психологические науки
Маслова Татьяна Михайловна ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ...
УДК 159.9
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАЗВИТИИ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
© 2018
Маслова Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема (79015, Россия, Биробиджан, ул. Широкая 70а, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье поднимается проблема развития уверенности в себе в процессе профессионального становления студентов вуза, анализируются различные подходы к трактовке понятия «уверенность личности в себе». К условиям развития уверенности или неуверенности в себе отнесено влияние матери и отца: мужчины возбудимого типа развивают у ребенка, особенно у мальчиков, агрессивность и низкую уверенность в себе, а мужчины психастенического типа - развивают неуверенность в себе и низкую неустойчивую самооценку, а так же установлена связь между контролем со стороны родителей и развитием уверенности в себе: чрезмерная опека развивает инфантилизм. Для развития уверенности в себе человеку необходимо выработать коммуникативные умения и выстраивать свою жизнедеятельность в соответствии с формулированными правилами уверенного человека. Процесс профессионального становления студентов вуза несет в себе ряд возможностей для развития уверенности в себе: изучение психологических и специальных дисциплин, успешное прохождение производственных практик, выработка профессиональных умений и навыков, в том числе навыков доброжелательного, бесконфликтного общения, успешное преодоление трудностей в жизнедеятельности студентов на данном этапе.
Ключевые слова: уверенность в себе, личная вовлеченность индивида, уверенное поведение, позитивная оценка личности, правила для уверенного человека, процесс профессионального становления, факторы профессионального развития, критерии профессионального становления.
POSSIBILITIES OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN DEVELOPMENT OF CONFIDENCE IN YOURSELF
© 2018
Maslova Tatyana Mikhailovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair psychology Sholom-Aleichem Priamursky State University (679015, Russia, Birobidzhan, st. Shirokaja 70-А, e-mail: [email protected])
Abstract. This article raises the problem of developing self-confidence in the process of professional development of university students. The article analyzes various approaches to the interpretation of the concept of «self-reliance of a person». The influence of mother and father is related to the conditions for developing confidence or self-doubt: men of an excitable type develop a child, especially boys, aggressiveness and low self-confidence, while men of a psychasthenic type develop self-doubt and low unstable self-esteem, as well as the relationship between parental control and the development of self-confidence: excessive care develops infantilism. In order to develop self-confidence, a person needs to develop communicative skills and build his life activity in accordance with the formulated rules of a confident person. The process of professional development of university students carries with it a number of opportunities for the development of self-confidence: the study of psychological and special disciplines, the successful completion of work experience, the development of professional skills and abilities, including the skills of friendly, conflict-free communication, the successful overcoming of life difficulties of students stage.
Keywords: self-confidence, personal involvement of an individual, confident behavior, positive personality assessment, rules for a confident person, the process of professional development, factors of professional development, criteria of professional development.
В современном мире психологические нагрузки на человека возросли, практически ежедневно ему приходиться принимать ответственные решения в ситуации неопределенности, перегрузка или дефицит информации, существующей вокруг человека, зачастую приводит его к стрессу. Такая ситуация характерна и для образовательной деятельности студента: правильный или ошибочный его выбор, на наш взгляд, во многом зависит от наличия у него уверенности в себе.
В данном исследовании мы предпринимаем попытку выявить возможности процесса профессионального становления личности в развитии уверенности в себе. Для этого мы проанализируем подходы к трактовке понятия «уверенность в себе», выявим уровень развития уверенности в себе студентов вуза и соотнесем его с результатами исследования показателей эффективного и не эффективного профессионального становления.
