Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников'

Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOCAL HISTORY / PRIMARY-SCHOOL PUPILS / PRIMARY SCHOOL / MORALITY / PATRIOTIC UPBRINGING / UPBRINGING SYSTEM / ATTITUDE TO VALUES / КРАЕВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонский Сергей Игоревич

В статье раскрываются педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников. Представляется обзор точек зрения различных исследователей, влияние Федерального государственного стандарта начального общего образования на ценностное воспитание, рассматривается взаимосвязь понятий «ценностное отношение» и нравственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogic conditions of the valuable attitude for the social reality of primary-school pupils

In the article, the pedagogic conditions of the valuable attitude for the social reality of primary-school pupils is revealed. The view points of various researchers on the influence of the State Standard of the Primary Complex Education of the Russian Federation on the value upbringing are presented, the interaction of the notions of “value attitude” and morality is observed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 371.3

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников. Представляется обзор точек зрения различных исследователей, влияние Федерального государственного стандарта начального общего образования на ценностное воспитание, рассматривается взаимосвязь понятий «ценностное отношение» и нравственность.

Ключевые слова: краеведение, младшие школьники, начальная школа, нравственность, патриотическое воспитание, система воспитания, ценностное отношение.

Педагогическая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий. Следовательно, и формирование ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников будет происходить более эффективно при создании определенных педагогических условий.

В словаре системы основных понятий педагогики условия обстоятельства, обусловливающие появление/развитие того или иного процесса [2, с. 236].

В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Некоторые ученые рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе [1, с. 175].

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, которые будут способствовать эффективному формированию ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников.

Младший школьный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период набирает активные обороты процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям на основе нравственных чувств ит знаний. Ребенок уже имеет возможность освоить знания, выходящие за пределы личного опыта детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин и др.). Это создает благоприятные условия для развития ценностного отношения к ближайшему окружению и формирования представлений об общественной жизни страны, о культуре и традициях своего народа.

В младшем школьном возрасте, формирование и развитие умения понимать настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых

и детей, умение выражать сочувствие; осознание и адекватное реагирование на доброжелательное и недоброжелательное отношение со стороны окружающих; эмоционально-положительное общение со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия; умение доброжелательно взаимодействовать в процессе совместной деятельности) являются одними из показателей сформированно-сти жизненных компетенций на коммуникативном и социальном уровне, что в свою очередь, минимизирует риски неуспешного процесса адаптации к социальной действительности [6, с. 28].

Одной из основных задач воспитания ценностного отношения в начальной школе является обогащение эмоциональной сферы ребенка разнообразными, положительно направленными чувствами.

При этом, стоит учитывать, что подбор и систематизация компетенций, необходимых для развития ценностного отношения должны соответствовать, во-первых, задачам современной системы воспитания, а во-вторых, стимулировать познавательную деятельность ребенка [7, с. 147].

Так, Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [4].

Формирование ценностного отношения к своей культуре происходит в процессе наблюдений на

202

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Смолонский С.И., 2015

Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности..,

экскурсиях, чтения литературных произведений, рассматривания картин, бесед, поскольку эмоциональная восприимчивость младших школьников взаимосвязана с приобщением к искусству. При этом, интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. Подобные формы работы требуют не только разработки активных методов приобщения детей к духовной сфере, но и новых подходов к развитию эмоционально-нравственной составляющей воспитания.

Понимание важности развития познавательных интересов, мотивации к познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста основано на фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Р. Каррингтон, А.Н. Леонтьева, Ю. Одум, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. Результаты данных исследований свидетельствуют о важной роли познавательных интересов детей в процессе формирования личности, создания условий для ее самореализации, формирование адекватной картины мира, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Исходя из вышесказанного, для совершенствования педагогического процесса и повышения развивающего эффекта образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по формированию ценностного отношения к социальной действительности необходимо создание развивающей предметной среды в классе и образовательной организации, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе культурологического и краеведческого материала: мини-музеи быта народов, декоративно-прикладного искусства, знаменитых земляков; центры краеведения с материалами для познавательно-речевого и социально-личностного развития; условия для художественно-эстетической деятельности и др.

Важным условием формирования знаний о родном крае у младших школьников является тесная взаимосвязь с родителями. Так, К.Д. Ушинский писал: «В семье дети получают первые впечатления, приобретают элементарные сведения, навыки и привычки, развивают свои природные задатки» [9, с. 225].

