Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций...
УДК 159.9:316.6
Смолонская Анна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
sergiusav@mail.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей. Проводится мысль о том, что методическое обеспечение формирования жизненных компетенций у детей должно быть направлено на формирование умения конструктивно действовать, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Ключевые слова: взаимодействие, жизненные компетенции, индивидуальная программа, компетенции, коммуникативная функция, социальная практика, эмоционально-волевая регуляция.
На современном этапе совершенствования образования возникает потребность не только обобщать локальный опыт работы по отдельным направлениям воспитания детей, но и выстраивать целостный процесс формирования компетенций, данный аспект позволил нам сконцентрировать внимание на методическом обеспечении, формирования жизненных компетенций с учетом сохранения самоценности индивидуально-личностного развития детей.
В научной и методической литературе (Т.Ю. Ан-дрющенко, А.И. Захаров, Т.Н. Доронова, Р.В. Ов-чарова, А.М. Прихожан, Н.В. Самоукина, В. Слот, Х. Спаниярд, О. Хухлаева, Т.А. Шорыгина, Т.И. Шульга, и др.) представлен разнообразный психолого-педагогического опыт развивающей и воспитательной работы с детьми: расширение разноуровневых и разнонаправленных социальных контактов, развитие практической культуры личности, включение в социальные практики [1; 2; 3; 4].
В связи с этим, определены следующие направления деятельности: а) комплексное исследование развития компетенций, умений, навыков познавательной деятельности, социальной, коммуникативной сферы, наблюдение за динамикой психического развития, выстраивание психолого-педагогического прогноза; б) формирование жизненных компетенций с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей ребенка, обеспечение устойчивой мотивации в различных видах деятельности; в) активное взаимодействие участников воспитательного процесса.
Комплексное исследование развития компетенций, умений, навыков познавательной деятельности, социальной, коммуникативной сферы, наблюдение за динамикой психического развития, выстраивание психолого-педагогического прогноза - преследует цель уточнения оценки уровня и особенностей развития ребенка, его поведения, адекватности в типичной жизненной ситуации, соответствие его возрасту коммуникативной, познавательной, регуляторной, эмоционально-аффективной сфер; оценка ресурсных возможностей, в том числе его активность в различных видах деятельности; оценка социально-эмоциональной
адаптации в детском сообществе за счет пролонгированного наблюдения за ребенком; анализ влияния факторов ближайшего окружения.
Кроме того, формирование жизненных компетенций с учетом возрастных и индивидуально-типологических возможностей ребенка, предполагает обеспечение у него устойчивой мотивации в различных видах деятельности.
Приведем пример индивидуальной программы развития жизненных компетенций ребенка младшего школьного возраста.
Задачи индивидуальной программы: развитие способности понимания собственных эмоциональных состояний, контроля и управления ими; снижение уровня тревожности, беспокойства; помощь в осознании своего реального «Я», оптимизация самооценки, формирование навыков анализа и оценки собственных действий, поведения; обучение навыкам релаксации, снятия излишнего мышечного напряжения.
Психолого-педагогическая поддержка детей рассматривается как процесс и особый вид педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью обеспечения и защиты его прав на полноценное развитие и образование [6, с. 60].
Основные направления психолого-педагогической поддержки:
1. Развитие произвольности. В эмоциональной сфере формировались следующие умения: произвольно направлять свое внимание на собственные эмоциональные переживания; различать и сравнивать различные эмоциональные переживания, давать им названия; подражательно и произвольно воспроизводить или демонстрировать эмоции.
В сфере общения: улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать и отвечать адекватными чувствами.
В поведении: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить средства достижения целей, вырабатывать способы поведения, а также предвидеть конечный результат; адекватно относиться к оценкам и мнениям других людей.
2. Снижение агрессивности, тревоги, страхов. Результаты реализации развития личностно-
© Смолонская А.Н., 2015
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jii- № 4
29
го потенциала, полученные по индивидуальной программе, впоследствии адаптируются для совершенствования групповых форм работы и разработки занятий формирования операционально-технологических компетенций младших школьников.
