представление о том, что педагогический коллектив создает, контролирует процесс и оценивает эффективность ситуаций успеха и формирования социальной зрелости старшеклассников. Напомним, что помимо этого все педагоги должны быть включены в развитие благоприятного психологического климата в школе. На рисунке 1 схематично нами были соединены педагогический коллектив и педагогический мониторинг таким образом, что две данных составляющих объединяют всю модель в одно целое: так в графической модели показана необходимость постоянного мониторинга на всех этапах работы - от постановки цели, до оценки результатов.

Педагогический мониторинг в предлагаемой модели понимается как анализ процесса и эффективности создания ситуаций успеха для старшеклассников с целью формирования у них социальной зрелости. Педагогический мониторинг осуществляется, прежде всего, посредством АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Каленов Андрей Алексеевич МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ...

включенного наблюдения. Такое наблюдение может иметь своей целью оценку следующих показателей:

- удовлетворенность учащихся взаимодействием со сверстниками;

- удовлетворенность учащихся взаимодействием с педагогами;

- успешность учащегося в неформальном общении в школьной среде;

- успешность учащихся в учении (в том числе по отдельным дисциплинам);

- удовлетворенность и степень активность учащихся во внеурочной деятельности и внеклассных мероприятиях;

- социальные позиции учащихся в среде сверстников (социометрический статус, принимаемые роли).

Педагогический коллектив

Цель: создание условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опьгта в ситуации успеха

Принципы:

принцип субъект-субъектного взаимодействия,

принцип развитая;

принцип поддержки;

принцип самоопределения;

принцип ответственности и рефлексии

т

Процесс создания ситуации успеха

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе Обобщение данных н определение конкретных сфф н возможностей для создания ситуаций успеха

1

Создание схемы и плана ситуации успеха: определение участников ситуации, прогноз возможных результатов Планирование вариантов создания ситуации успеха в различных сферах, актуальных для учащихся

1

Реализация схемы ситуации успеха: создание условии возникновения ситуации, контроль процесса Мониторинг результатов создания ситуации успеха: анализ переживаний учащихся, рефлексия социального опыта

I

Включение родителей (семьи) в поддержку позитивного личностно значимого социального опыта учащихся

1 -

Педагогический мониторинг: анализ процесса и эффективности создания ситуаций успеха для старшеклассников

Рисунок 1 - Модель создания ситуации успеха для старшеклассников как средства формирования у них социальной зрелости

Данные показатели на всех этапах реализации модели являются ключевыми, т.к. отражают определенную степень комфорта старшеклассника в школьной среде, что, в свою очередь, указывает на эффективность или неэффективность действия создаваемых педагогическим коллективом ситуаций успеха. Обращая на них внимание в процессе реализации модели, педагоги могут корректировать ситуации, достигая большего эффекта.

Целью реализации модели является создание условий для переживания старшеклассниками позитивного личностно значимого социального опыта в ситуации успеха для формирования у них социальной зрелости. Реализация данной цели на практике представляется возможной только при соблюдении определенных принципов:

1) принцип субъект-субъектного взаимодействия -основной принцип формирования социальной зрелости старшеклассников. Данный принцип основан на представлении об особенностях возрастного развития в ранней юности и юности: личность уже обладает большим «набором» качеств взрослого человека, стремится к са-

моопределению и самостоятельности. Если поставить старшеклассника в объектную позицию слепого выполнения чужих требований и решений, развитие социальной зрелости окажется невозможным. Так, необходимо акцентировать внимание на потребностях и потенциале учащегося, предоставляя ему возможность выбирать и быть ответственным, проявлять активность в той форме, которая ему необходима. По сути, это означает признание права старшеклассника быть личностью, субъектом наравне со взрослыми;

2) принцип развития - принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. Принятие данного принципа означает понимание закономерностей развития личности, принятие особенностей и уникальной неповторимости имеющегося у учащегося социального опыта и переживаний, связанных с ним;

3) принцип поддержки - означает безоценочное принятие личности учащегося, стремление поддержать его в моменты успеха, достижений, и в моменты негативных переживаний, совершения ошибок. В предлагаемой модели принцип поддержки реализуется как со стороны педагогического коллектива, так и со стороны родителей (семьи) и сверстников. В среде сверстников поддержка происходит естественным путем при совместном переживании ситуации успеха;

4) принцип самоопределения - предполагает внимание к собственному мнению, задаткам и потенциалу старшеклассников. Это означает, что педагогический коллектив стремится планировать ситуации успеха исходя из собственных потребностей учащихся, которые определяются в ходе первичного мониторинга. Для каждого учащегося необходимо определить ту сферу, успех в которой он будет переживать как наиболее ценный для себя;

5) принцип ответственности и рефлексии - предполагает принятие педагогами ответственности за создаваемые ситуации, понимание их действия на личность учащегося и постоянный контроль. Рефлексия педагогического процесса при реализации модели необходима и как собственный инструмент педагога по саморазвитию в профессии, и как средство контроля над реализуемой схемой ситуации успеха, и как средство получения обратной связи от учащихся и родителей.

Процесс создания самой ситуации успеха предполагает последовательную реализацию шести шагов.

1. Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе - первый шаг, продиктованный необходимостью реализации принципов субъект-субъектного взаимодействия, развития и самоопределения. Как уже говорилось выше, для каждого учащегося необходимо определить ту сферу, успех в которой он будет переживать как наиболее ценный для себя. Это можно осуществить как в ходе специального анкетирования, так и при повседневном наблюдении. Для опытного педагога не составит труда понять, что для каждого конкретного учащегося представляет наибольший интерес.

