УДК 159.9:331.101.3+316.334:796.01
ПСИХОДИАГНОСТИКА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
© Татьяна Николаевна ЕФИМОВА
Тамбовский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема развития уверенности в себе у будущих педагогов для работы с детьми в процессе прохождения педагогической практики в школе. Выявлены показатели, критерии, психодиагностические методы оценки уверенности в себе у студентов для работы с детьми, дана их характеристика.
Ключевые слова: педагогическая практика; уверенность в себе; показатели; уровни; психодиагностика.
Педагогическая практика занимает одно из центральных мест в профессиональной подготовке учителя начальных классов, именно на практике студент имеет возможность определиться в том, правильно ли он выбрал для себя будущую специальность, насколько успешно может проявить себя в избранной сфере деятельности.
Анализ собственной психолого-педаго-гической деятельности помогает студентам-практикантам осознать успехи и неудачи, ошибки, трудности, возникающие в работе с детьми, найти грамотные пути их преодоления [1]. Положительное оценивание будущими учителями самих себя в целом, определение своих индивидуально-психологических качеств, перспективных линий в профессионально-педагогической деятельности позволяет повысить уверенность в себе, удовлетворенность выбором своей педагогической профессии. Чувствуя себя спокойно и уверенно, они способны успешно наладить психологическое взаимодействие с учениками и их родителями. По мнению Р. Бернса, всякий человек, при условии позитивного самовосприятия, чувствует себя более удовлетворенным, повышается его уверенность в себе, продуктивность и эффективность его работы [2].
Проблемы соотношения уверенности учителя как субъекта его педагогической деятельности приобретают все большую научную и практическую значимость в осуществлении образовательного процесса с детьми. В основе успешного профессионального становления будущих педагогов, наряду с
другими объективными и субъективными факторами, лежит саморазвитие у них чувства уверенности в себе как учителе [3].
Несмотря на исследование данной проблемы, до сих пор единого определения термина «уверенность в себе» не существует. Мы придерживаемся взглядов А.М. Прихожан [4], В.Г. Ромека [5], Е.А. Серебряковой [6] относительно понимания уверенности в себе как интегральной характеристики личности.
Уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его духовных потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей) [5].
Целью нашего исследования является подбор психодиагностических методов оценки, определение критериев и характеристика показателей уверенности в себе студентов для работы с учащимися в процессе прохождения педагогической практики на пробных уроках.
В исследовании использовались следующие психолого-педагогические методы: анализ научной литературы, наблюдение за студентами в процессе прохождения ими педагогической практики, анкетирование.
В проведении данного исследования участвовали студенты 4-5 курсов ТОГАОУ
СПО «Педагогический колледж», обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах». Количество выборки составило 48 человек.
На основе теоретического анализа были выделены структура и содержание уверенности в себе как интегральной характеристики личности, составляющими которой служат личностный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Нами уточнено понятие «уверенность в себе у будущих педагогов для работы с детьми», которое заключается в проявлении чувства внутренней свободы при принятии решения, отсутствии страхов и низком уровне тревожности, умении открыто выражать свои чувства и понимать внутреннее состояние ребенка.
Неуверенность в себе начинающего педагога, наоборот, может проявляться в высоком уровне тревожности, негативном само-восприятии, страхе показаться смешным или некомпетентным, недостаточном владении инструментами педагогической техники [7, 8].
Проведенное в 2011-2012 учебном году целенаправленное наблюдение за поведением студентов в ходе педагогической практики на базе МОУ СОШ № 13 и МБОУ СОШ № 22 г. Тамбова показало, что у начинающих учителей возникают затруднения при проведении пробных уроков, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями, характером подготовки и профессионально-педагогической компетентностью
студентов в общении с коллегами, детьми и их родителями.
