13. Spivakovskaya A.S. (2000), Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem'ya [Psychotherapy: play, childhood, family], M.: Aprel' Press, ZAO EHKSMO-Press Publ. (In Russian).
14. Smirnova E.O., Utrobin V.G. (1996), Razvitie otnocheniya k sverstniky v dochkolnom vozraste [Development of the attitude towards the peer at preschool age]. Voprosipsihologii. 3, 5-13. (In Russian).
15. Godovikova D. B. (1988), Obchenie rebenka s vzroslim [Communication of the child with the adult]. Dochkolnoe vospitanie. 5, 42-52. (In Russian).
16. Martsinkovskaya T. D. (1997), Diagnostika psihicheskogo razvitiya detey. Posobie po prakticheskoj psihologii [Diagnostics of mental development of children. Practical psychology study guide], M.: Linkas-Press Publ. (In Russian).
17. Gubler E.V., Genkin. A.A. (1973), Primenenie neparametricheskih kriteriev statistiki v medico-biologicheskih issledovaniyah [Use of nonparametric criteria of statistics in medicobiological researches], L.: Medicina Publ. (In Russian).
18. Suryaninova T.I., Smirnov N.V. (2017), Osobennosti sovmestnoy deyatelnosti mladchih chkolnikov [Characteristics ofjoint activity in primary school]. Voprosi psihologii. 2, 58-66. (In Russian).
19. Eydemiller E., Yustitskis V. (2006), PsihologiyaIpsihoterahiya sem'i [Psikhologiya and psychotherapy of family], SPb.: Piter Publ. (In Russian).
20. Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2006), Zarybegnye psihologi o razvitii rebenka - dochkolnika [Foreign psychologists about development of the child - the preschool child], M.: Mozaika - Sintez Publ. (In Russian).
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.22
X
УДК 151:371.015 |
ББК 88.834.021 °
и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета, г. Пятигорск, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]
М.М. Хатуева1, Н.М. Швалева2 |
-О
1 ORCID № 0003-4482-9614, аспирант кафедры психологии личности § §
И
2 ORCID № 0002-0614-6444, доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры § | психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного £ х
университета, г. Пятигорск, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]
поддержка субъектных проявлений личности
В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛьСКИХ ОТНОШЕНИй КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
здоровья младших школьников
Аннотация
Введение. В статье обоснована актуальность поддержки субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений, влияющих на развитие психологического здоровья младших школьников.
Психологическое здоровье и развитие младшего школьника зависит от поддержки и принятия родителями индивидуальности ребенка, его субъектности, поэтому целью данного исследования является анализ проблем поддержки субъектной активности младшего школьника как основы его психологического здоровья.
Материалы и методы. Методы исследования состояли из анализа научно-методической литературы, посвященной проблеме состояния психологического здоровья младшего школьника, детско-родительских отношений, а также психодиагностических методик: опросник Кеттел-
с ^
ла 12PF / CPQ, методика изучения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова); методика «Кто Я?» (А.М. Прихожан), тест школьной тревожности Филлипса, тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Ре.зультаты. На основе интегративных факторов, объединяющих состояние психологического здоровья младших школьников: «самопринятие в ситуациях социального взаимодействия» и «доверие к себе в стрессовых ситуациях», было определено влияние поддержки субъектных проявлений личности младших школьников на состояние их психологического здоровья.
Обсуждение. Исследование показало, что развитие субъектности ребенка актуализирует личностный потенциал, самооценку, образ Я, самопринятие, способствует осознанию самого себя, помогает развитию психологического здоровья.
Заключение. Делается вывод, что психологическое здоровье и развитие ребенка как субъекта деятельности будет зависеть от направленности среды развития на его принятие и поддержку, которая осуществляется со стороны родителей.
Ключевые слова: младший школьник, психологическое здоровье, субъектные проявления личности, психологическая поддержка и принятие, детско-родительские отношения, благополучная личность.
Основные положения:
• психологическое здоровье и развитие младшего школьника как субъекта деятельности зависит от направления среды развития школьника на его принятие и поддержку;
• состояние психологического здоровья младших школьников определяют два интегративных фактора: «самопринятие в ситуациях социального взаимодействия» и «доверие к себе в стрессовых ситуациях»;
• развитию уверенности в своих силах, мотивации достижения способствует активизация зоны ближайшего развития детей во время обучения в школе;
• развитию субъектности личности младшего школьника, самооценки, образа Я, самопринятия способствует новое знание ребенка о самом себе;
• актуализация личностного потенциала ребенка помогает справиться с неблагоприятными синдромами развития.
