Научная статья на тему 'Социально-педагогическое проектирование в работе с замещающими семьями'

Социально-педагогическое проектирование в работе с замещающими семьями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическое проектирование / замещающие семьи / приемные семьи / опекунские семьи / тренинг родительской эффективности / social-pedagogical projection / substitution families / adoptive families / foster families / training of parents' effectiveness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Журлова, О. Г. Шецко

В статье представлено содержание социально-педагогического проекта как эффективной формы работы с замещающими семьями (опекунскими, приемными) в условиях средней школы. Раскрыто содержание тренинговых занятий в работе с замещающими родителями в рамках проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. В. Журлова, О. Г. Шецко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGICAL PROJECTION IN TNE WORK WITH SUBSTITUTION FAMILIES

The article presents the content of the social-pedagogical project as an effective form of the work with substitution families (adoptive families, foster families) in the school. The content of the training with substitution parents in the process of designed activity are reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое проектирование в работе с замещающими семьями»

УДК 37.018.26

И. В. Журлова1, О. Г. Шецко2

1 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

2Магистрант кафедры педагогики и психологии, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ

В статье представлено содержание социально-педагогического проекта как эффективной формы работы с замещающими семьями (опекунскими, приемными) в условиях средней школы. Раскрыто содержание тренинговых занятий в работе с замещающими родителями в рамках проектной деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогическое проектирование, замещающие семьи, приемные семьи, опекунские семьи, тренинг родительской эффективности.

Введение

На современном этапе социально-педагогическое проектирование является одной из самых востребованных технологий, используемых в системе образования. Под социально-педагогическим проектированием мы понимаем создание проектов, предусматривающих возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде.

Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнёрства, то есть добровольного и равноправного взаимодействия в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса. Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умений продуктивного взаимодействия с окружающим социальным пространством.

Многие исследователи в рамках социально-педагогического проектирования направляют усилия на решение специфических социальных проблем. На этой основе к основным направлениям содержания проектной социально-педагогической и психологической деятельности относятся выявление и формирование системы поддержки талантливой молодежи, вовлечение молодых людей в социальную практику и развитие социальной активности; обеспечение эффективной социализации детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации; профилактика и снижение асоциальных проявлений в молодежной среде (алкоголизации, наркомании и др.); решение проблемы социальной адаптации и интеграции в общество социальных сирот, ликвидация беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и правонарушений подростков и молодежи; реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних осужденных; профориентационная работа в молодежной среде; профилактика и коррекция игровой и компьютерной зависимости обучающихся; обучение противостоянию виртуальной агрессии и виртуальному экстремизму, сопровождение различных категорий семей учащихся и оптимизация детско-родительских отношений и др.

Анализ социально-педагогического проектирования как способа управления педагогической средой позволил констатировать, что в условиях динамичных изменений, происходящих в обществе, проектирование становится принципиально новым и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании и социально-педагогической

© Журлова И. В., Шецко О. Г., 2017

практике. Это позволило нам предположить, что социально-педагогическое проектирование как технологию можно успешно применять не только в работе с учащимися, но и в работе с родителями, в том числе в работе с замещающими семьями, что является на сегодняшний день весьма актуальным, так как в настоящее время в качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику в области защиты прав и интересов, полноценной реабилитации, социализации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выступает развитие института замещающих семей (деинституализация жизнеустройства детей сиротской категории). Это подтверждается следующими данными Белстата: на начало 2017 года из 20,2 тыс. детей-сирот в семьях воспитывалось 16,3 тыс. (81%), в детских интернатных учреждениях - 3,9 тыс. детей-сирот (19%) [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ социально-педагогической практики показывает, что в Республике Беларусь преобладают следующие альтернативные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих биологическую семью:

- опекунская семья - семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, на основе решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя);

- приемная семья - семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с Положением о приемной семье на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.

На современном этапе государственная политика Республики Беларусь в области семейного воспитания нацелена на поддержку различных категорий семей, в первую очередь, в аспекте охраны и защиты детства. Причем особое внимание уделяется замещающим семьям, воспитывающим детей, оставшихся без попечения родителей. Эти установки нашли отражение в содержании различных государственных программ, в частности: 1) Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы: постановление Министерства образования Республики Беларусь 22.02.2016 № 9 (разделы «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся»; «Семейное и гендерное воспитание»); 2) Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200 (Подпрограмма «Семья и детство». Задача 2. Развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи; Задача 3. Обеспечение прав и законных интересов детей); 3) Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017-2021 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.09.2017 № 710 (Задачи: укрепление правовой защиты детства и формирование правовой культуры общества; осуществление охраны материнства и детства; совершенствование механизма реализации прав детей на социальную защиту и инклюзию; проживание и воспитание в семейном окружении (поддержка семьи и профилактика социального сиротства) и др.)