По окончании практики было проведено анкетирование с целью выявления характера возникающих в педагогическом процессе затруднений в общении, при проведении уроков и внеклассных мероприятий у будущих педагогов. Полученные результаты наблюдений и анкетирования свидетельствовали о различных проявлениях неуверенности в себе как учителе. Студенты-практиканты старших курсов испытывали затруднения: в управлении своим психическим состоянием (сильное волнение, заторможенность, стени-ческие и астенические эмоции, отсутствие эмоций, неуверенность перед детьми) (35,42 %); в восприятии учащихся (неправильное объяснение намерений, действий учеников на уроке, незнание их индивиду-
ально-возрастных особенностей) (27,08 %); в экспрессивности своего поведения (неумение владеть своим телом, пантомимикой, мимикой, голосом - интонацией, тембром, темпом, речевые ошибки и т. п.) (20,83 %). При проведении уроков 13,54 % старшекурсников отмечали у себя такие личностные качества, как повышенная тревожность, нерешительность, властность, небрежность, недостаточная гибкость в управлении детьми и классом, неорганизованность, мягкость характера и т. д. Только 3,13 % опрошенных студентов успешно «вошли в роль учителя» и чувствовали себя уверенно на уроках и внеклассных мероприятиях в школе.
На основании анализа работ отечественных психологов и собственных целенаправленных наблюдений за поведением студентов в процессе педагогической практики в школе можно обобщить некоторые, по нашему мнению, основные типы трудностей и психологических барьеров, возникающих в работе студентов педагогического колледжа с детьми:
- ситуативная тревожность. Студенты -будущие педагоги боятся показаться смешными перед детьми, быть неодобрительно оцененными со стороны других (методистов, однокурсников, учителей), проявить свою некомпетентность в общении с детьми и классным коллективом;
- у начинающих учителей в начале урока возникает боязнь общения с коллективом всего класса, что проявляется в их поведении в виде скованности, заторможенности памяти, напряженности, треморе рук, ухудшении самочувствия (головной боли, боли в желудке и т. д.);
- негативное самовосприятие («Я-кон-цепция»), которое характеризуется заниженными или завышенными самооценкой и уровнем притязаний личности или их рассогласованностью у будущего педагога, недостаточным самосознанием;
- непонимание или неадекватное восприятие детей, недостаточное развитие механизмов социальной перцепции (эмпатии, идентификации, интуиции).
Для повышения эффективности педагогической деятельности важно научить студентов анализировать свое поведение, ошибки и затруднения в общении с детьми и классом, объективно оценивать свои дидактиче-
ские и методические способности, добиваться поставленных целей, смело преодолевать постоянно возникающие препятствия, свободно выражать свои мысли и чувства, владеть собой, проявлять настойчивость и инициативу, т. е. развивать уверенность в себе именно в работе с детьми [9, 10].
Нами была предпринята попытка определить структуру уверенности в себе у будущих педагогов для работы с детьми, показателями которой являются: самоэффективность, социальная смелость, инициатива в социальных контактах, профессиональная
мотивация и мотивация успеха, тревожность, настойчивость и самообладание, психодиагностические методы оценки уровней развития уверенности в себе, представленные в табл. 1.
С этой целью использовались психодиагностические методы, выделенные на основе анализа психолого-педагогических источников, целенаправленных наблюдений за студентами в процессе прохождения педагогической практики в школе, результатов опытно-экспериментальной работы.