1. Введение (Introduction)
Основой и источником развития субъекта является его собственная активность. Адекватными для развития субъекта будут такие ситуации и такая развивающая среда, в которой он может сформировать субъектный способ жизнедеятельности как условие психологического здоровья. Психологическое здоровье определяется тем, насколько успешно происходит процесс обретения ребенком самостоятельности и как он становится субъектом своих действий [1].
Субъект-центрированное образование и психологическая практика способствуют проявлению различных и разнообразных субъектных характеристик школьника и обеспечивают их развитие. Феномен субъектности включает в себя, как минимум, три аспекта [2, с. 112]: • во-первых, субъектность проявляется через активность. Развитие этого аспекта выражается в совершенствовании способностей субъекта, повышении
уровня целенаправленности, организованности и рефлексивности деятельности субъекта, его самостоятельности и креативности;
• во-вторых, субъектность можно рассматривать как субъективность, пристрастность. Развитие этого аспекта расширяет мотивационную и ценностную сферу человека;
• в-третьих, субъектность рассматривается как индивидуальность. Развитие этого аспекта основывается на первых двух и происходит за счет формирования адекватной самооценки, ценностного самоотношения, устойчивой индивидуальной позиции в межличностных отношениях [3].
Психологическое здоровье является базой развития человека в любом возрасте, основой его дальнейшей самореализации. Оно определяется как способность адекватно воспринимать себя, проявляя при этом ценностное самоотношение, отстаивать свое Я и чувствовать себя ком-
фортно в различных обстоятельствах, в том числе в ситуациях социального взаимодействия. В целом же психологическое здоровье является основой реализации потенциала личности на всех этапах ее развития [4, с. 132].
Базис психологического здоровья закладывается с раннего детства и вначале связан главным образом с внутрисемейными взаимоотношениями. С поступлением ребенка в школу детерминант психологического здоровья и факторов, оказывающих влияние на личность, становится больше.
Одним из важных условий психологического здоровья является реализация субъектной активности. Субъектность рассматривается как готовность к непредсказуемым, спонтанным действиям и способность осознавать свои мысли, чувства и действия [5].
Школьная жизнь наполнена успехами и неуспехами, характеризуется растущими нагрузками и требованиями не только к знаниям, умениям, навыкам ученика, но и к определенным личностным особенностям. В целом ребенок с достаточно сформированным уровнем психологического здоровья оказывается в состоянии гибко относиться к тем разнообразным ситуациям «успеха» или «неуспеха», как в учебной деятельности, так и в общении, с которыми он встречается в школьной действительности [6].
Ухудшение психологического здоровья и появление психологических проблем являются следствием недостаточно сформированного базового доверия к миру, отсутствия поддержки важной социогенной потребности - права быть самостоятельным субъектом своей активности [7].
На этапе школьного обучения невозможность в полной мере реализовать субъектную активность создает ситуацию неуспеха, порождает фрустрацию потребности в достижении успеха, снижает чувство компетентности. Важно отметить роль учителя, готового поддержать школьника в ситуации неуспеха. Однако на этапе обучения в младшей школе именно уверенность в поддержке родителей позволяет ребенку реализо-
вывать активность, смелее исследовать окружающий мир, что отражается на его способности к действиям в ситуациях неопределенности. Поддержка и контроль не тождественны. Как недостаток внимания, так и гиперопека могут препятствовать проявлению активности и формировать у ребенка черты зависимого характера, поскольку не дают ему выстраивать деятельность, исходя из собственных потребностей и интересов. Чрезмерный контроль порождает тревожность, неуверенность в своей способности добиться успеха. Кроме того, не опробуя различные варианты решения задач, не совершая ошибок, не исправляя их, ребенок не может осознать причинно-следственные связи со своими поступками и их последствиями [8, с. 95]. Таким образом, можно говорить о том, что психологическая поддержка субъектных проявлений является актуальным и необходимым условием формирования психологического здоровья ребенка.
Становление субъектной активности неразрывно связано с общим процессом развития человека. Условия, средства, механизмы и закономерности формирования субъектности в онтогенезе - один из предметов психологии развития и педагогической психологии. Н.Я. Боль-шунова считает, что в младшем школьном возрасте субъектность реализуется в контексте творческой продуктивной деятельности и общения в виде зарождения отношений сотрудничества со взрослыми и сверстниками [9, с. 13]. Т.К. Ким указывает на то, что на этапе младшего школьного возраста субъектность как целое интегративное образование еще не сложились и на этой стадии онтогенеза можно говорить только о существовании личностных предпосылок ее развития, которые, по нашему мнению, нуждаются в поддержке в специально организованной субъект-средовом взаимодействии «взрослый - ребенок». Особую роль в создании субъект-центрированных отношений имеет семья [10].
