Научная статья на тему 'Ассертивное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста'

Ассертивное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1412
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / САМООЦЕНКА / ASSERTIVENESS / ASSERTIVE BEHAVIOR / LIFE COMPETENCES / INSECURITY / SELF-CONFIDENCE / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолонская Анна Николаевна

Поставлена задача, рассмотреть основные аспекты проблемы формирования ассертивного поведения, как средства реализации личностных возможностей детей и основного показателя сформированности жизненных компетенций. Выявлены основные причины возникновения неуверенности в себе у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assertive behavior as life competences generatedness indicator in school-age children

There is a task to consider the major aspects of the assertive behavior formation problem as a resource of children's personal realization possibilities and the main indicator of life skills formation. The main reasons of primary school age children insecurity are founded.

Текст научной работы на тему «Ассертивное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста»

Механизм применения системного подхода в использовании музыки на логоритмических занятиях будет совершенствоваться, если в работе с детьми речь рассматривается как сложная многоуровневая психофизическая система, учитывается связь речи со всем ходом психического развития ребенка, а логопедическая ритмика применяется как своеобразная форма коррекции, средство воздействия, включающее сочетание слова, музыки и движения.

Библиографический список

1. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2007. - Часть I. - 63 с.

2. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - III часть. - 91 с.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 296 с.

4. Далькроз Э.Ж. Ритм. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 248 с.

5. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников: словарь. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 96 с.

6. Словарь по социальной педагогике / сост. В.А. Мархадаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

7. Шадриков В.А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Логос, 2007. -270 с.

УДК 371.4

Смолонская Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergiusa v@mail. ru

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Поставлена задача, рассмотреть основные аспекты проблемы формирования ассертивного поведения, как средства реализации личностных возможностей детей и основного показателя сформированности жизненных компетенций. Выявлены основные причины возникновения неуверенности в себе у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, жизненные компетенции, неуверенность, уверенность в себе, самооценка.

Современная стратегия развития системы начального образования направлена на воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, на основе толерантности; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Педагогическая практика, как и специальные исследования, показывают, что многих особых детей часто характеризует явно недостаточная оснащенность необходимыми социальными навыками, что серьезно затрудняет их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вследствие чего такие дети либо игнорируются, либо активно отвергаются. И в первом, и во втором случае отмечается глубокое переживание ребенком психологического дискомфорта и, как следствие, у него возникает чувство неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях, что, несомненно, сказывается на различных видах деятельности и их результатах.

В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном обучении, дети нуждаются в систематическом обучении этим навыкам. Задача развития необходимых личностных качеств должна решаться посредством повышения личностного статуса ребенка, формирования адекватной самооценки, перцептив-

ным и познавательным возможностям и, в соответствии с этим, повышение уровня притязаний, активизация жизненной позиции, формирование ас-сертивного поведения.

С приходом ребенка в школу происходит коренное изменение социальной ситуации его развития. Изменяется вся система жизненных отношений ребенка, у него появляются новые социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей становиться учебная деятельность, обуславливающая все важнейшие изменения в развитии личности младшего школьника.

При наступлении школьного возраста перед родителями встает вопрос, оставить ли особого ребенка в привычном окружении детей, определить его на индивидуальное обучение или расширить пространство его взаимодействия, включив его в школьную среду. В школе в ближайшее окружение включается ученический и педагогический коллективы. Успешность социальной адаптации определяется тем, насколько активным, позитивным и содержательным является взаимодействие всех субъектов интеграции. Успешность взаимодействия, в свою очередь, зависит от уровня подготовленности субъектов. Как правило, дети даже к старшему дошкольному возрасту имеют ограниченный круг общения, недостаточный уровень социальный развития и взаимодействия с социальным окружением.

52

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Смолонская А.Н., 2014

Ассертивное поведение как показатель сформированности жизненных компетенций..,

Проблемы в обучении детей порождают множество психолого-педагогических последствий, одно из которых появление у младшего школьника неуверенности в себе. У детей с длительной неуспеваемостью формируется заниженная оценка своих возможностей, что еще более усиливает их трудности в учении, делает их положения в классе еще более неблагоприятным. Образуется «порочный круг»: трудности -неуспехи - неуверенность в себе порождают еще большие трудности, еще большие неуспехи, еще большую неуверенность в себе и т.д. Трудности в учебной деятельности, ее низкая результативность и соответствующее отношение к ней педагога, родителей и одноклассников, приводят к тому, что неуспешность становится для детей травмирующим фактором.