Таблица1
Психодиагностика и характеристики уровней развития показателей уверенности в себе педагогов для работы с детьми
Показатели Методы исследования Уровни развития Характеристика уровней развития
Самоэффектив- ность Тест уверенности в себе В.Г. Ромека, опросник ассертивности Вольпе-Лазаруса, бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова, вопросник Р. Аль- Высокий Безосновательная убежденность в успешности своих действий (самоуверенность), завышенный уровень самоуважения, защита своих ценностей, взглядов и полное неприятие противоположных, стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, неадекватное восприятие детей, непризнание несоответствия своих способностей и притязаний
берти и М. Эммонса для самооценки уверенности, методика «Определение уровня самоэффективности» Маддукса и Шеера (в Средний Свободное выражение своих мыслей и чувств, открытое общение с детьми и педагогами, позитивная установка по отношению к себе и окружающим, убежденность в успешности своих действий, адекватное самоуважение, знание и адекватное восприятие своих способностей и притязаний
модификации Л. Бояринцевой) Низкий Отсутствие навыков выражения своих мыслей и чувств, трудности в общении с детьми и педагогами, негативная установка по отношению к себе и окружающим (пассивность или агрессивность), неуверенность в успешности своих действий, заниженное восприятие своих способностей и притязаний
Социальная смелость Тест уверенности в себе В.Г. Ромека, методика Шуберта «Готовность к риску», «Опросник иерар- Высокий Умение принимать решения в ситуациях, связанных с риском и повышенной ответственностью, предприимчивость, активность, склонность к авантюризму, отсутствие страха перед детьми
хической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) Ю. Щербатых, Е. Ивлевой Средний Готовность к риску, умение преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния, принимать решения, ориентация на свои действия и самого себя, неконформность в социальных ситуациях
Низкий Робость, застенчивость, смущение, эмоциональная сдержанность, осторожность, социальная пассивность, повышенная чувствительность к угрозе, отсутствие навыков преодоления социальных страхов (в т. ч. страха перед детьми), трудности в принятии решения, конформность
Социальная инициатива Тест уверенности в себе В.Г. Ромека Высокий Чрезмерно активная и смелая позиция учителя, гибкость его действий и поступков, энергичность
Средний Активная позиция учителя на уроке, готовность к взаимодействию с детьми, смелое выражение своей точки зрения, независимой от авторитетов, минимальная подверженность социальному влиянию
Низкий Пассивность, беспомощность, инертность учителя на уроке, избегание взаимодействия с детьми, затруднения в общении с детьми, подверженность социальному влиянию
Окончание таблицы 1
Показатели Методы исследования Уровни развития Характеристика уровней развития
Профессиональная мотивация Методика В.А. Ядова, направленная на изучение факторов привлекательности профессии (в модификации Н.В. Кузьминой, А.А. Реана), Тест-опросник УПН для определения уровня профессиональной направленности студентов Т.Д. Дубовицкой, методика изучения профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А. А. Реана) Высокий Устойчивость профессиональной мотивации, потребности к самореализации в профессии, достижению вершины (акме-) в профессионально-педагогической деятельности
Средний Наличие профессиональных мотивов, положительная оценка своей профессионально-педагогической деятельности, желание работать с детьми, самоутверждение, определение профессионально-личностного смысла
Низкий Формальная мотивация, негативная оценка своей профессионально-педагогической деятельности, отсутствие профессионального смысла в своей деятельности, нежелание работать с детьми
Мотивация к успеху / избеганию неудач Методика диагностики личности на мотивацию к успеху / избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики мотивации успеха и боязни неудачи (МУН) А.А. Реана, опросник ТМД А. Мехрабиана Мотивация к успеху Преобладает потребность в достижении творческих успехов, целеустремленность, оптимизм, жизнелюбие, вера в себя, свои возможности, жизнерадостность и увлеченность, но при этом может отсутствовать чувство самосохранения, превышается разумный уровень риска
Мотивация к избеганию неудач Пессимизм, недоверчивость, боязнь трудностей (защита), отсутствие самостоятельности, «как бы чего не вышло», скептицизм, разочарованность, мрачность, стремление во всем и во всех видеть прежде всего негативное, отрицательное
Тревожность Методика Тейлора (в адаптации Немчинова), тест «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбер-гера, шкала личностной тревожности опросника Спилбергера-Ханина Высокий Чрезмерное беспокойство, нерешительность, завышенная самокритичность, высокий уровень эмоциональной напряженности, мрачные предчувствия. В случае неудач и ошибок наблюдается выраженный внутренний конфликт, чрезмерное самобичевание, резкое снижение самооценки