Термин «уверенность в себе» был впервые использован Дж. Вольпе [1], а ученые Р. Аннекен, А. Бандура [2], А. Лазарус, А. Сальтер [3], Э. Селигман [4], Р. и Р. Ульрихи и др. определили его основные структурно-содержательные и описательные характеристики. Так, например, И.В. Вайнер [5], Л.В. Куликов уверенность в себе рассматривают как психическое состояние, эмоция, чувство; В.Г. Ромек как черту характера [6]; М.Розенберг как личностную характеристику, компонент «рефлексивного «Я»; А.И. Крупнов, М.А. Селиверстова как психологическую структуру уверенной личности [7]; М.
Рокич, Д.А. Леонтьев как терминальную индивидуальную ценность [8].
По мнению В.Г. Ромека уверенность в себе - это «генерализованные стабильные позитивные оценки человеком собственных навыков, умений и способностей в определенных ситуациях общения» [9, с. 37].
Чувство уверенности в себе начинает формироваться в раннем детском возрасте под влиянием значимых других (родителей, воспитателей). В исследовании О. Коннер была установлена связь между родительским отношением к детям и их личностными качествами. Так, например, адекватному, нормальному развитию ребенка способствует любовь и принятие его таким, какой он есть. Если ребёнок не желанный, не планированный в семье, его не любят и отвергают, то у него проявляется склонность к девиантному поведению, агрессивность, эмоциональная незрелость. При высокой требовательности и гиперопеке могут развиваться отрицательные черты: в социальных контактах дети проявляют нерешительность, неуверенность в себе, их поступки не продуманы и часто импульсивны. Контролируя поведение ребенка, родители так же оказывают влияние на развитие личностных качеств, в том числе и уверенности в себе. На наш взгляд, способ контроля со стороны родителей над поведением ребенка и формирование ребенком собственного способа самоконтроля влияет на развитие уверенности в себе: самоконтроль является следствием прямого усвоения внешнего контроля, жесткая и после-
Maslova Tatyana Mikhailovna psychological
POSSIBILITIES OF THE PROCESS ... science
довательная дисциплина превращается в самодисциплину и уверенность в способности управлять событиями.
Стиль отношений родителей с ребенком влияет на развитие и проявление личностных качеств. Так, например, при стиле отношения «принятие-отвержение» родители, испытывая к своему ребенку интегральное эмоциональное отношение, симпатию, проявляют к нему доброжелательность, сопереживание, искренний интерес, участвуют в жизни ребенка и тем самым развивают самостоятельность, открытость, общительность, высокую самооценку.
При стиле отношений «кооперация» родители проявляют уважение к личности своего ребенка, его интересам и увлечениям. В конфликтных ситуациях, готовы рассмотреть и принять позицию своего ребенка, оказать ему помощь и поддержку, стараются общаться с ребенком на равных; проявляют к нему высокий уровень доверия, высоко оценивают его достижения и всегда рады за него.
При «симбиозе» родители ограждают ребенка от всех внешних негативных воздействий, стремятся защитить и уберечь своих детей от жизненных невзгод (это исходит из желания быть с ребенком одним целым), что не дает ему действовать самостоятельно, проявлять инициативу, нарушают развитие социальной смелости и уверенности в себе.
Если поведение родителей пронизано духом авторитаризма («авторитарная гиперсоциализация») - ребенка не уважают, требует от него полного подчинения и послушания, не дают ему действовать самостоятельно, критикуют, не принимают во внимание мнение ребенка, то у него развивается безынициативность, замкнутость, конфликтность, низкая самооценка и низкий уровень уверенности в себе.
«Маленьких неудачников» родители привыкли видеть ни на что не способными, у них нет свободы выбора, действий, все их поведение родители строго контролируют, стараются как можно дольше ограждать их от внешних негативных воздействий, поэтому они вырастают неинициативными, с высоким уровнем тревожности, неуверенными в себе.
Имеет значение также работа матери, ее социальный статус, пристрастия и интересы.
Оптимальное сочетание дозированной свободы и контроля со стороны матери развивают у ребенка самостоятельность, ориентацию на себя, дефицит общения с матерью влечет за собой отсутствие активности, потерю социальной инициативы.
