Научная статья на тему 'Методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей в аспектах познания окружающей действительности'

Методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей в аспектах познания окружающей действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОКРУЖАЮЩАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / VITAL COMPETENCES / YOUNGER SCHOOLAGE / SURROUNDING REALITY / COGNITIVE COMPETENCES / PRESCHOOL AGE / CONTINUITY / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна, Смолонский Сергей Игоревич

В статье рассматривается методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей в аспектах познания окружающей действительности в рамках проектной деятельности. В начальной школе следует учитывать знания и опыт, накопленные на предыдущем возрастном этапе развития, когда формируется комплексное представление о традициях, культуре, истории, особенностях жизни и быта людей родного края через знакомство с произведениями народного прикладного искусства. Данные возрастные этапы отличаются началом становления качеств личности, которые связывают ребенка с обществом, народом, страной. Источниками данного процесса являются родной язык, народная культура (музыка, различные артефакты) и народные традиции, природа малой родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна, Смолонский Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical provision of continuity of formation of vital competences in children in aspects of cognition of the surrounding reality

Methodical provision of continuity of formation of vital competences in children in aspects of cognition of the surrounding reality in the framework of project activities is considered in the article. Knowledge and experience accumulated by the previous age stage of development, when complete picture of traditions, culture, history, peculiarities of life of the people of the native land is formed through familiarity with the works of folk arts and crafts, should be considered in elementary school. These age stages are described as beginning of formation of personality traits that are associated with the child's society, people, country. Native language, folk culture (music, various artifacts) and folk traditions, native birthplace are the sources of this process.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей в аспектах познания окружающей действительности»

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 373.3

Смолонская Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова sergiusav@mail.ru, jiwpansbeypasa@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В АСПЕКТАХ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей в аспектах познания окружающей действительности в рамках проектной деятельности. В начальной школе следует учитывать знания и опыт, накопленные на предыдущем возрастном этапе развития, когда формируется комплексное представление о традициях, культуре, истории, особенностях жизни и быта людей родного края через знакомство с произведениями народного прикладного искусства. Данные возрастные этапы отличаются началом становления качеств личности, которые связывают ребенка с обществом, народом, страной. Источниками данного процесса являются родной язык, народная культура (музыка, различные артефакты) и народные традиции, природа малой родины.

Ключевые слова: жизненные компетенции, младший школьный возраст, окружающая действительность, познавательные компетенции, предшкольный возраст, преемственность, формирование.

В период предшкольного и младшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни подобного влияния заключаются в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Различные подходы приобщения детей к истории, культуре и природе родного края рассматриваются в педагогических исследованиях З.Н. Ажер-мачевой, Н.В. Алешиной, Е.Ю. Александровой, Н.В. Виноградовой, Г.В. Власовой, Р.И. Жуковской, Н.Г. Зеленовой, С.А. Козловой, Н.Г. Комратовой, М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой, Н.Н. Поддъяко-ва, Е.В. Соловьевой, В.А. Сухомлинского и других.

Обращение к отеческому наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее, когда знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Большое значение сегодня приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Цель патриотического воспитания заключается в том, чтобы привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру [1, с. 7-8].

Ознакомление с родным краем детей входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей программ обучения

и воспитания детей предшкольного и младшего школьного возраста, в которые гармонично вписывается краеведческий материал, содержание которого необходимо осуществлять с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому - культурным и историческим фактам и событиям. При этом, дети сами должны выбирать деятельность, в которой они хотели бы активно участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, художественное творчество и т.п.). В то же время, чем разнообразнее способы, формы и приемы познания ребенком окружающего мира и его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлеченности.

Приобщение ребенка к ценностям мировой художественной культуры важно осуществлять через наиболее близкое ему искусство искусство малой Родины. Данный факт объясняется тем, что личностное становление детей обусловлено социокультурным пространством, формируемым историей и культурой своего народа.

Зачастую, взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослым, дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т.д. - во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка [4, с. 51].

Формирование мировосприятия зарождается на раннем этапе развития. Исходным пунктом данного процесса является ознакомление с историко-культурными и национальными традициями, а также географическими и природными особен-

204

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Смолонская А.Н., Смолонский С.И., 2015

Методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей...

Уровни сформированности познавательных компетенций у детей экспериментальной и контрольной групп, %

Таблица 1

Уровни Когнитивный Мотивационный Действенно-практический

Дошколь- ники Младшие школьники Дошколь- ники Младшие школьники Дошколь- ники Младшие школьники

ЭГ* КГ** ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Высокий 9,5 16,0 11,0 15,0 10,7 16,1 11,8 19,5 10,6 22,1 11,6 16,4

Средний 36,9 45,3 43,0 55,0 41,0 44,1 41,5 43,6 47,4 46,9 41,7 48,5

Низкий 53,6 38,7 46,0 30,0 48,3 39,8 46,7 36,9 42,0 31,0 47,7 35,1

ностями региона. Данные факторы наводят нас на мысль целесообразности более пристального внимания к развитию жизненных компетенций, в рамках взаимодействия с социальной средой.

