Механизм применения системного подхода в использовании музыки на логоритмических занятиях будет совершенствоваться, если в работе с детьми речь рассматривается как сложная многоуровневая психофизическая система, учитывается связь речи со всем ходом психического развития ребенка, а логопедическая ритмика применяется как своеобразная форма коррекции, средство воздействия, включающее сочетание слова, музыки и движения.
Библиографический список
1. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2007. - Часть I. - 63 с.
2. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - III часть. - 91 с.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 296 с.
4. Далькроз Э.Ж. Ритм. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 248 с.
5. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников: словарь. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 96 с.
6. Словарь по социальной педагогике / сост. В.А. Мархадаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
7. Шадриков В.А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Логос, 2007. -270 с.
УДК 371.4
Смолонская Анна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
sergiusa v@mail. ru
АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поставлена задача, рассмотреть основные аспекты проблемы формирования ассертивного поведения, как средства реализации личностных возможностей детей и основного показателя сформированности жизненных компетенций. Выявлены основные причины возникновения неуверенности в себе у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, жизненные компетенции, неуверенность, уверенность в себе, самооценка.
Современная стратегия развития системы начального образования направлена на воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, на основе толерантности; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Педагогическая практика, как и специальные исследования, показывают, что многих особых детей часто характеризует явно недостаточная оснащенность необходимыми социальными навыками, что серьезно затрудняет их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вследствие чего такие дети либо игнорируются, либо активно отвергаются. И в первом, и во втором случае отмечается глубокое переживание ребенком психологического дискомфорта и, как следствие, у него возникает чувство неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях, что, несомненно, сказывается на различных видах деятельности и их результатах.
В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном обучении, дети нуждаются в систематическом обучении этим навыкам. Задача развития необходимых личностных качеств должна решаться посредством повышения личностного статуса ребенка, формирования адекватной самооценки, перцептив-
ным и познавательным возможностям и, в соответствии с этим, повышение уровня притязаний, активизация жизненной позиции, формирование ас-сертивного поведения.
С приходом ребенка в школу происходит коренное изменение социальной ситуации его развития. Изменяется вся система жизненных отношений ребенка, у него появляются новые социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей становиться учебная деятельность, обуславливающая все важнейшие изменения в развитии личности младшего школьника.
При наступлении школьного возраста перед родителями встает вопрос, оставить ли особого ребенка в привычном окружении детей, определить его на индивидуальное обучение или расширить пространство его взаимодействия, включив его в школьную среду. В школе в ближайшее окружение включается ученический и педагогический коллективы. Успешность социальной адаптации определяется тем, насколько активным, позитивным и содержательным является взаимодействие всех субъектов интеграции. Успешность взаимодействия, в свою очередь, зависит от уровня подготовленности субъектов. Как правило, дети даже к старшему дошкольному возрасту имеют ограниченный круг общения, недостаточный уровень социальный развития и взаимодействия с социальным окружением.
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Смолонская А.Н., 2014
Ассертивное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций..,
Проблемы в обучении детей порождают множество психолого-педагогических последствий, одно из которых появление у младшего школьника неуверенности в себе. У детей с длительной неуспеваемостью формируется заниженная оценка своих возможностей, что еще более усиливает их трудности в учении, делает их положения в классе еще более неблагоприятным. Образуется «порочный круг»: трудности -неуспехи - неуверенность в себе порождают еще большие трудности, еще большие неуспехи, еще большую неуверенность в себе и т.д. Трудности в учебной деятельности, ее низкая результативность и соответствующее отношение к ней педагога, родителей и одноклассников, приводят к тому, что неуспешность становится для детей травмирующим фактором.
Трудности, которые могут возникать у ребенка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Это связано с тем, что:
- каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную структуру нарушения школьной адаптации;
- действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредо-ваний.
Владение необходимыми жизненными компетенциями, обеспечивающими успешное общение со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения, и взаимодействие с ближайшим социальным окружением чрезвычайно важны для ребенка. Оптимизация условий и средств формирования ассертивного поведения у детей, включение их в активные социальные отношения, является, несомненно, важной задачей.
Как научное понятие (англ. assertiveness, не-мецк. selbstsicherheit) ассертивность, или уверенность в себе появилась в психологической литературе сравнительно недавно.
Ассертивность (англ. аззеН^епезз) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям [2, с. 40].
Под «ассертивностью» понимается определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [8, с. 58].
В. Каппони, Т. Новак разнообразные проявления личности, отличающей уверенностью в себе, объединяют понятием «ассертивность» и при этом формулируют следующие положения, которые называют «ассертивными правами человека»:
- Человек имеет право сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несет ответственность за последствия.
- Человек имеет право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих поведение.
- Человек имеет право сам решить, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей.
- Человек имеет право менять взгляды.
- Человек имеет право совершать ошибки и отвечать за них.
- Человек имеет право сказать: «Я не знаю».
- Человек имеет право не зависеть от доброй воли других людей.
- Человек имеет право на нелогичные решения [4].
Д. Вольпе показал, что существенную роль
в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях [7].
Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными ситуациями и затем по механизму подкрепления постоянно усиливается. Д. Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать «нет». Конечно, в той или иной степени вероятность зарождения этих страхов, свойственна любому человеку. Однако, проблема неуверенных в себе в том, что для них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность [6].
А. Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. На основе своего клинического опыта А. Сальтер выделил и описал шесть характеристик уверенной в себе личности:
1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим А. Сальтер понимал, во-первых, открытость: уверенный человек все чувства «называет своим именем» и не заставляет партнера догадываться, что именно стоит за его словами. Во-вторых, уверенный в себе человек выражает свои чувства спонтанно, то есть в тот самый момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он действительно испытывает, не стремясь скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.