Деятельность и самосознание ребенка во многом определяются средой развития, как было сказано выше - семейной системой взаимоотношений [11].
X
ф
3
о
X
H
о
X s
о
-О
^ m
« о
Р
о
Р 3
Ф X
q ф э
Ч ф£ о S о ^
CÛ CÛ
о F а о о о ч х m * о
О
О Ф т
о
* С
M
«s
VO (S
«о £
V s SX CÛ
■ ü I—
С ü
го
m
ф
ç
го m
3
го
m
ф
>
н го
х
Таким образом, можно заключить, что в младшем школьном возрасте субъект-ность имеет свою особую форму, соответствующую возрасту. А предпосылки ее развития определяются в основном средой развития.
Целью данного исследования является анализ проблем поддержки субъектной активности младшего школьника как основы его психологического здоровья. В связи с этим возникает необходимость определить детерминанты его развития на данном этапе. В младшем школьном возрасте происходят большие изменения в жизни ребенка, характеризующиеся сменой деятельности, общения и режима дня, что порождает в целом ситуацию неопределенности. Усилия учителей и родителей первоклассников нацелены на то, чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой среде развития. После периода адаптации наступает достаточно продолжительный период (2-3 классы), который является наиболее продуктивным и важным в плане личностного и интеллектуального развития. Это период стабильности, наиболее подходящий для развития, реализации личностных качеств и освоения нового. В период стабильности ведущая деятельность усложняется и обогащается новыми элементами. Этот же период, по нашему мнению, является важным этапом закладывания основ психологического здоровья в новой ситуации развития, поскольку ребенок, уже адаптировавшись к школьному обучению, может развиваться, опробовать различные способы решения задач развития, установления социального взаимодействия. При этом он может быть успешным или переживать состояние неуверенности, тревоги. По мнению К.Н. Поливановой, новообразования формируются в стабильный период, но ребенок еще в полной мере не владеет новой деятельностью [12, с. 95].
2. Материалы и методы (Materials and Methods)
Для изучения проблемы поддержки субъектных проявлений младшего школьника как условия развития его психологического здоровья был выбран пост-адаптационный период развития
ребенка (2-3 классы). В этом возрасте у ребенка появляется и развивается способность связывать будущие ситуации и личностные изменения со своими собственными действиями в настоящем [13].
Нами было спланировано и проведено экспериментальное исследование, которое проходило в несколько этапов: на первом (пилотажном) этапе были изучены основные детерминанты психологического здоровья. В пилотажном эксперименте приняли участие 56 младших школьников МБОУ СОШ № 8 г. Грозного и их родители. На констатирующем этапе было исследовано состояние психологического здоровья 139 второклассников МБОУ СОШ № 8 г. Грозного. Поскольку, как показали результаты теоретического исследования выбранной проблемы и итоги пилотажного эксперимента, состояние психологического здоровья младшего школьника во многом связано с системой детско-родительских отношений, то особое внимание было уделено статистическому и качественному анализу именно этих показателей. Были применены следующие методики: для исследования личностных особенностей детей и их эмоционального состояния использовался личностный опросник Кеттел-ла 12PF / CPQ (шкалы: общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению и риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение), методика изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой; методика «Кто Я?» А.М. Прихожан. Для контроля за эмоциональным состоянием и уровнем тревожности использовалась методика Филлипса (Beeman N. Phillips). Для изучения восприятия родителями детей использовался тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
3. Результаты (Results)
Как показало проведенное пилотажное исследование поддержки субъектной активности как основы психологического здоровья, существуют два интегратив-ных фактора, объединяющих феномены и определяющие состояние психоло-
гического здоровья младших школьников: «самопринятие в ситуациях социального взаимодействия» и «доверие к себе в стрессовых ситуациях». Можно констатировать, что оба этих фактора изначально определены уровнем базового доверия к миру, способствующим развитию активности. Неуверенность в безусловном принятии, защите и свобо-
де самопроявления ведет к повышенной тревожности и дезадаптации. Доверие к миру, окружающим людям и себе, самопринятие и восприятие себя способным справиться с трудностями определяют развитие субьектной активности как способности действовать, исходя из своих внутренних установок, потребностей и состояний.
