Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности структуры уверенности китайских студентов'

Этнопсихологические особенности структуры уверенности китайских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УВЕРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЯ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES OF CONFIDENCE STRUCTURE CHINESE STUDENTS / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко Злата Викторовна

Статья посвящена анализу результатов исследования уверенности личности студентов из Китая. Рассматриваются основные направления и теоретические подходы к изучению уверенности, этнопсихологические особенности структуры уверенности студентов из Китая в рамках системно-функционального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethnopsychological specificity in the confidence structure of chinese students

The article is dedicated to the analyse of the results of research of Chinese students' personality confidence. The article considers the basic orientations and theoretical approaches to the studying of confidence, the ethnopsychological features of confidence structure Chinese students in the frame of system-functional approach.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности структуры уверенности китайских студентов»

ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ УВЕРЕННОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ1

З.В. Бойко

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу результатов исследования уверенности личности студентов из Китая. Рассматриваются основные направления и теоретические подходы к изучению уверенности, этнопсихологические особенности структуры уверенности студентов из Китая в рамках системнофункционального подхода.

Ключевые слова: этнопсихологические особенности структуры уверенности студентов из Китая, системно-функциональный подход.

Иностранные студенты, приезжающие учиться в Россию, сталкиваются с проблемами психологической и социально-культурной адаптации. Исследование, проведенное нами в Российском университете дружбы народов в 2005 г., позволило выявить основные направления проблем, возникающих в ходе культурной адаптации, в частности, китайских студентов в РУДН.

Весьма часто трудности в установлении контактов вызваны значительными различиями в культурах. Сложности на первом этапе адаптации связаны с незнанием языка. Основными факторами, препятствующими успешной культурной адаптации китайских студентов являются: 1) несовпадение идеалистического представления о России с реальностью; 2) сложности и напряженность в общении, возникающие из-за незнания особенностей культуры; 3) «правила показа и сокрытия» эмоций, существующие в России, приводят к тому, что китайцы воспринимают русских как слишком эмоциональных и непредсказуемых. Студенты из Китая отмечали, что очень часто сталкиваются с проблемой непонимания в процессе общения, вызванной незнанием особенностей культуры.

Большинство из тех, кто принял участие в опросе, отмечали, что испытали «культурный шок» после приезда в Россию, справиться с которым и успешно адаптироваться к новым условиям им помогали друзья. Следует отметить, что иностранные студенты в большинстве случаев восприимчивы к изменениям, с которыми сталкиваются, попадая в другую культурную среду, они обладают мотивацией к адаптации, так как ради получения высшего образования готовы мириться с временными трудностями.

Личностная уверенность, проявляющаяся в ситуациях общения, предполагающих личную вовлеченность индивида, является одним из важных факторов в процессе адаптации, так как способствует проявлению инициативы в социальных контактах. Уверенность как структурное образование была рассмотрена рядом авторов, каждый из которых предлагает свой подход к исследованию.

!Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.

Уверенность в себе в разных психологических исследованиях характеризуется по-разному. Уверенность в себе — стабильная личностная характеристика, обусловленная такими качествами как мотивация достижений, волевой самоконтроль, низкая тревожность [2; 4]. Взаимосвязь уверенности в себе с результатами деятельности является неоднозначной. Некоторыми авторами делается вывод о более высоких результатах у более уверенных в себе испытуемых [2], другие не выявляют таких взаимосвязей либо считают их не такими однозначными [4].

Личностная уверенность, проявляющаяся в ситуациях общения, предполагающих личную вовлеченность индивида, является одним из важных факторов в процессе межкультурной адаптации, так как способствует проявлению инициативы в социальных контактах.

Из всего многообразия существующих теоретических подходов к исследованию уверенности, можно выделить три основных: личностный, поведенческий или ситуативный, эмоционально-экспрессивный и системно-функциональный.

В рамках последнего было проведено наше исследование, результаты которого приведены ниже. В нем приняли участие 70 студентов из Китая в возрасте 19— 28 лет. Для диагностики уверенности мы использовали методику А.И. Крупнова «Бланковый тест».

Уверенность в рамках этой концепции рассматривается как многокомпонентное системное свойство личности, включающее в себя установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочные компоненты, каждый из которых представляет собой биполярную шкалу и содержит две переменные — гармоническую и агар-моническую [5; 6].

