Научная статья на тему 'Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста'

Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССЕРТИВНОСТЬ / ТРЕНИНГ РЕЗИСТЕНТНОСТИ / ТРЕНИНГ АФФЕКТИВНО – ЦЕННОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТРЕНИНГ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ / ASSERTION / TRAINING OF THE RESISTANCE / TRAINING OF THE AFFECTIVE AND VALUABLE LEARNING / TRAINING OF THE FORMATION OF VITAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пацека И. М.

В статье раскрывается сущность и значение тренинга ассертивности как формы ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста. Статья написана для учителей начальных классов в качестве методического пособия по повышению эффективности воспитания и социализации учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the assertion as the form of early prophilaxis of the deviant behavior of children of the younger school age

The article is about the essence and the meaning of the training of the assertion as the form of the early prophilaxis of the deviant behavior of children of the younger school age. The article is written for the teachers of elementary school as the methodical material of the increase of the efficiency of the education and socialization of pupils

Текст научной работы на тему «Тренинг ассертивности как форма ранней профилактики девиантного поведения у детей младшего школьного возраста»

Общение в таких группах сокращает дистанцию между детьми, они стараются найти подходы друг к другу, укрепляют в себе терпимость и чувствуют ее пользу для общего (коллективного) дела. Именно в процессе внутригруппового общения создаются благоприятные условия для развития адекватной самооценки, особенно у детей со сниженным уровнем познавательного развития.

Самое главное и необходимое для развития личности ребенка 6-10 лет - это возможность высказать свое мнение и быть выслушанным не просто соседями по группе или классу, а друзьями (партнерами!). Только в этом случае у ребенка возникает уверенность, что он не один, а с друзьями, в таком случае и помощь сверстников он будет воспринимать гораздо естественнее, чем помощь взрослого. Развертывающаяся вокруг него деятельность других детей притягивает его.

Быть слышащим, действующим и говорящим зрителем - вполне естест-венное состояние для ученика начальной школы. Только в этом случае, вклю-чаясь в общее действие, он не остается наблюдателем, а действуя, он может перестать говорить, если ситуация этого требует, если без этого трудно координировать свои усилия с усилиями других. В этом случае действующим и говорящим лицом станет его партнер, напарник.

Несомненно, что в возрасте 6-10 лет у детей еще сравнительно мал багаж для оценки своих возможностей, поэтому большое число решений им надо попробовать на практике, но об их целесообразности они смогут судить лишь при возможности сравнивать себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неуспехами других детей. Такая оценка - выработанная собственными усилиями - намного точнее, чем оценка взрослого. Для детей привлекательными выступают те ситуации, где пробующими действиями, возможно, реализовать совместный поиск. Достаточно изменить эту мотивацию, то же самое дело становится непосильным для них.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что под равноправными (партнерскими) взаимоотношениями мы понимаем такие отношения, когда взрослый и ребенок стоят на позиции равноправных участников образователь-ного процесса, когда педагог не давит на ребенка своим авторитетом и своими знаниями, а создает такие условия, в процессе которых ребенок самостоя-тельно или вместе с другими учащимися приходит к нужному решению, что, несомненно, помогает ему не только овладевать знаниями, но и окажет помощь в дальнейшей жизни.

The basics of equal relationships between adults and children in the period of modernization of the Russian éducation are considered in this article. The ways of building positive communication among all participants in the educational process in a modern educational institution based on equal partnership, through the introduction of kindergarten and primary school pedagogy of cooperation and social game approaches are suggested by the author. The key words: partnership, collaboration, éducation co-operation, peer, socio-cultural pedagogy, a partner.

Список литературы

1. Букатов В.М. Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников / В.М. Букатов. СПб.: Образовательные проекты ; М. : НИИ школьных технологий, 2008.

2. Шулешко Е.Е.Понимание грамотности : о педагогическом решении проблем преемственности в начальном образовании детей от пяти до одиннадцати лет. Книга первая. Условия успеха/под ред.А.Русакова.СПб: Образовательные проекты, Участие, Агентство образовательного сотрудничества, 2011.

