кая система должна стать действенным инструментом формирования предметных и межпредметных знаний обучающихся, их исследовательских умений и личностных способностей.
Библиографический список
1. Акимов С. С. Методическая система обучения основам научных исследований бакалавров технологического образования: Дис. ... канд. педагог. наук. - СПб., 2005. - 227 с.
2. Клещева И.В. О содержании понятия исследовательский потенциал учащихся // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). - 2013. - № 10 (37). - Т. 2. - С. 65-73.
3. Пышкало А.М. Методическая система обуче-
ния геометрии в начальной школе: Авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание ... д-ра пед. наук. - М.: Академия пед. наук СССР, 1975. - 60 с.
4. Саранцев Г.И. Методология и методика обучения математике. - Саранск, 2001. - 144 с.
5. Фещенко Т.С. К вопросу о понятии «методическая система» // Молодой ученый. - 2013. -№ 7. - С. 432-435.
6. Хамов Г.Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педагогическом вузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 141 с.
УДК 373.2
Новоторцева Надежда Вячеславовна
кандидат педагогических наук, профессор
Анисимова Галина Ивановна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЗЫКИ НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В статье рассматривается использование музыки в системном подходе на логоритмических занятиях с дошкольниками, имеющими нарушения речевого развития, раскрываются принципы и содержание различных видов музыкальной деятельности.
Ключевые слова: деятельность (музыкально-сенсорная, музыкально-двигательная, музыкально-ритмическая, творческая, игровая), музыка, музыкальное мышление, логоритмические занятия, системный подход.
Многофункциональное влияние музыки на человека известно с древних вре-. мен. От Античности и Средневековья и до конца XIX века музыка занимала особое место в воспитании, обучении и оздоровлении человека, а с началом двадцатого столетия изучается ее физиологическое, психологическое, физическое воздействие на организм человека. Научные труды П.К. Анохина, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.Р. Тарханова, Г.Я. Трошина и других представителей медицинского знания в области психофизиологии и физиологии послужили методологической базой использования системного подхода на логоритмических занятиях с дошкольниками, имеющими нарушения речевого развития.
На фактор улучшения речевой и двигательной функции в специально организованном применении средств музыки указывали такие известные ученые, исследователи, практики в области логопедии, как В.А. Гринер (1941, 1951, 1958), Н.А. Власова (1959), Е.И. Громова (1984), Н.А. Рычкова (1981, 1998), Г.А. Волкова (1985, 2002, 2003, 2010), Т.С. Овчинникова (1999, 2005), Е.Ю. Румянцева (1999), Е.В. Кузнецова (2002), Е.А. Медведева (2002), Г.Р. Шашкина (2003, 2005), М.А. Поваляева (2003), И.В. Егорова (2005),
Р. Л. Бабушкина (2005, 2012), М.В. Жигорева (2005), О.А. Новиковская (2005, 2011), Н.В. Павлова (2005), Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина (2005), Л.Н. Славина-Бурнина (2006), Е.В. Белякова (2007), Г.И. Анисимова (2006, 2007, 2008, 2010, 2011) и другие [2].
Понятие «подход» в толковых словарях и психолого-педагогической литературе рассматривается как совокупность приемов, способов в воздействии на кого-то, в изучении чего-нибудь, в ведении дела (С.Ю. Головин, С.И. Ожегов). Исследования теоретических основ системного подхода изложены в трудах Б.Г. Ананьева, В.Г. Афанасьева, В.П. Кузьмина, Б.Ф. Ломова, И.Т. Фролова, В.А. Шадрикова и других ученых [7].
Под системным подходом в психологии понимается конкретно-научная методология познания сложных объектов, пришедших на смену аналитическим исследованиям. В социальной педагогике под системным подходом понимается подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявления его внутренних связей и отношений; использование системы мер воздействия в интересах наиболее целесообразного преобразования, развития конкретного явления [6, с. 211].