Системно-функциональный подход позволяет рассмотреть уверенность как целостное, системное образование. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению уверенности в межличностном взаимодействии может различаться по направленности мотивации (социоцентрической или эгоцентрической), сфере предложения уверенного поведения (предметной или субъектной), степени осознанности понимания уверенности (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны стремление к проявлению уверенного поведения может быть охарактеризовано по направленности переживаний в отношении проявления уверенности (стеничность или астеничность), по типу волевой регуляции (интернальность или экстернальность), а также по способностям проявления в проблемных ситуациях (операциональные или личностные трудности).

Установочно-целевой компонент включает в себя две переменные: общественно значимые цели и личностно значимые цели. Под общественно значимыми целями понимаются цели, значимые в обществе и деятельности студента (достижение общественного признания, достижение успехов в учебной деятельности, стремление быть уважаемым человеком, обретение надежных и верных друзей, получение знаний и другого опыта, поиски интересной работы). Личностно значимые цели свидетельствуют о ценностных установках личности (направленность на поддержание своего здоровья, удовлетворение своих желаний и осуществление планов, обретение самостоятельности и независимости и т.д.).

В мотивационный компонент входят социоцентричность и эгоцентричность. Под социоцентричностью уверенности понимается общественно значимая направ-

ленность ее мотивации (намерение лучше освоить любое дело, стремление больше сделать или узнать, намерение получить одобрение со стороны других людей, желание утвердиться в группе, коллективе, требование профессиональной деятельности). Эгоцентричность мотивации свидетельствует о личностно значимой направленности уверенности. Эгоцентричность характеризуется желанием проявить себя и свои способности, намерением самоопределиться и реализовать себя и т.д.

Когнитивный компонент уверенности включает осмысленность, что подразумевает глубину осознания природы и назначения уверенности как черты личности, и осведомленность — масштаб и широту понимания уверенности. Осмысленность предполагает понимание уверенности как черты личности, которую можно развивать и совершенствовать; стремление человека показать себя и свои возможности. Осведомленность указывает на неправильное понимание природы уверенности (как врожденного свойства личности, черты, передающейся по наследству, не поддающейся изменению, природно-заданной характеристики человека, генетически обусловленной черты).

Продуктивно-смысловые характеристики свидетельствуют о сфере приложения результатов уверенности в предметно-деятельностной или субъектно-коммуникативной сферах (достижения в учебе, работе, взаимоотношения с окружающими или решение личных проблем).

Динамические составляющие уверенности (энергичность и аэнергичность) определяют систему приемов и способов осуществления уверенного поведения, меру интенсивности его осуществления.

Эмоциональный компонент уверенности включает переменные стеничности и астеничности, характеризует окраску эмоциональных переживаний. Под сте-ничностью понимается совокупность положительных эмоций, сопровождающих проявление уверенности и способствующих ее развитию как качества личности. Под астеничностью подразумевается совокупность, как правило, отрицательных эмоций, которые, сопровождая уверенность, тормозят ее развитие.

Регуляторный компонент указывает на доминирование внешнего или внутреннего локуса контроля (интернальность и экстернальность), т.е. независимость или зависимость проявления уверенного поведения от внешних условий и обстоятельств.

Рефлексивно-оценочный компонент показывает соотношение исходных намерений, реального результата и трудностей, возникших в ходе осуществления уверенного поведения.

Для выявления структуры уверенности студентов нами был проведен факторный анализ, в результате которого выделились три фактора.

Первый фактор уверенности китайских студентов содержит в себе мотивационно-целевой блок, продуктивный компонент и осмысленность. Этот фактор можно назвать мотивационно-целевым. Он показывает, что общественно значимые и личностно значимые цели, социоцентричность и эгоцентричность, а также предметность и субъектность тесно положительно связаны между собой. На основании этого можно сделать вывод о том, что китайцы характеризуются, с одной

стороны, намерением лучше освоить любое дело, желанием получить одобрение в социуме, утвердиться в группе. С другой стороны, в основе их уверенного поведения лежат эгоцентрические мотивы: желание проявить себя и свои способности, самоопределиться и реализовать себя, развивать волевые качества, стремление быть самостоятельным и независимым.

Китайские студенты отмечают, что их уверенное поведение способствует более успешному освоению учебных предметов, скорейшему завершению начинаемых мероприятий, большей результативности в различных видах деятельности. Они также считают, что уверенность помогает им в достижении общественного признания, в приобретении большего жизненного опыта и расширении социальных контактов.

