Научная статья на тему 'Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема'

Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
545
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / LOCAL HISTORY / PRIMARY-SCHOOL PUPILS / PRIMARY SCHOOL / MORALITY / PATRIOTIC UPBRINGING / UPBRINGING SYSTEM / VALUABLE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонский Сергей Игоревич

В статье раскрывается ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема. Представляются точки зрения различных исследователей, занимавшихся данной тематикой, рассматривается взаимосвязь понятий «ценностное отношение» и нравственность, а также результаты практического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолонский Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The valuable attitude for social reality as a pedagogic problem

The valuable attitude for social reality as a pedagogic problem is revealed in the article. The view points of various researchers, which were interested in this theme, are presented, the interaction of the “valuable attitude” and “morality” is observed and also the results of practical research are examined.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема»

Ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема

УДК 373.3

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

jiwpansbeypasa@mail.ru

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье раскрывается ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема. Представляются точки зрения различных исследователей, занимавшихся данной тематикой, рассматривается взаимосвязь понятий «ценностное отношение» и нравственность, а также результаты практического исследования.

Ключевые слова: краеведение, младшие школьники, начальная школа, нравственность, патриотическое воспитание, система воспитания, ценностное отношение.

Знаменитые «педагоги-классики» (Я.А. Ко-менский, Я. Корчак, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий) отводили огромное значение педагогическим традициям народа и его воспитательного опыта, которые являются основным исходным материалом для таких понятий как «ценности» и «ценностное отношение», применимо к педагогической науке. Одной из распространенных точек зрения являлось мнение о тесной взаимосвязи, народной педагогики и ценностного воспитания.

Я.А. Коменский вел свою просветительскую деятельность в эпоху зарождения и начала становления европейских наций. Исходя из культурной, этнической самоидентификации его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер, в которых отражались отличительные черты национальностей, проживавших на определенной территории, что помогало выстраивать дружественные отношения в полиэтнической среде [1, с. 9].

И.Г. Песталоцци в таких произведениях, как «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда», ссылается на педагогические традиции и ценности общества: отчий дом он называет школой нравов, делая закономерный вывод, что средства воспитания народной школы следует искать, прежде всего, в специфике жизни народа [1, с. 10].

Современные условия предполагают активацию ценностного воспитания в рамках системы образования, причем с одного из самых ранних ее этапов: начальной школы, с учетом взаимодействия школы и родителей. Так, в ст. 18 Федерального закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» [4].

Ценностное воспитание сегодня непосредственно связано с таким понятием, как патриотическое воспитание, что выражается в привитии чувства сильной эмоциональной привязанности к родному краю, а также знакомстве с региональными и национальными особенностями. В ходе реализации данного процесса происходит разви-

тие нравственного и эстетического мировоззрения, в том числе интеллектуального потенциала, а также способности к активной творческой деятельности. Таким образом, подбор и систематизация компетенций, необходимых для развития ценностного отношения должны соответствовать, во-первых, задачам современной системы воспитания, а во-вторых, стимулировать познавательную деятельность ребенка.

Одним из базовых понятий в воспитании ценностного отношения к родному краю является «этнос». А.В. Мудрик определяет его - как «исторически сложившуюся устойчивую общность людей, обладающих общими языком и менталитетом, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других общностей» [6, с. 80].

В то же время, все составляющие данного понятия обладают как собственной ценностью, так и взаимозависимы, а следовательно, они являются элементами, от которых зависит успешность развития ценностного отношения к родному краю, национальным и региональным традициям.

«Регион», по определению А.В. Мудрика, -часть государства, которая характеризуется наличием относительно целостной социально-экономической системы, своеобразной истории, культуры, уникальностью социального устройства, и в ряде случаев исключительной экономической, политической и духовной сферами [6, с. 102].

При этом, если понимать ценностное воспитание в более широком смысле, то перед нами возникает проблема развития ценностного отношения к общественным нормам, традициям и обычаям на уровне государства. В роли данного института выступает политолого-юридическое явление, которое представляет составную часть политической сферы общества, имеющую в распоряжении властные полномочия.

Государство - это, прежде всего, система связанных между собой учреждений и организаций (управленческий, законодательный и судебный аппараты), осуществляющих регламентирование деятельности всей общественной структуры [6, с. 94].

При этом, понятие «ценностное отношение» тесно связано с термином «нравственность», ко-

© Смолонский С.И., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

147

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

торое определяется как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами; «патриотизм» - как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [7, с. 183].

Учитывая указанную выше взаимосвязь «ценностного отношения» и нравственности, а также свойства и характеристики последнего термина, следует упомянуть его обусловленность описанными нами региональными и национальными особенностями, что приводит нас к важности изучения краеведения младшими школьниками.

В толковом словаре русского языка понятие «краеведение» рассматривается как изучение определенных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей [7, с. 302].

В рамках нашего исследования, мы рассматривали влияние материала, с которым знакомились младшие школьники в рамках краеведения, внеучебной деятельности, а также семейного воспитания с применением национально-регионального компонента.

Полученные результаты продемонстрировали, что большая часть родителей детей экспериментальной группы, считают формирование патриотических чувств важным аспектом воспитательного процесса собственных детей. Также отмечается актуальность таких элементов, как воспитание любви и привязанности к семье, своему дому, городу, стране; традициям, культуре своего и одновременным принятием и уважением к традициям и культуре других народов; трепетного и бережного отношения к природе. 67% опрошенных считают, что патриотическое воспитание детей и привитие ценностей своего народа следует начинать исключительно в начальной школе. Из общего числа анкетируемых - 27% отмечают, что в данном вопросе стоит учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Опрос родителей младших школьников контрольной группы показал, что актуальной проблему воспитания патриотических чувств у детей считают 65%, мотивируя это тем, что любовь и бережное отношение к своей родине, знание ее истории являются неотъемлемым элементом воспитания.

