Научная статья на тему 'Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников'

Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUPILS' SOCIAL MATURITY / PUPILS' SOCIAL MATURITY FORMATION PROCESS PEDAGOGIC SUPPORT PROVIDING MODEL / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКОВ / SOCIAL MATURITY / PEDAGOGIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатин Андрей Рудольфович

Статья посвящается проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода. Рассмотрена сущность феномена «социальная зрелость школьника» и модель педагогического обеспечения процесса ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and practice of pedagogic ensure of the process of formation of social maturity of pupils

The article is dedicated to the problem of pedagogic support of the formation of social maturity of pupils in the context of the humanistic approach. The essence of the phenomenon of "social maturity of pupil" and the model of pedagogic maintenance process of its formation is revealed.

Текст научной работы на тему «Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников»

УДК 371.4;37

Лопатин Андрей Рудольфович

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ariadn 85@mail. ru

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости у школьников в контексте гуманистического подхода. Рассмотрена сущность феномена «социальная зрелость школьника» и модель педагогического обеспечения процесса ее формирования.

Ключевые слова: социальная зрелость, социальная зрелость школьников, педагогическое обеспечение, формирование социальной зрелости.

Одной из главных социокультурных характеристик любого общества, перспективности его существования и развития считается социальная зрелость подрастающих поколений. Современные условия в России, которая находится в ситуации продолжающихся перемен, диктуют необходимость рассмотрения комплекса проблем, связанных с особенностями протекания этого процесса у детей школьного возраста и эффективностью педагогического обеспечения всей работы образовательного учреждения в этом направлении.

Изучение научных публикаций и результатов исследований позволяет нам констатировать, что исходным для обоснования концептуальных подходов педагогического обеспечения может служить междисциплинарный анализ, позволяющий выделить общее и особенное в толковании термина «социальная зрелость», указать на ее природу и сущность, подчеркнуть многоуровневость проявлений. В этой связи были рассмотрены: во-первых, конкретные определения данного феномена в философии, социологии, акмеологии, психологии, педагогике; во-вторых, раскрыты различные направления изучения данного явления, нашедшие отражение в этих науках.

Прежде всего, отметим, что в философских словарях социальная зрелость - это определенный этап в развитии, фиксированный момент процесса в условиях его непрерывности.

В социологии (А.С. Темиров и др.) социальная зрелость чаще всего рассматривается в связи с социализацией человека, как обобщенный ее результат, критерий, как диалектика приспособления индивида к обществу и обособления от него; как признание обществом за человеком определенного возраста комплекса гражданских прав и обязанностей, подкрепленного получением образования, началом трудовой деятельности, равноправностью социальных ролей в сфере экономики и политики.

В психологии речь идет о зрелости в двух планах.

а) Как некотором периоде в жизни человека. В этом случае зрелость отождествляется со взрослостью и характеризуется тем, что это состояние, к которому приходит организм в конце своего раз-

вития; как самый продолжительный период онтогенеза, с тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физиологических способностей личности; как завершение юности и начало старения. Продолжая данную логику, ссылаясь на высказывания Б.Г. Ананьева, о зрелости человека можно готовить с разных позиций: как индивида (физиологическая зрелость), как личности (общественная), как субъекта познания (умственная), труда (работоспособность).

б) Большинство исследователей предлагают изучать психологическую зрелость как высокий уровень развития сенсорных, мнемических, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, что в свою очередь обеспечивает высокий уровень функционирования индивида, его готовность анализировать, понимать, события и явления внешнего мира; в) личностную зрелость - как высокий уровень самопознания, самосознания, отношения человека к себе и собственной деятельности, творческое решение задач; г) социальную зрелость -как соответствие поведения человека требованиям и ожиданиям общества, ответственное выполнение им определенных социальных ролей (С.Г. Плугин).

В педагогике преимущественно используется термин социальная зрелость, которая трактуется как уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому (Л.В. Мардахаев). Более того, в педагогической теории социальная зрелость нередко отождествляется со взрослостью.

Таким образом, междисциплинарный анализ позволяет сделать несколько выводов, важных для дальнейшего исследования:

1) зрелость - качественная характеристика развития применительно к любому этапу онтогенеза;

2) синонимический ряд включает созревание, развитие, взросление, зрелость;

3) видами зрелости является: физическая, психическая, социальная, личностная;

4) социальная зрелость характеризуется в контексте многих научных школ и методологических подходов (объективного, субъективного, системно-

158

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Лопатин А.Р., 2014

Теория и практика педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников

го, культурологического, аксиологического, контекстного, психосоматического, личностно-ориентиро-ванного, когнитивного, акмеологического, бихеви-ористического, деятельностного, интегративного). При этом гуманистический подход представлен только в психологии;

5) социальной зрелости присущи совокупность сторон, уровней, элементов, форм. В частности, процессуальная сторона такой зрелости раскрывается посредством незавершенности, постоянства, непрерывности, нелинейности, многомерности, полифоничности; уровни определяются с начального к допустимому, оптимальному и от него к повышенному; элементами называются социальное познание, роли, ответственность, модели поведения, нормы; формами (видами) называют нравственную, политическую, трудовую, семейно-бы-товую, социально-психологическую.

Все сказанное выше доказывает, что социальная зрелость - это готовность и способность человека к осуществлению общественно-полезной деятельности, предписанных возрастному этапу социальных ролей, к проявлениям социальной активности на основе усвоения, принятия, интериориза-ции личностью культуры общества. Социальная зрелость формируется в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве в процессе обучения, воспитания и практической деятельности.

Характеристики социальной зрелости могут являться критериальными признаками ее сформи-рованности: развитое чувство социальной ответственности, наличие и степень развития социального интеллекта, способность к активному участию в общественной жизни, эффективность использования своих знаний, умений и социальных навыков в повседневной жизни, наличие и реалистичность жизненных планов, конструктивность решения жизненных проблем на пути к самореализации.

