Научная статья на тему 'Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нарушенным темпом и ритмом в формировании звуковой культуры речи'

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нарушенным темпом и ритмом в формировании звуковой культуры речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2307
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / РИТМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РЕЧИ / ЧУВСТВО РИТМА / ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантелеева Ирина Олеговна

Развитие музыкально-ритмического чувства, интонационной стороны речи, двигательной сферы, ритмической структуры речи ведется по следующим направлениям. Прежде всего, осуществляется коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов, которые включают развитие: слухового восприятия и внимания, слуховой памяти; зрительно-пространственных представлений, зрительной ориентировки и сосредоточенности на говорящем; координации произвольных движений; мелкой моторики кистей рук и мимики лица; чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении; музыкально-ритмических способностей; эмоционально-волевых качеств; личностных свойств детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантелеева Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нарушенным темпом и ритмом в формировании звуковой культуры речи»

И. О. Пантелеева, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 41», г. Березники Пермского края

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нарушенным темпом и ритмом в формировании звуковой культуры речи

Логоритмика помогает соединить речь с движением, развивает чувство ритма, регулирует темп высказывания, нормализует его, преодолевает нарушение звукопроизношения, укрепляет здоровье.

Е. Жак-Долькроз, В. А. Гринер, Г. А. Волкова

Наше учреждение посещают дети с общим недоразвитием речи, с дизартрическим компонентом, с ослабленным здоровьем, обучаются два года, с 5 до 7 лет. Они не могут контролировать свое дыхание, нерационально расходуют воздух в процессе речевого высказывания, говорят на вдохе. У них быстрый темп речи, слабо развиты музыкально-ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая структура речи, двигательная сфера. Нарушение сенсомоторного развития приводит к недостаточности чувства ритма, а значит, к недоразвитию звуковой культуры речи, интонационной, мелодико-ритмической ее стороны. Отсутствие своевременной кор-рекционной работы может привести к недоразвитию связной речи, нарушениям звукопроизношения и заиканию.

О значении логопедической ритмики для коррекции речи детей писали В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерцов-ский, Ю. А. Флоренская, К. Орф. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Развитие музыкально-ритмического чувства, интонационной стороны речи, двигательной сферы, ритмической структуры речи ведется по следующим направлениям.

Прежде всего, осуществляется коррекция, развитие и воспитание неречевых процессов,

которые включают развитие: слухового восприятия и внимания, слуховой памяти; зрительно-пространственных представлений, зрительной ориентировки и сосредоточенности на говорящем; координации произвольных движений; мелкой моторики кистей рук и мимики лица; чувства ритма с целью выработки навыка управления собственным мышечным аппаратом в движении; музыкально-ритмических способностей; эмоционально-волевых качеств; личностных свойств детей.

Проводится коррекция и развитие речи: темпа, ритма, речевого и неречевого дыхания; фонации; орального праксиса и мимического компонента; артикуляционной основы звукопроизношения; развитие лексико-грамматиче-ского строя и связной речи, просодических компонентов речи; фонематического восприятия.

Работа, направленная на активизацию деятельности нарушенных анализаторов, начинается с развития чувства ритма и осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На подготовительном этапе занятия проводятся на элементарном практическом уровне, через хлопки, притопы. Затем детей знакомят с основными структурами ритма. Учат опознавать их на слух, формируют представления о взаимосвязи форм ритма. Дошкольников учат выделять слоги, знакомят с долготой звучания. Дети учатся делать паузы, соблюдать логическое ударение. Специально ведется работа над темпом произношения, высотой и силой голоса (игры «Речецветик» З. А. Репиной). Одновременно проводится формирование общей моторики, с помощью двигательного моделирования ритмических структур развивается мышечное чувство. Занятия проводятся без музыкального сопровождения с использованием психогимнастики и жестов,

«Обрадовались», «Смотрим вдаль, тренируем глазки». Используются упражнения «Игра с мячиком», «Я пойду сначала вправо топ, топ, стоп», «Согревалочка».