Задачи формирования жизненных компетенций: формирование навыков общения в различных жизненных ситуациях, толерантности к партнерам в ситуациях разногласий с ними; развитие способности к отражению и пониманию эмоциональных состояний других людей; коррекция отдельных личностных особенностей, поведения, настроения; формирование навыков взаимодействия с партнерами в различных видах (учебной и внеучебной) деятельности; обучение навыкам оценки результатов совместной деятельности и своего вклада; совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.
Основные средства и методы реализации проекта формирования жизненных компетенций: упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера); игры с правилами (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые); творческие игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации); беседы; подготовка и разыгрывание этюдов, их обсуждение, разбор и анализ; импровизации (индивидуальные и групповые); коллективное сочинение историй; споры и дискуссии; тематическая и свободная изобразительная деятельность; аутотренинг (с использованием релаксационной музыки и поэзии).
Данные методы были активно использованы в ходе групповых занятий по формированию жизненных компетенций у младших школьников. Организация и состав групп детей для проведения занятий формировался с учетом данных проведенной диагностики, а также результатов работы по индивидуальным программам. Группы были составлены не по одному какому-то признаку (только неуверенные в себе, только агрессивные и т. п.), напротив, дети с разными проблемами обычно занимались вместе, в одной группе. Состав групп мог изменяться в зависимости от целей занятия, каждая группа включала 6-8 детей.
Структура каждого занятия, включает в себя три взаимосвязанные части.
Первая часть занятия - направлена на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сферы ребенка.
Примерные виды форм и направлений деятельности: а) игры на определение и передачу эмоциональных состояний человека при помощи мимики, жестов; б) этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений; в) игры на развитие умения выражать различные состояния: интерес, удивление, удовольствие, радость, печаль, страдание, гнев, страх, вину, стыд, сосредоточенность,
отвращение; г) этюды и игры на выражение и сопоставление отдельных черт характера - отрицательных и положительных; д) сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей.
Стоит отметить, что в процессе общения важную роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние другого человека. Восприятие внешнего выражения эмоций побуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Ребенок, владея собственными мимикой, пантомимикой жестами и другими выразительными движениями, способен лучше понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и в движениях тела другого человека. Неумение выразить свои чувства, неловкость, скованность или неадекватность невербальных средств выразительности затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого человека - одна из весомых причин неуверенности в себе, отчужденности, враждебности.
Вторая часть занятия - направлена на развитие и коррекцию познавательной сферы психики ребенка. В ней используются дидактические игры и упражнения на развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воли, наблюдательности, воображения, творческой фантазии, речи.
Третья часть занятия - направлена на обучение детей приемам саморасслабления, снятия у них психомышечного напряжения. Для этой цели мы использовали игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц -рук, ног, туловища, лица.
Поскольку важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредотачиваться на высказываниях собеседника, одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению, которая включает следующие составляющие: а) осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением; б) снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений; в) погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.
По окончании упражнений на напряжение/расслабление в группе проводилось обсуждение того, что дети чувствовали, какие испытывали ощущения. Таким образом, у школьников накапливался опыт того, что мышечное напряжение по их воле может сменяться приятным расслаблением, спокойным состоянием, необходимым для конструктивного дружеского общения.
Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Создание в детском коллективе, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Это достигается благодаря активной ра-
30
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
Психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций..,
боте не только с членами семьи, но и с педагогами, обучающими ребенка, с одноклассниками, друзьями и знакомыми.
Кроме того, формирование адекватных родительских установок на психолого-педагогические проблемы ребенка осуществляется путем активного привлечения родителей к совместной деятельности. Основная задача заключается в установлении необходимого баланса, создании необходимых условий, где происходит встреча и соотнесение разнонаправленных интересов, целей и их конкретных носителей: взрослого, педагога и ребенка, на которого направлена деятельность взрослого; где встречаются конкретные «социальные и субъективные реальности», при этом возникает общий проект взаимодействия, который будет одновременно помещен как в индивидуализирующую плоскость, так и в плоскость социализации.
Примером может являться тренинг общения с родителями «Влияние взаимоотношений взрослых на ребенка».
Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения; способствовать самоанализу участников; диагностика внутрисемейных отношений; обсуждение и анализ типа взаимоотношений в семье.
1. Упражнение «Настроение». Психоэмоциональный настрой на занятие.
2. Рисуночный тест «Моя семья». Обсуждение по подгруппам (2-3 человека) темы «Идеальная семья. Какая она?». Подгруппа разрабатывает свою модель идеальной семьи и выносит на обсуждение в группе.
