СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 371.3
Смолонский Сергей Игоревич
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников. Представляется обзор точек зрения различных исследователей, влияние Федерального государственного стандарта начального общего образования на ценностное воспитание, рассматривается взаимосвязь понятий «ценностное отношение» и нравственность.
Ключевые слова: краеведение, младшие школьники, начальная школа, нравственность, патриотическое воспитание, система воспитания, ценностное отношение.
Педагогическая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определенных условий. Следовательно, и формирование ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников будет происходить более эффективно при создании определенных педагогических условий.
В словаре системы основных понятий педагогики условия обстоятельства, обусловливающие появление/развитие того или иного процесса [2, с. 236].
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Некоторые ученые рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе [1, с. 175].
Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, которые будут способствовать эффективному формированию ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников.
Младший школьный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период набирает активные обороты процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям на основе нравственных чувств ит знаний. Ребенок уже имеет возможность освоить знания, выходящие за пределы личного опыта детей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Элько-нин и др.). Это создает благоприятные условия для развития ценностного отношения к ближайшему окружению и формирования представлений об общественной жизни страны, о культуре и традициях своего народа.
В младшем школьном возрасте, формирование и развитие умения понимать настроение и различные эмоциональные состояния близких взрослых
и детей, умение выражать сочувствие; осознание и адекватное реагирование на доброжелательное и недоброжелательное отношение со стороны окружающих; эмоционально-положительное общение со сверстниками на основе бесконфликтных форм взаимодействия; умение доброжелательно взаимодействовать в процессе совместной деятельности) являются одними из показателей сформированно-сти жизненных компетенций на коммуникативном и социальном уровне, что в свою очередь, минимизирует риски неуспешного процесса адаптации к социальной действительности [6, с. 28].
Одной из основных задач воспитания ценностного отношения в начальной школе является обогащение эмоциональной сферы ребенка разнообразными, положительно направленными чувствами.
При этом, стоит учитывать, что подбор и систематизация компетенций, необходимых для развития ценностного отношения должны соответствовать, во-первых, задачам современной системы воспитания, а во-вторых, стимулировать познавательную деятельность ребенка [7, с. 147].
Так, Федеральный государственный стандарт начального общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [4].
Формирование ценностного отношения к своей культуре происходит в процессе наблюдений на
202
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Смолонский С.И., 2015
Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности..,
экскурсиях, чтения литературных произведений, рассматривания картин, бесед, поскольку эмоциональная восприимчивость младших школьников взаимосвязана с приобщением к искусству. При этом, интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком. Подобные формы работы требуют не только разработки активных методов приобщения детей к духовной сфере, но и новых подходов к развитию эмоционально-нравственной составляющей воспитания.
Понимание важности развития познавательных интересов, мотивации к познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста основано на фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Р. Каррингтон, А.Н. Леонтьева, Ю. Одум, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др. Результаты данных исследований свидетельствуют о важной роли познавательных интересов детей в процессе формирования личности, создания условий для ее самореализации, формирование адекватной картины мира, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.
Исходя из вышесказанного, для совершенствования педагогического процесса и повышения развивающего эффекта образовательной работы с детьми младшего школьного возраста по формированию ценностного отношения к социальной действительности необходимо создание развивающей предметной среды в классе и образовательной организации, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе культурологического и краеведческого материала: мини-музеи быта народов, декоративно-прикладного искусства, знаменитых земляков; центры краеведения с материалами для познавательно-речевого и социально-личностного развития; условия для художественно-эстетической деятельности и др.
Важным условием формирования знаний о родном крае у младших школьников является тесная взаимосвязь с родителями. Так, К.Д. Ушинский писал: «В семье дети получают первые впечатления, приобретают элементарные сведения, навыки и привычки, развивают свои природные задатки» [9, с. 225].
В свою очередь, В.А. Сухомлинский указывал: «Я вижу важную воспитательную задачу в том, чтобы в сознание и сердце детей как можно раньше входили интересы общества, Родины, всего человечества. Чтобы на вещи и события у ребенка была гражданская точка зрения. Но как раз для этого и надо начинать познание мира с того, что близко - с семьи, с родного очага, с судьбы деда и прадеда, с пожелтевших от времени грамот и
благодарностей, полученных за участие в Великой Отечественной войне» [8, с. 242].
