Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского'

Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2890
492
Поделиться
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Смолонский Сергей Игоревич

В статье раскрываются педагогические подходы В.А. Сухомлинского в вопросах ценностного, духовно-нравственного воспитания детей в условиях начальной школы. Проводится мысль о необходимости духовно-нравственной составляющей в этом процессе.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Смолонский Сергей Игоревич,

Moral education in pedagogic heritage of Vasyl Sukhomlynsky

The article describes the pedagogic approaches of Vasyl Sukhomlynsky in matters of children values, moral education in primary school. It is suggested the need for moral component.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского»

УДК 37.013

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

jiwpansbeypasa@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье раскрываются педагогические подходы В.А. Сухомлинского в вопросах ценностного, духовно-нравственного воспитания детей в условиях начальной школы. Проводится мысль о необходимости духовно-нравственной составляющей в этом процессе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, ценности, ценностное воспитание.

Современное общество выдвигает перед школой требования, связанные не только с высоким качеством образования, но и воспитанием моральных качеств, а также привития ценностных ориентиров. В дореволюционной России существовал патриархальный строй с консервативным укладом жизни. Советская модель сумела накопить большой опыт воспитания подрастающего поколения, но при этом имела сильный идеологический уклон. Однако, на сегодняшний день ведутся различные дискуссии, связанные с выбором пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. При этом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области отражены основы духовно-нравственной культуры народов России:

- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

- осознание ценности человеческой жизни [6].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, полезно обратиться к богатому наследию Василия Александровича Сухомлинского. В своих работах он всесторонне проанализировал проблемы привития ценностных ориентиров подрастающему поколению.

Данный аспект в своих исследованиях рассматривали И.Д. Бех, А.М. Богуш, Л.С. Бондарь,

А.С. Бык, Н.П. Дичек, В.С. Курило, А.Г Кучерявый, С.Н. Лобода, О.Б. Петренко, Т.И. Пониманс-кая, Е.В. Проскура, А.Я. Савченко, Н.И. Сметанс-кий, О.В. Сухомлинская, Т.П. Тоцкая, В.Н. Хайру-лина.

Условия развития общества в начале XX в.: создание светского государства, основанного на нерелигиозной морали, предполагали поиск новых педагогических концепций воспитания детей в школе.

Светская мораль, основанная на принципе гуманизма, потребовала от педагогов усилий, направленных, прежде всего, на демонстрацию личного примера воспитанникам. Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что ребенка необходимо включать в мир своей интеллектуальной жизни. Созерцание, непосредственное восприятие духовных богатств, переживание величия того, что создал человек, - все это помогает воспитать зрелость мысли, сознательное суждение о том, что уже сейчас, сегодня надо начинать ту огромную работу, которую предстоит делать всю жизнь.

Чувство привязанности к родине, долга перед ней является одним из ведущих в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Убеждения, четкая позиция гражданина - вот, что необходимо стремиться формировать у ребенка. Однако, в силу особенностей возраста младших школьников, педагог не может оперировать абстрактными понятиями о родине, долге, чести. Необходимо подавать материал в доступном, наглядном для ребенка виде.

Основы патриотизма закладываются через любовь к родному краю. Педагогу следует уделять большое внимание воспитанию ценностного отношения к малой родине. Краеведение занимает большое место в педагогическом творчестве В.А. Сухом-линского. Совместные походы в музей, походы,

© Смолонский С.И., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

179

прогулки позволяют сформировать у ребенка чувство привязанности к родному краю, привить ценностное отношение к истории, традициям, культуре своего региона, развить жажду к знаниям об окружающем мире.

Становление внутренней установки личности ребенка младшего школьного возраста поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основано на заботе о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, педагог в то же время никогда не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность [4, с. 138].

Как полагал В.А. Сухомлинский, ребенок должен самостоятельно справляться с затруднениями, но при этом педагог не должен отстраняться от проблем ребенка. Поскольку, только преодоление препятствий позволит воспитать сильную, выносливую, стойкую к жизненным трудностям личность. Больше всего исследователь стремился, чтобы воспитанники преодолели жалость к себе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что жалость к себе - чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным - незавидный удел. У тщедушного -мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе. Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Следует помнить, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом [2, с. 25].

Начинать воспитывать силу духа, полагал В.А. Сухомлинский, необходимо в младшем возрасте. Основой для преодоления жалости к себе является сила духа. Она формируется благодаря физической силе, через преодоление самого себя в сочетании с развитием чувственной сферы, способностями быть добрым, чутким к переживаниям других людей. Ребенок учится самостоятельно справляться со своими трудностями и помогать окружающим. Он испытывает презрение к тщедушию и эмоциональный подъем от того, что сам справился с проблемой.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Чувства совести, долга, ответственности, стыда - главные показатели того, что необходимо воспитывать нравственную личность, осознающую личную ответственность и свой долг перед обще-

ством. Принятие того, что нельзя совершать асоциальные поступки, поскольку они несут вред другим, а не потому, что за них последует наказание -это цель педагога в воспитании гражданина. Совесть рождается в способности к сопереживанию. Если ребенок понимает чувства окружающих, примеряет их на себя, то он никогда не будет совершать поступки, которые могут нанести вред.