Для преодоления двигательных автоматизмов применяются упражнения «Флажок», «Малыши-крепыши, выполнили верно» с использованием зрительных опор и физкультурного, музыкального инвентаря.

На основном этапе обучения продолжается работа по восприятию и воспроизведению музыкально-ритмических способностей, развитию музыкального слуха. Постепенно вводится музыка для формирования у детей умения отличать регулярные звучания, повторы от неровных длительностей (звучит ровно, одинаково, долго не звучит и т. п.), при этом всегда используется двигательный контроль с применением аудиотехнологии Железновых «Веселая логоритмика», где дети под музыку разного характера выполняют упражнения. При прослушивании музыкального отрывка определенного темпа ребенок отхлопывает нужный ритм. Применяются несложные логоритмические танцы «Ладошки», «Паровозик». Для развития звуковысотного слуха

используется упражнение «Слушай звуки» (гласные - высокие звуки - кладут на верхнюю полоску, глухие согласные - на нижнюю и пропевают их). Динамический слух развивают через игру «Громко-тихо», тембровый - через игру «Слушай, какой инструмент звучит». Используются аудиозаписи звуков окружающей среды (шум машин, дождя, звуки животных). Проводится также игра «Изобрази звук». Постепенно у детей развивается умение сначала выполнять упражнения с речедвижениями и пальчиковой гимнастикой «Урожай», «Согревалочка», а затем это же упражнение с пением. Ведется работа по освоению ритмических структур с помощью расслабления и напряжения мышц тела. Постепенно движения становятся более скоординированными, пластичными.

Дыхательная гимнастика дает успокаивающий, восстановительный и очистительный эффект «Шарик надуваем», работа над нижнеди-афрагмальным дыханием.

Мелкая моторика развивается с применением аудиозаписи «Пальчиковая гимнастика под музыку».

Проведению занятий помогает созданная картотека «Пальчиковые игры», «Дыхательная

гимнастика», «Игры с пением», «Психогимнастика», «Логоритмические игры и упражнения», «Разминка», «Релаксация», «Упражнения с превращениями», «Речевые упражнения с движениями», «Игры для развития общей моторики», «Этюды на развитие выразительности речи и движений», «Координация диалогической речи с движениями» и др.

Работа по исправлению звуков продолжается на основном этапе, она идет через уже достаточно развитые музыкально-ритмические способности у ребенка. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы активизируются для правильного восприятия звука. Детям предлагается пение вокализов из гласных звуков, слогов, слов с недефектными звуками с жестами, пение с разными эмоциями, двигательные упражнения «Мчится поезд» под аудиозапись.

На этапе постановки звуков проводится работа над усиленным дыханием, выработкой воздушной струи. Помогает игра «Заведем моторы у самолетов». Дети-летчики летают под музыку. Используются и статические упражнения. При закреплении звука в слове дети выстраивают слово из звуков, пропевают его (на свистящие приседают, на шипящие поднимают руки вверх).

На этапе автоматизации звука в предложении предлагается логоритмическое упражнение «Паровоз» (идет быстрее, стук колес сильнее, тише, стук колес не слышен, дифференцируют звуки «ч-щ»). Закрепление звуков осуществляется через обогащение словаря, расширение семантического поля. Например, звук «ж», через слово «медвежата», дети подбирают слова: доброжелательный, жестокий. Одновременно проводятся фонопедические упражнения.

На этапе дифференциации звука активно развивается фонематический слух. При составлении предложений со звуками «р-л», прохлопывают в ладоши друг с другом «Вот свеколка, вот морковка, сделаем салатик быстро мы». Звуки «в-л», через игру в мяч - «Мячик вниз, мячик вниз», произносят быстро, отрывисто. Дети поют, пока катится мяч.