Влияние отца на характер уверенности в себе ребенка зависит от типа личности родителя. Мужчины, склонные демонстрировать агрессию и доминировать в конфликтных ситуациях развивают у ребенка, особенно у мальчиков, агрессивность и низкую уверенность в себе.
Мужчины психастенического типа, склонные к сомнениям и колебаниям, развивают неуверенность в себе и низкую неустойчивую самооценку. Дружелюбные и внимательные отцы, поощряющие самостоятельность, способствуют развитию у ребенка ориентации на себя (самостоятельности). При сочетании в поведении отцов опеки с невмешательством, отдаленности в общении и предоставлении ребенку самому решать свои проблемы - формируется ориентация на сверстников (зависимость). Таким образом, стиль отношений родителей с ребенком позитивно или негативно влияет на развитие уверенности в себе.
Как считает А. Лазарус, для развития уверенности в себе человеку необходимо выработать следующие умения: просить о помощи и обратиться с просьбой, научиться говорить «нет», организовывать общение (способность начинать, продолжать, поддержать, или заканчивать разговор), умение проявлять позитивные или негативные эмоции или чувства. Поэтому, чтобы развить уверенность в себе, необходимо совершенствовать навыки уверенного поведения, качественно оценивать 330
собственные способности и навыки, позволяющие проявлять социальную смелость в постановке новых целей, задач и проявлять инициативу для их достижения, при этом субъективная позитивная оценка личности со стороны значимых людей очень необходима.
Различные подходы к трактовке понятия «уверенность личности в себе» позволили сформулировать правила уверенного человека. Уверенный в себе человек:
1) несет ответственность за свое поведение, мысли и эмоции;
2) не оправдывается и не дает никаких объяснений за свое поведение;
3) может менять свои взгляды;
4) совершать ошибки и самостоятельно исправить
их;
5) спрашивать, выслушивать умные советы, но самому принимать решения;
6) не стесняется сказать «я не знаю»;
7) не нуждается в сторонней поддержке или одобрении;
8) не боится поступать нелогично;
9) не опасается сказать другому «я тебя не понимаю»;
10) считает себя вправе сказать «меня это не волнует», «это ваши проблемы».
Таким образом, уверенность личности в себе - это комплексная характеристика человека, включающая в себя определенные эмоциональные (отсутствие тревожности и страха), поведенческие (определенные навыки социального поведения) и качественные компоненты. Уверенная в себе личность проявляет активность, настойчивость, социальную смелость в контактах и добивается поставленных целей [10].
Уверенность в себе развивается в различных сферах жизнедеятельности человека, но, мы полагаем, что более осознанно в процессе профессионального становления. В целом профессиональное становление (от лат. profiteor - объявляю своим делом) - процесс профессионального обучения, освоение профессии и выполнение профессиональной деятельности, направленной на самоопределение и совершенствование личности. Основной движущей силой профессионального становления является стремление личности к комфортному для нее социально-профессиональному статусу, к интеграции в социально-профессиональную среду.
Его результатом является личностно-профессио-нальная зрелость субъекта, обретение им смысла своей профессиональной деятельности. В конечном счете, профессиональное становление - это путь к самоактуализации.
Проблема развития качеств личности в процессе определенной профессиональной деятельности исследовалась в трудах К.А. Абульхановой-Славской [11], Б.Г. Ананьева [12], А.А. Бодалева [13], А.В. Карпова [14],
A.А. Климова [15], Н.В. Кузьминой, Б.Ф. Ломова [16],
B.Д. Шадрикова и др. [17].
Анализ теорий и положений выше указанных ученых позволил нам выделить факторы профессионального развития личности.
К объективным факторам мы отнесли: социальное окружение, наследственность, среда учебного заведения, профессиональные требования к личности специалиста, содержание и условия профессиональной деятельности.
Среди субъективных факторов особое внимание мы уделяем мотивационному и личностному компонентам, ведь мотивированный студент может успешно развивать свой личностный потенциал.