3. Юшков А.Н.Психологические особенности становления детской вопросительности на уроках-диалогах в начальной школе. Автореф. дисс. канд. психол.наук.Иркутск, 1997.

Об авторе

Пастюк О. В.- кандидат педагогических наук, доцент Магаданского института экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики

УДК-373.3

ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИ КАК ФОРМА РАННЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИМ. Пацека

В статье раскрывается сущность и значение тренинга ассертивности как формы ранней профилактики девиант-ного поведения у детей младшего школьного возраста. Статья написана для учителей начальных классов в качестве методического пособия по повышению эффективности воспитания и социализации учащихся. Ключевые слова: ассертивность, тренинг резистентности, тренинг аффективно - ценностного обучения, тренинг формирования жизненных навыков.

Модернизация образования в современных условиях системного кризиса российского общества является одной из важнейших задач всех его звеньев, особенно школы, где проблема социализации стала одним из главных направлений воспитания подрастающего поколения на современном этапе.

Большой вклад в дело решения национального проекта «Образование» и в концепцию её модернизации внесла разработка Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОСНОО). Назначение Примерной программы воспитания и социализации младших школьников, - отмечают А.Я Данелюк и А.М Кондаков, - заключается в том, что она содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Такое пространство, иначе определяемое как нравственный уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. Для его организации и полноценного функционирования требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: семьи, традиционных российских общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально открытого нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы, четко вооруженному сейчас высшей целью образования: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа». На основе этого национального воспитательного идеала формируется и основная педагогическая цель: воспитание духовно - нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [1].

Состояние общество зависит от качества основополагающих идей, ценностей и смыслов, функционирующих в нем. Для воспитания это имеет особое значение, потому что оно не терпит пустоты. Ситуация идейного бездорожья приводит к росту социальной дезадаптации детей и подростков. Суть этого явления состоит в рассогласованности мироощущения и миропонимания ребенка с явлениями окружающей среды, её традициями, нормами, в ослаблении или утрате им связей с семьей, школой, другими социальными институтами, в отчуждении от учения и труда. В наши дни возникло фактически парадоксальное явление. Девиантное традиционно называют отклоняющимся, асоциальным поведением, однако социологами, психологами и педагогами фиксируется в настоящий момент парадоксальный факт: молодежная субкультура настолько деформирована, что девиация, в силу её распространенности, превращается в норму. Разрешение кризиса школьного возраста для большинства подрастающего поколения оказывается, к сожалению, возможным именно через обращение к девиантным формам поведения. Девиантность превращается в средство приобщения к атрибутам взрослой жизни. И более того, школа как институт социализации, воспитания, теряет свое влияние на воспитанников. Социологическими исследованиями установлено, что влияние семьи на ребенка в настоящий момент намного сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы: влияние семьи - 40%, СМИ - 30 %, школы - 20%, улицы - 10 % [3].

К сожалению, система начального школьного образования сегодня далека, не соответствует требованиям общества. Она не учитывает в полной мере весь социокультурный опыт, который получает ребенок в современном информационном мире, телеэкране, на улице утверждаются приоритеты, далекие от ценностей, которые проповедуют педагоги. И это реальное и весьма серьезное противоречие в состоянии воспитания и социализации младших школьников в наши дни.

Личность есть продукт социальной среды - среды и общесоциальной, и непосредственной, конкретной. Сама среда и ее отражение в мотивации личности могут быть узкими или широкими, благоприятными и неблагоприятными.

Современными учеными отмечается, что в поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные стороны регулятивную и побудительную Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях. Регуляция поведения реализуется посредством различных психических проявлений, таких как: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, речь, способности, темперамент, характер, эмоции. Побудительная сторона -обеспечивает активность и направленность повеления [5].

Условия сегодняшних социальных отношений в обществе требуют нового подхода к ранней профилактике девиантного поведения, что на наш взгляд, делает необходимым рассмотрение процесс формирования ассертивности у младших школьников, как важнейшего условия профилактики девиантного поведения.