Основываясь на рекомендациях, изложенных в вышепредставленных программах (обеспечение активного взаимодействия семьи и школы; проведение мероприятий с родителями и иными представителями обучающихся, в том числе организация встреч с приемными семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; включение родителей в совместную деятельность в процессе участия в мероприятиях, разработка и реализация Планов развития приемной семьи и т.д.) нами была предпринята попытка разработать и внедрить в воспитательный процесс средней школы проект по социально-педагогическому и психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.

Проведенный нами анализ работы специалистов социально-педагогических и психологических служб (С1II 1С) учреждений общего среднего образования (СШ № 14 и СШ № 15 г. Мозыря) с замещающими (опекунскими и приемными) семьями показал следующее. Основными направлениями работы СППС и, в частности, педагога социального с замещающими семьями являются:

- организационно-административное (своевременная социально-педагогическая диагностика проблем замещающих семей; вовлечение опекунов и приемных родителей в воспитательно-профилактическую работу с детьми, направленную на нейтрализацию негативного влияния со стороны ближайшего окружения несовершеннолетнего через организацию досуговой деятельности и др.;

- индивидуально-интегративное (сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми опекунскими и приемными семьями в целом для развития сотрудничества и взаимоподдержки между семьями; взаимосвязь различных интерактивных форм и методов работы с такими категориями семей);

- ситуационно-средовое (учет своеобразия условий жизни каждой опекунской и приемной семьи, возраста опекунов, приемных родителей и детей; учет уровня компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания; воздействие на личность ребенка из замещающей семьи через коллектив клубных объединений и др.);

- профессионально-личностное (взаимное доверие во взаимоотношениях между специалистами СППС и замещающими родителями); '

- профессионально-компетентностное (профессиональная компетентность социальных педагогов, педагогов-психологов, осуществляющих социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей).

Приступая к социально-педагогическому проектированию, мы включились в систему работы с замещающими семьями, осуществляемой классными руководителями и специалистами СППС по ознакомлению с жилищно-бытовыми условиями жизни семей, их психологическим климатом, особенностями поведения детей в семье, отношением замещающих родителей к детям. Важным направлением работы выступило определение уровня педагогической культуры опекунов и приемных родителей, выявление трудностей, которые они испытывают в процессе воспитания приемных детей.

Поскольку специалистами учреждения образования в течение года поддерживается тесная связь с опекунами и родителями из замещающих семей, нами совместно с педагогом социальным осуществлялось посещение квартир учащихся с целью контроля за условиями проживания детей, расходованием денежных средств, сохранностью жилья, состоянием жилищно -бытовых условий. В результате было определено, что все дети живут в хороших условиях, материально обеспечены, опекуны и приемные родители выполняют свои обязанности добросовестно. Дети из замещающих семей в течение всего учебного года пользовались библиотечным фондом и были обеспечены учебниками на весь учебный год. Однако законные представители детей в замещающих семьях отметили, что у них возникают периодически вопросы, касающиеся проблем взаимоотношений в семье, вопросы правового характера и др.

Исходя из этого, с целью повышения эффективности социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей и для успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в новых семьях нами был разработан и апробирован социально-педагогический проект «Под крышей дома твоего». В задачи проекта входила разработка и внедрение модели социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, а также повышение уровня компетенции замещающих родителей в вопросах воспитания, физического, психического, духовного и нравственного развития приемного ребенка. Результатами проекта стало обобщение опыта по организации социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей и создание в рамках проектной деятельности клуба замещающих семей «Мы вместе».

Проект рассчитан на 1 учебный год. Целевой группой выступили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также семьи опекунов, попечителей, приемных родителей. Также участниками проекта стали заместители директора школы по воспитательной работе, учебно-методической работе, специалисты СППС школы, учителя школы (классные руководители) и педагог-организатор.

На подготовительном этапе проектной деятельности проводилась актуализация нормативно-правовой документации и инструментальной базы, разработка диагностического инструментария, ориентированного на выявление психологического климата в замещающих семьях, системы мониторинга и оценки эффективности сопровождения семьи. На основании этой информации была составлена программа работы клуба замещающей семьи «Мы вместе».

В рамках подготовительной работы с педагогами СШ №14 проведён педсовет «Социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей: содержание, проблемы, эффективность».

Диагностический этап проектной работы представлял собой совокупность различных исследовательских процедур, на основании которых проводилась оценка благополучия замещающих семей: анкетирование «Оценка причин приема ребенка в семью», стандартизированное интервью для родителей (модификация В.Н. Ослон); мониторинг состояния и развития ребенка в замещающей семье на основе методики мониторинга положения детей в замещающих семьях В.В. Мартыновой, В.А. Маглыш; оценка благополучия развития замещающей семьи на основе опросников «Анализ семейных взаимоотношений», «Шкала общения с ребенком». Необходимым аспектом выступила диагностика готовности педагогов для работы с замещающими семьями, определение уровня общей готовности к педагогическому сопровождению приемных детей.