3. Упражнение «Медитация», «Что мне нужно для счастья?». Сядьте, расслабьтесь, задайте сами себе вопросы: «В чем ты нуждаешься? Что тебя радует? Что тебе нужно для того, чтобы быть счастливым?» (Размышления сопровождаются тихой спокойной музыкой).
4. Сообщение: «Ссора - всегда ли это плохо?». Дискуссия на тему: «Умеем ли мы решать конфликтные вопросы цивилизованно?».
5. Упражнение «Кто Я?».
6. «Обратная связь».
Вниманию родителей были предложены советы, которые помогут им установить более близкий эмоциональный контакт с ребенком, преодолеть трудности в сложившихся конфликтных ситуациях.
Согласимся с позицией Л.В. Скитской, что коммуникативное общение это процесс взаимодействия субъектов, приводящий к качественным преобразованиям структуры коммуникативной деятельности в ходе установления личностных отношений и познания другого человека, позволяющий достичь наиболее высокого уровня сочувствия, соучастия, сопереживания и взаимопонимания между партнерами [5, с. 5253].
Аналогично, в целях повышения социально-психологической компетентности педагогов, со-
вершенствования их умений эффективного взаимодействия с учениками, была создана «Мастерская педагогического общения».
Работа «Мастерской педагогического общения» включала в себя:
1. Знакомство с теоретическим материалом: обозначение актуальности проблемы общения; значение делового общения в жизни коллектива, что это предполагает; необходимость делового общения в педагогическом коллективе.
2. Практические занятия по деловому общению. рассмотрение уровней общения - проигрывание ситуаций обращения на каждом уровне и отслеживание эмоционального состояния; выявление барьеров общения и условий эффективного общения (игра «Передай информацию»).
Например, в структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Цель тренинга для педагогов заключается в развитии коммуникативных навыков.
Задачи тренинга: отработать навыки убеждения и умения найти аргументы в пользу своей позиции; развить умение находить подход к людям; подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации; развитие умения невербального средства общения; обучить эффективным способам общения.
Ход тренинга представляет собой следующий алгоритм:
Упражнение «Комплимент» в кругу. Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Упражнение «Ассоциации». Цель: побуждение к ассоциативному мышлению. Предложить участникам несколько слов и общими усилиями постараться зафиксировать все ассоциации, которые придут на ум при чтении этих слов.
Упражнение «Парное рисование». Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Упражнение «Подарок». Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.
Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил.
В заключении ведущий узнает, какие трудности возникли у участников в ходе тренинга, благодарит за участие и желает всегда понимать себя и других.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
31
Также, с педагогами проводились тематические педагогические советы («Правовое воспитание детей: миф и реальность»; «Роль регионального компонента в формировании познавательных компетенций у детей» и др.), совещания, методические объединения (не чаще 1 раза в месяц), на которых происходило обсуждение проблемных педагогических ситуаций, их психолого-педагогический анализ.
Важный результат деятельности «Мастерской педагогического общения» в том, что педагоги старались учитывать индивидуально-типологические особенности младших школьников при выборе и использовании приемов создания различных ситуаций успеха. Психолого-педагогическая подготовка родителей включала в себя родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные с родителями воспитательные мероприятия, педагогический лекторий и заключалась в: разъяснительной работе с родителями по поводу задач и методов проводимого эксперимента; обучении родителей созданию ситуаций успеха в условиях семьи.
Таким образом, психолого-педагогические подходы к методическому обеспечению формирования жизненных компетенций у детей направлены на формирование умения конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, формирование уверенности в себе, своих
возможностях, адекватной самооценки и уровень притязаний, которые направляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Родители и педагоги, являясь ближайшим социальным окружением, играют значительную роль в формировании жизненных компетенций у детей.
Библиографический список
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррек-ционные и развивающие игры для детей 6-10 лет. -М.: Академия, 2004. - 96 с.
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.
3. Прихожан А.МПсихология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.
4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М.: Новая школа, 1993. - 139 с.
5. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2013. № 2. - С. 5057.
6. Смолонская А.Н., Смолонский С.И. Проблема преемственности формирования жизненных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - № 1. -Т. 20. - С. 5860.
32
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21