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:
1) взаимная связь явлений;
2) взаимная поддержка [3, с. 78].
Большое значение в процессе формирования ценностного отношения к окружающей среде имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений, музеев и выставок и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в совместном творческом отчете родителей с ребенком, фотовыставке, выступлении или снятом фильме.
Ознакомление детей младшего школьного возраста с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с ребенком является организация процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др.
Обзор программ начального образования показал, что одними из основных положений каждой выступают: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье [5].
Таким образом, ориентируясь на подходы исследователей к условиям воспитания у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к окружающей действительности необходимо учитывать следующее:
- отбор материала для работы с детьми необходимо осуществлять с учетом содержания реализуемых в образовательной организации программ;
- следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, ценность и значимость краеведческого материала, его доступность и соответствие опыту детей, их интересам и потребностям;
- необходимо осуществлять осознанный отбор методов ознакомления детей с родным краем, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
- осуществлять интеграцию и взаимодействие образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы.
Таким образом, исходя из вышесказанного, определен комплекс педагогических условий, реа-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
203
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
лизация которых будет способствовать формированию ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников:
1. Создание развивающей пространственной среды, способствующей формированию ценностного отношения к социальной действительности у ребенка на основе краеведческого материала.
2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста.
3. Осуществление взаимодействия образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы.
Библиографический список
1. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 4. - С. 175-177.
2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
5. Программа начального образования «Начальная школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school2100.com (дата обращения: 10.08.2015).
6. Смоленская А.Н. Основные показатели формирования жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста как фактор адаптации к окружающему миру // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 3. - С. 2528.
7. Смолонский С.И. Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная Работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. -№ 3. - С. 147149.
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - 228 с.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Педагогика, - 1974. - 584 с.
УДК 37.013
Анкваб Марина Фёдоровна
кандидат педагогических наук Абхазский государственный университет, г. Сухум, Республика Абхазия
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА АБХАЗОВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Статья посвящена обзору понятия «народная педагогика» и влиянию традиционного семейного уклада абхазского народа на воспитание подрастающего поколения. Актуальность обсуждаемого вопроса заключена в осознании общества о необходимости обращения к своим корням. Автор приводит характеристику сложившихся в воспитательном опыте абхазского народа семейных принципов, и заключает, что их направленность обладает гуманистическим содержанием, отражает специфику уклада жизни народа и в то же время имеет ярко выраженный педагогический потенциал.
Ключевые слова: Абхазия, Республика Абхазия, абхазы, абхазская народная педагогика, семейное воспитание, абхазская семья, абхазская этнопедагогика.
Важнейшей составляющей духовного достояния любого народа считается педагогическая просвещенность, убеждения и навыки, отражающие его многовековый воспитательный опыт. Анализ практики этнического обучения и развития, безусловно, ведёт к совершенствованию педагогической науки в целом, проясняет источник возникновения первобытнообщинных форм и институтов воспитания, дает возможность раскрыть содержание и определить общее направление воспитательного процесса масс в различные исторические периоды и его национальные особенности.
Общеизвестно, что формируя педагогическую систему, чешский общественный деятель Я.А. Ко-менский активно применял передовые наставни-
ческие принципы как своих соотечественников, так и иных славянских этносов. Педагог из Швейцарии И.Г. Песталоцци, разрабатывая элементы концепции обучения, всецело опирался на воспитательный опыт своего народа. Проявляя интерес к педагогическим навыкам швейцарских земледельцев, он распространял традиции воспитания детей веками укоренявшиеся среди населения страны. О бесчисленных преимуществах исследования и применения назидательной идеи народа рассуждал и замечательный ученый, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский.
«Сейчас, когда столь бурно протекают все общественные процессы ясно видно ослабление таких важнейших качеств человека, как духовность и культура. Тем не менее, в основах привития
204
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Анкваб М.Ф., 2015