Табл. 1. Данные, отражающие развитие субъектной активности детей с высоким и низким уровнем самопринятия по шкалам теста Кеттелла
Tab. 1. Data reflecting the development of children' subjective activity with a high and low self-acceptance levels on the scales of the Cattell's test
Факторы Ср. значение факторов ребенка с высоким уровнем самопринятия Ср. значение факторов ребенка с низким уровнем самопринятия Значимость различий (t-критерий) Критическое значение t
A 3,696 3,783 0,276 2,040
C 3,464 3,565 0,431 2,018
D 2,464 2,478 0,052 2,020
E 3,217 3 - 0,734 2,035
F 3,275 3,043 - 0,805 2,030
Л 0 G 3,493 3,348 - 0,583 2,014
т к Фа H 3,116 3,043 - 0,211 2,030
I 3,029 3,261 - 0,697 2,026
Y 3,797 4,130 0,860 2,042
N 2,435 1,870 - 2,271 2,021
O 2,188 1,565 - 2,760 1,998
Q4 2,159 2,087 -0,228 2,037
X
Ф
3
о
X I-
o
X s
о .0
^ rn
£ о
P
о p3
Ф X
q
Ф =
^ S g™
о S s _ о ^
CÛ £Û
s S
I- a.
о о о ч х п
£ 2 ^ °
>5 О S ф х Т ф s
m о §§
о
* С
ÎE S
«S
VO (S è? ^ «О !
V s sx CÛ
о a
С Ü
4. Обсуждение (Discussion)
Полученные в пилотажном исследовании факторы, определяющие психологическое здоровье и результаты исследования его состояния, показали, что в данном возрастном периоде осуществляется опробование различных способов коммуникации и взаимодействия. Блокировка активности в этой сфере ведет к ухудшению психологического здоровья. Проявление субъектности в детском возрасте важно в системе детско-родительских отношений, поддерживающих потребность ребенка в личностном
росте и развитии. В данной статье мы характеризуем роль поддерживающих отношений «взрослый-ребенок» в развитии психологически здорового младшего школьника.
Для выделения групп младших школьников с различным уровнем психологического здоровья учитывались такие показатели, как уровень общей тревожности, который свидетельствует об общем эмоциональном состоянии; сопротивляемость стрессовым воздействиям, которая определяет психофизиологические особенности ребенка, его способность
го
ш
ф
^
го ей
3
го
ей ф
>
н го X
адекватно и эффективно реагировать на тревожные и стрессогенные факторы; открытость и общительность, которые определяют способность проявлять эм-патию и интуицию, устанавливая межличностные отношения; детальность, дифференцированность самосознания. Среди детей, принявших участие в констатирующем эксперименте, была выделена группа с высоким уровнем психологического здоровья (28, 5%), со средним (55,5%) и низким (16%).
Изучение детско-родительских отношений позволяет утверждать, что принятие ребенка родителями играет значимую роль в поддержании благоприятного эмоционального фона, снижении тревожности, активизации деятельности. Степень принятия ребенка значимо коррелирует с таким показателем, как уровень общей тревожности (шкала «Принятие» методики А.Я. Варга, В.В. Столина «Детско-родительские отношения» и уровень общей тревожности методики Филлипса: г = - 0,430, р <0,0005). Есть однозначно выраженная связь между признанием индивидуальности ребенка взрослым и его эмоциональным комфортом. Признание индивидуальности означает, в том числе, и отсутствие завышенных, и в особенности - нереалистичных ожиданий от ребенка. У родителей детей с низким уровнем психологического здоровья, с высоким уровнем тревожности, а особенно у родителей мальчиков, встречается разочарованность в своем ребенке. В беседе они отмечают значимость ребенка для семьи, надежды на то, что ребенок станет успешным, получит высшее образование. Неудачи и неуспехи ребенка воспринимаются зачастую как разочарование, фрустрация потребности в одобрении другими родственниками и знакомыми. Испытывая стресс, родителям трудно уменьшить уровень стресса ребенка, который в том числе может являться причиной низкой учебной мотивации (корреляция между уровнем общей тревожности и школьной мотивацией: г = - 0,416, р <0,0005). Таким образом, у детей с высоким уровнем тревожности
и низким уровнем психологического здоровья снижена мотивация к обучению, что порождает стойкую взаимосвязь между нежеланием учиться, неспособностью к достижению успехов и переживанием негативных эмоций по этому поводу. В ситуации, когда школьник испытывает трудности в обучении, родители начинают концентрировать внимание вокруг этой проблемы, усиливая психологическое давление на ребенка. В процессе экспериментального исследования родителям было дано задание проанализировать содержание общения с ребенком семье. Наблюдение в течение недели показали, что в основном время посвящено обсуждению ситуации в школе, подготовке домашних заданий. Родители признали, что чрезмерная концентрация на теме школьной успеваемости, даже в выходные дни, утомляет и их, и детей, при этом не приносит желаемого улучшения успеваемости.