Для выявления возможностей процесса профессионального становления студентов вуза в развитии уверенности в себе, мы выбрали группу студентов, обучающихся на 1 курсе факультета педагогики и психологии - центра педагогического образованиия в количестве 96 респондентов.
С помощью теста В.Г. Ромека «Уверенность в себе»,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
психологические науки
Маслова Татьяна Михайловна ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ...
мы выявили уровень уверенности в себе студентов вуза и, установили, что у респондентов преобладает средний уровень уверенности личности в себе, он диагностирован у 47 респондентов, что составляет 48,9%, высокий уровень уверенности в себе диагностирован у 32 респондентов, что составляет 33,4%, низкий уровень уверенности в себе личности диагностирован у 17 испытуемых, что составляет 17,7%.
В течение трех лет обучения студентов вуза мы взаимодействовали с респондентами группы, наблюдали за проявлениями уверенности в себе, социальной смелостью и инициативой в социальных контактах. В процессе обучения студентов, мы анализировали их образовательную деятельность, участие в производственных практиках, содержание их дневников, характеристик и отчетов по практикам, отслеживали взаимодействие в образовательном социуме (наблюдение, беседы с преподавателями, психологом), их участие в спортивных и воспитательных мероприятиях (отслеживалось отношение участников и «болельщиков» из группы). Опираясь на результаты наблюдения, сформулировали критерии эффективного профессионального становления. К ним мы отнесли:
1) успешное изучение психологических и специальных дисциплин в процессе обучения в вузе; 2) выработка профессиональных умений и навыков в соответствии с этапом профессионального становления; 3) доброжелательное непринужденное общение в образовательном социуме и в диадах: «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент-образовательное учреждение», «студент-база практик», «студент-психолог»; 4) успешное прохождение видов производственных практик и своевременная сдача документации по ним; 5) преодоление трудностей, встречающихся в процессе профессионального становления, без напряжения, агрессии, повышения уровня личной и ситуативной тревожности; 6) проявление адекватной самооценки, социальной активности и инициативы в социальных контактах; 7) непринужденное общение с окружающими людьми; 8) ассертивное, бесконфликтное взаимодействие в образовательном социуме.
Результаты исследования профессионального становления студентов вуза, полученные на 1 курсе, мы сравнили с результатами исследования, полученными на 4 курсе, которые отразили в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика профессионального становления студентов вуза
Критерии профессионального становления Курс Эффективное Не эффективное профессиональное
Кол-во % Кол-во %
1 Успешное изучение психологических и 1 50 52,1 46 47,9
обучения в вузе 76 79,2 20 20,8
2 Выработка профессиональных умений и профессионального становления 1 50 52,1 46 47,9
78 81,2 18 18.8
3 Доброжелательное непринужденное общение в образовательном социуме 1 38 39:6 58 60,4
84 87,5 12 12,5
4 Успешное преодоление трудностей 1 74 77,1 22 22,9
80 83,3 16 16,7
5 Успешное прохождение видов производственных практик н своевременная сдача документации по 1 56 58,3 40 41,7
82 85,4 14 14,6
б Проявление адекватной самоопенки, социальной активности и инициативы в социальных контактах 1 68 70,8 28 29,2
88 91,7 8 8=3
7 Ассертнвное, бесконфликтное взаимодействие в образовательном социуме 1 52 54,2 44 45,8
4 82 85.4 14 14.6
У студентов, имеющих высокий и средний уровень развития уверенности в себе, мы диагностировали показатели эффективного профессионального становления, а у студентов с низким уровнем уверенности в себе - неэффективное профессиональное становление.