Анкетирование выявило, что родители детей контрольной группы (48%) развивают у детей представления о своей стране и отношение к ней при помощи бесед, чтения рассказов и стихов о народах, природе и культуре родной страны, посещения музеев, участия в культурной жизни города, что не показало существенных отличий в средствах привития патриотических ценностей со стороны родителей экспериментальной группы (45%). Выявлено, что 10% опрошенных обеих групп уделяют значительное внимание туристи-

ческой составляющей, как элементу ценностного воспитания своих детей. В ходе поездок они посещают культурно-исторические памятники, музеи, сопровождая рассказами и пояснениями, что оказывает положительный эффект в виде открытия для ребенка многообразия традиций своей родины, а также своего региона. В то же время, 35% родителей экспериментальной и 32% контрольной групп затруднились с выбором позиции по поводу привития ценностного отношения к родине и родному краю, а также формами и методами развития патриотических чувств как компонента ценностного воспитания.

Однако значение истории в воспитании подрастающего поколения отметили 100% опрошенных родителей, что позволяет сделать вывод о том, что они понимают цель таких ценностей как патриотизм, любовь к родине и ее культуре, но в то же время существенное количество из них испытывает трудности в трансляции данной модели воспитания применимо к своим детям.

Подавляющее большинство родителей обеих групп указали, что любимыми местами в родном городе для семейного времяпрепровождения являются парки и набережная города, в виду того, что последняя отличается живописностью и широтой пространства. В то же время, только 8% опрошенных отметило, что регулярно посещают музеи и театры. Большинство указало, что данным видом культурного отдыха имели возможность заниматься только в рамках школьных экскурсий.

Вопрос, касающийся оценкой родителями знаний своих детей о родном городе показал средний показатель в обеих группах: 45% в контрольной и 40% в экспериментальной, что однако расходится с объективным анализом результатов знаний детей: 28%: контрольная, 25% экспериментальная группы. 35% родителей контрольной и 31% экспериментальной групп затруднились с ответом на поставленный вопрос.

Основную роль в воспитании ценностного отношения к родине и родному краю большинство родителей отводит педагогам (74%), что значительно превышает аналогичные показатели в отношении роли семьи (52%). При этом, наиболее известными формами работы с детьми в данном направлении были выбраны экскурсии и массовые походы, изучение истории.

Таким образом, ценностное отношение к социальной действительности как педагогическая проблема тесно взаимосвязано с такими понятиями как нравственность, патриотизм, воспитание любви к родному краю, его особенностям, национальным традициям, что в практическом применении возможно в рамках ознакомления с краеведческим материалом и заинтересованностью родителей ребенка.

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Развитие творческих способностей студенческой молодежи...

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

2. Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир. - Н. Новгород, 2003. - 160 с.

3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М.: Просвещение, 1990. - 238 с.

4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с изм. от 12.11.2012 № 185-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

5. Марчук Е.Г. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности

у школьников в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ - 2011. - № 4. - С. 175-177.

6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.

8. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа / сост. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Акцент 1997. - 158 с.

УДК 378.09

Грушецкая Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

i.gru@mail.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В статье проанализированы условия работы по развитию творческих способностей студентов, описана роль субъектов, влияющих на данный процесс, обозначены этапы и особенности социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у студенческой молодежи в колледже.

Ключевые слова: творческие способности, студент, профессиональная образовательная организация.

Формирование творческой личности и ее способностей — одна из важных задач педагогической теории и практики, решаемых на современном этапе образовательными организациями, в том числе и профессиональными.

Содержание понятия «творчество» чаще всего связывается с понятием творческих способностей и рассматривается как личностная характеристика человека. Нам близка точка зрения Л.В. Мардахае-ва, что творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2]. Говоря о творческих способностях А.В. Петровский отмечает, что это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [3]. Д.Б. Богоявленская считает, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком [1].

Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Образование должно обеспечивать преемственность профессиональных приемов, моделей, алгоритмов. Важнейшая функция образования - развитие личности обучающегося,

его творческого потенциала и профессиональных способностей. Современная педагогика признает различные пути обучения, но достижение целей возможно через инновационную деятельность педагога и учащегося, не прописанную в стандарте, но просвечивающую сквозь призму компетенций.

Стоит отметить, что проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности обучащающихся сложна. Это обусловлено тем, что творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса, выступая одновременно как цель - в плане формирования личности, и как результат, обусловленный определенным способом организации учебной деятельности учащихся, а также как средство повышения эффективности процесса обучения.

Наше исследование проходило на базе Костромского автодорожного колледжа. В исследовании приняли участие 40 студентов 1 и 4 курсов. В качестве диагностического инструментария использовались опросник креативности Джонсона, опросник творческого потенциала студентов.

В рамках изучения творческого потенциала студентов было выявлено, что студенты колледжа в основном имеют средний уровень развития творческого потенциала. При сравнивании результатов исследования студентов 1 и 4 курсов выявлено, что в процессе обучения в колледже увеличивается процент студентов, обладающих творческими способностями (от 25% до 67% соответственно). Студенты к 4 курсу становятся более инициативными в творческом выборе, в основном применяя на себя

© Грушецкая И.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.