Трудности, которые могут возникать у ребенка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Это связано с тем, что:

- каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную структуру нарушения школьной адаптации;

- действие любого фактора носит не прямой характер, а реализуется через целую цепь опосредо-ваний.

Владение необходимыми жизненными компетенциями, обеспечивающими успешное общение со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения, и взаимодействие с ближайшим социальным окружением чрезвычайно важны для ребенка. Оптимизация условий и средств формирования ассертивного поведения у детей, включение их в активные социальные отношения, является, несомненно, важной задачей.

Как научное понятие (англ. assertiveness, не-мецк. selbstsicherheit) ассертивность, или уверенность в себе появилась в психологической литературе сравнительно недавно.

Ассертивность (англ. аззеН^епезз) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям [2, с. 40].

Под «ассертивностью» понимается определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение [8, с. 58].

В. Каппони, Т. Новак разнообразные проявления личности, отличающей уверенностью в себе, объединяют понятием «ассертивность» и при этом формулируют следующие положения, которые называют «ассертивными правами человека»:

- Человек имеет право сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несет ответственность за последствия.

- Человек имеет право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих поведение.

- Человек имеет право сам решить, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей.

- Человек имеет право менять взгляды.

- Человек имеет право совершать ошибки и отвечать за них.

- Человек имеет право сказать: «Я не знаю».

- Человек имеет право не зависеть от доброй воли других людей.

- Человек имеет право на нелогичные решения [4].

Д. Вольпе показал, что существенную роль

в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях [7].

Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными ситуациями и затем по механизму подкрепления постоянно усиливается. Д. Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать «нет». Конечно, в той или иной степени вероятность зарождения этих страхов, свойственна любому человеку. Однако, проблема неуверенных в себе в том, что для них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность [6].

А. Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. На основе своего клинического опыта А. Сальтер выделил и описал шесть характеристик уверенной в себе личности:

1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Под этим А. Сальтер понимал, во-первых, открытость: уверенный человек все чувства «называет своим именем» и не заставляет партнера догадываться, что именно стоит за его словами. Во-вторых, уверенный в себе человек выражает свои чувства спонтанно, то есть в тот самый момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он действительно испытывает, не стремясь скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает открытое и ясное проявление чувств в и соответствие между словами и невербальным поведением.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

53

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «Я».

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, то есть к спонтанному поведению [10, с. 132-138].

Чувство уверенности в себе, повышает выносливость человека к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах [9, с. 150].

В психолого-педагогическом словаре понятие «уверенность» истолковывается как чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях. Это положительное свойство личности, формируемое в процессе воспитания и обучения и активизируемое психологической подготовкой и мобилизацией.

Уверенность всегда предполагает наличие следующих компонентов:

- субъективной установки на самого себя, то есть человек разрешает себе иметь и действительно имеет собственные притязания;

- социальной готовности и способности ее адекватно реализовать, то есть владеть собственными притязаниями и добиваться их осуществления;

- свободы от социального страха и торможения, то есть способности личности регистрировать и обнаруживать собственные притязания [6]. Далее указывается, что «уверенный человек способен выдвигать требования, критиковать, говорить «нет», устанавливать контакт, открыто обращать на себя внимание, позволять себе ошибки».

В исследованиях отечественных психологов и педагогов феномены уверенного и неуверенного поведения чаще всего рассматривались при изучении межличностных отношений. Исследования Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, Д.В. Менджерицкой и др. посвящены особенностям взаимоотношений и общения ребенка, существенным образом влияющие на развитие его личности.

Л.С. Выготский отмечал, что все в человеке вос-питуемо и перевоспитуемо при соответствующем социальном воздействии. Сама личность при этом должна пониматься не как законченная форма, а как постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой [3, с. 198].

Л.И. Божович полагала, что человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Этот

уровень развития характеризуется, прежде всего, тем, что в процессе взаимоотношений с окружающей общественной средой человек начинает воспринимать себя как единое целое, отличное от окружающей его действительности и других людей; такая форма самопознания выражается в появлении у человека переживания своего «Я». Личность, достигшая полного развития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Необходимой характеристикой личности является особая форма ее активности, связанная с наличием иерархического строения мотивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями [1, с. 17].

