Абдумаджидова Д.Р.,
преподаватель кафедры «Профессиональное образование» Ташкентского финансового института
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТИ
АБДУМАДЖИДОВА Д.Р. ДАДИЛ ШАХСНИНГ ПСИХОЛОГИК ХУСУСИЯТЛАРИ ВА МУХ,ИМ ФАЗИЛАТЛАРИ
Маколада дадил шахснинг психологик хусусиятлари т^рисида фикр юритилган. Жум-ладан, ассертив юриш-туриш тушунчаси узгаларга зарар етказишни максад килмаган, тyFридан-тyFри, очик харакатда булишни ифодалайди. Ассертивлик - бу, узини дадил ту-тиш, шахслараро муносабатларда уз хукукларини химоя килиб, узгаларнинг хукукларини хурмат килиб, узини самарали химоя килиш кобилиятидир.
Таянч суз ва тушунчалар: ассертивлик, экспрессивлик, конгруэнтлик, тажовузкор, дадил, бушашган юриш-туриш, тарз, ташаббус, салбий хиссиётлар, ижтимоий куркув, иж-тимоий компетентлик.
АБДУМАДЖИДОВА Д.Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТИ
В статье изложены мнения о психологических особенностях уверенной в себе личности. Так, ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред другим людям. Ассертивность означает уверенное поведение, умение эффективно постоять за себя в межличностных отношениях, защищая свои права и уважая права других.
Ключевые слова и понятия: ассертивность, экспрессивность, конгруэнтность, агрессивное, уверенное, неуверенное поведение; стереотипы, инициатива, негативные эмоции, социальный страх, социальная компетентность.
ABDUMADJIDOVA D.R. PSYCHOLOGICAL FEATURES AND ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF A CONFIDENT PERSONALITY
There is discussed in thearticle poison about psychological features of confident persons. So, assertiveness is - the ability of a person with dignity and confidence to assert their rights, while not violating the rights of others. Assertive called direct, overt behavior, does not aim to harm other people. Assertiveness means confident behavior, ability to effectively fend for themselves in interpersonal relationships, protecting their rights and respecting the rights of others.
Keywords: assertiveness, expressiveness, congruence, aggressive, confident, insecure behavior, stereotypes, initiative, negative emotions, social anxiety, social competence.
Проблема уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям в психологической теории и практике изучается давно. Понятие «уверенность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. В середине ХХ века психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматических заболеваний.
К началу 70-х годов ХХ века сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты.
Одним из часто используемых определений уверенности в себе считается определение Рюдигера и Риты Ульрих. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого, к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).
Первым, кто серьезно занялся изучением неуверенности в себе и поиском путей коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния, был Андре Сальтер - владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний
и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.
Уверенную личность характеризуют:
■ эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость личности. С его точки зрения, уверенный человек чувства «называет своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, уверенный в себе человек выражает свои чувства спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств;
■ экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;
■ прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
■ использование местоимения «Я» в речи;
■ способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственны самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;
■ способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.
Данная характеристика соответствует детям дошкольного возраста. Они эмоциональны, спонтанны, экспрессивны, открыты, веселы. Что же происходит по мере взросления? Куда исчезает естественное и уверенное поведение ребенка?
Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории «обучения на моделях» Альберта Бандуры1. В соответствии с этой теорией, новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания -копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий «слепок» образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.
Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию «выученной беспомощности» Мартина Селигмана2. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире -всей окружающей социальной среды на то или иное поведение ребенка. Эта об-
1 Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: «Евразия», 2000.
2 Селигман М. Новая позитивная психология. - М.: «София», 2006.
ратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая «выученная беспомощность».
Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат - теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде. Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную («все равно накажут») или однообразную позитивную («маменькин сынок») обратную связь.
Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая самоэффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей, воспитателей, учителей, которые впоследствии видоизменяются в негатив-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
ные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны вызывают негативные (неприятные) эмоции.
