Научная статья на тему 'Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста'

Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3401
500
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / EDUCATION OF CITIZEN / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / PRIMARY-SCHOOL CHILDREN / PRIMARY SCHOOL / PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонский Сергей Игоревич

В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. Проводится мысль о важности целенаправленного привития моральных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic conditions of primary-school children''s spiritual and moral upbringing

The article describes the pedagogic conditions that would be necessary for various and complex spiritual and moral upbringing. The importance of moral qualities purposeful inculcation is suggested.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста»

1. Учебную (компановка различных информационных ресурсов, развитие межпредметной интеграции и междисциплинарных связей, аккумулирование фактов данных, материалов, разработка специальных программ, систематизация ресурсов электронной библиотеки, использование wi-fi-ресурсов).

2. Научную (проведение общероссийских и международных конференций и семинаров, круглых столов, недель науки, конкурсов студенческих работ, студенческих общеуниверситетских и общеинститутских конференций, публичных лекций и психологических тренингов зарубежными учеными; открытый доступ к залу редкой книги, электронной библиотеке, диссертациям и авторефератам, выполненным на базе КГУ имени Н.А. Некрасова).

3. Досуговую (включение студентов в художественно-эстетическое (поэзия, музыка, хореография, рукоделие и пр.), обрядово-ритуальное (гимн ИПП, форма, знаки отличия, символы и т.п.), игровое взаимодействие).

4. Социальную практику (осуществление студентами социальных и профессиональных проб, разработка и реализация проектов, социальных акций).

Следовательно, в деле формирования социальной компетентности у студентов вуза его информа-

ционная среда обладает следующими возможностями, связанными со спецификой ее содержания: инициирует коммуникацию, расширяет пространство для самообразования, самовоспитания и самореализации, индивидуализирует обучение, интегрирует учебную и внеучебную деятельность, научное исследование и социальную практику, активизирует социальный и профессиональный выбор.

Библиографический список

1. Ардеев А.Х. Образовательная информационная среда как средство повышения эффективности обучения в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 24 с.

2. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 50 с.

3. Зуева Е.Г. Формирование универсальных компетенций у студентов в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 26 с.

4. Юрченко Т. В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2011. - 23 с.

УДК 37.013

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрываются педагогические условия, необходимые для разностороннего и комплексного духовно-нравственного воспитания. Проводится мысль о важности целенаправленного привития моральных качеств.

Ключевые слова: воспитание гражданина, духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, педагогические условия.

Современный мир направлен на то, чтобы предоставить человеку максимальный комфорт. Взрослые нацелены на получение материальных благ и занимаются удовлетворением своих потребностей, в то время как зачастую ребенок остается без нравственного примера для подражания. Общество построено на принципах жесточайшей конкуренции. В школе ребенок уже начинает быть элементом системы, соревнуясь со своими сверстниками за максимальную оценку результатов своих знаний. При этом теряется атмосфера товарищества, доброжелательности и взаимопомощи в детских коллективах.

В «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» (2010 г.) содержится программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В данном документе утверждается, что целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступе-

ни начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [8].

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», современный национальный воспитательный идеал определяется:

- в соответствии с национальным приоритетом;

- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

- согласно Конституции Российской Федерации;

- согласно Закона Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содер-

© Смолонский С.И., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

117

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

жанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6) [7].

В данном документе современный национальный воспитательный идеал представлен как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из поставленных приоритетов духовно-нравственного воспитания, необходимо уделить особое внимание проблеме привития нравственных ценностей подрастающему поколению. Особую роль стоит отвести педагогическим условиям, способствующим развитию моральных ценностей.

Педагогические условия - это те составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания человека. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность возникновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития. Появление каждого новообразования подготовлено своей причиной, своими условиями. Отсутствие или недостаточность необходимых и достаточных условий приводит к прекращению или замедлению развития учащихся (в том числе в воспитании, обучении и социализации) [5, с. 83].

Согласно Н.М. Борытко, под педагогическими условиями понимаются внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенци-онально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса [3, с. 114].

С точки зрения аксиологического подхода, В.В. Ильин указывает, что ценности взаимосвязаны с такими понятиями, как «диспозиция», «санкции» и «условия действия». Эти механизмы общественного контроля закладывают в личность и отслеживают выполнение основных представлений о морали, нравственных началах, нормах и правилах, а также эталоны регуляции.