2. Обобщение данных и определение конкретных сфер и возможностей для создания ситуаций успеха. В рамках общеобразовательной школы невозможно создание отдельной ситуации успеха для каждого ученика. Следовательно, по результатам мониторинга необходимо выявить группы учащихся со сходными интересами и потенциалами и, в дальнейшем, планировать ситуации успеха для таких групп.

3. Планирование вариантов создания ситуаций успеха в различных сферах, актуальных для учащихся. На данном этапе педагог выделяет сферы деятельности и конкретные возможные мероприятия для каждой из групп учащихся, где возможно создание ситуации успеха. При планировании необходимо исходить из того, что результатом ситуации должно стать переживание стар-

Каленов Андрей Алексеевич

МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ..

шеклассниками позитивного личностно значимого социального опыта.

4. Создание схемы и плана ситуации успеха: определение участников конкретной ситуации, прогноз возможных вариантов ее разрешения. Исходя из результатов мониторинга, педагог не только проектирует саму ситуацию как некое проблемное поле для реализации потенциала учащихся, но и возможное распределение ролей, этапы действий в ситуации, результаты ее разрешения. Помимо этого, можно уделить внимание и поощрениям со стороны самого педагога-организатора ситуации, а также активизации позитивной поддержки со стороны всего педагогического коллектива и сверстников, не задействованных в ситуации.

5. Реализация схемы ситуации успеха: создание условий возникновения ситуации, контроль процесса. Данный шаг предполагает реализацию на практике созданной схемы ситуации. Здесь еще раз стоит сделать акцент на постоянной рефлексии процесса, т.к. только в этом случае педагог может контролировать происходящее.

6. Мониторинг результатов создания ситуации успеха: анализ переживаний учащихся, рефлексия социального опыта. На этапе мониторинга результатов необходимо получение обратной связи от старшеклассников. Это можно осуществить в ходе личной беседы или группового обсуждения.

Приходя к шестому шагу, педагог уже может иметь представление о достоинствах и недостатках созданной ситуации успеха, ее отражении на процессе формирования социальной зрелости учащегося. Помимо этого, следующая ситуация будет создаваться уже с учетом этого опыта.

Включение родителей (семьи) в поддержку позитивного личностно значимого социального опыта учащихся является важной составляющей предлагаемой модели. Работа педагогического коллектива с родителями может строиться в ходе родительских собраний, где по возможности внимание должно акцентироваться на достижениях, успехе старшеклассников. Просветительская работа с родителями может помочь в объяснении целей и необходимости поддержки, внимания к успехам учащегося.

Таким образом, предлагаемая нами модель создания ситуации успеха для старшеклассников для формирования у них социальной зрелости основана на понимании ситуации успеха как создаваемых педагогами условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта и получения ими поддержки от всех субъектов образовательного пространства. Реализация модели предполагает учет потребностей и потенциала учащихся, что позволяет создавать максимально индивидуализированные ситуации успеха. Модель включает последовательные шаги по созданию ситуации успеха, а также предполагает работу с родителями (семьей) в рамках всесторонней поддержки старшеклассника для более успешного формирования социальной зрелости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Заворотченко Л.А. Социально-педагогические подходы к формированию социально зрелой личности старшеклассника // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 66-69.

2. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АМГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 75-78.

3. Горбунова О.В. Социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов: подходы к определению // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 45-47.

4. Иванова Т.Н. Формирование социально-трудовой траектории как составной части системы социально-трудовой мобильности молодежи // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 57-59._

5. Амитрова М.В., Гусаров Ю.В., Мягкова В.Ю. Специфика социальной компетенции в условиях виртуальной социальной среды // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 230-235.

6. Слесарев Ю.В. Модель социального поведения в контексте формирования интегративно-аксиологиче-ского базиса социальной компетентности студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 69-75.

7. Лопатин, А.Р. Педагогическое обеспечение процесса формирования социальной зрелости школьников: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.Р. Лопатин.

- Кострома: ФГБОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 51 с.

8. Руднева, И.А. Практико-ориентированные ситуации как средство формирования социальной зрелости студентов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Руднева. - Волгоград: ВГПУ, 2011. - 26 с.

9. Александрова, Г.Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.05 / Г.Г. Александрова. - Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. - 25 с.

10. Балина, Т.Н. Социальная зрелость студентов и образ профессионального будущего [Электронный ресурс] / Т.Н. Балина // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2015. - №1(21). - С. 98-101.

- URL: http://cyberlemnka.ru/article/n/sotsialnaya-zrelost-studentov-i-obraz-professionalnogo-buduschego.

11. Солдатченко, А.Л. Структура и содержание социальной зрелости личности: методологические подходы [Электронный ресурс] / А.Л. Солдатченко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. -2011. - №3(220). - С. 62-69. - URL: http://cyberleninka. ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-sotsialnoy-zrelosti-lichnosti-metodologicheskie-podhody.

12. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю.В. Андреева. - Екатеринбург: РГППУ, 2003. - 26 с.

13. Белюк, Е.Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика [Электронный ресурс] / Е.Г. Белюк, Н.С. Круглова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №7-2. - С. 67-68. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-dlya-kazhdogo-uchenika.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.