Научная статья на тему 'Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте'

Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
940
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / САМОСОЗНАНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / СУБЪЕКТСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / PSYCHOLOGICAL HEALTH / SELF-AWARENESS / SUBJECTNESS / EMPATHY / SUBJECT-SUBJECT INTERACTION / PERSONAL RELATIONSHIP TO NATURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штода Ольга Евгеньевна

Исследование посвящено проблеме психологического здоровья, его структурных компонентов. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое изучение взаимосвязи особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. Было выдвинуто предположение о взаимозависимости особенностей перцептивно-аффективного компонента отношения к природе и отношений ребенка с собой в структуре психологического здоровья. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований проблемы психологического здоровья, описана и обоснована модель психологического здоровья как системы отношений личности, включающей отношения с собой и отношения с другими, а также отношения с миром, в том числе природным. Отличительной особенностью модели является значимость эмоционального контакта с природой и субъектное ее восприятие, наряду с диалогическим и эмоциональнозначимым взаимодействием с миром людей. На основе предлагаемой модели разработана диагностическая программа по изучению особенностей психологического здоровья детей 5-7 лет, в том числе их личностного отношения к природе. Программа включает диагностические процедуры в форме беседы, вербального ассоциативного теста, проективного рисунка, а также методики, модифицированные автором с применением проективного метода с элементами материализации, описанного в детском тесте «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Бене, 1999). В эмпирических исследованиях приняли участие 156 детей двух возрастных групп 5-6 лет и 6-7 лет. Было показано, что развитие перцептивно-аффективного компонента личностного отношения ребенка к природе достоверно взаимосвязано с его эмоциональным состоянием, характеристиками развития самосознания и социальным положением дошкольника в группе сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Personal Relationship with Nature as a Component of Older Preschool Children’s Psychological Health

This research focuses on the problem of psychological health and its structural components. The aim of the research is theoretical analysis and empirical study of the relationship between features of older preschool children’s relationship to nature and their psychological health. It was assumed that there is an interdependence between the features of the perceptual-affective component of a child’s relationship to nature and his relationship with himself within the structure of psychological health. The article provides insight into modern research in the problem of psychological health and validates the model of psychological health as a system of personal relationships, which includes relationship to yourself, relationship to others, and relationship to the world, in particular the natural world. A distinctive feature of the model is the importance of emotional contact with nature and the subjective perception of it, along with dialogue and emotional interaction between people. The diagnostic program was designed on this basis. It offered the opportunity to explore features of children’s psychological health at the ages of 5-7, including their personal relationship to nature. The program includes diagnostic methods in the form of conversation, a verbal associative test, projective techniques and the author’s modified technique using a projective method with materialization as described in the children’s test “Diagnostics of emotional relationships in the family” (Bene, 1999). 156 children at the ages of 5-6 and 6-7 years have taken part in the empirical research. It was shown that the development of the perceptual-affective component of child’s relationship to nature is reliably linked with their emotional state, the features of selfawareness, and their social position in a group of peers.

Текст научной работы на тему «Личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 159.922.2 О.Е. Штода

личностное отношение к природе как компонент психологического здоровья детей в старшем дошкольном возрасте

Штода Ольга Евгеньевна - педагог-психолог МБДОУ детский сад №16 «Колокольчик» г. Пятигорска, соискатель кафедры психологии образования и развития ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»(Пятигорск, Россия)

Исследование посвящено проблеме психологического здоровья, его структурных компонентов. Целью исследования является теоретическое обоснование и эмпирическое изучение взаимосвязи особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. Было выдвинуто предположение о взаимозависимости особенностей перцептивно-аффективного компонента отношения к природе и отношений ребенка с собой в структуре психологического здоровья. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований проблемы психологического здоровья, описана и обоснована модель психологического здоровья как системы отношений личности, включающей отношения с собой и отношения с другими, а также отношения с миром, в том числе природным. Отличительной особенностью модели является значимость эмоционального контакта с природой и субъектное ее восприятие, наряду с диалогическим и эмоционально-значимым взаимодействием с миром людей. На основе предлагаемой модели разработана диагностическая программа по изучению особенностей психологического здоровья детей 5-7 лет, в том числе их личностного отношения к природе. Программа включает диагностические процедуры в форме беседы, вербального ассоциативного теста, проективного рисунка, а также методики, модифицированные автором с применением проективного метода с элементами материализации, описанного в детском тесте «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Бене, 1999). В эмпирических исследованиях приняли участие 156 детей двух возрастных групп - 5-6 лет и 6-7 лет. Было показано, что развитие перцептивно-аффективного компонента личностного отношения ребенка к природе достоверно взаимосвязано с его эмоциональным состоянием, характеристиками развития самосознания и социальным положением дошкольника в группе сверстников.