© Новоторцева Н.В., Анисимова Г.И., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
49
Использование системного подхода на занятиях по музыкальной и логопедической ритмике предполагает четкую и логическую связь частей занятия; соответствие содержания и дидактических средств психофизиологическим особенностям детей, целям обучения; применение технологий, положительно влияющих на развитие всех компонентов речевой системы, а также сенсомоторных интеллектуальных функций. Применение системного подхода находит отражение в следующем:
- во-первых, в синтезе различных видов деятельности на логоритмических занятиях: музыкально-сенсорной, музыкально-двигательной, музыкально-ритмической, музыкально-творческой, речевой, речедвигательной, игровой, сенсомоторной, интеллектуальной, познавательной и др.;
- во-вторых, в интеграции двигательного, музыкального, художественно-речевого материала в системе организации и проведении логоритми-ческих занятий;
- в-третьих, в направленности средств музыки на коррекцию, развитие и совершенствование различных систем (дыхательной, артикуляционной, двигательной), обеспечивающих устранение неречевых и речевых нарушений у дошкольников.
Системный подход в использовании музыки на логоритмических занятиях с дошкольниками реализуется на основе дидактических принципов, которые рассматриваются как система основополагающих теоретических обобщений, призванных наиболее плодотворно и целесообразно организовать содержание, формы обучения, воспитания и развития ребенка с нарушением речи.
Принцип системности обеспечивает непрерывность, регулярность, планомерность логоритмичес-кого воспитания детей, имеющих различные речевые расстройства, средствами музыки, движения, слова.
Принцип сознательности предполагает процесс сознательного восприятия музыки и отношения ребенка к своей деятельности: речевой, игровой, музыкально-двигательной, ритмической, познавательной, творческой, самостоятельной посредством формирования знаний и представлений в виде понятий, словесных определений, обобщений.
Принцип активности определяет способность ребенка проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку в моторно-ритмических действиях, производить произвольные движения и изменяться под воздействием внешних стимулов-раздражителей (музыки, слова).
Принцип наглядности способствует координации в работе органов чувств при воздействии художественно-изобразительных средств расширению знаний и представлений о воспроизведении конкретных музыкально-образных движений, а также повышению качества артикуляционных, вокальных, моторных действий по зрительной опоре.
Принцип доступности обеспечивает учет возрастных, анатомо-физиологических, индивидуальных (моторно-двигательных, речевых, музыкально-ритмических) возможностей детей-логопатов, способствует постепенному преодолению трудностей в различных видах деятельности на логорит-мических занятиях.
Принцип постепенного повышения требований предусматривает последовательное расширение музыкального опыта и объема двигательных умений, навыков в развитии и совершенствовании речевой, мелкой, общей моторики посредством овладения способами действий и их закрепления.
Принцип закрепления учебного материала определяет качество освоения детьми умений и навыков, выработку автоматизации и произвольности действий посредством отсроченного закрепления музыкального репертуара в совокупности с ре-чедвигательным.
Принцип взаимодействия понимается как воспитание личности ребенка в общении с музыкальным искусством на логоритмическом занятии в содружестве со взрослыми и сверстниками.
Принцип эмоционального комфорта обеспечивает создание благоприятной психологической атмосферы и регуляции чувственных проявлений в условиях глубокого погружения ребенка в музыку.
Принцип индивидуализации предполагает учет особенностей неречевых и речевых нарушений при подборе средств, форм и техник музыкальной и логопедической ритмики на занятиях с детьми [1].
Каждый вид деятельности на занятии требует отбора определенных логоритмических средств, что способствует оптимизации педагогического процесса, сокращению срока достижения положительной динамики в сенсорном, двигательном, речевом, интеллектуальном развитии дошкольников. Наиболее эффективным методом формирования восприятия музыки на занятиях является метод контраста по интонационной выразительности мелодии (напевной - танцевальной), характеру звучания (ласковому - решительному), ритму (плясовому - мар-шеобразному), темпу (медленному - подвижному), регистру (среднему - высокому), динамике (тихому -громкому звучанию); способам звукоизвлечения (отрывистого - staccato и связного - legato), способам звучания (инструментального-вокального).
