Научная статья на тему 'Развитие психологически благополучной личности младшего школьника в условиях субъект-центрированной психологической практики'

Развитие психологически благополучной личности младшего школьника в условиях субъект-центрированной психологической практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / БЛАГОПОЛУЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПОЗИТИВНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / PSYCHOLOGICAL HEALTH / DEVELOPMENT OF A SUBJECTIVITY / VALUE SELF-ATTITUDE / PROSPEROUS PERSON / POSITIVE SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хатуева Малика Мовладиновна, Швалева Нина Михайловна

The article demonstrates some results of empiric research aimed at studying features in the manifestation of the person well-being from the position of the younger schoolchildren subject approach. Psychological health of the junior high school student is an integrative determinant of the psychologically safe person development and is determined by the features that contributed to the development of the subjective potential at this age stage of development. This psychological health is considered from the perspective of the individual, subjective norms, manifested in the psychological and emotional well-being. When the manifestation of personality distress is appearing psychological assistance may be directed to the correct values and a positive self-concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хатуева Малика Мовладиновна, Швалева Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologically safe personal development of younger scoolchildren in the conditions of subject-centered psychological practice

The article demonstrates some results of empiric research aimed at studying features in the manifestation of the person well-being from the position of the younger schoolchildren subject approach. Psychological health of the junior high school student is an integrative determinant of the psychologically safe person development and is determined by the features that contributed to the development of the subjective potential at this age stage of development. This psychological health is considered from the perspective of the individual, subjective norms, manifested in the psychological and emotional well-being. When the manifestation of personality distress is appearing psychological assistance may be directed to the correct values and a positive self-concept.

Текст научной работы на тему «Развитие психологически благополучной личности младшего школьника в условиях субъект-центрированной психологической практики»

Плотницкая Марина Руслановна,

кандидат психологических наук,

доцент, кафедра экономических и социально-

гуманитарных наук,

Петропавловского филиала

Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации,

г. Петропавловск-Камчатский,

Российская Федерация.

E-mail: sea.marina@mail.ru

Plotnitskaya Marina Ruslanovna,

Candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor,

Department of the Economic

and Social Human Sciences,

Branch of Russian Presidential of Russian

Academy of National Economy

and State Service under the President

of the Russian Federation,

Petropavlovsk-Kamchatsky, Russia.

E-mail: sea.marina@mail.ru

УДК 151.7 ББК 88.834.021

М.М. Хатуева, Н.М. Швалева РАЗВИТИЕ ПСИхОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНОй

личности младшего школьника в условиях субъект-центрированной

ПСИхОЛОГИЧЕСКОй ПРАКТИКИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей в проявлении благополучия личности с позиции субъектного подхода младших школьников.

Психологическое здоровье младшего школьника является интегративной детерминантой го развития психологически благополучной личности и определяется теми возможностями, которые предоставлены для развития субъектного потенциала на данном этапе возрастного разви-

тивной нормы, проявляющейся в психологическом и эмоциональном благополучии.

При проявлении неблагополучия личности психологическая помощь может быть направлена на коррекцию системы ценностей и позитивную Я-концепцию.

Ключевые слова: младший школьник, психологическое здоровье, развитие субъектности, ценностное самоотношение, благополучная личность, позитивная Я-концепция.

M.M. Khatueva, N.M. Shvaleva

PSYCHOLOGICALLY SAFE PERSONAL DEVELOPMENT OF YOUNGER SCOOLCHILDREN IN the CONDITIONS OF SUBJECT-CENTERED PSYCHOLOGICAL PRACTICE

The article demonstrates some results of empiric research aimed at studying features in the manifestation of the person well-being from the position of the younger schoolchildren subject approach.

Psychological health of the junior high school student is an integrative determinant of the psychologically safe person development and is determined by the features that contributed to the development of the subjective potential at this age stage of development. This psychological health is considered from the perspective of the individual, subjective norms, manifested in the psychological and emotional well-being.

г- ф

ф £

Н «

* Е

со ^

го ^

Q- со

When the manifestation of personality distress is appearing psychological assistance may be directed to the correct values and a positive self-concept.

Key words: a junior high school student, psychological health, development of a subjectivity, value self-attitude, prosperous person, positive self-concept.

ro

CO Ф

ro

CO

3

ro

CO

Ф >

H

ro X

Младший школьный возраст является базовым для развития всех сфер личности, в особенности - субьектности. В этот период на качественно новом уровне реализуется активность ребенка как субъекта своей деятельности и жизни в целом. В соответствии с Федеральным государственным стандартом образования, в современной школе должны быть созданы условия для личностного роста и самореализации, организована среда развития благополучной личности и ее психологических потенциалов. Современная социальная ситуация выдвигает высокие требования к личности выпускника школы, поэтому необходима реализация целостного подхода к развитию школьника в начале его обучения. Особую значимость имеет также создание развивающей психологической практики, формирующей психологическую культуру ценностного самоотношения.