Ключевые слова: психологическое здоровье, самосознание, субъектность, эмпатия, субъект-субъектное взаимодействие, личностное отношение к природе.

A Personal Relationship with Nature as a Component of Older Preschool Children's Psychological Health Olga Ye. Shtoda, Psychologist, Municipal public pre-school educational institute kindergarten №16, Pyatigorsk, Postgraduate student, Department of Psychology in Education and Development, Volgograd State Socio-Pedagogical University (Pyatigorsk, Russia) This research focuses on the problem of psychological health and its structural components. The aim of the research is theoretical analysis and empirical study of the relationship between features of older preschool children's relationship to nature and their psychological health. It was assumed that there is an interdependence between the features of the perceptual-affective component of a child's relationship to nature and his relationship with himself within the structure of psychological health. The article provides insight into modern research in the problem of psychological health and validates the model of psychological health as a system of personal relationships, which includes relationship to yourself, relationship to others, and relationship to the world, in particular the natural world. A distinctive feature of the model is the importance of emotional contact with nature and the subjective perception of it, along with dialogue and emotional interaction between people. The diagnostic program was designed on this basis. It offered the opportunity to explore features of children's psychological health at the ages of 5-7, including their personal relationship to nature. The program includes diagnostic methods in the form of conversation, a verbal associative test, projective techniques and the author's modified technique using a projective method with materialization as described in the children's test "Diagnostics of emotional relationships in the family" (Bene, 1999). 1 56 children at the ages of 5-6 and 6-7 years have taken part in the empirical research. It was shown that the development of the perceptual-affective component of child's relationship to nature is reliably linked with their emotional state, the features of self-awareness, and their social position in a group of peers. Keywords: psychological health, self-awareness, subjectness, empathy, subject-subject interaction, personal relationship to nature.

Введение

Теме здоровья в настоящее время уделяется большое внимание на различных уровнях -от бытового до научного и политического. Культура здорового образа жизни внедряется в жизнь людей на ценностном уровне. В то же время, до сих пор отсутствует однозначное определение содержания данного феномена, его структурных компонентов. Современные концепции психологического здоровья обращают наше внимание на то, что данное понятие включает одновременно развитие как внутренней, субъективной реальности, так и форм взаимодействия индивида с внешней средой. Исследования таких отечественных авторов, как С.Д. Дерябо, В.И. Панов, Л.П. Печко, В.А. Ясвин и др., наглядно иллюстрируют роль субъект-субъектного взаимодействия ребенка не только со взрослыми или сверстниками, но и с природными объектами, в процессе формирования личности ребенка, основ его психологического здоровья. Данная проблема является недостаточно изученной в современной науке, в частности в отношении

детей дошкольного возраста, что определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически изучить взаимосвязь особенностей личностного отношения к природе и психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия «психологическое здоровье» в концепциях зарубежных и отечественных психологов для определения теоретического контекста исследования и изучения состояния научной разработанности проблемы, операционализи-ровать данное понятие применительно к дошкольному возрасту.

2. На основе изучения научно-психологической литературы разработать модель психологического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Осуществить теоретический анализ личностного отношения к природе как компоненту психологического здоровья, с целью определения теоретической базы эмпирического исследования.

4. Провести эмпирическое исследование особенностей личностного отношения к природе как компоненту психологического здоровья детей 5-7 лет.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что особенности перцептивно-аффективного компонента личностного отношения к природе у старших дошкольников взаимосвязаны с особенностями отношений ребенка с собой как компонента психологического здоровья.

