ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРУКТУРА УВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
М.А. СЕЛИВЕРСТОВА, Д.А. КРУПНОВ
Кафедра педагогики и психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В статье анализируются различные подходы к изучению уверенности личности. Рассматриваются проблемы, связанные с психологической структурой данного свойства, а также индивидуальные различия в проявлениях уверенного поведения в содержательном и инструментальном аспектах.
Проблема уверенности разрабатывается многими авторами. Однако до сих пор нет сколько-нибудь достаточного определения данной черты личности. Больше того, уверенность часто обсуждают в связи с тревожностью и агрессивностью. Одни авторы не видят разницы между уверенностью и агрессивностью. Другие - считают, что уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью, тревожностью и неуверенностью. Существует также точка зрения и о том, что агрессивность и неуверенность являются двумя различными формами проявления отсутствия уверенности. При этом нереализованная во внешнем взаимодействии энергия переносится внутрь или оборачивается против других в форме агрессивности. Однако большая часть исследователей считают агрессивность и неуверенность двумя разными свойствами личности, что является более продуктивным, поскольку они анализируют разграничительные стороны между уверенностью, агрессивностью и тревожностью.
На наш взгляд, можно выделить несколько подходов в изучении уверенности: поведенческий, эмоционально-экспрессивный и личностный.
Поведенческий подход в изучении уверенности исходит из недостатка способов поведения, которые должны обеспечивать реальное поведение, а также ригидности и узости круга поведенческого инструментария, отсутствие данных навыков в реализации уверенности. Так, к числу необходимых навыков, А. Лазарус относит следующие умения: открыто говорить о своих желаниях и требованиях; готовность сказать «нет»; открыто говорить о своих чувствах; умение устанавливать контакты; начинать и заканчивать разговор [Ромек, www.romek.ru/faql.htm].
К этому направлению можно отнести и работы В. Вендландта и В. Хефер-та, которые считают, что неуверенность может проявляться на разных этапах реализации отдельных действий и на поведении в целом. А именно: при поста-
новке цели, при планировании действий и их выполнении, а также при оценке их результатов. Иначе говоря, неуверенное поведение часто вызывается неясными формулировками целей поведения, его неполноценными планами, нереалистическими притязаниями, неадекватной оценкой результатов действий, неумением использовать позитивные последствия в качестве подкреплений, а также недостаточной коррекцией своих планов на основе прошлого опыта.
Личностный подход постулирует важную роль установок, самооценок и оценок других людей в становлении уверенности. Так, Р. Зигмунд отмечает существенную роль самооценок и установок в реализации уверенного поведения. По его мнению, отрицательные самооценки и установки типа: «Я с этим не справлюсь», «Это выше моих сил» и т. п. тормозят уверенное поведение. Закрепляясь, они снижают уровень доверия к себе и способствуют развитию неуверенности личности. Стало быть, уверенное поведение во многом зависит от позитивной оценки субъектом своих собственных возможностей, которые необходимы для достижения значимых целей. Оно складывается из положительного опыта решения практических задач, оценки результатов собственных действий и внешней оценки со стороны значимых людей. В исследованиях данного направления отмечается и тот факт, что неуверенные в себе люди стараются избегать новых форм активности, личного самопроявления и инициативности. Любая форма презентации личных мнений, достижений и потребностей является для них крайне неприятной вследствие чувства страха или личностной системы ценностей и представлений. Все это порождает отсутствие веры в себя и реальность осуществления собственных намерений [Ромек, 1996].
Эмоционально-экспрессивный подход в изучении уверенности сформулирован А. Сальтером. Он выделил шесть основных параметров, характеризующих уверенность: эмоциональность речи, открытость и откровенное выражение чувств; экспрессивность в поведении и речи, а также проявление чувств в невербальной сфере; умение протестовать и выражать свое мнение без оглядки на окружающих; редкое использование неопределенных формулировок и частое употребление местоимения «Я»; исключение самоуничижения и готовность выслушивать похвалу в свой адрес; спонтанность выражения своих чувств и потребностей [Ромек, www.romek.ru/faql.htm].
Д. Вольпе также показал, что существенную роль в возникновении неуверенности играют эмоции, и в частности - социальный страх. Он проявляется в различных формах и разных ситуациях: страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх оказаться неполноценным, страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии и отказе в требовании, страх сказать «нет» и т. д. Социальный страх, как правило, ассоциируется с конкретными ситуациями и подкрепляет сам себя. Он снижает шансы на успех, в неуспех в свою очередь, усиливает страх и неуверенность в последующих действиях [Ромек, 1999].