Социальную зрелость можно рассматривать как процесс, результат, механизм, этап развития. Применительно к периоду школьного обучения подходит каждый из этих признаков, но если исходить из контекста формирования, мы будем ее рассматривать как процесс, ведущий при определенных условиях к накоплению жизненного опыта, ценностной независимости, ответственности и саморегуляции поведения.

Для того чтобы была достигнута социальная зрелость, требуется педагогическое обеспечение, которое рассматривается нами как деятельность по созданию и рациональному использованию ресурсов субъектов образовательного процесса, образовательного учреждения и социальной среды для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества в его продуктивном и безопасном социальном взрослении. В этом случае педагогическое обеспечение изучаемого феномена характеризуется много-

векторностью, полисубъектностью, полифункциональностью, вариативностью, реалистичностью.

Его модель в контексте гуманистического подхода будет включать совокупность идей (усиление способности личности к самоактуализации, открытости школьника к повседневной реальности, к окружающему миру и к себе в этом мире, включение в культурное пространство, построение отношений с педагогами, сверстниками на основе уважения, заботы, поддержки); закономерности (внедрение идей в систему образовательного учреждения будет продуктивным при условии и с учетом потребностей личности, возможностей педагогического коллектива, жизненного пространства; продуктивность будет зависеть от состоятельности избранной стратегии и преломлении ее в тактиках, соотнесении, координации интересов внешней и внутренней среды образовательной организации); принципы (человекосообразности, межсубъектности, диа-логичности, сегментации, опоры на жизненный опыт личности, контекстности, элективности, адресности, гуманитарности); ряд компонентов (ценностно-целевой, аффективный, процессуальный и оценочно-результативный). Первый компонент ориентирован на акцентуацию субъект-субъектных отношений, на организацию деятельности на основе уважения, принятия, доверия, эмпатии, сотрудничества. Второй компонент предусматривает создание и поддержание состояния удовлетворенности, психологического комфорта, ощущения безопасности, мотивации участия и удачи. Третий компонент предполагает SWOT-анализ, диагностику состояний, уровней, ситуаций, проектирование действий, разработку оперативных планов, методическую поддержку. Четвертый компонент базируется на специально разработанном мониторинге.

Его содержание будет базироваться на гуманистических ценностях: признания самоценности человеческой личности, ее индивидуальности и творческой сущности, открытия миру и себе; поддерживание ее потенциалов к непрерывному развитию, самореализации; стимулирования самоопределения на нравственных императивах, выработанных культурой;

- направлено на логическую упорядоченность ресурсов реальной педагогической деятельности и поддержку и процессов самооптимизации;

- предусматривать наполнение ценностно-смысловыми элементами содержания жизнедеятельности школьников организации;

- ориентировано на целесообразное расширение жизненного опыта учащихся в процессе усложняющихся социальных практик, создание пространства для духовного самопроявления, проявления гражданской позиции и демонстрации личных достижений;

- построено на творческой, коллективной, лич-ностно и социально значимой деятельности, кото-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

159

рая способствует освоению социальных ролей, позволяет использовать в качестве средств ситуации успеха, обучения на ошибках, моделирование жизненных перспектив, проигрывание затруднений, социальные пробы.

Механизмами его реализации будут: смена образа целостности от гомогенной к множественной единичности, балансовый характер содержания (вертикаль и горизонталь, временность и продолжительность, обязательность и выборность), нравственно-смысловая доминанта, «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), ситуационной событийности (Е.М. Сафронова), методической парадигмаль-ности (Е.В. Титова).

Организационно-педагогические условия эффективности реализации педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников: подготовленность педагогов образовательного учреждения на мотивационном (установки), когнитивном (психолого-педагогическая осведомленность), деятельностном (практические умения и навыки) уровнях; включенность родителей в жизнедеятельность образовательной организации; наличие службы мониторинга и психолого-педагогического сопровождения учащихся; интеграция усилий (действий) всех субъектов образовательной деятельности.

Итак, кратко охарактеризованная модель педагогического обеспечения процесса формирования социальной зрелости школьников, предусматрива-

ет в качестве системообразующего элемента цель, содержание деятельности, аккумулирующей представления о школьнике как высшей ценности социального бытия и субъекта, ответственного за саморазвитие, отдающей приоритеты диалоговым формам взаимодействия, ценностно-смысловому отношению к событию, личному примеру.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.

2. Байкова Л.А. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт. -Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2000. - 248 с.

3. Демакова И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. - Ижевск: Академия, 1999. - 52 с.

4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

6. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

7. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 192 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1995. - 368 с.

9. Якиманская И.С. Личностно-ориентирован-ное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

УДК 378

Мамонтова Наталья Ивановна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

natalia.mamontova@yandex.ru

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА (на примере института педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова)

Cтатья посвящена характеристике модели социального воспитания студентов в информационной среде института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Ключевые слова: модель, социальное воспитание, информационная среда вуза.

В научной литературе для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач используется совокупность методов исследования, среди которых важное место отводится моделированию.

В философии, педагогике и психологии модель понимается как система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала.

Модель - это образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные, существенные свойства и пути реализации перспектив их развития.

Мы предлагаем модель социального воспитания студентов в информационной среде Института

педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, которая состоит из ценностно-целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов.

Исходя из этого, ценностно-целевой компонент будет включать также цель, задачи, принципы.

Цель социального воспитания студентов в информационной среде вуза - направленное и планомерное развитие и коррекция системы социальных ценностей и установок обучающихся, формирование и расширение их социально-профессионального опыта посредством специально организованного информационного влияния.

Задачами в данном случае будут выступать:

160

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Мамонтова Н.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.