2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает открытое и ясное проявление чувств в и соответствие между словами и невербальным поведением.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
53
3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих.
4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «Я».
5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.
6. Способность к импровизации, то есть к спонтанному поведению [10, с. 132-138].
Чувство уверенности в себе, повышает выносливость человека к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах [9, с. 150].
В психолого-педагогическом словаре понятие «уверенность» истолковывается как чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях. Это положительное свойство личности, формируемое в процессе воспитания и обучения и активизируемое психологической подготовкой и мобилизацией.
Уверенность всегда предполагает наличие следующих компонентов:
- субъективной установки на самого себя, то есть человек разрешает себе иметь и действительно имеет собственные притязания;
- социальной готовности и способности ее адекватно реализовать, то есть владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления;
- свободы от социального страха и торможения, то есть способности личности регистрировать и обнаруживать собственные притязания [6]. Далее указывается, что «уверенный человек способен выдвигать требования, критиковать, говорить «нет», устанавливать контакт, открыто обращать на себя внимание, позволять себе ошибки».
В исследованиях отечественных психологов и педагогов феномены уверенного и неуверенного поведения чаще всего рассматривались при изучении межличностных отношений. Исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, Д.В. Менджерицкой и др. посвящены особенностям взаимоотношений и общения ребенка, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Л.С. Выготский отмечал, что все в человеке вос-питуемо и перевоспитуемо при соответствующем социальном воздействии. Сама личность при этом должна пониматься не как законченная форма, а как постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой [3, с. 198].
Л.И. Божович полагала, что человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Этот
уровень развития характеризуется, прежде всего, тем, что в процессе взаимоотношений с окружающей общественной средой человек начинает воспринимать себя как единое целое, отличное от окружающей его действительности и других людей; такая форма самопознания выражается в появлении у человека переживания своего «Я». Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями [1, с. 17].
Ассертивность, как это показано в работах зарубежных и отечественных авторов, является одним из действенных средств овладения младшим школьником учебной деятельностью и преодоления трудностей.
Формирование жизненных компетенций, обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении; включающие формирование и развитие различных качеств личности ребенка, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей. Приобретение умений в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях.
Понятие «жизненные компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни, обеспечивающие развитие отношений с окружением в настоящем. Жизненные компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты, позволяющие достигать результатов в неопределенных проблемных ситуациях, позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы. Наиболее ценным представляется формирование личностных стратегий и тактик поведения, взаимодействия личности с социумом [5].
Процесс формирования жизненных компетенций предполагает освоение форм социального поведения, принятых в семье и гражданском сообществе, первоначальными представлениями о социальной жизни, социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины; обеспечением педагогической поддержки, направленной на оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем.
Таким образом, проблема регуляции самоконтроля, произвольности поведения у детей выступа-
54
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Психолого-педагогическая характеристика семейных проектов в начальной школе
ет как недостаточность волевого поведения, трактуемого в широком смысле как неумение преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, а в узком - как несформированность моральной саморегуляции, осуществляемой на основе сознательного выбора мотивов в ситуации нравственного конфликта. В связи с этим важным является научить детей управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения, развивать и сохранять активное и произвольное внимание, правильно вести себя в совместной с окружающими деятельности.
Нам представляется, что целенаправленное формирование жизненных компетенций детей способствует развитию ассертивного поведения, повышая потенциал их социальной активности, открывает возможности для успешного разрешения тех проблем, которые возникают в процессе воспитания и обучения.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 463с.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2004. - 666 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
4. Каппони В., Новак Т. Как делать все по своему, или ассертивность - в жизнь. - СПб.: Питер, 1994. - 188 с.
5. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22.
6. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Вып. 1. - Ч. 2. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1996. - С. 132-138.
7. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1997. -22 с.
8. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.
9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.
10. ХьеллЛ., ЗиглерР. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
УДК 159.923
Иванова Наталья Валентиновна
кандидат психологических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Объектом психолого-педагогического анализа в статье являются семейные проекты, реализуемые в начальном звене школьного образования: предлагается авторское определение семейных проектов, раскрывается их специфика, характеристика по ряду классификационных параметров, личностно-развивающие возможности. Ключевые слова: семейный проект, проектная деятельность, младший школьник.
В целом ряде современных отечественных диссертационных психологических и педагогических исследований раскрыт образовательный, воспитательный и личностно-раз-вивающий ресурс проектной деятельности в начальной школе. Анализ данных работ позволяет констатировать, что возможности проектной деятельности, субъектами которой выступают младшие школьники, изучены избирательно, преимущественно при локально-дисциплинарном способе ее организации (на отдельных уроках). Большинством авторов экспериментально доказан разнообразный личностно-развивающий потенциал проектной деятельности при ее реализации на уроках технологии в начальной школе (Т.Е. Бацаева [3], О.Г. Калашникова [8], П.А. Маслов [9], Н.В. Матяш [10], И.А. Мезенцева [11], Н.Н. Новикова [12] и др.).
В некоторых диссертационных работах подтверждена эффективность проектной деятельности как средства личностного развития младших школьников на уроках окружающего мира (Г.В. Алябуше-ва [2], О.Б. Волжина [4]), математики (Н.Н. Замош-никова [5]), иностранного языка (О.П. Агафонова [1]), информатики (М.С. Цветкова [12]), музыки (Т.В. Шевцова [14]). При этом необходимо отметить, что возможности внеурочной проектной деятельности в начальной школе в научных исследованиях практически не изучены, а многочисленные публикации в периодической печати затрагивают эту тему фрагментарно и описательно, как правило, представляя отдельные примеры проектов.
Особое место во внеурочной проектной деятельности занимают семейные проекты, для своей реализации предполагающие активное участие роди-
© Иванова Н.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
55