В свою очередь, В.А. Сухомлинский указывал: «Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в сознание и сердце детей как можно раньше входили интересы общества, Родины, всего человечества. Чтобы на вещи и события у ребенка была гражданская точка зрения. Но как раз для этого и надо начинать познание мира с того, что близко - с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с пожелтевших от времени грамот и

благодарностей, полученных за участие в Великой Отечественной войне» [8, с. 242].

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

1) взаимная связь явлений;

2) взаимная поддержка [3, с. 78].

Большое значение в процессе формирования ценностного отношения к окружающей среде имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений, музеев и выставок и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в совместном творческом отчете родителей с ребенком, фотовыставке, выступлении или снятом фильме.

Ознакомление детей младшего школьного возраста с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с ребенком является организация процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др.

Обзор программ начального образования показал, что одними из основных положений каждой выступают: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье [5].

Таким образом, ориентируясь на подходы исследователей к условиям воспитания у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к окружающей действительности необходимо учитывать следующее:

- отбор материала для работы с детьми необходимо осуществлять с учетом содержания реализуемых в образовательной организации программ;

- следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, ценность и значимость краеведческого материала, его доступность и соответствие опыту детей, их интересам и потребностям;

- необходимо осуществлять осознанный отбор методов ознакомления детей с родным краем, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;

- осуществлять интеграцию и взаимодействие образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы.

Таким образом, исходя из вышесказанного, определен комплекс педагогических условий, реа-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

203

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

лизация которых будет способствовать формированию ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников:

1. Создание развивающей пространственной среды, способствующей формированию ценностного отношения к социальной действительности у ребенка на основе краеведческого материала.

2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста.

3. Осуществление взаимодействия образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы.

Библиографический список

1. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 4. - С. 175-177.

2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373

«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

5. Программа начального образования «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school2100.com (дата обращения: 10.08.2015).

6. Смоленская А.Н. Основные показатели формирования жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста как фактор адаптации к окружающему миру // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 3. - С. 2528.

7. Смолонский С.И. Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 3. - С. 147149.

8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - 228 с.

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Педагогика, - 1974. - 584 с.

УДК 37.013

Анкваб Марина Фёдоровна

кандидат педагогических наук Абхазский государственный университет, г. Сухум, Республика Абхазия

[email protected]

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА АБХАЗОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Статья посвящена обзору понятия «народная педагогика» и влиянию традиционного семейного уклада абхазского народа на воспитание подрастающего поколения. Актуальность обсуждаемого вопроса заключена в осознании общества о необходимости обращения к своим корням. Автор приводит характеристику сложившихся в воспитательном опыте абхазского народа семейных принципов, и заключает, что их направленность обладает гуманистическим содержанием, отражает специфику уклада жизни народа и в то же время имеет ярко выраженный педагогический потенциал.

Ключевые слова: Абхазия, Республика Абхазия, абхазы, абхазская народная педагогика, семейное воспитание, абхазская семья, абхазская этнопедагогика.

Важнейшей составляющей духовного достояния любого народа считается педагогическая просвещенность, убеждения и навыки, отражающие его многовековый воспитательный опыт. Анализ практики этнического обучения и развития, безусловно, ведёт к совершенствованию педагогической науки в целом, проясняет источник возникновения первобытнообщинных форм и институтов воспитания, дает возможность раскрыть содержание и определить общее направление воспитательного процесса масс в различные исторические периоды и его национальные особенности.

Общеизвестно, что формируя педагогическую систему, чешский общественный деятель Я.А. Ко-менский активно применял передовые наставни-

ческие принципы как своих соотечественников, так и иных славянских этносов. Педагог из Швейцарии И.Г. Песталоцци, разрабатывая элементы концепции обучения, всецело опирался на воспитательный опыт своего народа. Проявляя интерес к педагогическим навыкам швейцарских земледельцев, он распространял традиции воспитания детей веками укоренявшиеся среди населения страны. О бесчисленных преимуществах исследования и применения назидательной идеи народа рассуждал и замечательный ученый, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский.

«Сейчас, когда столь бурно протекают все общественные процессы ясно видно ослабление таких важнейших качеств человека, как духовность и культура. Тем не менее, в основах привития

204

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Анкваб М.Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.