УДК 373.3
Смолонский Сергей Игоревич
Костромской государственный университет [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
В статье рассматривается уверенность в себе как фактор, оказывающий влияние на процесс формирования ценностного отношения к социальной действительности. Устанавливаются причины и пути преодоления неуверенности в себе с позиций ценностной направленности.
Ключевые слова: младшие школьники, неуверенное поведение, социальная действительность, уверенность в себе, ценности, ценностное отношение.
Личностные особенности, оказывающие негативное влияние на успешную социализацию младшего школьника в процессе межличностной интеракции в рамках социальной действительности, весьма разнообразны. При этом, имеет смысл говорить о различных интегративных личностных образованиях, оказывающих значительное воздействие на модус социального поведения ребенка и, в частности, воздействующих на определенные психологические характеристики. Таковыми, на наш взгляд, выступают: уровень притязаний и самооценка.
В частности, проблему проявления детской застенчивости в своих работах рассматривали А.И. Ильина, В.П. Кащенко, А.Г. Ковалев, Е.И. Кульчицкая, Н.Д. Левитов, И.В.Страхова, и др. Так, В.П. Кащенко определяет застенчивость как «психическое состояние, которое может влиять на наше мышление, задерживая, расстраивая его ход, может действовать вопреки желаниям на чувства (эмоции) и, вызывать неловкие, вынужденные, лишние движения руками, ногами, головой и т. п.» [1, с. 89]. С точки зрения исследователя застенчивость выступает в качестве недостатка характера и проявляется не случайно, а постоянно и в любой ситуации, являясь следствием неуверенности в себе.
Кроме того, А.М. Прихожан рассматривает «уверенность в себе как переживание человеком своих возможностей, адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни и тем, которые он ставит перед собой сам» [2, с. 120]. Анализ задач, которые поставлены перед человеком, оценка своих возможностей (самооценка) - есть проявление уверенного поведения. Однако, решение и изменение задач, которые ставит жизнь - процесс проблематичный, однако задачи, которые человек избрал сам, в рамках собственных притязаний - более пластичны и достижимы. А.М. Прихожан указывает, что «неуверенное поведение влечет за собой переживание неуверенности в себе» [2, с. 121].
Б.Г. Ананьев полагает, что «чувство уверенности в себе, повышает выносливость человека к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах» [7, с. 150].
Так уверенное поведение всегда предполагает наличие таких компонентов как:
а) субъективная личностная установка на собственные интересы и потребности;
б) социальная готовность и умение управлять ими, применять, имеющиеся навыки для достижения желаемого результата;
в) отсутствие социального страха и умение осознавать собственные потребности [3, с. 36].
Ценностное отношение к собственному труду, собственным возможностям, желание преодолеть ситуацию раскрывается через волю человека. Так, согласно С.Л. Рубинштейну, у уверенной в себе личности, «чувствующей в себе резерв не использованных сил и возможностей, неуспех может стимулировать желание во что бы то ни стало добиться успеха, в особенности, если человек сознает, что постигшая его неудача явилась результатом недостаточно напряженной работы с его стороны» [4, с. 47].
В исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Б.В. Зейгарник, Г.М. Красневской, Е.А. Серебряковой поднималась проблема развития уровня притязаний младшего школьника. Так установлено, что невозможность достигать успеха в деятельности (игре, учении) порождает объективное неблагополучие в коллективе, препятствует раскрытию себя в рамках социальной действительности. Появляющиеся трудности (в рамках воплощения в реальность собственных устремлений) стимулируют зарождение и закрепление у младшего школьника отрицательного эмоционального самовосприятия, сопровождаемого аффективными переживаниями, что проявляется через слезы, жалобы педагогу по поводу нежелания выполнять действия. Подобные переживания порождают у детей младшего школьного возраста неуверенность в себе, в своих возможностях и влекут за собой стремление к выбору более легких заданий и страх трудностей из-за возможного неуспеха. У повышенно импульсивных младших школьников данные негативные личностные проявления способны усилиться, что влечет за собой формирование враждебного отношения к одноклассникам, сознательной установки на нарушение дисциплины, закреплением таких
© Смолонский С.И., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4
275
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
личностных характеристик, как импульсивность, негативизм, эгоцентризм, раздражительность.
При этом, одна из существенных особенностей младших школьников - это несформированность «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божо-вич), обуславливающая многие трудности периода школьной адаптации. Так, перманентное переживание ситуации неудачи, переносимое во внеучеб-ную деятельность, а также в межличностное общение и взаимодействие, способствует развитию чувства неуверенности и малозначительности, что приводит к желанию компенсировать собственную личную несостоятельность. Самоактуализация таких детей может осуществляться в разной мере осознанным противодействием школьным ценностным нормам и характеризуется повышенной конфликтностью в отношениях с окружающими. Зачастую такие дети входят в группу риска развития психосоматических и нервно-психических расстройств (Ш.А. Амонашвили, В.В. Ковалев и др.).