Содержание музыкально-сенсорной деятельности связано с восприятием музыки, выступающим самостоятельным средством для развития эмоциональной сферы, лексико-грамматического строя, связной речи, а также средством сопровождения общеразвивающих, танцевальных, образно-игровых, вокальных, творческих движений.
Музыкально-двигательная деятельность включает в себя специальные средства музыкальной и логопедической ритмики, направленные на развитие и совершенствование моторных функций:
50
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
- маршировку и ходьбу в различных направлениях;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- упражнения в игре на музыкальных инструментах;
- задания для развития творческой инициативы; игру.
Суть музыкально-ритмической деятельности заключается в воспитании чувства ритма средствами счетных, а также ритмических упражнений, направленных на формирование чувства музыкального размера или метра, темпа.
Упражнения для развития творческой инициативы позволяют выделить подход к организации творческой деятельности, необходимой для самовыражения дошкольников в оформлении собственных задумок, танцевально-игровых композициях на основе имеющихся слуховых, двигательных, ритмических навыков при восприятии знакомой и неизвестной музыки.
Темп, ритм и характер музыки является инструкцией к действиям детей в игровой деятельности. Разнообразие народной, классической и детской современной музыки открывает широкие возможности перед логопедом осуществлять комплекс эмоционального, лечебно-профилактического, развивающего, физического, социально-педагогического воздействия на уравновешивание нервных процессов (возбуждения-торможения), коррекцию поведенческих нарушений и волевых качеств личности.
Сенсомоторная, интеллектуальная, познавательная деятельность составляют триединство в развитии музыкального мышления (образного, ассоциативного, логического, креативного), что способствует улучшению речевой и речедвигательной функции.
Система организации и проведения занятий требует применения дифференцированного и целостного использования двигательного, музыкального, художественно-речевого материала в полной мере по отношению на занятиях логопедической ритмики. Анализ методической литературы показал, что в рекомендациях и разработках для специалистов преобладают речевые и двигательные упражнения и игры, что соотносится в большей мере с содержанием речедвигательной ритмики. 70% изученных нами источников не отражают в лого-ритмической работе единство и тесную взаимосвязь движения музыки и речи, на что указывала Г. А. Волкова [3]. Музыка, движение, речь обладают общими свойствами - темпом, ритмом, характером, выразительностью. Музыка - регулятор и координатор двигательных и речевых действий, служит слуховой опорой и поддержкой в координации совместных действий.
Роль музыки в развитии дыхательной, артикуляционной, двигательной систем не подлежит со-
мнению. В работе «Пение и речь в свете учения И.П. Павлова» доктор медицинских наук Ю.П. Фролов рассматривает дыхание как акт проявления высшей нервной деятельности при пении. Основоположник методики пения у дошкольников Н.А. Метлов отмечает первостепенную функцию пения в развитии дыхания, которое формируется в процессе обучения детей доступным по произношению попевок, распевок, коротких песенок и песен с постепенным с увеличением объема и сложности звукоречевого материала. Распевание слогов в сочетании с определенными согласными под музыку оказывает благотворное влияние на все органы, а особенно на мозг и мышечно-двигательную систему. По словам Э.Ж. Далькроза, мышечные движения прямо или косвенно влияют на нервы дыхательного аппарата. Так, музыкально-ритмические движения стимулируют работу легких, укрепляют мускулы и повышают эластичность суставов, что имеет первостепенное значение для развития артикуляционной и двигательной систем [4].
Система работы над развитием артикуляционного аппарата включает отбор методов и обоснованное их применение в структуре музыкально-ритмических и логоритмических занятия. К таковым мы относим: фонопедический метод обучения (В.В. Емельянов, А.Г. Менабени); фонетический метод (Г.П. Стулова); метод «Физвокализ», построенный на пропевании гласных звуков с движениями отдельных частей тела (А.И. Попов); метод артикуляционной гимнастики с музыкой (Т.С. Овчинникова); метод вокальных упражнений (Н.А. Метлов, Г.И. Анисимова).