Анализируя проблемы личностного развития школьника в контексте задач, поставленных государственным стандартом, важно отметить, что формирование психологически благополучной личности является актуальной задачей, стоящей перед всеми субьектами образовательного процесса. Исходя из этого, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса включает: сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, мониторинг возможностей и способностей школьников, выявление и поддержка детей, имеющих проблемы психологического здоровья и др. [6].

Вопросы поддержания физического, психологического здоровья детей, а также их взаимосвязь и взаимовлияние привлекают внимание исследователей и практиков в сфере образования (А.Г. Ас-молов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, В.Э. Пахальян, Д.И. Фель-дштейн, Н.М. Швалева, О.В. Хухлаева

и др.). Актуализизация индивидуальных возможностей, успешное решение задач возрастно-психологического развития, состояние субъективного благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действия и способа взаимодействия с окружающими - все это является составными компонентами психологического здоровья, которое является базовым условием развития личности на любом возрастном этапе [2].

В младшем школьном возрасте у ребенка появляется важная потребность в активности и росте, в этот период закладываются важнейшие личностные структуры, в том числе субьектность, которые формируются в определенных условиях. Результаты исследования в этой области психологического знания показывают, что необходимым условием развития субъектности является поддерживающая образовательная среда, представляющая собой субъект-центрированную практику, обеспечивающая субъектный способ жизнедеятельности школьников [5]. Для проявления субьектности необходима определенная ситуация развития, в которой поддерживается новый уровень активности и потребности в саморазвитии, непосредственно связанные с состоянием психологического здоровья. В.В. Селиванов отмечает, что развитие субьектности проходит ряд этапов. Младший школьный возраст он связывает со стадией познавательной субъектности по критерию сложности связей человека с окружающим миром: в этот период совершенствуются способы познания, накапливается информация, развивается словесно-логическое мышление [4].

В нашем исследовании психологическое здоровье рассматривается как инте-гративная характеристика, сочетающая в себе адаптационные возможности ребенка и его потребность в самопроявлении и развитии. При этом необходимо отметить, что высокий уровень адапти-

рованности личности к социуму, нормам и правилам зачастую приводит к конформизму, неконгруэнтности, игнорированию индивидуальных потребностей. Чрезмерная ориентация на уже существующие модели поведения и мышления приводит к автоматизму, блокируют творческое видение жизни и своей роли в ней. Следовательно, необходимо говорить об адаптации в контексте саморазвития и понимать ее как умение соответствовать не только объективным, внешним правилам, но также и собственной индивидуальности. Таким образом, можно говорить о двух сферах проявления психологического здоровья: внешней (сфера взаимодействия, мир предметов и явлений, социум) и внутренней (сфера Себя Самого). В этом и состоит трудность выделения критериев психологического здоровья: внешнее благополучие, хорошая успеваемость и отсутствие конфликтности может скрывать тревожность, неуверенность. Состояние ребенка можно оценить по внешним проявлениям: его настроение, реакции на сверстников и взрослых, отношение к успеху и неудаче, реализация деятельности. Сфера Себя Самого является скрытой, однако можно судить о психологическом состоянии ребенка по внешним проявлениям. Проявления ребенка опосредуются его видением своего Я. Если у ребенка развито ценностное самоотношение и адекватная самооценка, он может проявлять креативность, пробовать различные варианты действий для достижения цели. Ребенок с низкой самооценкой, не принимающий себя, склонен недооценивать свои сильные стороны, закрываться от внешних влияний, испытывая состояние психологического неблагополучия [1].

Довольно распространенным вариантом проявления признаков психологического неблагополучия у детей является целый комплекс негативных реакций: неспособность адаптироваться к школе, дефицит внимания, моторная возбудимость, конфликтность и т.д. Эти симптомы вызывают обеспокоенность родителей и педагогов, часто являются поводом для обращения к психологу. Однако зачастую дети с повышенной тре-

вожностью не нарушают правила поведения, выполняют все требования родителей и педагогов. Ребенок растет внешне благополучным, но на самом деле у него вырабатывается и закрепляется страх не соответствовать требованиям, получить плохую оценку, любая неудача воспринимается им болезненно. Подсознательное ощущение неспособности оправдать ожидания порождает тревожность и неудовлетворенность своей личностью, блокирует самопонимание и самопринятие. В дальнейшем ребенок может испытывать сложность с отстаиванием своего Я, самоопределением, выбором жизненного пути.

