Можно также сделать вывод, что в современной России отсутствуют четкие правовые нормы в отношении социальной рекламы. Социальная реклама пока не стала явлением, серьезно влияющим на общество.
Таким образом, на сегодняшний день все больше признается необходимость применения социальной рекламы, более того она должна приносить пользу как обществу, так и бизнесу, власти.
Специалисты утверждают, что по уровню развития социальной рекламы можно судить об уровне развития гражданского общества страны.
Стоит предположить, что у социальной рекламы в нашей стране, также как и в нашем регионе, есть огромный потенциал развития. Ведь она является мощным инструментом формирования общественного мнения. Это весьма необходимо российскому обществу в данный период, поскольку такая реклама способствует социальной поддержке населения, восстановлению гу-
манистических отношений между этими людьми и на этой основе - развитию новых экономических связей и построению гражданского общества.
Вопрос о новых направлениях социальной рекламы, о том, кто должен финансировать социальную рекламу, какой она должна быть, остается открытым и подлежит дальнейшему исследованию.
Литература
1. Базаров А.Б., Бадмаева Н.И. Социальная реклама: проблемы и перспективы развития в современном обществе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: мат-лы науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. -С. 27-29.
2. Николайшвилли Г.Г. Социальная реклама: теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 175 с.
3. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе. - М.: Камерон, 2008. - 124 с.
Базаров Аюр Бимбаевич, студент филологического факультета Бурятского государственного университета.
Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Bazarov Ayur Bimbaevich, undergraduate student, philological department, Buryat State University.
Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the theory of social work department, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 316.356.2
© А.А. Трусова
ПОДГОТОВКА КАНДИДАТОВ В ЗАМЕЩАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
Рассмотрен опыт работы Республиканского агентства по делам семьи и детей по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Проанализировано развитие школ подготовки кандидатов в замещающие родители и служб сопровождения замещающих семей, выявлен ряд проблем.
Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, замещающие семьи, подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающей семьи.
A.A. Trusova
TRAINING OF PROSPECTIVE FOSTER FAMILIES AND SUPPORT OF THESE FAMILIES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA
This article considers the experience of Republican Agency for Family and Children concerning family arrangement of children left without parental custody. The development of schools that train prospective foster families and support system for these families has been analyzed, a number of problems has been revealed.
Keywords: orphans and children left without parental custody, foster families, training of prospective foster families, support system of foster family.
Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия общая численность детско-
го населения в Республике Бурятия составляет около 250 тыс. человек [здесь и далее статистические данные Республиканского агентства по делам семьи и детей].
К сожалению не все из этих детей имеют родителей. В Республике Бурятия насчитывается более 6 тыс. детей-сирот и детей, которые по
Трусова А.М. Подготовка кандидатов в замещающие родители и сопровождение замещающей семьи в Республике Бурятия
разным причинам остались без попечения родителей.
В течение ряда лет в Республике Бурятия, как и в целом по Российской Федерации, отмечается снижение численности выявляемых в течение года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом увеличивается численность детей, переданных на семейные формы воспитания.
В последние годы развитие семейных форм устройства детей в нашей республике получило активное распространение. На это направлен целый комплекс мер, сочетающий управленческие действия с информированием населения о мерах государственной поддержки замещающих семей, созданием системы подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождение семьи на всех этапах ее развития.
Важным этапом в создании замещающей семьи (семьи усыновителей, опекунской или приемной семьи) является подготовка кандидатов в замещающие родители, оказание профессиональной помощи и поддержки. Именно на это особое внимание обращено и в действующем законодательстве Российской Федерации, которое недавно вступило в силу.
С 1 сентября 2012 г. федеральным законом от
17.11.2011 г. «О внесении изменений в ст. 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» устанавливается обязательная подготовка кандидатов в замещающие родители - «Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц».
Задачами подготовки кандидатов в замещающие родители является:
- подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создание безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- помощь кандидатам в замещающие родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;
- ознакомление кандидатов в замещающие родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей [из письма Министерства образования и науки РФ № ИР-713 от 24.08.2012 г.].
Программа и порядок осуществления подготовки кандидатов в замещающие родители в соответствии с п. 4 ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок осуществления подготовки кандидатов в замещающие родители устанавливает основные правила проведения подготовки кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации.
К содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей предъявляются определенные требования, которые закреплены приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от
20.08.2012 г. № 623. Данные требования определяют примерную структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в замещающие родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме. Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование).
По окончанию обучения кандидаты в замещающие родители получают свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Форма данного свидетельства также утверждена приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 20.08.2012 г. № 623. Необходимо отметить, что срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.
Гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предоставлено право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в замещающие родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.
Обучение кандидатов дает возможность подготовить их к качественному исполнению воспитательных и родительских функций, обеспечивает их правовым и психолого-педагоги-ческим минимумом знаний об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помогает обучить элементам эффективной модели взаимодействия с детьми.
В Республике Бурятия порядок и программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, разработаны Республиканским агентством по делам семьи и детей.
В настоящее время пройти обязательную подготовку потенциальные родители могут в школах подготовки замещающих родителей работающих при службах сопровождения замещающих семей во всех районах республики, кроме Муйского.
Всего в школах подготовки кандидатов в замещающие родители за 2012 г. подготовлено около 600 кандидатов, из них около 30% стали замещающими родителями.
Успешен опыт обучения кандидатов в приемные родители в школах на базе ГОУ «Детский дом «Малышок», а также ГУСО «Тарбагатай-ский СРЦН».
Практика работы в сфере семейного устройства детей показывает, что очень важно оказывать поддержку и помощь замещающим родителям не только на этапе принятия решения, но и период адаптации всей семьи с приемным ребенком и в последующем, что означает необходимость создания профессиональных служб.