Из приведенных объяснений причин неуверенности следует, что ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новых социальных навыков и разнообразие адекватной и непосредственной реакции социального окружения на эти навыки.
В противном случае имеет место «негативный» вариант. Неуверенность формируется в ситуации когда:
■ социальная среда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;
■ социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны;
■ достижения и успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;
■ негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;
■ негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы
в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.
В результате неуверенный человек достигает в жизни меньших результатов. Сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, которые в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостаёт инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.
Существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. При этом:
- однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя;
- страх снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх;
- страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх.
Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях. Джозеф Воль-пе выделил и подробно описал следующие виды страха:
- страх критики;
- страх быть отвергнутым;
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
- страх оказаться в центре внимания;
- страх показаться неполноценным;
- страх начальства;
- страх новых ситуаций;
- страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;
- страх не суметь сказать «нет».
В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных людей в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, которое блокирует их социальную активность. Психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности наряду с дефицитом навыков социального поведения.
Особое отношение к уверенным и неуверенным проявлениям индивидуальности имеют многочисленные культурные и социально-политические предпосылки. Общественные цели и коллективная ответственность за результаты действий в недавний период истории ценились выше личных целей и личной ответственности. Использование местоимения «Я» было достаточно неудобной формой выражения в обществе, где правила партия, состоящая из «мы». И если случалось говорить «я», то после «я» приходилось постоянно добавлять «от лица нашей организации», «я, как и весь народ, как и все люди моего города, как и все прогрессивное человечество». Так ведь удобно, выгодно, социально одобряемо, нормативно и никакой личной ответственности.
Но такое утверждение ложно и малопродуктивно. Люди - это множество «я». Прогрессивное человечество составляют разные люди, с разными «я», с разной мотивацией и с разной степенью согла-
сия с принятым в качестве нормативного мнением. Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории - и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица («есть мнение», «некоторые полагают»), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений. Иногда случается, что личные мнения, сомнения, желания и ценности не принимаются социальным окружением. И нередко приводит к санкциям со стороны социального окружения. Иными словами: хорошо ли это - в явной и открытой форме говорить о своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что человек, уверенный в себе - это человек, переоценивающий свои возможности и не умеющий утаивать свои эмоции и чувства? Действительно, уверенность в себе - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир, это вера в себя (Ромек, 1996). Но парадокс: именно эта позитивная оценка позволяет её обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение1.
Относительно выражения эмоций: уверенный в себе человек часто выражает эмоции и чувства, до которых другим и дела нет. Но именно это помогает ему стать душой компании, заводить новых друзей, спасает от одиночества и т.д.
Можно ли добиться самоуважения, не унижая при этом других? Можно ли быть уверенным в себе и не разрушать веру в себя у других? Существуют ли способы
1 Ромек В.Г. Журнал практического психолога, 1999, № 9. -С. 3.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
уважительного отношения к себе и к другим? Конечно, можно, конечно, существуют. Вот только не обладаем мы чувством уверенности в себе и не владеем мы способами уважительного взаимодействия, и потому других научить не можем. Сама среда, сам социум и принятые в нем нормы «не настроены» на уверенность в себе и самоутверждение.
Существует множество фактов, затрудняющих формирование самоуважения и уверенности в себе:
- репрессивный характер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системы поощрений;
- шаткость законодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав;
- слабая система защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще, пренебрежение личной собственностью.
Кроме этого, уверенность в себе с большим трудом вписывается в современную систему ценностей школы, в систему социализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и агрессивности.
Довольно долго агрессивность и наглость, с одной стороны, и неуверенность и пассивность, с другой стороны, пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две
разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.
Если партнер унижает других, хамит, грубит и такое поведение становится стилем его жизни - это свидетельство личной неуверенности. Можно с уверенностью сказать, что унижают от недостатка воспитания и от неспособности достичь своих целей другим способом.