Теоретический анализ проблемы психологического здоровья

Здоровье - комплексное понятие, которое, несмотря на востребованность и широту применения, до сих пор не имеет однозначного толкования. Различные классификации подходов к его пониманию предложены О.С. Васильевой, Ф.Р. Филатовым, О.А. Родионовым и др. (Васильева О.С., Филатов Ф.Р., 2001; Родионов В.А., 2008). Обращение психологической науки к проблеме здоровья значительно расширило содержательное поле данного понятия, сделав здоровье человека предметом комплексного междисциплинарного исследования. Рост внимания к проблеме здоровья связан, прежде всего, с изменениями социально-экономической ситуации в мире и, как следствие, формированием в обществе нового отношения к жизни человека. Так, здоровье выступает как одна из важнейших составляющих человеческого потенциала, сохранение, развитие и реализация которого начинает рассматриваться как важнейший показатель развития общества (Юдин Б.Г., 2000). Расширение понятия «здоровье», в том числе в рамках психиатрии, позволило выделить в качестве важных его компонентов характеристики, касающиеся психики человека, что дало основания для введения термина «психическое здоровье». Дальнейшие исследования в этой области, переосмысление проблем здоровья и патологии способствовали переходу от свойственного психиатрии и психологии жесткого фиксирования нормальных и болезненных состояний к исследованию процесса становления личности, ее свободного самораскрытия и, как следствие, все большему расширению понятия «психическое здоровье», включению в его состав непосредственно психологических компонентов (Баякина О.А., 2009). Попытки содержательной дифферен-

циации понятий «психическое» и «психологическое» здоровье предприняты О.А. Баякиной, В.И. Слободчиковым,А.В. Шуваловым,В.Э. Па-хальяном и др. (Баякина О.А., 2009; Пахальян В.Э., 2006; Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001). В рамках данного исследования мы, вслед за О.А. Баякиной и Т.М. Метелкиной, полагаем, что психическое здоровье характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека. Психологическое здоровье, в свою очередь, это определенный уровень развития и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой; определенный уровень личностного развития, позволяющий успешно реализовывать эти взаимодействия; а также процесс и результат развития субъекта в его субъективной реальности в пределах одной индивидуальной жизни (Баякина О.А., 2009).

Все большую актуальность проблема здоровья приобретает в сфере образования, где здоровье детей называется одной из основополагающих ценностей. Отечественными психологами обеспечение психологического здоровья понимается в качестве главной цели работы психологической службы в образовании, основным приоритетом ее деятельности (Водяха С.А., 2013; Дубровина И.В., 2009; Тихонова Ю.В., 2013; Шувалов А.В., 2004). Содержательные аспекты психологического здоровья рассматриваются такими авторами, как О.А. Михайлина, А.Б. Холмогорова, Е.С. Калитеевская, О.И. Даниленко, А.В. Шувалов, О.В. Хухлаева (Даниленко О.И., 2011; Калитеевская Е.С., 1997; Михайлина О.А., 2003; Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999; Хухлаева О.В., 2003; Шувалов А.В., 2009).

Развивая идеи И.В. Дубровиной, О.В. Хух-лаева считает психологическое здоровье одной из важнейших характеристик личности человека и определяет его как «динамическую совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности» (Хухлаева О.В., 2003, с. 5). О.В. Хухлаева подчеркивает также особую роль самосознания в развитии активности человека. Управляя процессом осознания своей субъектности, личность имеет возможность корректировать способы и про-

явления своей активности. В связи с этим, О.В. Хухлаева считает необходимым обращение к герменевтическому подходу в изучении психологического здоровья, согласно которому целью образования сегодня должно стать, прежде всего, формирование понимания - самого себя и других людей. Акцент педагогической работы должен быть на развитие эмпатии, способности ребенка переноситься во внутренний мир другого, ценностно-эмоционального переживания своей и чужой душевной жизни (Хухлаева О.В., 2001). Таким образом, психологическое здоровье может рассматриваться как процесс и результат понимания, дающий человеку осознание своего единства с другими людьми и природой (Сулима И.И., 1999).