Второй фактор у китайских студентов включает в себя рефлексивно-оценочный блок и астеничность. Этот фактор определяет трудности в проявлении уверенности, поэтому мы назвали его фактором трудностей. Китайцы опасаются отрицательных результатов в новых делах, перепроверяют себя во всем и даже иногда считают себя неудачниками (операциональные трудности), они очень робкие, стеснительные и мнительные (личностные трудности). Китайцы не могут справиться со страхом и волнением, они опасаются отрицательного результата при освоении новых дел. Одной из основных характеристик китайцев является их консерватизм. У китайцев недостаточно развита уверенность, поэтому перед началом нового дела они чувствуют страх, поддаются паническим настроениям. Если они сталкиваются с необходимостью выполнить большой объем работы, они тревожатся о том, что могут не справиться с порученным делом. При необходимости выбора они испытывают чувство настороженности и переживают о том, что не смогут справиться с порученным делом.

Третий фактор включает в себя регуляторные переменные, а также показатели осведомленности и энергичности. Его условно можно назвать фактором саморегуляции. Показатель осведомленности указывает на поверхностное понимание уверенности как врожденной черты, не поддающейся изменению. Высокие показатели переменных регуляторного компонента свидетельствуют о том, что для китайских студентов характерно уверенное поведение с недифференцированной его регуляцией (положительная связь внешнего и внутреннего локуса контроля). Проявление уверенности китайцев зависит от внешних условий и обстоятельств.

На основе проведенного анализа структуры уверенности студентов из Китая можно сказать, что в основе уверенного поведения китайцев лежит стремление получить социальное одобрение и утвердиться в группе. Для них также характерно намерение лучше освоить любое дело. Эгоцентрическая мотивация выражается у китайцев в стремлении быть самостоятельным и независимым. Вместе с тем они чувствуют себя более уверенными, находя поддержку. Они также считают, что в большинстве ситуаций нужно ориентироваться на окружающих и надеются, что им на помощь могут прийти другие люди.

Выявленные в ходе исследования трудности в проявлении уверенности личности у китайских студентов могут стать серьезным препятствием в процессе адаптации. Оказать помощь иностранным студентам могут специально разработанные тренинговые программы межкультурной адаптации, которые помогли бы им справиться с трудностями, возникающими в ходе культурной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2009.

[2] Вайнер И.В. Субъективная уверенность при решении психофизической задачи: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1990.

[3] Вайнер И.В. Индивидуальные различия в проявлениях субъективной уверенности и особенностях решения психофизической задачи // Проблемы дифференциальной психофизики / Под ред. К.В. Бардина. — М., 1991.

[4] Высоцкий В.Б. Личностные и процессуальные условия формирования уверенности в правильности решения задачи: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2002.

[5] Крупнов А.И. Системно-диспозиционная концепция целостной личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2004. — № 2. — С. 78—81.

[6] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73.

[7] Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика: Дисс. ... канд. психол. наук. — Ростов-на-Дону, 1997.

[8] Скотникова И.Г. Проблема уверенности — история и современное состояние // Психологический журнал. Т. 23 — 2002. — № 1.

[9] Уорд К. Азбука аккультурации // Психология и культура. — СПб.: Питер, 2003.

[10] Bock P.K. Rethinking psychological anthropology. Continuity and change in the study of human action. — N. Y.: W.H. Freeman and company, 1988.

[11] Salter А. Conditioned reflex therapy. — New York: Farrar, Straus & Giroux, 1949.

[12] Ward C., Kennedy A. The measurement of sociocultural adaptation // International Journal of Intercultural Relation. — 1999. — 56.

[13] Wolpe J. Psychotherapy by reciprocal inhibition. — Stanford, 1958.

[14] Wolpe J., Lazarus A. Behavior therapy techniques. —New York, 1966.

THE ETHNOPSYCHOLOGICAL SPECIFICITY IN THE CONFIDENCE STRUCTURE OF CHINESE STUDENTS

Z.V. Boyko

Social and Differential Psychology Chair Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is dedicated to the analyse of the results of research of Chinese students’ personality confidence. The article considers the basic orientations and theoretical approaches to the studying of confidence, the ethnopsychological features of confidence structure Chinese students in the frame of system-functional approach.

Key words: ethnopsychological features of confidence structure Chinese students, system-functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.