Ассертивность, как это показано в работах зарубежных и отечественных авторов, является одним из действенных средств овладения младшим школьником учебной деятельностью и преодоления трудностей.

Формирование жизненных компетенций, обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении; включающие формирование и развитие различных качеств личности ребенка, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей. Приобретение умений в области межличностных отношений предопределяет будущий успех или неудачу в жизненных ситуациях.

Понятие «жизненные компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни, обеспечивающие развитие отношений с окружением в настоящем. Жизненные компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты, позволяющие достигать результатов в неопределенных проблемных ситуациях, позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы. Наиболее ценным представляется формирование личностных стратегий и тактик поведения, взаимодействия личности с социумом [5].

Процесс формирования жизненных компетенций предполагает освоение форм социального поведения, принятых в семье и гражданском сообществе, первоначальными представлениями о социальной жизни, социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины; обеспечением педагогической поддержки, направленной на оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем.

Таким образом, проблема регуляции самоконтроля, произвольности поведения у детей выступа-

54

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Психолого-педагогическая характеристика семейных проектов в начальной школе

ет как недостаточность волевого поведения, трактуемого в широком смысле как неумение преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, а в узком - как несформированность моральной саморегуляции, осуществляемой на основе сознательного выбора мотивов в ситуации нравственного конфликта. В связи с этим важным является научить детей управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения, развивать и сохранять активное и произвольное внимание, правильно вести себя в совместной с окружающими деятельности.

Нам представляется, что целенаправленное формирование жизненных компетенций детей способствует развитию ассертивного поведения, повышая потенциал их социальной активности, открывает возможности для успешного разрешения тех проблем, которые возникают в процессе воспитания и обучения.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 463с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2004. - 666 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

4. Каппони В., Новак Т. Как делать все по своему, или ассертивность - в жизнь. - СПб.: Питер, 1994. - 188 с.

5. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - С. 6-22.

6. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Вып. 1. - Ч. 2. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1996. - С. 132-138.

7. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 1997. -22 с.

8. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 672 с.

9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.

10. ХьеллЛ., ЗиглерР. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

УДК 159.923

Иванова Наталья Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина

ivanova30nv@yandex.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Объектом психолого-педагогического анализа в статье являются семейные проекты, реализуемые в начальном звене школьного образования: предлагается авторское определение семейных проектов, раскрывается их специфика, характеристика по ряду классификационных параметров, личностно-развивающие возможности. Ключевые слова: семейный проект, проектная деятельность, младший школьник.

В целом ряде современных отечественных диссертационных психологических и педагогических исследований раскрыт образовательный, воспитательный и личностно-раз-вивающий ресурс проектной деятельности в начальной школе. Анализ данных работ позволяет констатировать, что возможности проектной деятельности, субъектами которой выступают младшие школьники, изучены избирательно, преимущественно при локально-дисциплинарном способе ее организации (на отдельных уроках). Большинством авторов экспериментально доказан разнообразный личностно-развивающий потенциал проектной деятельности при ее реализации на уроках технологии в начальной школе (Т.Е. Бацаева [3], О.Г. Калашникова [8], П.А. Маслов [9], Н.В. Матяш [10], И.А. Мезенцева [11], Н.Н. Новикова [12] и др.).

В некоторых диссертационных работах подтверждена эффективность проектной деятельности как средства личностного развития младших школьников на уроках окружающего мира (Г.В. Алябуше-ва [2], О.Б. Волжина [4]), математики (Н.Н. Замош-никова [5]), иностранного языка (О.П. Агафонова [1]), информатики (М.С. Цветкова [12]), музыки (Т.В. Шевцова [14]). При этом необходимо отметить, что возможности внеурочной проектной деятельности в начальной школе в научных исследованиях практически не изучены, а многочисленные публикации в периодической печати затрагивают эту тему фрагментарно и описательно, как правило, представляя отдельные примеры проектов.

Особое место во внеурочной проектной деятельности занимают семейные проекты, для своей реализации предполагающие активное участие роди-

© Иванова Н.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.