Средства музыки эффективно используются в развитии двигательной системы. Ритм разнохарактерной музыки вызывает свои моторно-двига-тельные реакции. Плавные движения рук и верхнего плечевого пояса согласовываются с медленной, спокойной, задушевной и лирической музыкой, а быстрые, четкие, ритмичные движения -с веселой, быстрой, танцевальной музыкой. Развитие чувства темпа помогает регулировать равномерность движений ног, рук, туловища, головы и координировать их действия. Воспитание метрического чувства способствует развитию психомоторных реакций в начале логоритмического воспитания, а в дальнейшем - психомоторики. Чувство ритмического рисунка мелодии какого-либо музыкального произведения развивает ритмические способности при воспроизведении временных соотношений коротких и долгих длительностей звучания, что проявляется в работе над подвижностью кистевой и ручной моторики, дикцией. Формирование ощущений музыкальной формы произведения (одно-двух-трехчастного) обеспечивает развитие двигательной памяти, двигательного внимания, двигательного переключения, двигательной координации, сенсомоторики.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
51
Механизм применения системного подхода в использовании музыки на логоритмических занятиях будет совершенствоваться, если в работе с детьми речь рассматривается как сложная многоуровневая психофизическая система, учитывается связь речи со всем ходом психического развития ребенка, а логопедическая ритмика применяется как своеобразная форма коррекции, средство воздействия, включающее сочетание слова, музыки и движения.
Библиографический список
1. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2007. - Часть I. - 63 с.
2. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - III часть. - 91 с.
3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 296 с.
4. Далькроз Э.Ж. Ритм. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 248 с.
5. Новоторцева Н.В. Речевая гимнастика для дошкольников: словарь. - Ярославль: Академия развития, 2011. - 96 с.
6. Словарь по социальной педагогике / сост. В.А. Мархадаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
7. Шадриков В.А. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Логос, 2007. -270 с.
УДК 371.4
Смолонская Анна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
sergiusa v@mail. ru
АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Поставлена задача, рассмотреть основные аспекты проблемы формирования ассертивного поведения, как средства реализации личностных возможностей детей и основного показателя сформированности жизненных компетенций. Выявлены основные причины возникновения неуверенности в себе у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, жизненные компетенции, неуверенность, уверенность в себе, самооценка.
Современная стратегия развития системы начального образования направлена на воспитание и развитие качеств личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, на основе толерантности; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Педагогическая практика, как и специальные исследования, показывают, что многих особых детей часто характеризует явно недостаточная оснащенность необходимыми социальными навыками, что серьезно затрудняет их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вследствие чего такие дети либо игнорируются, либо активно отвергаются. И в первом, и во втором случае отмечается глубокое переживание ребенком психологического дискомфорта и, как следствие, у него возникает чувство неуверенности в себе, в своих возможностях и способностях, что, несомненно, сказывается на различных видах деятельности и их результатах.
В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном обучении, дети нуждаются в систематическом обучении этим навыкам. Задача развития необходимых личностных качеств должна решаться посредством повышения личностного статуса ребенка, формирования адекватной самооценки, перцептив-
ным и познавательным возможностям и, в соответствии с этим, повышение уровня притязаний, активизация жизненной позиции, формирование ас-сертивного поведения.
С приходом ребенка в школу происходит коренное изменение социальной ситуации его развития. Изменяется вся система жизненных отношений ребенка, у него появляются новые социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей становиться учебная деятельность, обуславливающая все важнейшие изменения в развитии личности младшего школьника.
При наступлении школьного возраста перед родителями встает вопрос, оставить ли особого ребенка в привычном окружении детей, определить его на индивидуальное обучение или расширить пространство его взаимодействия, включив его в школьную среду. В школе в ближайшее окружение включается ученический и педагогический коллективы. Успешность социальной адаптации определяется тем, насколько активным, позитивным и содержательным является взаимодействие всех субъектов интеграции. Успешность взаимодействия, в свою очередь, зависит от уровня подготовленности субъектов. Как правило, дети даже к старшему дошкольному возрасту имеют ограниченный круг общения, недостаточный уровень социальный развития и взаимодействия с социальным окружением.
52
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Смолонская А.Н., 2014