Такая необходимость подтверждается статистикой возврата детей в интернатные учреждения из опекунских и приемных семей и причинами таких возвратов. Из перечня причин отказов видно, что многие из перечисленных проблем могут быть разрешены с помощью специалистов служб сопровождения.
Поэтому важно выстроить систему качественной социальной, психологической, педагогической помощи и поддержки детей и замещающих родителей.
Сопровождать - значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Идея сопровождения как воплощения гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с реализацией прав ребенка на проживание в семье и полноценное его развитие.
Основной целью сопровождения является помощь в актуализации внутренних и внешних ресурсов человека для решения насущной проблемной жизненной ситуации.
В Республике Бурятия служба сопровождения замещающих семей действует с 2009 г.
Деятельность службы сопровождения направлена на создание условий для оптимального развития ребенка в замещающей семье. Она создана с целью оказания социальной, психологической, педагогической помощи приемным родителям, опекунам (попечителям), усыновителям в создании благоприятной ситуации проживания, воспитания, образования и развития детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи.
В республике складывается система сопровождения замещающих семей, имеющая три уровня:
- первый уровень представляет ГБУ «Республиканский центр по работе с семьей и детьми» (методическая поддержка при создании и деятельности служб сопровождения);
- второй уровень - районные и межрайонные службы сопровождения (сопровождают замещающие семьи одного или нескольких районов)
- третий уровень - локальные службы сопровождения замещающих семей (сопровождают замещающие семьи одного поселения)
На сегодняшний день действует 24 службы сопровождения замещающих семей на базе учреждений, подведомственных Республиканскому агентству по делам семьи и детей, и в общеобразовательных учреждениях.
В работе служб сопровождения замещающих семей можно выделить несколько основных этапов.
Первый этап - это информационная кампания. Работа специалистов служб сопровождения идет в тесном сотрудничестве с представителями различных видов СМИ (публикуются статьи в газетах, устанавливаются информационные стенды и баннеры, печатаются буклеты, брошюры о жизнеустройстве и сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Информационная кампания проводится с целью создания положительного имиджа заме-
Н.С. Антонова. Языковое поведение личности как показатель социальной стратификации и роль языковых изменений в процессе модернизации
щающих семей и пропаганды успешного опыта воспитания ребенка в замещающей семье.
Второй этап работы службы сопровождения
- обучение кандидатов в замещающие родители, т.е. работа школы подготовки замещающих родителей, одно из важнейших направлений деятельности службы.
Третий этап работы службы - комплексное психолого-педагогическое сопровождение уже созданной замещающей семьи. Специалисты служб сопровождения оказывают помощь приемным, опекунским семьям и семьям усыновителей - на заявительной основе.
За 2012 г. специалистами служб проведено около 6 тыс. консультаций гражданам, обратившимся в службы, и профессиональным сопровождением было охвачено около 2 тыс. замещающих семей.
Деятельность служб сопровождения замещающих семей должна быть направлена на создание условий для оптимального развития ребенка в замещающей семье и специалисты службы наравне с замещающими родителями несут ответственность за благополучие детей.
Несмотря на позитивный опыт развития служб сопровождения замещающих семей и школ подготовки замещающих родителей в Республике Бурятия в их деятельности есть и проблемные стороны:
- продолжаются возвраты детей из замещающих семей в учреждения, из них около половины детей возвращены в связи с несложившимися взаимоотношениями. Это свидетельствует о недостаточной подготовке кандидатов в заме-
щающие родители и того, что не в полной мере осуществляется профессиональное сопровождение замещающих семей;
- необходимо повышение компетентности и квалификации специалистов, осуществляющих работу по подготовке замещающих родителей и их сопровождению;
- большинство специалистов совмещают основную работу в учреждении и работу в службе сопровождения, которая является для них дополнительной нагрузкой, что сказывается на эффективности и качестве работы;
- отдаленность замещающих семей от служб сопровождения требует больших транспортных затрат, что тоже является проблемой;
- в г. Улан-Удэ на сегодняшний день работает одна служба сопровождения замещающих семей на базе ГУСО «Республиканский СРЦН» (5 специалистов), которая не может охватить профессиональным сопровождением все замещающие семьи г. Улан-Удэ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день дальнейшее развитие и становление школ подготовки замещающих родителей и служб сопровождения замещающих семей является приоритетным.
Совершенствование существующей системы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования системы социальной защиты детей в России.
Трусова Антонина Афанасьевна, магистрант Бурятского государственного университета, главный специалист ГБУ «Республиканский центр по работе с семьей и детьми» при Республиканском агентстве по делам семьи и детей, 670024 г. Улан-Удэ ул. Добролюбова д.6 «а» каб. 6, тел. 8(3012)44-70-51, e-mail: [email protected]
Trusova Antonina Afanasevna, graduate student, Buryat State University, chief specialist, Republican Center for Family and Children at Republican Agency for Family and Children, 6a Dobrolyubova Str., office 6, Ulan-Ude, 670024 Republic of Buryatia, Ph. 8(3012)44-70-51, e-mail: [email protected]
УДК 316.74:81 © Н.С. Антонова
ЯЗЫКОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И РОЛЬ ЯЗЫКОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
В данной статье рассматриваются социальные факторы трансформации языкового поведения, такие как общественный статус языков, типы их взаимодействия и их функциональная дистрибуция в основных коммуникативных сферах, языковая компетенция различных национальных и социально-демографических групп населения.
Ключевые слова: язык, языковое поведение, личность, статус языков, двуязычие.