Ценностное сознание как душевное качество по природе своей благоприобретено и комплексно, инспирируется, с одной стороны, конденсацией в культуре гуманитарного потенциала, а с другой стороны, упрочнением, усиливаемым естественным отбором, альтруистического добронравия [4, с. 33]

Исследователи сходятся во мнении, что нравственное воспитание не может существовать в от-

рыве от образовательного процесса. В то же время, одним из ведущих элементов является внеурочная деятельность педагога и детей. Для более успешного результата она должна быть систематизирована и практико-ориентирована.

В.Н. Банников выделяет следующие задачи, которые стоят в обеспечении успешного функционирования внеурочной деятельности:

- соблюдение преемственности в системе урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

- обеспечение устойчивого развития и прирас-тания воспитательных результатов;

- объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на достижение единства трех уровней результатов (социальный опыт, ценностный опыт, коллективный опыт) [1, с. 41].

Исследователи отмечают, что ребенку именно в начальной школе необходимо прививать такие чувства, как любовь к малой родине. Испытывая глубокие личные переживания от осознания эмоциональной связи со своим родным домом, он, в процессе взросления, сможет развить в себе чувство патриотизма к своей стране. Главная задача педагога - помочь ребенку развить ценностное отношение ко всему родному.

Важнейшим условием развития чувства привязанности к малой родине является знакомство с культурой своего региона. Посещение музеев, выставок, театров, исторических достопримечательностей формирует у ребенка привязанность к ним. При этом наглядность имеет большое значение в связи с возрастными особенностями младших школьников, создавая условия для более прочного закрепления учебного и воспитательного материала.

Каждый регион неповторим, зачастую в одном из них может быть большое разнообразие особенностей народной культуры. Знакомство с ними не должно быть скучным для ребенка или шаблонным, в виде обычной экскурсии. Наиболее приемлемым вариантом будут небольшие представления. Педагогу необходимо построить их в интерактивной форме, чтобы каждый ребенок мог, в прямом смысле, прикоснуться к культурным артефактам. Через осознание хрупкости, уникальности и неповторимости народной культуры формируется трепетное, бережное отношение к ней, и, следовательно, любовь к ней.

Г.М. Шипицына полагает, что необходимым элементом педагогического процесса является привитие ценностного отношения к природе. На основе народной культуры и традиций, демонстрирующих бережное отношение к окружающей среде, педагог может следовать экологической сообразности воспитания. В том числе, обычаи различных народов в отношении природы позволят выстроить положительную атмосферу взаимопонимания

118

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

и диалога в межнациональных отношениях муль-тикультурных классах и школах.

Ознакомление с этими традициями окажет положительное влияние на развитие межкультурного диалога между разными народами страны, усилит их интерес к традициям и ментальности друг друга, позволит представителям разных народов увидеть замечательные особенности других культур, способствующие сохранению нашего общего дома, сохранению в чистоте и порядке той земли, на которой мы все живем [6, с. 19].

Данная позиция исследователей находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где в содержательном разделе образовательной программы определяется общее содержание начального общего образования и включаются следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и межпредметных результатов:

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы [9].

Духовно-нравственное воспитание и привитие

экологической культуры выделяются отдельными пунктами, что говорит о большом внимании общественности к данным вопросам в сфере патриотического воспитания в целом.

Сущность и содержание патриотического воспитания с педагогической точки зрения можно представить как процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения [3, с. 171].

Таким образом, педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего

школьного возраста находят свое отражение в создании необходимых условий и факторов, воздействующих на ребенка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе, путем личного примера и межкультурного взаимодействия.

Библиографический список

1. Банников В.Н. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2012. - № 8. -С. 41-46.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.

3. Вятлев Д.Н. К вопросу о реализации педагогических условий формирования патриотизма у юношей в объединениях спортивной направленности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювеноло-гия. Социокинетика. - 2014. - Т. 20. - № 1. - С. 171174.

4. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

5. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. -М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

6. Шипицына Г.М. Экологическое воспитание школьников и их родителей в аспекте диалога культур // Начальная школа. - 2012. - № 6.- С. 18-20.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: standart.edu.ru / catalog.aspx?CatalogId=985.

8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/ 10.07.20-Примерная_программа_Н00. pdf

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ ФГОС_НОО^.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.