Ритмическая структура речи формируется через развитие слоговой структуры слова. Используются упражнения по обучению грамоте - игра «Волшебный переход». (Дети выстраивают дорожки из слов, прыгая по слогам, разложенным на полу, или пропевают чистого-ворку «Ги, Ки, Хи - ходят гуси и быки»).

Развитие ритмического рисунка слова идет через игру «Ритмическое лото». Дети выкладывают слово из полосок, пропевая его. Длинные полоски соответствуют длинным звукам, короткие - коротким звукам. Пропевают сложные слова, хлопая на каждый слог слова по коленям и над головой или топая и хлопая. Выполняют звуковой анализ слов. Например, слово «птицы» дети пропева-ют, играют в музыкальную игру, поют птичью песню «Чив-щив».

Дети учатся воспринимать и воспроизводить стихи и рифмованные чистоговорки через игру на музыкальных инструментах. На фронтальных занятиях идет работа над правильным произношением через формирование коммуникативных умений и навыков. Одновременно продолжает развиваться лексико-грамматическая структура речи. Например, в игре «Что быстрее, ярче, легче» дети подбирают слова, характеризующие предметы от самого быстрого до медленного, изображая их, соотнося с характером музыки.

Проводятся тематические комплексные занятия - развлечения с элементами лого-ритмики для родителей, которые становятся активными участниками мероприятия. На занятиях закрепляются звуки через развитие связной речи. Используются театральные постановки. Применяются коммуникативные игры и танцы, разученные на музыкальных занятиях: «Пешеходы и машины», танец парами «Воротики». Дети закрепляют правила красивой речи, учатся общаться, помогать друг другу, развивая коммуникативные навыки.

Благодаря применению технологии лого-ритмики (музыкально-ритмических упражнений) были получены хорошие результаты по развитию музыкально-ритмических способностей. Это помогло сформировать высокие показатели развития речи. Особенно хорошо стала развиваться фонетика - фонематическая сторона речи (фонематический слух и слоговая структура слова), улучшилась интонационная, ритмическая, мелодическая структура речи (темп, ритм, речи), идет оздоровление детей.

Нам удалось подобрать дифференцированное содержание и методические приемы по развитию музыкально-ритмических способностей, которые помогают сформировать звуковую культуру речи.

Рекомендуемая литература:

1. Г. А. Волкова. Логопедическая ритмика. -М., 1985.

2. И. Н. Выготская, Е. Л. Пиллингер, Л. П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993.

3. З. А. Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. -Екатеринбург, 1998.

4. Н. А. Рычкова. Логопедическая ритмика. - М., 1998.

5. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритми-ческих занятий с детьми 5-6-7 лет. - М., 2008.

6. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.

Логоритмическое занятие

по теме: профилактика заикания у детей-логопатов 6-7 лет с нарушенным темпом и ритмом речи «Защитники Отечества»

Задачи:

• образовательные:

формировать и расширять словарь;

развивать функции словоизменения, автоматизировать свистящие звуки в речи;

• коррекционные: развивать координацию движений рук и ног, работать над правильной осанкой, пространственной организацией, регулировать мышечный тонус. Развивать музыкальный, динамический слух, темп, ритм речи нижнедиафрагмальное дыхание; мелкую и артикуляционную моторику, мимические движения, фонематический слух и восприятие, внимание разной модальности, работать над профилактикой заикания;

• воспитательные: воспитывать уважение к защитникам нашего Отечества, чувства эмпатии.

Оборудование: музыкальное сопровождение, магнитофон, записи звуков, оформление зала, карта-схема, костюмы у детей, ведущего, иллюстрации солдат разных видов войск, орудий, боевых машин. Военная форма, резиновые коврики, ворота - 2 шт., воздушные шары - 4 шт., разрезная картинка самолета.

Музыкальный репертуар: песня «Будем в армии служить», музыка Ю. Чичкова, слова В. Малкова. Танец «Яблочко», музыка Р. Глиэра. Игра «Летчики», музыка А. Жилинского, слова В. Викторова, «Военный марш». Релаксационная музыка.