Дети, чьи родители проявляют достаточно высокий уровень принятия, испытывают меньший стресс по причине фрустрации у них потребности к достижению успеха (г = - 0,394, р<0,0005). Это не означает отсутствия стремления к достижению хороших результатов, но говорит о том, что такие дети с меньшим уровнем стресса переживают неудачи, считают их временными, а себя воспринимают в целом способными достичь более высоких результатов. Следует отметить, что зачастую дети склонны объяснять низкие оценки внешними факторами: строгий учитель, слишком большой объем заданий и т.д. С одной стороны, проявление внешнего локуса контроля можно считать в целом возрастной нормой для младшего школьника, если это носит непостоянный характер. С другой стороны, нужно учитывать тот факт, что озвучиваемая психологу внешняя причина неудачи в какой-то степени позволяет сохранить высокую самооценку и веру в то, что со следующим заданием ребенок сможет справиться, что является скорее положительным фактором.
Поддержка и принятие родителями индивидуальности ребенка имеет обратную корреляцию с таким феноменом, как страх самовыражения: г = -0,339, <0,0005, что соотносится с ранее проведенным теоретическим анализом данной проблемы и выдвинутой гипотезой о том, что проявление субъектной активности в младшем школьном возрасте прямо зависит от того, насколько близкими и доверительными являются детско-родительские отношения.
Была выявлена связь между принятием ребенка родителями и его сопротивляемостью стрессовым воздействиям (г = 0,337, р<0,0005). Здесь речь идет скорее не о психофизиологическом базисе, который заложен изначально, а о том, как ребенок реагирует на стрессоген-ные факторы: в атмосфере поддержки и принятия, ребенок испытывает меньше стресса в семье, в целом его эмоциональный фон более благоприятный, поэтому ресурсы психики могут быть направлены на преодоление внешних негативных факторов.
У детей, чьи родители проявляют принятие по отношению к личностным проявлениям ребенка, более разнообразная и позитивная Я-концепции г = 0,306, р <0,0005).
Суммируя сказанное выше, можно утверждать, что принятие личности ребенка родителями является важным условием развития его субъектности и повышения психологического здоровья.
Дети, чьи родители проявляют принятие, испытывают в целом меньше напряжения, связанного с избытком побуждений, которые не находят реализации в деятельности (фактор Q4 опросника Кеттелла, г = - 0,228, р < 0,0005). Схожие данные получены и при анализе связи между уровнем заинтересованности и включенности взрослых в деятельность ребенка и уровнем нервного напряжения и фрустрации, причиной которых является невозможность реализовать активность (шкала «кооперация» методики А.Я. Варга, В.В. Столина «Детско-родительские отношения» и шкала
личностного опросника Кеттелла: г = - 0,322, р<0,0005). Для анализа субъектной активности данные закономерности имеют ключевое значение, поскольку именно неспособность реализовать деятельность, фрустрация потребности в достижении успеха и проявлении своего потенциала может вызывать блокировку активности. Неспособность или невозможность реализации активности и достижения успеха затрагивает практически все сферы жизни детей и является причиной неблагоприятного психологического фона [6, с. 98].
Если родители проявляют внимание к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают его способности, поощряют самостоятельность и инициативу (шкала «кооперация» опросника родительского отношения), то это в целом помогает детям формировать и сохранять более высокую мотивацию к обучению (тест мотивации к обучению Н.Г. Лускановой, г = 0,386, р < 0,0005).
Для проектирования дальнейшей работы по созданию условий проявления субъектной активности и повышению психологического здоровья ребенка важно проанализировать реакции родителей и детей на ситуации неуспеха. Выявлена стойкая взаимосвязь повышенной тревожности и восприятия родителями ребенка, неспособного справиться с трудностями (шкала «инфантилизация ребенка родителями» опросника родительского отношения и тест тревожности Филлипса: г = 0,347 р < 0,0005).
Не ощущая поддержки, дети испытывают фрустрацию потребности достижения успеха (шкала «Инфантилизация» опросника родительского отношения и шкала «Фрустрация потребности в достижении успеха» методики Филлипса: г = 0,305, р <0,0005). Такие дети испытывают повышенный стресс в ситуациях проверки знаний (методика Филлип-са, шкала «Страх проверки знаний» г = 0,353, р < 0,0005). Во-первых, ребенок испытывает стресс из-за неуверенности в том, что он может добиться успеха. Во-вторых, существует страх негативной
X
ф
3
о
X I-
о
X s
о
-О
F m
£ о
Р
о
ф х
4 q
Ф = Ч ф£ о S о ^
CÛ CÛ
о F
о о о ч х m * о
О
О Ф т
о
* С
M
«s й
VO (S «О £
V s SX CÛ
■ ü I—
С ü
го
ш
ф
го ей
3
го
ей ф
> H
го
оценки со стороны родителей в случае школьного неуспеха. А поскольку вся школьная жизнь наполнена ситуациями проверки знания, у ребенка может возникнуть устойчивый негативный эмоциональный фон и повышенная тревожность в целом.