Другим фактором возникновения неуверенного поведения является «выученная беспомощность», которая возникает тогда, когда ребенок не получает никакого отклика на свои действия или получает однообразную негативную и однообразную позитивную связь [Ромек, 2002]. Следующим объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая самоэффективность возникает в результате массив-
ных негативных оценок со стороны родителей и близких людей. Они в последствии могут видоизменяться в нежелательные самооценки собственных намерений и возможностей, которые блокируют социальную инициативу и вызывают отрицательные эмоции. Таким образом, причины неуверенности лежат как в плоскости межличностных отношений, так и личностных самооценках субъекта. Понятно, что выявление причин неуверенности является достаточно сложным процессом, требующим более пристального изучения как внешних, так и внутренних предпосылок неуверенного поведения.
Обобщенный портрет уверенного человека характеризуется тем, что он откровенно и без боязни выражает свои чувства, достигает своей цели и остается довольным самим собой, не унижая или подавляя при этом другого и не вызывая отрицательных эмоций по отношению к себе. Уверенные люди говорят громко и ясно, не переходят на крик, смотрят в глаза собеседнику, выдерживают оптимальную дистанцию в общении. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди открыто говорят о своих желанием и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованиям, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. Все претензии к окружающим высказывают от своего собственного лица, редко используют упреки и оскорбления [Ромек, 1999].
Результаты этих и других работ позволяют говорить об уверенности как многомерной характеристике субъекта, включающей в себя эмоциональный, поведенческий, когнитивный и самооценочный ее компоненты. Однако указанные компоненты уверенности изучаются, как правило, изолированно.
Новизна нашего подхода состоит в целостном изучении уверенности, исходя из концепции системно-функциональной организации черт личности [Крупное, 2002].
Полученные ранее нами данные свидетельствуют о том, что в рамках конкретных черт личности существуют два комплекса психологических характеристик, один из которых находится в содержательно-смысловом пространстве (когнитивные и продуктивно-смысловые переменные), а другой - в инструментальном - эмоциональные и регуляторно-динамические признаки. Каждый из указанных комплексов характеристик имеет свои специфические признаки, особый способ организации и различные психологические функции.
Что касается уверенности личности, то нами выявлено, что основными структурными образованиями уверенности являются три подсистемы: инстру-ментально-целевая, обеспечивающая единство целей, приемов и способов осуществления уверенности; мотивационно-продуктивная, объединяющая побудительные и результативные характеристики и, наконец, рефлексивно-аэргическая подструктура, фиксирующая признаки, затрудняющая реализацию уверенного поведения [Крупнов, Селиверстова, 2003].
В подтверждение выше сказанного, приведем результаты факторного анализа различных компонентов уверенности: установочно-целевого, мотивацион-ного, когнитивного, результативного, динамического, эмоционального, регулятивного и рефлексивно-оценочного.
В результате факторного анализа, после вращения, выделились три фактора (см. табл. 1). В первый фактор со значимыми весами вошли переменные об-
щественных и лично-значимых целей реализации уверенного поведения. Кроме того, в данный фактор вошли позитивные составляющие инструментального аспекта уверенности: энергичность, т. е. частота и постоянство проявления признаков уверенности; положительные переживания в ходе осуществления уверенного поведения (стеничность), а также интернальность, т. е. активность саморегуляции уверенности. Иными словами, первый фактор составили, с одной стороны целевые, а с другой, инструментально-позитивные составляющие уверенности личности.
Таблица 1
Факторный анализ переменных уверенности личности
Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Общественные цели 0,739 -0,163 0,270
Личные цели 0,776 -0,161 0,264
Социоцентричность 0,398 0,112 0,542
Эгоцентричность 0,129 0,140 0,799
Осмысленность 0,161 0,292 0,678
Осведомленность 0,292 0,287 0,203
Предметность 0,357 -0,238 0.746
Субъектность -0,118 -0,172 0,857
Энергичность 0,858 -0,067 -0,109
Аэнергичность 0,029 0,682 0,153
Стеничность 0,851 0,162 0,150
Астеничность -0,034 0,856 0,109
Интернальность 0,783 -0,341 0,127
Экстерналыюсть 0,426 0,382 0,415
Операц. трудности -0,216 0,868 -0,156
Личностные труд -0,226 0,905 -0,083
Примечание: значимые факторы выделены.