Важным ориентиром при изучении психологического здоровья О.В. Хухлаева считает также синергетический подход, с точки зрения которого человеческая психика рассматривается как открытая саморегулирующаяся система, в которой должны присутствовать необходимые ресурсы для успешного функционирования и адаптации к изменяющимся условиям среды. Критерием открытости становится при этом наличие контакта между человеком и окружающим его миром. Обращение к синерге-тическим понятиям позволяет переосмыслить систему отношений между человеком и средой. Если элемент среды, которым может являться не только другой человек, но и элемент природного мира, «будет рассматриваться как объект, произойдет нарушение обратной связи, и соответственно искажение контакта. Применительно к психологическому здоровью это положение заставляет делать акцент на необходимости предоставления ребенку опыта субъект-субъектного взаимодействия» (Хухлаева О.В., 2001, с.28).

Согласно В.И. Слободчикову и А.В. Шувалову, основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Понятие «норма» в данном контексте - это не характеристика некоего среднестатистического уровня, не указание на отсутствие выраженной патологии, а указание на возможности высших достижений для данного возраста. При этом условием развития субъективной реальности в онтогенезе является другой человек, «значимый взрослый». Необходимым условием участия другого в процессе развития субъективной реальности ребенка является духовная связь с ним, а важнейшим психологическим компонентом восполнения «значимым другим» жизнен-

ного мира ребенка является рефлексия. Таким образом, В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов постулируют выраженную интерсубъективную природу психологического здоровья ребенка, существенным фактором развития которого является отношение значимого другого как форма и способ сопричастности к жизненному миру ребенка, механизмом развития - внешняя рефлексия и сопереживание, а условиями развития - диалогическое общение и сотрудничество в деятельности (Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001; Шувалов А.В., 2004).

Анализ современных работ зарубежных психологов позволяет обратить внимание на тот факт, что понятие «психологическое здоровье» в том смысле, который в него вкладывается в большинстве современных отечественных концепций, напрямую отсутствует. Проблематика «здоровья» рассматривается, прежде всего, в медицинском аспекте (физическое здоровье), или в клиническом аспекте через нормо-центрический подход (психическое здоровье). В значении, приближенном к современному отечественному пониманию психологического здоровья, употребляется понятие «психологическое благополучие» («psychological well-being»). Теоретическую основу для понимания феномена психологического благополучия в зарубежной психологии заложили исследования Н. Брэдбурна (N. Bradburn). Автор вводит данное понятие и определяет его как «субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенности жизнью». Н. Брэдбурн предлагает модель структуры психологического благополучия, которая представляет собой баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного (Bradburn N., 1969). Вклад в проблему понимания феномена психологического благополучия внесли также работы Э. Динер (E. Diener). Рассматривая понятие «субъективное благополучие» как важнейшую составляющую психологического благополучия, автор выделяет три его основных компонента: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции. Согласно Э. Динер, речь идет о когнитивной и эмоциональной сторонах самопринятия (Diener E., 1996). Дж. Манккайнен (J. Minkkinen) подчеркивает, что психологическое благополучие -это не стабильное состояние, а постоянно изменяющая ситуация, динамический процесс. Свою структурную модель Дж. Манккайнен предлагает представить в виде схемы, в центре которой - внутренние предпосылки психологического благополучия, к которым

относятся: физическое благополучие, как отсутствие болезней и способность функционировать на должном физическом уровне; психическое благополучие, как субъективное чувство счастья и удовлетворенности жизнью, а также самоуважение, способность к саморегуляции и др.; социальное благополучие, как позитивные взаимоотношения с другими людьми; материальное благополучие, как позитивная ситуация в материальном обеспечении необходимым для полноценного функционирования. Следующий уровень в данной структурной модели - деятельность субъекта, включающая практические действия в конкретных ситуациях с использованием имеющихся ресурсов. Теоретическая разработка Дж. Манккайнен данного уровня в структуре психологического благополучия основана на идеях о полноценном функционировании (Р. Райан, Э. Деси), а также социокультурном подходе Л.С. Выготского, позволившем рассматривать уровень действий субъекта как промежуточный между внутренними предпосылками и внешним, социальным уровнем. Социальный уровень включает предпосылки психологического благополучия, связанные с социумом, социальными институтами, культурными факторами, в т.ч. ценностями, нормами, системой отношений (Minkkinen J., 2013).