Основной этап предполагал реализацию намеченных мероприятий по следующим направлениям:

1. Образовательная поддержка замещающих семей (оказание помощи в обучении и воспитании ребенка; проведение интерактивных лекций, бесед и консультаций с членами семьи по вопросам воспитания ребенка; проведение родительских собраний, семинаров-тренингов; групп взаимной поддержки в рамках клуба замещающих семей «Мы вместе»).

2. Мониторинг воспитания приемного ребенка в семье и динамика его адаптации.

3. Психолого-педагогическая поддержка родителей замещающих семей (информирование родителей об особенностях познавательной и эмоциональной сферы ребенка; тренинг по выработке новых семейных правил взаимодействия замещающих родителей с ребенком; психологическая коррекция нарушений общения и поведения детей и родителей; семинары и тренинги; консультирование по вопросам детско-родительских отношений). Так, например, в рамках клуба «Мы вместе» для замещающих семей был проведен семинар «Профилактика школьной дезадаптации учащихся», тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Родительская эффективность», круглый стол «Детская ложь: причины и способы коррекции», беседа «Причины неадекватного поведения детей и пути его предотвращения» и др.).

4. Социальная поддержка замещающих семей (организация консультаций со специалистами - юристом, врачом, логопедом; помощь в оформлении запросов, документов, необходимых для обращения в различные службы при решении проблем семьи; информирование по вопросам получения социальной и правовой поддержки; проведение в рамках клуба «Мы вместе» родительского собрания для ^замещающих родителей «Юридические аспекты замещающей заботы» с приглашением юриста; осуществление социального патронажа замещающих семей).

5. Организация праздников для детей и родителей в рамках клуба «Мы вместе» («День знаний», «День матери», Новогодний утренник, «23 февраля», «8 марта» (для приемных мам), конкурс для приемных родителей «Мама, папа, я - спортивная семья», День семьи (праздник для замещающих семей района).

6. Подготовка для замещающих семей информационных брошюр «Первая встреча с ребенком»; «Успешная адаптация ребенка в семье»; «Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций в семье» и др.

В рамках работы с педагогами на основном этапе реализации проекта проводился семинар-практикум «Роль учреждений образования в сопровождении замещающих семей».

На контрольно-аналитическом этапе была произведена оценка результатов сопровождения замещающих семей и способности семьи эффективно справляться с проблемами воспитания приемного ребенка.

Обобщение и анализ результатов проекта проводились в форме круглого стола в рамках клуба «Мы вместе» совместно с замещающими родителями. В мероприятии, помимо родителей, принимали участие педагоги и сотрудники СППС школы.

Работа с педагогами включала проведение итогового семинара для классных руководителей «Эффективность классного руководства в процессе сопровождения замещающих семей».

В процессе реализации проекта замещающие родители проявили особый интерес к проведению занятий в рамках тренинга «Родительская эффективность»: занятие № 1 «Я - родитель» и занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать». Рассмотрим их содержание.

Занятие № 1 «Я - родитель». Целью данного занятия являлось повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Тренинг проводился в игровой форме.

На этапе знакомства родителям предлагалось игровое задание с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». Задание было воспринято с юмором, многим участникам было сложно справиться, так как раньше не приходилось проявлять творческие качества. При обсуждении полученного опыта родители отметили, что сложно общаться без слов.

Для следующего задания участники были разделены на пары. Родителям предлагалось ответить друг другу на следующие вопросы: Каковы цели вашего воспитания? Каким вы хотите видеть своего ребенка? Что значит быть хорошим родителем и как им быть? Затем производился обмен ответами между парами. Основные моменты, одобренные группой, фиксировались на ватмане.

Упражнение «Родитель-ребенок». Родители попарно договаривались, кто из них будет родитель, а кто - ребенок. «Родителю» предлагалось сесть на стул, а «ребёнку» у его ног на гимнастический коврик. Далее осуществлялся диалог, после которого участники обсудили, приятно ли было общаться в таком положении. Тем самым родителей подводили к мысли, что ребёнку не комфортно, когда с ним разговаривают свысока. Физический дискомфорт, который участники испытывали, находясь в этом положении, отрицательно влияет на чувства и взаимоотношения. Был сделан вывод, что при общении с ребенком очень важен визуальный контакт и нахождение на одном зрительном уровне.

Упражнение «Слепой и поводырь». Участники разбивались на пары, в каждой паре одному из участников завязали глаза. Задача второго - помочь «слепому» пройти намеченный маршрут. Далее следовало обсуждение упражнения: Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»? В какой роли вам было комфортнее? Какие сложности вызвало данное упражнение?