Сравнительный анализ динамики профессионального становления студентов вуза, показывает, что успешно изучали психологические и специальные дисциплины (освоившие дисциплины на «отлично», и «хорошо») составил 79,2% - 52,1% - студенты уверены в своих зна-
ниях. Профессиональные умения и навыки выработаны у 81,2% - 52,1%, это говорит о том, что у большинства студентов 4 курса профессиональные умения и навыки развиты на высоком уровне; находясь в трудных ситуациях, могут успешно их преодолевать (83,3% - 77,1%), им стало легче непринужденно общаться (39,6 - 87,5), проявлять активность в социальных контактах, ассер-тивность, бесконфликтно взаимодействовать в образовательном социуме (85,4 - 54, 2).
На наш взгляд, динамика критериев эффективного профессионального становления студентов показывает совершенствование личностных качеств, в том числе и уверенность личности в себе.
Качественные изменения развития личности формируют убежденность в необходимости и значимости приобретения знаний и умений, практических навыков, что побуждает студента к активной профессиональной деятельности, а удовлетворенность выбранной специальностью приводит к готовности в профессиональной деятельности.
В процессе профессионального становления преобразуется личностный компонент, в том числе и такое профессионально-личностное качество, как уверенность в себе, ибо оно способствует процессу профессионального становления. В образовательно-профессиональной деятельности уверенность в себе проявляется в отношении к учению в целом, так и профессиональному обучению.
Таким образом, у студентов, демонстрирующих уверенное поведение, проявляется активность, осмысленность, целенаправленность, творческий характер профессионального обучения.
У них, как правило, более отчетливая, ярко выраженная мотивация профессиональной деятельности, то есть изначально уверенность в себе соответствует более осознанному профессиональному выбору.
Студенты со сформированной уверенностью в себе имеют больше шансов к профессиональному становлению, их ясность мотивов способствует развитию потребностей в жизненном самоопределении и составление планов в будущее, осмыслении настоящего, самоотдачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вольпе Дж. Анализ индивидуальной динамики при лечении депрессии / Дж.Вольпе // Эволюция психотерапии. Т. 2. М., 1998.
2. Бандура А. Принципы социального научения //Современная социальная психология /Под ред. Г.М. Андреевой. М., 1984. С. 55-60.
3. Salter A.Conditioned Reflex Therapy: The Direct Approach to the Reconstruction of Personality Welness Institute. — 2002. — Vol. — 68 p.
4. Seligman, Martin E. P. (1972), comp. Biological boundaries of learning. New York, Appleton-Century-Crofts xi, 480 p.
5. Вайнер И. В. Субъективная уверенность как фактор решения психофизической задачи // Психология труда в условиях проблемных ситуаций: Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996. С. 185-191
6. Ромек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Дис. канд. психол. наук. Ростов н/ Д: Изд-во РГУ, 2007, с.37.
7. Крупнов А.И., Селиверстова М.А. Психологическая структура уверенности личности / Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: материалы науч.-практ. конференции. — М.: Уникум-Центр, 2003. —139 с.
8. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации /Под. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13-46.
9. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 2. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996. — С. 132-146.
10. Маслова Т.М. Пилотажное исследование уверенности в себе студентов вуза //Постулат. 2017М°5 [Электронный ресурс]. http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/594/615 (дата обращения: 25.03.2018).
11. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности. // Психологический журнал. -2005. - 5, Т.6.-С.З-18.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.// Избр. психол. Труды /Под ред. А.А. Бодалева и Б.Ф. Ломова: В 2-х т.-М.: Педагогика, 2010. - Т.1-С.16-179.
13. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с.3-11.
14. Карпов А.В. Психология труда: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 350 с.
_15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопреде-
Maslova Tatyana Mikhailovna POSSIBILITIES OF THE PROCESS ...
psychological science
ления: Учеб. пособие для студ. высш. пед учебных заведений. М: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
16. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды —М.: Изд-воИПРАН, 2006. 123 с.
17. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [отв. ред. К.А. Абульханова-Славская]. — М.: Издательство «Наука», 1982. 185 с.
Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018
332
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)