В то же время уверенность в себе позволяет обрести такое качество личности, как социальная компетентность. Социальная компетентность определяется как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умением добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление желаний их собственных. Предполагается, что если во всех действиях и вербализациях человек ограничивается осведомлением других о своих правах и желаниях, и не допускает при этом никакого давления на партнеров, то это уже само предоставляет партнеру право согласиться или отвергнуть просьбу или требование.
Социальная компетентность есть результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений) автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста (Ромек, 1996). Такое понимание соотношения уверенности в себе, агрессивности и социальной компетентности стало основой решения этической проблемы самоутверждения, так или иначе затрагивающего личные ин-
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
тересы других людей или общественные интересы1.
Социально компетентные люди обладают определенными коммуникативными способностями:
- способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях. Употребление «Мы» не способствует открытому выражению потребностей, желаний, и, тем более, требований. Многим придется отказываться от личных желаний в пользу мнения и желаний большинства. Трудно вообразить себе такой сплоченный коллектив, в котором бы общие цели максимально соответствовали потребностям отдельных его участников (люди все-таки разные);
- способность сказать «Нет». И с этим навыком возникают определенные проблемы, очень похожие на только что описанные. Единодушное коллективное «Нет» очень труднодостижимо. Желания, цели, ценности, уровень интеллекта и т.д. - все индивидуально;
- способность открыто говорить о своих чувствах. Выражение своих собственных чувств открыто, не используя местоимения «Я» невозможно. Поколению, привыкшему к «Мы», сложно выражать личные чувства;
- способность устанавливать, поддерживать и заканчивать разговор.
Существенными характеристикам уверенного поведения являются:
1. Оптимизм и самоэффективность (Селигман, 1975; Бандура, 1977). Иными словами эту характеристику человека можно обозначить как чувство уверенности в себе, вера в доброе, лучшее, светлое. Этот комплекс эмоционально-когнитивных характеристик описывается следующим образом: в большинстве
1 Ромек В.Г. Журнал практического психолога, 1999, №9. - С. 4..
моментов времени человек высоко (позитивно) оценивает свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Успехи считаются личной заслугой, недостатки приписываются временному неблагоприятному стечению обстоятельств. Привычные позитивные оценки препятствуют самоуничижению в любых его формах и унижению других людей.
2. Открытость. Все желания, чувства, просьбы, требования и претензии выражаются в открытой форме, от первого лица. Приказы, советы, наставления, обобщенные оценки переформулируются в «Я-высказывания». Такого рода вербализации мало у кого вызывает категорические возражения, а также препятствует недопониманию и ложным истолкованиям.
3. Спонтанность. Действия совершаются спонтанно, без долгого обдумывания и откладывания решающего разговора. Возможные недоразумения разрешаются не в результате интриг и скандалов, а в открытом и честном разговоре. Реакция на разное поведение окружающих разная и сиюминутная (неотсроченная).
4. Принятие. Открытые, спонтанные и уместные высказывания и действия других людей (вне зависимости от их «полярности») принимаются всерьез и сопровождаются адекватной внутреннему ощущению реакцией. Более того, поддерживаются именно спонтанные и открытые реакции.
Этика уверенного поведения заключается в том, что, отличающиеся друг от друга потребности, мнения и права разных людей выслушиваются, принимаются и сопоставляются с целью поиска наиболее приемлемой для всех форм их удовлетворения, принятия или защиты.
ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2014, 11
Литература:
1. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: «Питер-Пресс», 1997.
2. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. - М.: «Просвещение», 1978.
3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: «Питер», 1997. -С. 75-79.
4. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. / Под ред. Лабунской В.А. - М.: «Гардарики», 1999. -С. 207-226.
5. Ромек В.Г. Журнал практического психолога, 1999, № 9.
6. Психологический вестник Ростовского государственного университета. Выпуск 1, часть 2. - Ростовна-Дону: Изд-во РГУ, 1996. -С. 132-146.