Упражнение «Возрастная регрессия» заключалось в том, что родителям предлагалось вспомнить, на что они были обижены в детстве и осмыслить свои чувства и впечатления. В завершении занятия родителям предлагалось групповое обсуждение.

Результатами занятия стали формирование доверительных отношений, а также осознание участниками родительской позиции и целей воспитания.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать». Целью занятия являлось знакомство родителей с формами контроля за жизнедеятельностью ребенка, расширение их представлений о дисциплине.

С целью разминки и создания установки на продуктивное взаимодействие было проведено упражнение «Ассоциации». Участники усаживались в круг, затем ведущий называл слово, следующий по кругу называл ассоциацию на это слово и т.д., пока круг не замыкался. После разминки следовал информационный блок, в ходе которого родители обсуждали правила и требования, которым дети должны подчиняться. На этой основе родителям предлагалось сформулировать главные принципы воспитания, которые после обсуждения были сформулированы следующим образом:

Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

После обсуждения информационного блока, с родителями проводилось упражнение в парах «Зоны контроля». На основе предлагаемых психологом ситуаций необходимо было выделить «зоны контроля» и обозначить их в названиях. Родители определили следующие зоны:

- зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению;

- зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ;

- зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств;

- зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).

Затем родители обсуждали, какие формы контроля они применяют для каждой из выделенных зон.

В ходе упражнения «Родительские требования», родителям предлагалось составить список своих требований к ребенку. Затем необходимо было определить, каких сфер жизни

ребёнка касаются требования. В основном родители указали следующие сферы: поведение в школе, дома, на улице; взаимоотношения со сверстниками, взрослыми; учебная деятельность, личная гигиена. Требования были связаны с тревогой за безопасность ребенка, приверженностью к абсолютному порядку дома. Далее родителям был предложен алгоритм выстраивания требований к ребёнку: описание ситуации; ожидания родителей; вера в возможности ребенка.

Родители были проинформированы, что следует различать конкретные и тотальные запреты. Тотальные запреты формулируются в безличной, безальтернативной форме по отношению к поступкам ребенка, представляющим опасность для его жизни, затрагивающим достоинство других людей, либо поступкам, которые наносят вред собственности. Конкретные запреты должны включать следующие компоненты: констатацию чувств и желаний ребенка; четкий запрет; предложение альтернативного действия вместо запрещенного.

В ходе упражнения «Испорченный телефон» нужно было запомнить и воспроизвести сложный текст. Далеко не все родители справились с предложенным заданием. В конце упражнения ведущим был сделан акцент на то, что дети также не всегда могут дословно запомнить требования родителей и следует относиться к этому с пониманием. Данное упражнение продемонстрировало особенности восприятия детьми требований взрослых.

В конце занятия родители получили домашнее задание - записать в дневнике, когда в течение недели они испытывали счастливые минуты и с чем они были связаны.

Результатами занятий стали осознание участниками родительской позиции и целей воспитания; сформированность умений регулировать свои требования к ребёнку, соизмерять его возможности с родительскими требованиями, учитывать возможности восприятия ребёнком требований.

Выводы

В целом, по итогам реализации проекта были отмечены следующие результаты:

- родители в замещающих семьях умеют самостоятельно решать психолого-педагогические, социальные и правовые проблемы, связанные с воспитанием ребенка;

- в замещающих семьях успешно прошла адаптация ребенка, улучшились детско-родительские отношения, снизилось количество конфликтов;

- родители в замещающих семьях самостоятельно организуют разнообразные позитивные виды совместной деятельности с детьми (игровой, досуговой, хозяйственно-бытовой и т.д.);

- замещающие семьи полностью удовлетворены социально-педагогической поддержкой и психолого-педагогическим сопровождением в рамках проекта;

- замещающие родители проявляют большой интерес к тому, чем занимаются их дети, могут сравнить их поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога социального приемы обучения и воспитательных воздействий.

Таким образом, собственная социальная практика показала, что эффективность социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей обусловлена системой проектной деятельности, включающей диагностические, коррекционные, просветительские и аналитические мероприятия, повышающие профессиональную компетентность замещающих родителей.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ тат: в Беларуси стали больше усыновлять детей. - Режим доступа : https://thinktanks.bv/publication/2017/05/31/belstat-v-belarusi-stali-bolshe-usvnovlvat-detev.html. - Дата доступа : 10.09.2017.

Поступила в редакцию 03.10.17

1. Белстат: ¡://thinktanks.bv/i 10.09.201'

Zhurlova Iryna, O. G. Sheczko SOCIAL-PEDAGOGICAL PROJECTION IN TNE WORK WITH SUBSTITUTION FAMILIES

The article presents the content of the social-pedagogical project as an effective form of the work with substitution families (adoptive families, foster families) in the school. The content of the training with substitution parents in the process of designed activity are reflected in the article.

Keywords: social-pedagogical projection, substitution families, adoptive families, foster families, training of parents' effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.