Второй фактор наполняют показатели аэнергичности, астеничности и рефлексивности со стороны операциональных и личностных трудностей в осуществлении уверенного поведения. Данный набор показателей фиксирует преимущественно негативную часть инструментального аспекта уверенности, который в большей мере затрудняет ее реализацию. В частности, неспособность выполнять что-либо, не компетентность, растерянность, а также эмоциональные переживания, связанные с чувством страха перед началом нового дела, робость, заниженная самооценка, паническое настроение, стеснительность, мнительность и отсутствие необходимого набора навыков для реализации уверенности.
Третий фактор вобрал в себя, в основном, показатели содержательного аспекта уверенности: мотивации, смысловых трактовок и понимания уверенности субъектом, а также результативности ее осуществления в деятельности и обще-
нии. Конкретные признаки обозначенных выше переменных сводятся, во-первых, к системе побудительных мотивов уверенного поведения. С одной стороны, социоцентрических: лучше освоить дело; желание получить одобрение со стороны других, намерение утвердиться в группе; чувство долга и необходимости. С другой - эгоцентрических: желанием отстоять себя; проявить свои способности; стремлением быть самостоятельным и независимым; создать уют и благополучие; улучшить свои бытовые условия.
В исследовании индивидуальных различий в проявлениях уверенности личности нами выделены две группы испытуемых. Первую группу составили испытуемые с высокими показателями энергичности, стеничности и интерналь-ности в саморегуляции уверенности. Вторая группа, по указанным переменным обнаружила меньшие значения. Достоверность различий оценивалась с помощью критерия. Значимые отличия между группами обнаружены также по ус-тановочно-целевым признакам и операциональным трудностям в осуществлении уверенного поведения. Тенденция к различиям обнаруживается в переменных социоцентрической мотивации, результативности использования уверенности, а так же эмоционально-личностным трудностям. Что касается когнитивного компонента уверенности, то здесь значимых отличий не обнаружено, равно как и в показателях эгоцентричности, аэнергичности, астеничности и экстер-нальности [Селиверстова, Крупнов, 2003].
Следовательно, первая группа, более уверенных испытуемых, характеризуется, с одной стороны, выраженностью общественных, личностно-значимых целей, социоцентрической направленностью мотивации и частотой использования данного свойства в выполнении различных видов деятельности. С другой -повышенной энергичностью, стеничностью, интернальностью и меньшей выраженностью трудностей в реализации уверенного поведения. Вторая группа, менее уверенных испытуемых, характеризуется слабой выраженностью социоцентрической мотивации, общественных и личностно значимых целей, малой результативностью, а также низкой энергичностью, стеничностью, интернальностью и большими трудностями в осуществлении уверенности.
С качественной стороны более уверенных испытуемых характеризуют направленность целей на достижение общественного признания; стремление быть уважаемым человеком и желание приобрести надежных и верных друзей. Они нацелены на получение знаний и другого опыта, а также на обретение самостоятельности и независимости; на достижение материального благополучия, совершенствование себя и своих способностей и реализацию желаний быть нужным человеком. Уверенное поведение у них побуждается намерением лучше освоить любое дело; стремлением больше сделать или узнать; желанием утвердиться в группе, коллективе, а также отстоять себя и свое правое дело; проявить свои способности; намерением самоопределиться и реализовать себя. Их уверенное поведение способствовало скорейшему завершению начатых мероприятий; дальнейшему продвижению по службе; достижению общественного признания; приобретению значительного жизненного опыта; большей результативности в различных видах деятельности и преодолению возникших трудностей. Они характеризуются тем, что редко в чем-то уступают другим людям; могут идти на риск; берутся за дело, зная, что не всегда полностью владеют им в деталях; чувствуют себя более уверенными, если находят поддержку; часто
считают себя правыми в спорах и дискуссиях. Чаще переживают чувство восторга от своих уверенных действий; чувство радости, когда могут справиться со своей неуверенностью; удовольствие в случае свободного и независимого выражения чувств; состояние удовлетворения при выигрыше в споре, чувство гордости за свои поступки и действия, а также эмоции негодования в случае неуверенного поведения. Они склонны считать, что могут всегда регулировать свое поведение; готовы предложить свой вариант решения проблемы; далеко не всегда пользуются рекомендациями окружающих; в любой ситуации надеются только на самих себя.