В раннем возрасте основой психологического комфорта и позитивного развития является взаимодействие со взрослыми (в основном - с матерью), и психологическое здоровье определяется уровнем базового доверия к миру. На этой основе, в дальнейшем происходит выделение и обособление Я, формируется «базовое доверие к себе» - к своим чувствам, качествам, потребностям, установкам, направленности личности и т.д. Формируется субьектность личности как способность определять и отстаивать свое Я.

Характеризуя уровни психологического здоровья, О.В. Хухлаева отмечает, что высшим уровнем является креативный, подразумевающий творческое отношением к действительности [8].

Ориентируясь на потенциал психологического здоровья, заключенный в способах проявления субьектности личности младшего школьника, нами была сформулирована гипотеза, согласно которой психологическое здоровье младшего школьника является интегра-тивной детерминантой развития психологически благополучной личности и определяется теми возможностями, которые предоставлены для развития субъектного потенциала на данном этапе возрастного развития. При этом психологическое здоровье рассматривается с позиции индивидуальной, субъективной нормы, проявляющейся в психологическом и эмоциональном благополучии. Психологическое благополучие - это субъективное самоощущение целост-

го

X .0

о

¡£ ф £

Э «

го с

_ О ¡£ О Ф т

о ^

о

X

г!

о с о

го

О

X X

го ш

о ^

н

X

ф ф т

Ё

ф ^

ю

ф £

* Ёа

* £ СО ^

го ^

0_ со

го

са ф

^

го ш

3

го

ей ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>

н го X

ности и принятия себя. Оно считается одной из конечных целей работы психолога с детьми и взрослыми в аспекте формирования психологического здоровья и субьектного развития личности.

Для анализа личностных особенностей детей с различным уровнем психологического здоровья, выявления закономерностей его развития и составления развивающей программы, нами был проведено пилотажное эмпирическое исследование, в котором приняли участие 56 учеников 2 класса МБОУ СОШ №8 г. Грозного. Как показало проведенное теоретическое исследование психологического здоровья младших школьников, оно определяется разноуровневыми детерминантами. Для изучения личностных особенностей детей и их эмоционального состояния использовался 12-факторный психологический тест свойств личности школьников CPQ Р. Кеттелла (шкалы: общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение), методика изучения школьной мотивации Н.Г. Лускано-вой; методика «Кто Я?» А.М. Прихожан. Для контроля за эмоциональным состоянием и уровнем тревожности: использовалась методика Б.Н. Филлипса. Для изучения восприятия родителями детей использовался тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Опираясь на критерии определения уровней психологического здоровья, выделенные О.В. Хухлаевой, мы условно разделили детей на 3 группы в соответствии с уровнем их психологического здоровья: высший уровень (28,5 %) средний уровень (55,5 %); низший уровень -дезадаптивный или ассимилятивно-ак-комодативный (16 %). Для выделения групп с различным уровнем психологического здоровья учитывались такие показатели, как уровень общей тревожности, сопротивляемость стрессовым воздействиям; открытость и общительность; детальность, дифференцирован-ность самосознания.

Как показали результаты проведенного исследования, дети с высоким психологическим здоровьем, более разнообразной и позитивной Я-концепцией имеют более прочные и позитивные отношения с окружающими (как взрослыми, так и сверстниками), у них вырабатывается эмпатия и интуиция в межличностных отношениях (12-фак-торный опросник Р. Кэтелла, фактор А: г = 0,60832195, р < 0,001). В учебной деятельности такие дети проявляют больше ответственности, аккуратности, целеустремленности, что может быть связано со способностью дифференцированно воспринимать себя, окружающий мир и свою деятельность в нем, а также со способностью концентрировать внимание на выполнении текущей задачи. У психологически здоровых детей выше мотивация к обучению (методика изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой г = 0,381294514, р < 0,01).