Таким образом, в своем исследовании мы постарались охарактеризовать взаимосвязь особенностей сформированности познавательных компетенций детей и необходимости формирования представлений о культуре той региональной среды, в которой они непосредственно живут и которая обеспечивает эстетическое становление личности.

Исследование сформированности познавательных компетенций показало, что высокий когнитивный уровень выявлен лишь у 9,5% детей предшкольного возраста экспериментальной группы, средний уровень составил 36,9%, низкий уровень знаний о городе (поселке), родной стране и ее культуре составил 53,6%. Высокий уровень мотивационной сферы проявляется у 10,7% детей предшкольного возраста, средний 41%, низкий составил 48,3%. Действенно-практический проявился преимущественно на среднем и низком уровнях (табл. 1).

В младшем школьном возрасте высокий когнитивный уровень выявлен лишь у 11% детей экспериментальной группы (дети знают название столицы Российской Федерации; значение цветов государственного флага; имена знаменитых людей, прославивших нашу страну и родной край; могут провести пример пословиц и поговорок; узнать символику Костромы из нескольких вариантов; знакомы с традиционными особенностями народных праздников; образцами народно-прикладного искусства; знакомы с творчеством Е.В. Честнякова и такими произведениями как: «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Щедрое яблоко», «Город Всеобщего Благоденствия»), средний уровень составил 43%, низкий уровень знаний о родной стране и ее культуре составил 46%. Высокий уровень мотива-

ционной сферы проявляется у 11,8% детей предшкольного возраста, средний 41,5%, низкий составил 46,7%. Действенно-практический проявился преимущественно на среднем (41,7%) и низком уровнях (47,7%).

Педагоги экспериментальной группы (45%) понятие «краеведение» трактуют, как ознакомление детей с достопримечательностями города, не принимая во внимание знакомство с историческим прошлым родного края, его природой, народноприкладным искусством костромичей. Педагоги контрольной группы знакомили детей с костромским краем, его природой, достопримечательностями, образцами народно-прикладного искусства, однако признавали, что в этом нет системности, занятия, беседы, рассматривания альбомов приводятся от случая к случаю, накануне событий и исторических дат.

Родители, воспитывающие детей экспериментальной (52%) и контрольной (49%) групп, считают, что изучению истории и культуры родного края должны уделять внимание преимущественно в образовательных учреждениях, 15% экспериментальной и 21% контрольной групп все же стараются поддерживать интерес детей к достопримечательностям города, посещают музеи, театры, парки культуры и отдыха. Все это, несомненно, способствует формированию познавательных компетенций о родном крае. Родители поддерживают желание ребенка узнать что-то о своей малой Родине. В тоже время, были ответы родителей 33% экспериментальной и 30% контрольной групп, которые утверждали, что их ребенок проявляет крайне редко интерес к истории города и его достопримечательностям, поэтому они не считают нужным знакомить его с городом, давая лишь краткие необходимые сведения: домашний адрес, название города (поселка) и близлежащих улиц. Прогулки в городе проводят в основном в парках, для развле-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

205

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

чений (катание на каруселях, прогулки на свежем воздухе).

Полученные результаты позволили предположить, что дети предшкольного и младшего школьного возраста имеют преимущественно средний и низкий уровень познавательных компетенций о родном крае, его истории, достопримечательностях. Кроме того, ответы детей свидетельствуют о недостаточной сформированности познавательных компетенций у детей.

Это позволило разработать и реализовать проект, целью которого стало формирование познавательных компетенций у детей.

Задачами проекта выступили:

- Формировать начальные знания о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором ребенок живет.

- Развивать культурно-исторические представления посредством организации разнообразных видов и форм совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

- Развивать все виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое.

- Приобщать к общечеловеческим нравственным и культурным ценностям.

- Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его прошлому и настоящему.

- Формировать способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

- Приобщать к музейной культуре.

- Формировать эстетическое восприятие.

Принципы построения проекта:

- Принцип культуросообразности, основывается на определенных педагогических положениях, исторических данных, художественно-публицистическом материале.

- Принцип адаптивности содержания образовательно-воспитательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки дошкольников и младших школьников.

- Принцип комплексности и последовательности, целостности.

- Принцип гуманизации, интеграции различных средств и видов деятельности.

- Принцип цивилизованности и созидательности.

- Принцип ориентации на ценности и ценные отношения.

- Принцип цивилизованности и созидательно-сти, сочетания общечеловеческих и национальных интересов.

Различные направления работы с детьми предполагали беседы, музыкальные, театрализованные игры, праздники и развлечения, показ спектаклей и сказок, продуктивные виды детской деятельности, выставки творческих работ детей и родителей, посещение выставок, музеев.