Подводя итог краткому обзору зарубежных подходов к пониманию психологического благополучия, обратимся к теоретическому анализу, проведенному Ю.В. Бессоновой, М.В. Бучацкой, С.А. Минюровой (Бессонова Ю.В., 2013; Бучацкая М.В., Капранова М.В., 2015; Минюрова С.А., Заусенко И.В., 2013). Авторы сходятся во мнении о возможности разделить данные подходы на два основных направления - гедонистическое и эвдемонистическое. В гедонистических теориях благополучие описывается в категориях «удовлетворенности-неудовлетворенности» и рассматривается как преобладание позитивных переживаний над негативными. На современном этапе сторонники этого направления разрабатывают проблему эмоционального благополучия личности (М. Аргайл, Э. Динер, Д. Кайнемен, Н. Шварц) (Аргайл М., 2003; Diener E., 1996; Kahneman D., 1999). Эвдемонистическое понимание благополучия основано на понятии личностного роста как главного и необходимого аспекта: «преобразуя себя, личность достигает гармонии с собой и миром» (Минюрова С.А., Заусенко И.В., 2013. С. 95).

Теоретический анализ различных концепций психологического здоровья позволил сде-

лать вывод о сложности и многокомпонент-ности данного понятия, а также выделить ряд положений, которые легли в основу предлагаемой нами модели психологического здоровья человека:

1. Психологическое здоровье включает одновременно развитие внутренней, субъективной реальности и развитие форм взаимодействия индивида с внешней средой.

2. Состояние психологического здоровья может быть охарактеризовано такими понятиями, как «согласованность», «гармония», «соотношение».

3. Психологическое здоровье предполагает гармоничное сосуществование личности как с социальным, так и с природным окружением, что предполагает бескорыстное, эстетическое восприятие другого, диалогический эмоциональный контакт.

4. Психологическое здоровье - это одновременно состояние и сложный динамический процесс, поскольку личность человека не сводится к набору устойчивых черт и качеств, а является динамичной, постоянно развивающейся и самоорганизующейся системой.

5. Психологическое здоровье всегда персонифицировано. Невозможно применить внешние нормативы и общие критерии для оценки здоровья конкретного человека - необходимо вооружить его средствами самопонимания и саморазвития, сформировать способность к рефлексии для переживания собственной личностной динамики.

6. Одной из составляющих психологического здоровья является психическое состояние человека - его эмоциональные переживания, преобладающий эмоциональный фон, адекватность эмоциональных реакций.

7. Одним из условий психологического здоровья является становление человека полноценным субъектом собственной деятельности. Такая субъектная позиция формируется в «со-бытийной общности» ребенка и значимого взрослого, для которого необходим эмоциональный контакт, диалогическое субъект-субъектное взаимодействие и деятельностное сотрудничество с ним.

Проведенный анализ различных подходов к психологическому здоровью в зарубежной и отечественной психологической науке и практике позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день сложились достаточные предпосылки для осуществления как теоретического осмысления проблемы психологического здоровья, так и создания программ

практической работы, направленной на его сохранение и предупреждение неблагополучия. Данные предпосылки позволили нам разработать модель психологического здоровья, на которую мы будем опираться в дальнейшем исследовании (рис. 1).

Модель психологического здоровья как системы отношений личности

Согласно большинству отечественных и зарубежных авторов, психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой. В то же время, отечественные ученые называют целостность личности и ее внутреннюю гармонию как условие психологического здоровья. Рассматривая психологическое здоровье через систему отношений личности и опираясь в этом ключе на концепцию В.Н. Мясищева, мы представляем психологическое здоровье через:

- отношения с собой;

- отношения с другими;

- отношения с миром.

Содержание данных компонентов представлено на рис. 1. Разделяя, вслед за В.Н. Мя-сищевым, отношения с другими людьми и с миром природы, мы при этом подчеркиваем единство содержания данных компонентов в контексте формирования психологического здоровья личности (Мясищев В.Н., 1998).