Ассертивность - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям [4].

Следуя данному стилю поведения человек защищает свои собственные права, выражает мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других. Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят. При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе. Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Вырастая, мы анализируем свое поведение и проблемы, которые возникают в связи с этим, а, следовательно, мы можем строить жизнь по своим сценариям, начиная действовать по-новому.

Ассертивное поведение противопоставляется другим моделям поведения которые рассматриваются в психологии: пассивность и неуверенность, агрессивность и манипулирование.

Это важнейшие человеческие качества, которые обусловливают поведение соответствующие нормам и правилам социализации и сами по себе обеспечивают профилактику девиантного поведения.

Компонентами ассертивного поведения, являются:

1. принятие на себя ответственности за собственное поведение;

2. демонстрация самоуважения и уважения к другим людям;

3. эффективное общение;

4. демонстрация уверенности и позитивной установки;

5. умение внимательно слушать и понимать;

6. переговоры и достижение рабочего компромисса;

7. поиск простых выходов из сложных ситуаций.

Одной из форм ранней профилактики девиантного поведения является активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы тренингов:

1. тренинг резистентности к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.;

2. тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения, основанный на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей;

3. тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях, а также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации[2].

Рассмотрим несколько вариантов тренингов, разработанных для детей младшего школьного возраста с целью формирования их ассертивности как важнейшего условия ранней профилактики девиантного поведения.

Упражнение "Встаньте в круг"

Детям предлагается собраться тесной группой в центре комнаты. После хлопка учителя все закрывают глаза и начинают двигаться в любом направлении. При этом необходимо жужжать. После второго хлопка учителя все останавливаются и замолкают. Оставаясь с закрытыми глазами, все пытаются, держа друг друга за руки, образовать круг. После завершения первой попытки все останавливаются, открывают глаза и оценивают получившийся круг. Затем игра повторяется снова, до тех пор, пока не образуется правильный круг. По правилам дети не должны между собой общаться.

Упражнение "Общение без слов"

Упражнение выполняется молча. Учитель просит детей встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начинают двигаться в противоположных направлениях и останавливаются по команде учителя. Оказавшись друг напротив друга, дети образуют пары. Учитель просит их закрыть глаза и поздороваться с помощью рук, открыть глаза и двигаться дальше. Вновь образуются пары, которые получают задание: "Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыбнитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше".

Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: поборитесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощайтесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть и т.п.

Упражнение "Счет до десяти"

Дети и учитель становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. "Сейчас по сигналу "начали" вы закроете глаза, опустите головы вниз и попробуете посчитать до десяти. Сложность состоит в том, что считать вы будете все вместе. Кто-то скажет "один", другой ученик скажет "два", третий — "три" и так далее до десяти. В этой игре есть одно правило: слово должен произнести один ребенок, если число назовут хотя бы два голоса, счет начинается сначала"

Упражнение "Комплименты"

Все дети образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару, первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: "Да, конечно, но, кроме того, я еще и ... " (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем дети меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом, образуются новые пары. Все повторяется заново, пока не будет сделан полный оборот круга.

Обсуждение с детьми после занятия: Какие чувства Вы испытали, когда оказывали друг другу знаки внимания? Что вы чувствовали, когда знаки внимания оказывали Вам? Легко ли Вам было реагировать на знаки внимания заданным образом?

Упражнение "Все равно ты молодец, потому что,.."

Упражнение выполняется в парах. Первый ребенок начинает рассказ со слов: "Меня не любят за то, что..." Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: "Все равно ты молодец, потому, что... " Затем дети меняются ролями.

Обсуждение с детьми после занятия: Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом? Кто не смог или не успел этого сделать? Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка? Что чувствовал слушающий?

Упражнение на групповое сплочение

Класс делится на пары. В паре один ребенок говорит, другой слушает. Говорящий рассказывает о каком-то своем затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ так, как ему хочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют свое пространственное положение: слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении.