Группа испытуемых с низкой уверенностью достаточно рациональна в выборе общественных целей и сводит их до минимума. Они больше ориентируются на личностно-значимые цели, связанные с удовлетворением своих желаний; устройством семейной жизни и поддержанием своего здоровья. Испытуемые данной группы в равной степени ориентированы как на социоцентрические, так и на эгоцентрические мотивы. Недостаточно используют свою уверенность в деятельности, общении, а также в плане саморазвития и самоактуализации личности. У них преобладает аэнергичность, т. е. непостоянство и ситуативность в проявлении форм уверенного поведения. Они часто признаются в неспособности что-то выполнить в срок; теряются в различных, даже стандартных ситуациях; чувствуют себя неловко в новых условиях. Они чаще находятся в настороженном состоянии; испытывают чувство страха перед началом нового дела; состояние растерянности в связи с большим объемом работы, а также тревоги из-за того, что не могут во время справиться с порученным делом. Большинство из них не всегда могут отрегулировать свое поведение; редко предлагают свой вариант решения какой-либо проблемы; часто обвиняют в своих неудачах других людей; порой надеются на случай или везение. Их отличает недостаток воли справиться со страхом и волнением; не всегда могут сосредоточиться на цели; недостаточно владеют навыками уверенного поведения; испытывают чувство робости при освоении новых дел; иногда поддаются паническим настроениям; не всегда организованны, что мешает реализации их уверенности.
Таким образом, многомерный подход к изучению уверенности, показал свою продуктивность в раскрытии психологической структуры данного свойства и индивидуальных различий в проявлениях уверенности. Выявлено, что основными структурными образованиями уверенности являются три подсистемы: инструментально-целевая, обеспечивающая единство целей, приемов и способов осуществления уверенности; мотивационно-продуктивная, объединяющая побудительные и результативные характеристики и, наконец, рефлексивно-аэр-гическая подструктура, фиксирующая признаки, затрудняющая реализацию уверенного поведения. При этом, каждая из указанных подсистем включает в себя разные по психологическому содержанию группы признаков, но единых в своем функциональном назначении.
В проявлениях уверенности имеются значимые индивидуально-психологи-ческие различия. Они выступают как в количественных показателях, так и в качественных характеристиках. При этом наибольшие различия выступают в ин-струментально-динамическом аспекте уверенного поведения, т. е. в приемах, способах, саморегуляции и в трудностях реализации уверенности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альберти Р., Элтоне М. Самоутверждающее поведение. - СПб.: Академический проект, 1998.-430 с.
2. Альберти P.E., Эммонс М.Л. Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению. - М.: Треугольник, 1999. - 204 с.
3. Аннекен Г. и др. Тренинг уверенности и контакта в группе (на основе когнитивной модели регуляции поведения). - Ростов н/Дону: Белее, 1994. - 372 с.
4. Зелигман М. Как научиться оптимизму. - М.: Вече, 1997. - 507 с.
5. Крупное А.И., Селиверстова М.А. Психологическая структура уверенности личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции, 16-18 октября 2003 г. - М.: Уникум-Центр, 2003, с. 308-311.
6. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. Вып. 1. Ч. 2. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1996, с. 132-138.
7. Ромек В.Г. Психологические особенности уверенной в себе личности (1999) // http://www. romek.ru/faql .htm.
8. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2002. -387 с.
9. Селиверстова М.А., Крупное Д.А. Индивидуальные различия в психологических проявлениях уверенности личности // Личность и ее становление в современных условиях: Эколого-психологический и психолого-педагогический аспекты: Материалы 7-х межвузовских психологических чтений студентов и аспирантов (Москва, 25 апреля 2003). - М.: МНЭПУ, 2003, с. 62-64.
INDIVIDUAL PECULIARITIES AND THE STRUCTURE OF CONFIDENCE OF AN INDIVIDUAL
M.A. SELIVERSTOVA, D.A. KRUPNOV
The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
Different approaches to studying confidence of an individual are analyzed in the article. It considers the problems connected with the psychological structure of the given property and the individual distinctions in the manifestations of the confident behaviour in the conceptual and instrumental aspects.