Активный словарь: оружие, боевые машины, род войск, моряки, бескозырка, тельняшка, корабль, летчик, парашют, шлем, вертолет, фуражка, кокарда, китель, артиллерист, пушки, танк, танкист, пограничник, автомат, пистолет, кобура, десантник, парашют, ракетчик, защищают, управляют, прыгают, ухаживают, драит, моет, чистит, протирает, красит, смелые, ловкие, сильные, умные.

Ход и методические приемы

Ритмическая разминка

Под военный марш дети маршируют, заходят в зал и встают у стульев

Педагог. Какие вы сегодня красивые, нарядные солдаты, моряки! Посмотрите, как празднично украшен наш зал. Давайте вспомним правило уверенного поведения и правильной речи.

Мы спокойны всегда!

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим!

Паузы мы соблюдаем!

Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить!

И не хочется спешить.

Педагог. Скажите, о чем мы будем говорить? Кем мы будем сегодня?

Ответы детей

Педагог. Ребята, я буду вашим командиром.

Дети садятся

Педагог. У нас случилась беда, воспитательницу похитили захватчики. Татьяна Викторовна хочет, чтобы вы, будущие защитники, ее освободили. (Звучит плач, записанный на кассете.)

В зале установлены видеокамеры, по ним похититель наблюдает за вашими действиями. Чтобы ее освободить, нужно выполнить задания из этого конверта.

Педагог достает конверт

Педагог. В этом конверте схема, по ней мы найдем Татьяну Викторовну. На каждой фигуре написано задание. Вот треугольник: вам надо рассказать о себе, кем вы себя представляете в армии.

Вопрос: что делают солдаты в армии?

Педагог. Вспомним о правиле: прежде чем сказать, мы легко, ровно, глубоко вдыхаем, стихотворение читаем. Боря вдыхает, читать начинает, Тимур вдыхает, читать продолжает.

Вечер-развлечение для детей старшего дошкольного возраста в Белоярском детском саду «Огонек», Республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр

Дети по очереди встают, читают и садятся

Педагог. Молодцы! Солдаты, ровняйтесь, смирно. Носом вдыхаем, песню запеваем.

Пение песни «Будем в армии служить». Дети садятся

Педагог. А сейчас покажем, чем занимаются солдаты в казарме по утрам.

Работа над развитием регуляции мышечного тонуса,речевых, мимических движений

Массаж лица: солнышко встает, в казарму к солдатам идет, оно их ласкает, пригревает, успокаивает, мышцы лица не напряжены, а расслабленны.

Активизация мышц мягкого нёба: одолела их зевота, просыпаться неохота и нахмурились немного.

Выполнение физических упражнений: всем скомандую: подъем, мы зарядку проведем. Руки вверх поднялись, пальцы рук напряглись, к небу, к солнцу потянись. Влево наклонись, вправо наклонись.

Сбрось с себя ночную лень (расслабление рук), просыпаться нам не лень.

Дети проговаривают фразу хором, садятся

Шея не напряжена, а расслаблена. «Тя-тя, дя-дя». (Повороты головы.) Надо, надо умываться по утрам и вечерам (трут лоб, глаза, подбородок, уши).

Улыбнулись, зубы показали, щеткой чистить их мы стали. Чик-щик, тик-щик (имитация).

Работа против саливации, над подвижностью нижней челюсти: Рот пополощем, слюну поглотаем.

Шарик надуваем, а рукою проверяем, вдох, шарик лопнул - «с-с-с - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Артикуляционная гимнастика. А сейчас к зеркалу встанем и игры с язычком покажем.

Педагог поет, дети выполняют

Язычок, дружок, не ленись, покажись.

Расслабляйся, спинка кя-кя, серединка пя-пя, кончик за нижние зубы встал и запел: «СА, ЗА, ЦА».

Язычок солдатской лопатой стал, долго солдат ею копал, устал, вдохнул и пропел: «Ша-шу, жи-жэ».