Рис. 1.

Современные отечественные концепции психологического здоровья основаны на си-нергетическом подходе, представляющем человека как открытую саморегулирующуюся

систему. Именно эта открытость системы, свободный контакт с окружающим миром является важнейшим условием саморегуляции, самоорганизации человека, адаптации его к среде, гармоничному взаимодействию с ней. С другой стороны, гармония между человеком и окружающей его средой является одним из критериев его психологического здоровья. Причем, имеет значение не только наличие контакта как такового, но и его качественная специфика: субъект-объектные отношения не обеспечивают полноценного контакта, поскольку в этом случае нарушена обратная связь. О.В. Хухлаева подчеркивает необходимость переосмысления отношений между человеком и средой, предоставления ребенку опыта субъект-субъектного взаимодействия (Хухлаева О.В., 2001). На наш взгляд, эта позиция соотносится с концепцией субъектного восприятия природных объектов, предложенной С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным. Согласно авторам, субъектификация природных объектов предполагает эмоциональную открытость, открытый контакт с окружающей средой. С другой стороны, субъектификация природных объектов в понимании С.Д. Дерябо включает переживание собственной личностной динамики, что подразумевает осуществление человеком рефлексии. Владение рефлексией как средством самопознания является одним из условий становления человека субъектом собственной деятельности и постулируется исследователями в качестве одного из компонентов психологического здоровья (Дерябо С.Д., 2002; Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001; Хухлаева О.В., 2003).

Влияние отношений с природой на формирование сознания человека, его внутреннего мира не так давно стало предметом исследования отечественных экологических психологов. Согласно основному постулату экологической психологии, «психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития и обучения, переживаний и поведения, здоровья и т.п. должны рассматриваться в контексте системы «Человек-Природа». При этом, «каждый компонент системы «Человек-Природа», выступая как условие и как средство изменения и развития другого, тем самым всякий раз порождает иную конкретность взаимоотношений между собой, что феноменологически будет проявляться в развитии индивидуальности человека, в формировании тех или иных составляющих его сознания» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И., 2000. С. 53).

Анализируя диалогичную взаимосвязь человека и природной среды через призму эстетики, Л.П. Печко представляет конечный результат такого диалога в виде трансформации сопереживания личности природному объекту -«от осознанного ролевого переживания «за кого-либо» (вместе с другим) до собственного, личного «моего» переживания при состоянии полного слияния с «ним» (я как другой)». Автор обращает внимание на генетическую связь такого состояния слияния с историей выделения себя человеком из природной среды в процессе как филогенетического, так и онтогенетического развития. «Чувство природы или «кровного родства» с ней - одно из древнейших в эмоциональном развитии человека», что определяет психолого-педагогический потенциал восстановления и активизации данного состояния в диалогическом общении с природой в процессе экологического образования (Печко Л.П., 2008). При этом, такое «слияние» с другим возможно лишь на основе психологического механизма эмпатии, имеющего место и во взаимодействии человека с природными объектами.

Таким образом, значимость эмоционального, диалогического контакта с природой, субъектное восприятие природного мира как равноценного, наряду с диалогическим и эмоционально-значимым взаимодействием с миром людей, является отличительной особенностью данной модели психологического здоровья.

Говоря об отношении с собой, мы обращаемся, прежде всего, к вопросу самосознания, которое, вслед за И.И. Чесноковой, понимаем как единство трех сторон: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе (самоотношение) и саморегуляции, которая осуществляетсянаосноведвухпервых (Чесноко-ва И.И., 1977). Многоступенчатый процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные результаты познания себя и эмоционально ценностного отношения к себе закрепляются в соответствующую самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности как один из определяющих моментов (Захарова А.В., 1998).