Инфантилизация ребенка родителями также имеет высоко значимую корреляцию с низкой учебной мотивацией (г = 0,458, р <0,0005). В сочетании с повышенным нервным напряжением, связанным с невозможностью реализации активности (методика Кеттелла, шкала Q4 г = 0,304 р <0,0005), выявленные закономерности однозначно указывают на то, что отсутствие поддержки родителей и демонстрации веры в способность ребенка справиться с трудностями блокируют активность. Фрустрация потребности в достижении успеха, а также вызванные ими негативные переживания обретают эффект самоиндукции. Ребенку сложно изменить сложившуюся ситуацию, сформировать ценностное самоотношение, поверить в собственные силы и самостоятельно выстроить свою деятельность.
5. Заключение (Conclusion)
Итак, исследование показало, что психологическое здоровье и развитие младшего школьника как субъекта деятельности напрямую зависит от того, как направлена среда развития школьника на его принятие и поддержку. Одним из ключевых факторов, безусловно, является то, насколько личность ребенка принимают родители.
Психологическое здоровье связано с возможностью проявления субъект-ности, а для этого необходимо осмысливать и структурировать свою деятельность и отношения с окружающими через освоение новых форм активности и повышение произвольности действий [14].
Таким образом, можно говорить о двуедином процессе: с одной стороны, развитие ребенка предполагает усложнение форм проявления активности;
с другой - чтобы по-настоящему овладеть новым качеством или умением, ребенку нужно опробовать их в различных нетипичных условиях [15]. Для свободного проявления субъектности необходимо ощущение возможности реализации собственной активности, которая в младшем школьном возрасте поддерживается факторами среды. Когда новое качество ребенка как субъекта уже сформировано, ему, тем не менее, нужно научиться применять его независимо от конкретных обстоятельств и поддержки взрослых [16].
Для младшего школьника важно справиться со школьной программой и занять в классном коллективе желаемую позицию настолько, чтобы это соотносилось с ожиданиями родителей и уровнем притязаний его самого. Ощущение неспособности оправдать ожидания окружающих порождает тревожность и неудовлетворенность своей личностью [17].
Для поддержки и развития психологического здоровья личности младшего школьника необходима психологическая поддержка и принятие, осуществляемые родителями и школьной психологической службой [18; 19].
Развитию уверенности в своих силах, мотивации к достижению у ребенка и отношений кооперации между родителями и детьми способствует активизация зоны ближайшего развития детей во время обучения в школе и совместной деятельности родителей и детей [20]. Это особо важно, так как показало проведенное исследование, многие дети, характеризующиеся низким уровнем психологического здоровья, игнорируют роль собственных усилий в решении поставленных перед ними проблем, ориентированы на случайное везение или помощь. Развитие субъектности личности младшего школьника, самооценки, образа Я, самопринятия способствует осознанию самого себя, а актуализация личностного потенциала помогает справиться с неблагоприятными синдромами развития.
Библиографический список
1. Секач, М.Ф. Психология здоровья [Текст]: учеб. пособие / М.Ф. Секач. - М.: Академический Проект, 2015. - 192 с.
2. Акатов, Л.И. Субъектный подход в психологии [Текст] / Л.И. Акатов [и др.]. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 623 с.
3. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 360 с.
4. Фролова, Ю.Г. Психология здоровья [Текст]: пособие / Ю.Г. Фролова. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. - 256 с.
5. Бессонова, Ю.В. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход [Текст] / Ю.В. Бессонова [и др.]. - М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 391 с.
6. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте [Текст]: учеб. пособие / В.Э. Пахальян. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 235 с.
7. Санникова, А.И. Характеристика современной семьи как среды развития ребенка с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс]: электронное учеб. пособие / А.И. Санникова, О.Н. Тверская. - Пермь: ПГГПУ, 2011. - 59 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop. ги/32108.Ыт1 - [Дата обращения: 10.02.2018].
8. Метлякова, Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Метлякова. - Пермь: ПГГПУ, 2013. - 330 с.
9. Большунова, Н.Я. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры [Текст]: учеб. пособие / Н.Я. Большунова, М.В. Инчина. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 232 с.
10. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой [Текст]: учеб. пособие / Т.К. Ким. -М.: Прометей, 2013. - 166 с.
11. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию [Текст] / А.Я. Варга. - М.: Когито- 3 Центр, 2011. - 184 с.
2012. - 250 с.
ской практики в образовании [Текст] / Н.М. Швалева // Университетские чтения - 2016. - Пяти горск: ПГУ, 2016. - С. 63-68.
о
12. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Поливано- х
о .0
ва. - М.: Академия, 2000. - 196 с.
13. Вербовская, Е.В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста § т [Текст] / Е.В. Вербовская, Л.В. Филиппова. - Н. Новгород: НГАСУ, 2014. - 291 с. Ь
14. Волкова, Е.Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном про-
странстве образования и семьи [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Волкова [и др.] - Н. Новгород: НГПУ, ° ^
ь
15. Athota S.V., O'Connor P.J., Roberts R.D. (2017), To Punish First and Reward Second: Values Deter- <u 3
I!
mine How Reward and Punishment Affect Risk-Taking Behavior. The American Journal of Psychology. 130 (3), 303-313.
16. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Хо- ш £ лостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. — М.: Дашков и К, 2015. — 292 c. ^ о
17. Цикото, Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятель- m ности [Текст] / Г.В. Цикото. - М.: ПАРАДИГМА, 2014. - 193 c
18. Тырсиков, Д.В. Развитие субъектности Д.В. Тырсиков. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 139 с.
18. Тырсиков, Д.В. Развитие субъектности в инновационной школе [Текст]: учеб. пособие / '[! ф
т о
19. Швалева, Н.М. Субъект-центрированная парадигма построения развивающей психологиче- к §
N £ «
20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. - £ ь
М.: Книга по Требованию, 2013. - 432 с. £ %
^ го
■ i£ I—
С ^
M.M. Khatueva1, N.M. Shvaleva2
1 ORCID No. 0003-4482-9614, Postgraduate Student, Department of Personality psychology and Professional Activities, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected] 2 ORCID No. 0002-0614-6444, Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Personality psychology and Professional Activities, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected]
>
ф
<я >
-Л
CO
SUPPORTING SUBJECT MANIFESTATIONS OF PERSONALITY IN THE SYSTEM OF CHILD-PARENT RELATIONS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF YOUNG SCOOLCHILDREN
Abstract
Introduction. The article substantiates the relevance of supporting subject manifestations of personality in the system of child-parent relations affecting the development of psychological health of young schoolchildren. Psychological health and the development of young schoolchildren depend on the parents' support and acceptance of their child's identity, his or her subjectivity, therefore the purpose of this study is to analyze the problems of supporting the subject activity of young schoolchildren as the basis for his or her psychological health.
Materials and Methods. The research methods involved analyzing scientific publications on to the problem of young schoolchildren's psychological health state, child-parent relations, as well as psychodiagnostic techniques: Cattell's 16 Personality Factors Test, method of studying school motivation (N.G. Luskanova), "Who am I?" questionnaire (A.M. Prikhozhan), School Anxiety Questionnaire (B.N. Phillips), Parental Attitudes Questionnaire (A.Ya. Varga, V.V. Stolin).
Results. Based on the integrative factors combining the state of psychological health of young schoolchildren such as 'self-acceptance in situations of social interaction' and 'self-confidence in stressful situations' we defined the affect of supporting subject manifestations of younger schoolchildren personality on the state of their psychological health.
Discussion. The study showed that the development of the child's subjectivity actualizes personal potential, self-esteem, self-image, and self-acceptance, as well as promotes self-awareness, helps develop psychological health.
Conclusion. It is concluded that psychological health and development of children as a subject of activity will depend on the direction of the development environment for its adoption and support, which shall be provided by parents.
Key words: Young schoolchild, psychological health, subject manifestations of personality, psychological support and acceptance, child-parent relations, successful person.
Highlights:
• Psychological health and development of a young schoolchild as an actor depends on the directing the development environment to his or her acceptance and support;
• The condition of psychological health of younger schoolchildren is defined by two integrative factors - 'self-acceptance in situations of social interaction' and 'self-confidence in stressful situations'.
• The development of self-confidence and achievement motivation depends on activating the zone of proximal development for children during their schooling years;
• The development of young schoolchildren personal subjectivity, as well as their self-esteem, and self-image depend on the children's new self-knowledge;
• Actualizing the children personal potential helps them cope with unfavorable developmental syndromes.
Referencеs
1. Sekach M.F. (2015), Psikhologiya zdorov'ya [Health psychology], M.: Akademicheskij Proekt Publ. (In Russian).
2. Akatov L.I. (2009), Sub"ektnyi podkhod v psikhologii [Subject approach in psychology], M.: Institut psihologii RAN. (In Russian).
3. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. (2013), Psikhologiya cheloveka. Vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnosti [Psychology of the person. Introduction to subjectivity psychology], M.: PSTGU. (In Russian).
4. Frolova YU.G. (2014), Psikhologiya zdorov'ya [Health psychology], Minsk, Vysheishaya shkola Publ. (In Russian).
5. Bessonova Yu.V. (2004), Professional'naya prigodnost': sub"ektn^o-deyatel'nostnyi podkhod [Professional suitability: subject and activity approach], M.: Institut psihologii RAN. (In Russian).
6. Pakhal'yan V.E. (2015). Razvitie i psikhologicheskoe zdorov'e lichnosti v doshkol'nom i shkol'nom vozraste [Development and psychological health of the personality at preschool and school age], Saratov: Vuzovskoe obrazovanie Publ. (In Russian).
7. Sannikova A.I., Tverskaya O.N. (2011), Kharakteristika sovremennoi sem 'i kak sredy razvitiya rebenka s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami [The characteristic of modern family as environment of child development with special educational needs], Perm', PGGPU Publ. Available at: http://www.iprbookshop.ru/32108. html (Accessed: 12.01.2018). (In Russian).
8. Metlyakova L.A. (2013), Innovatsionnye tekhnologii podderzhki semeinogo vospitaniya v uchrezhdeniyakh obrazovaniya [Innovative technologies of family education support in institutions of education], Perm', PGGPU Publ. (In Russian).
9. Bol'shunova N.YA., Inchina M.V. (2013), Razvitie individual 'nosti i sub"ektnosti vformakh detskoi subkul 'tury [Development of identity and subjectivity in forms of children's subculture], Novosibirsk, NGPU Publ. (In Russian).
10. Kim T.K. (2013), Sem'ya kak sub"ekt vzaimodeistviya so shkoloi [Family as the interaction subject with school], M.: Prometei Publ. (In Russian).
11. Varga A.Ya. (2011), Vvedenie v sistemnuyu semeinuyu psikhoterapiyu [Introduction to system family Jo c psychotherapy], M.: Kogito-Tsentr Publ. (In Russian). ^ -o
12. Polivanova K.N. (2000), Psikhologiya vozrastnykh krizisov [Psychology of age crises], M.: Akademiya ajg Publ. (In Russian). !lg
13. Verbovskaya E.V., Filippova L.V. (2014), Sotsial'no-lichnostnoe razvitie detei mladshego shkol'nogo 2 «
vozrasta [Social and personal development of younger school-age children], N. Novgorod, NGASU Publ. ° c
o o
СЛ
с
о
(In Russian).
14. Volkova E.N., (2012), Razvitie sub"ektnosti v ontogeneze v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve obrazovaniya i sem'I [The development of subjectivity in ontogenesis in modern sociocultural space of education and family], N. Novgorod, NGPU Publ. (In Russian).
15. Athota S.V., O'Connor P.J., Roberts R.D. (2017), To Punish First and Reward Second: Values Determine How Reward and Punishment Affect Risk-Taking Behavior. The American Journal of Psychology.. 130 (3), 303-313.
16. Kholostova E.I., Chernyak E.M., Strel'nikova N.N. (2015), Semeinoe vospitanie i sotsial'naya rabota [Family education and social work], M.:Dashkov i K Publ. (In Russian).
17. Tsikoto G.V. (2014), Problemnye deti. Razvitie i korrektsiya v predmetno-prakticheskoi deyatel'nosti [Troubled children. Development and correction in subject-practical activities], M.: PARADIGMA Publ. (In Russian).
18. Tyrsikov D.V. (2008), Razvitie sub'ektnosti v innovatsionnoi shkole [The development of subjectivity at innovative school], Pyatigorsk, PGLU Publ. (In Russian).
19. Shvaleva N.M. (2016), Sub"ekt-tsentrirovannaya paradigma postroeniya razvivayushchei psikhologicheskoi praktiki v obrazovanii [The subject-oriented paradigm for modeling developmental psychological practice in education]. Universitetskie chteniya.. Pyatigorsk: PGU. 63-68. (In Russian).
20. Vygotskii L.S. (2013), Sobranie sochinenii: Tom 4. Detskaya psikhologiya [Collected works: Child psychology. Vol. 4], M.: Kniga po trebovaniyu Publ. (In Russian).
с « - 2 it ra
го o
Sis
(Л
o w
(Л С С ф
Is
го
Е л
о
.íüo .j 3 с
(Л о
rait^ стз '•F с
& I
о ГО
Z и
СО го