Язычок солдат за верхние зубы встал, охранять дом стал и запел: «Ол, ул».

Солдат автомат взял и учиться стрелять стал, вдохнул: «Трын, дрын».

Пальчиковая гимнастика с ритмичным проговариванием по слогам

Педагог. Молодцы, кругом повернись! А сейчас покажите, как ухаживают защитники Отечества за своим оружием: Лет-чик красит самолет, Ар-тил-лер-рист чистит пушку, Пог-ра-нич-ник протирает автомат, Мат-рос драит корабль, А тан-кист моет танк.

Молодцы! С первым заданием вы справились.

Педагог. Вот круг, в нем записано второе задание. Нужно показать похитителю, какие вы сильные, ловкие, быстрые. Покажите, какие вы матросы. Дети проговаривают слова с движениями: Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем! Указание: умные, смелые, храбрые воины жили в Древней Руси.

Вопрос: как их называли? Указание: покажите нам танец богатырей. Дети исполняют танец «Яблочко» Педагог. А теперь вам нужно разделиться на две команды, сильно подуть на шары, чтобы они прошли в ворота.

Дети, дуя на шары, загоняют их в ворота Педагог. Нам нужно перебраться через реку, чтобы прийти к Татьяне Викторовне. Построим звуковой мост. Ищите картинки -слова, где есть звук «С». Вот картинка бескозырка, я коврик беру, его кладу, на него встаю. Вместе вдыхаем, каждое слово пропеваем. Дети стоят на ковриках Педагог. А теперь перейдем через реку. Дети идут по кругу по коврикам под музыку. Далее стоят в кругу, выполняют упражнения с пропеванием:

Наши солдаты готовятся к рекордам, будут заниматься спортом.

Штангу поднимают, мышцы напрягают, Штангу опускают, мышцы рук расслабляют.

На носочках приседают и по камушкам шагают,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А потом встают обратно, расслабленье так приятно.

Дети садятся

Педагог. Молодцы, вы справились со вторым заданием. А сейчас читаю третье задание на прямоугольнике. Нужно показать, какие вы умные, мудрые.

Вопрос: кто знает пословицы, поговорки, говорящие о военной чести?

Педагог. Вы спокойны, всегда

Говорим красиво, неторопливо,

Прежде чем сказать, легко вдыхаем, говорить начинаем.

Молодцы, старались, не торопились, не напрягались.

Вбегает мальчик - Незнайка, здоровается

Незнайка. Я тоже будущий воин, я расскажу о нашей Российской Армии.

Педагог. Ребята, вы внимательно его слушайте. Если он ошибется, вы его поправите. Не забывайте, руку поднимайте, не торопитесь по очереди отвечайте.

Незнайка. Наша армия охраняет народ. На небе нас защищают моряки. Ракетчик надел на голову бескозырку. Танкист прыгает с парашютом.

Дети исправляют Незнайку

Педагог. Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем с Незнайкой в музыкальную игру «Летчики».

Игра «Летчики»

Заключительная часть: входит воспитатель

Воспитатель. Спасибо вам, ребята. А как вам удалось меня спасти?

Кем вы были? Что делали?

Педагог. Не напрягайтесь, легко вдыхайте, отвечайте.

Дети . Мы были солдатами, пели, читали стихи, танцевали, дули на шары, звуковой мост строили, пословицы читали, в летчиков играли.

Педагог. А главное, вы красиво говорили, не напрягались, не торопились.

Оттого что вы такие красивые, смелые, ловкие, умные, преступники испугались и отпустили меня. Вот вам мои награды.

А теперь давайте присядем, вытянем ножки, расслабим ручки, успокоимся и с закрытыми глазами послушаем красивую музыку.

Проводится релаксация с детьми

Педагог. А теперь откройте глаза и спокойно пойдем с вами в группу.

Под спокойную музыку дети выходят из зала. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.