Утрата уверенности в себе приводит к нарушению нормальных контактов с окружающими в рамках социальной действительности. Формирование неадекватной, завышенной самооценки проявляется у детей в стремлении к лидерству, негативизме и агрессии в ответ на любые трудности, сопротивлении требованиям взрослых, а также отказе от активности, которая способна раскрыть несостоятельность, что приводит к конфликту между уровнем собственных притязаний и отсутствием веры в свои силы и последующим негативным эмоциональным реакциям.
При этом, отсутствие реальных успехов в деятельности (в учении) только укрепляет эту неуверенность. В свою очередь, неуспех переживается крайне болезненно, еще более повышая тревожность ребенка и способствуя переживанию чувства собственной неполноценности в условиях социальной действительности.
В то же время, среди детей, встречаются и такие, самооценка и уровень притязаний которых адекватны, то есть вполне соответствуют реальным возможностям ребенка. Эмоциональные реакции таких детей при столкновении с трудностями и даже неудачами в учении тоже негативно окрашены (что совершенно естественно) и нередко весьма интенсивны. Однако, эти переживания всегда ситуативны, достаточно кратковременны и, как правило, не приводят к заметному снижению положительного эмоционального тонуса ребенка. Более того, бывают ситуации, когда неудача при выполнении конкретных учебных заданий, может выступать даже дополнительным стимулом к попыткам младшего школьника все-таки преодолеть возникшее затруднение. Эти особенности детей, отличающихся адекватностью самооценки и уровня притязаний, лежат в основе свойственного многим из них самопринятия, самоуважения и являются
хорошей базой для формирования у них ценностного отношения к социальной действительности. Ценностное отношение, подкрепленное уверенностью в себе, выступает в качестве благоприятного фактора, способствующего раскрытию когнитивного потенциала младшего школьника, и опоры, способствующей преодолению жизненных препятствий как в учебной, так и внеучебной деятельности.
Трудности, появляющиеся во время обучения в начальной школе, являются следствием значительного количества факторов внутреннего и внешнего характера, что обуславливается следующим:
- данные факторы, в большинстве случаев, не существуют изолированно, а выступают в совокупности, выстраивая сложную иерархичную структуру, приводящую к возникновению проблем, связанных с нарушением адаптации ребенка в школе;
- воздействие, оказываемое факторами не является непосредственным, а находит отражение через систему косвенного влияния;
- «становление картины школьной дезадаптации происходит в неразрывной динамической связи с симптомами психического дизонтогенеза» [5, с. 53].
Трудности в процессе школьной адаптации младших школьников влекут за собой различного рода психолого-педагогические последствия -в частности, зарождение у ребенка чувства неуверенности в себе и восприятие социальной действительности как враждебной. Дети, долгое время испытывающие проблемы с успеваемостью, переживают заниженную самооценку, приводящую к усилению факторов, влияющих на процесс обучения, что снижает их «статус» среди сверстников. То есть, имеет место определенная взаимозависимость: проблемы в учении - неудача - потеря уверенности в своих силах, что усугубляет проблемы, ведет к еще большей неудаче и т. д. В итоге, ребенок неспособен благополучно встроиться в социальную действительность. Однако, стоит упомянуть, что младшие школьники изначально попадают в новую, а значит, в какой-то мере, непривычную для них, обстановку общеобразовательной организации. В этой обстановке дети, у которых несформировано в должной мере ценностное отношение к социальной действительности на более ранней ступени развития, испытывают большие трудности. Так, проблемы в ходе освоения учебного материала, отсутствие конкретных желаемых результатов и позиция педагога, родителей и сверстников, влекут за собой травмирование личности ребенка, обусловленное отсутствием успеха.
Современные исследователи проблемы формирования у младших школьников ценностного отношения к различным проявлениям окружающей действительности выделяют следующие аспекты осуществления данного процесса:
276
Вестник КГУ ^ 2016
- «отбор материала для работы с детьми необходимо осуществлять с учетом содержания реализуемых в образовательной организации программ;
- следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, ценность и значимость краеведческого материала, его доступность и соответствие опыту детей, их интересам и потребностям;
- необходимо осуществлять осознанный отбор методов ознакомления детей с родным краем, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность;
- осуществлять интеграцию и взаимодействие образовательной организации с семьей в образовательном процессе для повышения эффективности работы» [6, с. 108].
Таким образом, проблема регуляции самоконтроля, произвольности поведения у детей выступает как недостаточность развития ценностных установок и волевого поведения, трактуемого в широком смысле как неумение преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, а в узком - как несформированность моральной саморегуляции, осуществляемой на основе сознательного выбора мотивов в ситуации нравственного конфликта в рамках социальной действительности. В связи с этим важным является научить детей управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения, развивать и сохранять активное и произвольное внимание, правильно вести себя в совместной с окружающими деятельности.
Библиографический список
1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - М.: Академия, 2000. - 304 с.
2. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.
3. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Вып. 1. Ч. 2. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1996. - С. 132-138.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
5. Смолонская А.Н. Ассертивное поведение как показатель сформированное™ жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2014. - Т. 20. - №1. - С. 52-55.
6. Смолонский С.И. Педагогические условия формирования ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников // Новая наука от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 107-109.
7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4
277