Обсуждение с детьми после занятия: Что изменилось в Вас после того, как вы встали на стул; по отношению к собеседнику; по отношению к его проблеме; по отношению к себе. Какие чувства и желания вы испытали в тот момент, когда Ваш партнер встал на стул во время вашего рассказа о проблеме. В какой момент Вы осознали ваше "Я-слушание"? Какое оно было?

Упражнение "Родители тоже люди"

Детям предлагается выполнить домашнее задание — проинтервьюировать родителей с тем, чтобы те рассказали о каком-либо случае в их жизни, где они были бы неправы, совершили ошибку, проступок.

При обсуждении результатов домашнего задания необходимо дать детям понять, что ошибки — это нормально, что недостатки — это часть личности. Без всего этого нас ничто не будет отличать друг то друга.

Упражнение "Нож сквозь масло"

Центр класса освобождается от стульев. Весь класс, кроме одного ребенка, встает толпой на одном конце комнаты. Одному ребенка группы необходимо с закрытыми глазами быстро пройти из другого конца комнаты прямо сквозь толпу одноклассников, которые при приближении своего товарища должны тихо разойтись, чтобы не столкнуться с ним.

Если участник, идущий через толпу, открывает глаза раньше, чем закончится задание, это может свидетельствовать о недостаточном доверии классу. Каждый участник должен пройти через это упражнение и добиться правильного его выполнения.

Обсуждение с детьми после занятия: Что было сложнее? Что такое доверие? Как его заслужить? и др.

Упражнение "Снежинка"

Дети получают по одному чистому листу бумаги. Объясните, что оценки за это упражнение не ставятся. Подчеркните, чтобы, делая упражнение, никто не смотрел на других. Все должны спокойно выполнять инструкции учителя - тренера. Скажите участникам, что никому не разрешается

спрашивать, как делать упражнение. Если кто-нибудь задаст какой-то вопрос, ответьте: "Делайте так, как считаете нужным".

Предложите ученикам:

а) взять листок бумаги;

б) сложить его вдвое;

в) оторвать верхний правый угол;

г) снова сложить бумагу вдвое;

д) оторвать верхний правый угол;

е) снова сложить бумагу вдвое;

ж) оторвать верхний правый угол;

з) снова сложить бумагу вдвое;

и) если можно, оторвать верхний правый угол;

(если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно, скажите, что это совершенно необязательно делать)

к) разверните листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Обсуждение с детьми после занятия: Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему? Почему листы надорваны так по-разному? Если какие-то участники надорвали бумагу не так, как вы значит ли это, что они плохие люди? Почему? Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как и мы? Приведите примеры.

Упражнение "Слепой - поводырь"

Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "поводырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Дети в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через 10 минут дети меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Ребята рассказывают, как они чувствовали себя в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли? доверяли ли они своему партнеру.

Использование тренингов ассертивности способствует активному обучению социально-важным навыкам и является одной из форм ранней профилактики девиантного поведения.

The article is about the essence and the meaning of the training of the assertion as the form of the early prophilaxis of the deviant behavior of children of the younger school age. The article is written for the teachers of elementary school as the methodical material of the increase of the efficiency of the education and socialization of pupils. The key words: assertion, training of the resistance, training of the affective and valuable learning, training of the formation of vital skills.

Список литературы

1. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М. Воспитание и социализация младших школьни-ков//Педагогика.2009№5.с.7-8

2. Змановская, Е.В. Девиантология. М.: Академия, 2004, с. 164.

3. Отчетная продукция исследовательской группы «Стратегия и механизмы развития воспитания детей в условиях формирования российского общества» Социальный мониторинг воспитания детей в РФ. (2000-2004), М. 2004., с. 89.

4. Современный психологический словарь/под ред. Б.Г. Мещерякова, В.З. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007, с.31.

5. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии.- М.: ВЛАДОС, 1995.

Об авторе

Пацека И. М. - кандидат педагогических наук, старший методист отдела организационно -методической работы Муниципального казенного учреждения «Научно - методический информационный центр» г. Белгород bobrova-ira@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.