Анализ полученных данных, а также результаты наблюдений и бесед с родителями показали, что дети с более низким уровнем психологического здоровья характеризуются нервным напряжением («Фактор О» методики Р. Кеттелла). Такие дети проявляют сверхреактивную реакцию на слабые провоцирующие стимулы. У них повышен фон общей тревожности (методика Б.Н. Филлипса г = 0,357909545, р < 0,01). Они испытывают трудность в поддержании работоспособности, в регуляции поведения, концентрации внимания при выполнении достаточно продолжительной деятельности, что в свою очередь является причиной того, что они избегают сложных заданий или напротив - берутся за невыполнимое. Затруднение вызывает объективный анализ ошибок и результатов работы. Как уже было сказано выше, способность достижения успеха и восприятие себя как умеющего достичь намеченную цель является одним из основных компонентов психологического здоровья. Как показали результаты исследования, у детей с низким психологическим здоровьем формируется неадекватный (в основном низкий) уровень притязаний, неуверенность в себе на фоне завы-

шения отдельных возможностей; низкая критичность, стереотипность реакций. Фрустрация потребности в достижении успеха порождает неблагоприятный эмоциональный фон, снижает мотивацию к обучению, что порождает стойкую взаимосвязь между нежеланием учиться и переживанием негативных эмоций по этому поводу (тест мотивации к обучению Н.Г. Лускановой, г = 0,618216, р < 0,001).

Дети с повышенным нервным напряжение испытывают трудности в общении, зачастую воспринимая окружающую социальную среду как недружественную по отношению к себе (шкала «социальный стресс» методики Б.Н. Филлипса, г = 0,343997467, р < 0,01). Это объясняет нестабильный стиль общения, пониженный фон настроения. Ситуации, требующие самопроявления и самораскрытия, являются стрессогенными для детей с низким психологическим здоровьем. Согласно полученным данным, существует обратная связь между содержанием и дифференцированно-стью Я-концепции и страхом самовыражения (тест Б.Н. Филлипса, шкала «страх самовыражения; г = 0,666280194, р < 0,001), который проявляется в негативном эмоциональном переживании ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Суммируя сказанное выше, можно утверждать, что фрустрация потребности в достижении успеха и межличностном взаимодействии, а также вызванные ими негативные переживания обретают эффект самоиндукции: ребенку сложно изменить сложившуюся ситуацию, он может стать аутсайдером в классе, испытывать трудности в обучении и общении.

Ребенок с проблемами психологического здоровья сталкивается с целым рядом трудностей как в реализации деятельности, так и в общении со сверстниками. Личность такого ребенка характеризуется специфическими особенностями: неадекватной (заниженной либо завышенной) самооценкой, повышенной тревожностью, конфликтность и агрессивностью на фоне коммуникативных проблем. Кроме того, такие дети сталки-

ваются с трудностью в регуляции поведения и поддержании работоспособности.

С целью содержательного рассмотрения полученных данных, был проведен факторный анализ, который выявил два интегративных фактора, объединяющие феномены, детерминирующие состояние психологического здоровья младших школьников: «самопринятие в ситуациях социального взаимодействия» и «доверие к себе в стрессовых ситуациях». Таким образом, психолого-педагогическая работа по повышению психологического здоровья младших школьников включает: обучение детей навыкам психологической самопомощи; повышение произвольности действий; развитие рефлексии, способности осмыслять и структурировать свою деятельность и свои отношения с окружающими; развитие ценностного самоотношения и навыков общения.

Работа с детьми по улучшению их психологического здоровья должна опираться на личностный потенциал ребенка. Она должна быть ориентирована на зону ближайшего развития школьников и постоянно расширять ее. Развитие психологически здоровой личности возможно только в среде, характеризующейся эмпатийностью, то есть способностью чутко реагировать на изменения в эмоциональном состоянии и личностных проявлениях каждого школьника, поддерживающей субъектные проявления развивающейся личности. Субъектные способности, способности действовать инициативно, самостоятельно и ответственно складываются постепенно в онтогенезе, но наиболее интенсивное их развитие происходит в дошкольном и школьном возрасте [3].

Психологическая, общепрофессиональная компетентность педагога играет ключевую роль в создании среды развития ребенка, благоприятной для проявления его субьектности как условия сохранения психологического здоровья. Умение активизировать зону ближайшего развития и выстраивать субьект-субьектное взаимодействие зафиксированы в профессиональном стандарте педагога. Он должен уметь осуществлять многокритериальную оценку состояния

го

S X -О

о

ф ¡2

Э «

го с

_ О

О Ф т

о о

X il

и

о с о

го

s

о

X X

го

о

s

H X

ф ф т

Ё ф

ю

ф £

H «

s g

CÛ ^

го ^

Q_ CÛ

школьника и его динамику; совместно с учащимися анализировать достигнутые результаты и искать пути преодоления трудностей.

Построение образовательной среды как развивающей субъект-центриро-ванной психолого-педагогической практики основывается на идее опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающую максимально эффективное использование учащимся всей совокупности своих сил, способностей, умений и иных ресурсов. Ориентация педагогического процесса направлена на зону ближайшего развития и саморазвития школьника, т.е. на его потенциал.