Средний Эмоциональная напряженность, тревожное ожидание, переживание чувства недовольства собой, эмоциональный дискомфорт, неустойчивость настроения, склонность к самокритике
Низкий Эмоциональная уравновешенность, отсутствие эмоционального напряжения, «внутреннее спокойствие», развитая самокритичность
Настойчивость Тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйд-мана «Исследование волевой саморегуляции», методика исследования волевой организации личности М. С. Гуткина Высокий Напористость, требовательность, авторитарность, желание во что бы то ни стало добиться поставленной цели, без учета интересов детей
Средний Проявление воли и упорства в достижении целей и преодолении препятствий, умение отстаивать свою точку зрения без ущемления интересов других людей
Низкий Учитель идет на поводу у детей, действует в интересах других в ущерб себе. Слабоволие, уступчивость, избегание конфликтов, безразличие, нежелание брать ответственность на себя
Самообладание Тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», методика исследования волевой организации личности М.С. Гуткина, вопросник для выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности, поведении Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, С. В. Фирсова Высокий Эмоциональная устойчивость, хорошее владение собой в различных ситуациях. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости
Средний Внутренняя организованность, контроль своих действий, стрес-соустойчивость, умение владеть собой, подавление растерянности, тревоги
Низкий Импульсивность, хаотичность, непоследовательность поведения. Разбросанность и неустойчивость интересов педагога провоцируют внутриличностный конфликт, приводящий к определенной склонности к ошибочным действиям, случайностям. Волевой контроль несколько снижен, из-за чего большинство начатых дел не доводится до конца
По данным табл. 1 можно представить психолого-акмеологическую структуру уверенного в себе учителя в работе с детьми, которая включает следующие профессионально-личностные характеристики:
- умение свободно выражать свои мысли и чувства в социально приемлемой форме, не унижая при этом достоинства детей и педагогов;
- позитивная гуманистическая установка по отношению к себе и окружающим;
- убежденность в успешности своих действий;
- познание и адекватное восприятие своих возможностей и притязаний;
- умение самостоятельно принимать решения, брать ответственность на себя за их выполнение;
- умение отстаивать свою точку зрения, интересы;
- устойчивость профессиональной мотивации, поиск профессионально-личностного смысла в жизни;
- направленность на достижение успеха, а не на преодоление неудач в профессионально-педагогической деятельности;
- эмоциональная устойчивость и гибкость в поведении;
- требовательность, настойчивость, без проявления агрессивности;
- умение «держать себя в руках», стрессоустойчивость, навыки саморегуляции поведения.
Знание профессионально-личностных
характеристик поможет будущим педагогам рефлексировать свое психологическое состояние, образ «Я» для объективного оценивания показателей уверенности в себе по ра-
боте с детьми и определить уровни их развития.
В дальнейшем исследование будет продолжено и направлено на определение теоретико-методологических основ психодиагностических методов, разработку психолого-акмеологической модели развития чувства уверенности в себе, преодоления тревожности, неуверенности в работе с детьми у будущих педагогов.
1. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. М., 2009.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
3. Хохлова Е.В. Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности // Молодой ученый. 2011. № 6. Т. 2. С. 108-110.
4. Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. СПб., 2009.
5. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. 1996. Вып. 1. Ч. 2. С. 132-138.
6. Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1955.
7. Педагогическая практика в начальной школе / под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Боровиковой. М., 2000.
8. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. М., 1993.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 2005.
10. Абасов З.А. Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении // Социологические исследования. 2002. № 3. С. 94-96.
Поступила в редакцию 24.05.2012 г.
UDC 159.9:331.101.3+316.334:796.01
PSYCHO-DIAGNOSTICS OF SELF-CONFIDENCE OF THE FUTURE TEACHERS FOR WORK WITH PUPILS IN PEDAGOGICAL PRACTICE
Tatyana Nikolayevna EFIMOVA, Tambov Pedagogical College named K.D. Ushinskiy of TSU named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
In the article the problem of development of self-confidence of the future teachers for work with children in the course of student’s practice at school is considered. The indicators, criteria, psycho-diagnostic methods of an assessment of student’s self-confidence for work with children are revealed, their characteristic are given.
Key words: pedagogical practice; self-confidence; indicators; levels; psychodiagnostic.