Проект формирования познавательных компетенций у детей представлен следующим тематическим планированием: Художник сказочных чудес; Глинянки; Сказка «Чудесное яблоко»; «Пришла коляда накануне Рождества»; Дети в картинах Е.В. Честнякова; Сказка «Иванушко»; Сказка «Сергиюшко»; Город Всеобщего Благоденствия; Край родной.

В предшкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями происходит формирование начальных представлений о социальном и культурном мире, в котором ребенок живет, посредством организации разнообразных видов и форм (художественно-эстетическое развитие, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, чтение художественной литературы и т.д.) совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми. В предшкольный период это происходит, например, через знакомство с творческим наследием Е.В. Честнякова («глинян-кой» художника, ее художественными особенностями; с материалами и оборудованием, которыми пользовался мастер; воспитание интереса и уважение к умельцу родного края, его деятельности; сказочными сюжетами «Иванушко» и др.).

В младшем школьном возрасте с учетом знаний и опыта, полученных на предшествующем этапе развития, дается обобщенное представление о промыслах родного края, их истории, особенностях, значении в жизни людей, знакомство с произведениями народного прикладного искусства; стимулируется интерес к быту прошлых времен, к изделиям народных умельцев и одновременно продолжается развитие интереса у детей к творчеству Е.В. Честнякова (сказочника и живописца костромского края).

Педагогические условия воспитания детей младшего школьного возраста находят свое отражение в создании необходимых факторов, воздействующих на ребенка с целью привития ему качеств, необходимых для выработки ценностного отношения, прежде всего, к родному краю и его природе, путем личного примера и межкультурного взаимодействия [6, с. 119].

Обогащение и расширение компетенций о родном городе происходит через знакомство с картой Костромской области, иллюстративным материалом о родном крае. При этом педагог помогает воспитанникам узнавать, чем славится город (памятными местами, красивыми парками и т.д.), обращает их внимание на благоустройство улиц; расположение и назначение зданий, памятные места и другое.

Итак, преемственность формирования познавательных компетенций образует целостный процесс усиления социализирующих возможностей взаимодействия, предполагает постепенное становление жизненных умений, необходимых особых культурных практик ребенка.

206

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Методическое обеспечение преемственности формирования жизненных компетенций у детей...

Кроме того, психолого-педагогическая подготовка педагогов и родителей, повышающая их психолого-педагогическую и жизненную компетентность, создает благоприятные предпосылки для выработки общей стратегии воспитания и применения средств педагогического воздействия.

В рамках проекта были созданы творческие группы педагогов и специалистов, которые осуществляли: подбор, обобщение материала о родном городе и крае; жизни и творчестве Е.В. Честняко-ва, наглядного и дидактического материала; проведение консультаций и семинаров с организацией презентации репродукций картин Е.В. Честнякова, педагогических советов по теме: «Художественноэстетическое воспитание детей на основе творческого наследия Ефима Васильевича Честнякова»; создание мини-музея, посвященного творчеству писателя, художника Е.В. Честнякова в образовательной организации.

Взаимодействие образовательной организации и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечило организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения: проведение консультаций: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Воспитание любви к родному краю на основе творческого наследия Е.В. Честнякова», «Рождественские колядки - веселый праздник глубокой старины», буклет «О Ефиме Честнякове»; привлечение родителей к подбору краеведческого материала для пополнения экспозиции группового уголка «Чудесный мир Ефима Честнякова»; участие родителей в реализации проектов: «Пришла коляда накануне Рождества»; создание педагогической гостиной «Щедрое яблоко»; привлечение к совместному посещению музея; создание театральной гостиной «Ефимушкины сказки» (показ спектаклей детьми по мотивам сказок); организация выставки детских и родитель-

ских работ: «Город мечты», «Родной край» и другие; создание литературно-музыкальной гостиной «Родной край»; оформление тематических фотовыставок: «Наши экскурсии», «Пришла коляда накануне Рождества», «Иванушко».

Таким образом, полагаем, что проект в рамках методического обеспечения преемственности формирования жизненных компетенций у детей в аспектах познания окружающей действительности позволил обеспечить системность в работе, направленной на формирование познавательных компетенций о социальной среде, а также способствовал налаживанию эффективного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Библиографический список

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2007. -203 с.

2. Игнатьев В.Я. Ефим Васильевич Честня-ков. - Изд-во «Теза», 1995. - 127 с.

3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.

4. Козлова С.А. Я - человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: Владос, 2001. - 94 с.

5. Пути в избах: Трикнижие о шабловском праведнике, художнике Ефиме Честнякове / сост. РЕ. Обухов. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2008. - 440 с.

6. Смолонский С.И. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т 20. - № 2. - 2014. С. 117-119.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.