Субъект-цетрированный подход к построению развивающей психологической практики объединяет ряд принципов: эмпатийности; персонализации; ди-алогичности; развития и саморазвития;

рефлексивности; гуманитарной направленности образовательного пространства; приоритета субъектной активности; принцип психолого-педагогической поддержки развития субъектности; конструктивного взаимодействия с окружающей средой; интерактивного взаимодействия и обратной связи; принципы системности, научности и целостности в образовательном процессе. Субъект-центрированная парадигма ее построения обосновывается целостным подходом к личности, ценностью и приоритетностью задач ее самоактуализации [7].

Образовательная среда, представляющая собой субъект-центрированную психологическую практику, обеспечивает субъектный способ жизнедеятельности младшего школьника, является необходимым условием развития психологически благополучной личности.

го

са ф

^

га са

3

го

са ф

> I-

го

Библиографический список

1. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности [Текст] / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. -2009. - № 20. - С. 17-21.

2. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В.Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

3. Тырсиков, Д.В. Развитие субъектности в инновационной школе [Текст] / Д.В. Тырсиков. -Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - 212 с.

4. Селиванов, В.В. Мышление в личностном развитии субъекта [Текст] / В.В. Селиванов. - Смоленск: Универсум, 2003. - 359 с.

5. Скрипник, Н.М. Развитие субьектности младших подростков в условиях поддерживающей образовательной среды на этапе перехода в среднюю школу [Текст]: дис. ... канд. псих. каук / Н.М. Скрипник. - Пятигорск, 2014. - 214 с.

6. Субъектный подход к проблемам психологического здоровья в образовании [Текст]: материалы научно-практической конференции / под ред. Н.М. Швалевой. - Пятигорск: ПГЛУ, 2013. - 206 с.

7. Швалева, Н.М. Психолого-педагогические основы построения среды личностного развития современного школьника в системе инновационного образования [Текст] / Н.М. Швалева // Вестник ПГЛУ. - 2009. - № 3. - С. 325-330.

8. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003. - 184 с.

References

1. Dubrovina I.V. Mental and psychological health in the context of personality psychological culture. Vestnikpracticheskoipsikhologii obrazovania, 2009. № 20. P. 17-21. [in Russian].

2. Pakhalyan V.E. The development and mental health. Preschool and school age. SPb.: Piter, 2006. P. 240. [in Russian].

3. Tyrsikov D.V. The development of subjectivity in an innovative school. Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2008. P. 212. [in Russian].

4. Selivanov V.V. Thinking in personal development of the subject. Smolensk: Universum, 2003. P 359. [in Russian].

5. Skripnik N.M. Subjectivity development of younger teenagers in the conditions of the educational environment supporting when moving to high school. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). Pyatigorsk, 2014. P. 214. [in Russian].

6. Subjective approach to the mental health problems in education. Materials of the scientific-practical conference. Ed. Shvaleva N.M. Pyatigorsk: Pyatigorsk State Linguistic University, 2013. P. 206. [in Russian].

7. Shvaleva N.M. Psycho-pedagogical bases of personal development construction environment of the modern schoolboy in innovative education system. VestnikPGLU, 2009. № 3. P. 325--330. [in Russian].

8. Khukhlaeva O.V. Correction of the psychological health problems of preschool and primary school children. M.: Akademia, 2003. P. 184. [in Russian].

Сведения об авторах: хатуева Малика Мовладиновна,

аспирант, кафедра психологии личности и профессиональной деятельности, Пятигорский государственный университет,

г. Пятигорск, Российская Федерация. &mail^: khatueva-m@mail.ru

Information about the authors: Khatueva Malika Movladinovna,

Post graduate student,

Department of Psychology

of Personality and Professional Activities

Pyatigorsk State University,

Pyatigorsk, Russia.

E-mail: khatueva-m@mail.ru

Швалева Нина Михайловна,

кандидат психологических наук, доцент, профессор, кафедра психологии личности и профессиональной деятельности, Пятигорский государственный университет,

г. Пятигорск, Российская Федерация. &mail^: shvaleva@rambler.ru

Shvaleva Nina Mikhailovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Psychology of Personality and Professional Activities Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia. E-mail: shvaleva@rambler.ru

ro

S X .0

о

<u ¡2

Э %

ro c

s о H ф

т о s с;

£ ^ ig

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с; о

х

X

го са о

s

н

X

- à И

It

ф £

н «

s g

CÛ ^

го ^

Q_ CÛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.