Отличительной особенностью подходов В.А. Сухомлинского к вопросам нравственного воспитания было то, что их основой является повседневная практика работы школы [1, с. 71].

В.А. Сухомлинский отмечал, что недостаточно развить интеллектуальные способности у ребенка. Не менее важной задачей является формирование чувства добра и зла, где граница проводится чувством человеческой совести. Начальная школа - это именно тот период, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию нравственных чувств. Исследователь полагал, что если упустить воспитание в этом возрасте, то после уже будет проблематично компенсировать недостаток ценностей у ребенка. Поэтому нельзя внушать младшему школьнику мысль о том, что ему непосильно задание из-за того, что он невзрослый. Ребенку необходимо осознать, что он самостоятельно может постичь то, что казалось ему непостижимым. Естественно, педагог должен осознавать возраст детей, их возможности и руководствоваться этим в своей работе, но не демонстрировать это восприятие ребенку [2, с. 26].

Кроме того, согласно В.А. Сухомлинскому, в начальной школе в ребенке закладывается багаж знаний и умений для продолжения образования. Однако, нельзя воспринимать воспитание младших школьников только как подготовку к взрослой жизни. Педагогу необходимо помочь ребенку наполнить его жизнь яркими моментами уже сейчас. При этом требуется, чтобы материал, излагаемый воспитанникам, не был поверхностным или двусмысленным. В особенности, это касается вопросов духовно-нравственного и ценностного воспитания: у ребенка должна выстраиваться четкая картина ценностей, при этом, как указывал автор, недопустимо их навязывание.

Исследователь отмечал, что в школьном коллективе не должно быть безнадежных детей. Неуспеваемость отстающего ученика не должна вызывать равнодушие остальных. Если ребенок не останется аутсайдером, а будет видеть поддержку, сочувствие, помощь со стороны одноклассников, то ему будет проще справиться с овладением материала.

В.А. Сухомлинский полагал, что человеческое счастье заключается в служении обществу. Помощь окружающим в их потребностях, нуждах должна, по мнению исследователя, стать нравственной склонностью каждого ребенка, будущего гражданина. Только благодаря этому можно оставить память о себе в будущем.

180

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

В.А. Сухомлинский не уставал подчеркивать, что воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач общества. Изначально ценности начинают закладываться в семье. Сотрудничество педагога и родителей ребенка - необходимое условие нравственного воспитания.

Семья выступает транслятором духовного наследия предыдущих поколений. Через передачу жизненного опыта, семейных историй и легенд ребенок чувствует себя «звеном в вечной цепи поколений» [2, с. 52]. Он принимает наследие предков и осознает свою ответственность за будущее.

«Корень духовного благородства человека - это убеждение в том, что за право на личное счастье надо платить - платить, прежде всего, трудом, усилиями, напряжением духовных сил, заботой об общем благе. В годы детства человек на собственном опыте должен убедиться в том, что, если он будет только потребителем материальных и духовных благ, вскоре станет духовно нищим» [2, с. 31].

Бескорыстная помощь ближнему - одна из основных составляющих в ценностном воспитании. Демонстрируя ребенку на личном примере важность взаимопомощи, педагог транслирует важнейший общечеловеческий принцип гуманизма, поскольку именно любовь к человеку и признание его высшей ценностью позволяет предостеречь от асоциальных поступков.

Человеколюбие В.А. Сухомлинский рассматривает не как абстрактное идеалистическое понятие, а постоянную работу, прежде всего над собой. Это предполагает, что нужно стремиться делиться внутренней красотой с окружающим миром и людьми. В этом, по мнению исследователя, заключается собственная борьба за нравственные идеалы, воз-

вышение над обыденностью и переход от объектного восприятия мира к субъектному, деятельностному.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является важнейшей составляющей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Основными компонентами выступают: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, бескорыстная помощь ближнему, привитие любви к родному краю, а также совместные усилия семьи и педагога по формированию основ духовно-нравственной культуры.

Библиографический список

1. В.А. Сухомлинский в размышлениях современных украинских педагогов / сост.: О.В. Сухом-линская, А.Я. Савченко. - Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. - 536 с.

2. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухом-линская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

3. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 120 с.

4. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Сухомлин-ский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. -Киев: Рад. шк., 1979. - Т. 1. - 1979. - 686 с.

5. Сухомлинский В.А. / сост. Г. Д. Глейзер. - М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// standart ^и. ru/catalog. aspx? Са!а^Ы=959.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4

181