При этом, нами выделен ряд «интегратив-ных» характеристик, имеющих отношение как к самосознанию личности, так и к ее взаимодействию с другими людьми и природными объектами. Среди них: рефлексия как, с одной стороны, средство самопознания,

а с другой - средство понимания окружающих, а также последствий собственных поступков во взаимодействии с ними; субъектность как деятельностная позиция носителя активности; положительные эмоциональные переживания, проявляющиеся в соответствующем эмоциональном состоянии, ощущении эмоционального благополучия в группе других, отсутствие тревожности и других эмоциональных нарушений. Ключевой характеристикой в предлагаемой модели психологического здоровья является «динамическое равновесие», которое характеризует абсолютное и относительное развитие всех выделенных компонентов системы отношений личности.

Содержательные характеристики личностного отношения к природе проанализированы и описаны в отечественной экологической психологии (Дерябо С.Д., 2002; Панов В.И., 2014; Ясвин В.А., 2000). С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин рассматривают отношение «как субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, служащее фактором, обусловливающим поведение», на основе чего выделяют в структуре отношения к природе когнитивный, перцептивно-аффективный и поведенческий компоненты (Ясвин В.А., 2000. С. 36). Когнитивный компонент отношения характеризуется сфор-мированностью представлений о природе, а также познавательной активностью человека в процессе получения и обработки информации о ней. Перцептивно-аффективный компонент характеризуется чувствительностью человека к чувственно-выразительным проявлениям природных объектов, и как следствие, возможными изменениями в эстетических и этических установках человека как субъекта отношения. С развитием перцептивно-аффективного компонента отношения связано проявление человеком сочувствия и сопереживания в отношении природного объекта, идентификации с ним. Важным показателем сформированнос-ти этического освоения природных объектов В.А. Ясвин считает экологическую совесть, основанную на рефлексии человеком своего поведения по отношению к природе (Ясвин В.А., 2000). Поведенческий компонент отношения характеризуется особенностями взаимодействия с миром природы, которое может быть направлено на удовлетворение потребностей человека, то есть быть антропоцентрирован-ным, или учитывать потребности природного объекта - быть экоцентрированным (Макарова Л.М., 2003).

Предлагаемая структура личностного отношения к природе легла в основу диагностической программы, реализованной на эмпирическом этапе исследования.

Эмпирическое исследование личностного отношения к природе в структуре психологического здоровья

На основе теоретического анализа взаимосвязи личностного отношения к природе и психологического здоровья, а также разработанной нами модели психологического здоровья, было выдвинуто предположение о наличии взаимосвязи между развитием перцептивно-аффективного компонента личностного отношения детей к природе и других компонентов психологического здоровья, в том числе самосознания и «интегративных» характеристик. Для проверки данной гипотезы была разработана диагностическая программа, включающая два блока. В первом блоке представлены процедуры для исследования особенностей психологического здоровья старших дошкольников, во втором - личностного отношения детей к природе.

• Блок 1:

- «Лесенка» (В.Г. Щур);

- «Изучение системы детских самохарактеристик» (О.А. Белобрыкина);

- «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки,

B. Амен);

- «Паровозик» (С.В. Велиева);

- рисунок «Моя группа» (Р.Р. Калинина);

- социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина) (Штода О.Е., 2015. С. 165).

• Блок 2:

- «Экологический светофор» (И.В. Цвет-кова);

- «ЭЗОП» (В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо);

- «Мировосприятие дошкольников». Субтест 2 (Л.М. Макарова);

- «Субъектификация природных объектов» (авторская модификация методики

C.Д. Дерябо);

- «Мировосприятие дошкольников». Субтест 2 (Л.М. Макарова) (Штода О.Е., 2016. С. 415).

В исследовании приняли участие 156 детей двух возрастных групп - 5-6 лет и 6-7 лет. Взаимосвязь исследуемых показателей изучалась с помощью коэффициента корреляции Спирмена. В результате были выявлены следующие взаимосвязи в группе 5 лет:

- значимая взаимосвязь между особенностями экологической установки ребенка и его самооценкой. Так, для дошкольников с менее дифференцированной самооценкой характерна чаще когнитивная установка (-0,245), с более обоснованной - эстетическая установка в отношении природных объектов (0,204);

- развитие этической установки в группе 5 лет отрицательно взаимосвязано с ощущением чувства неполноценности в группе сверстников (-0,354) (табл. 1).

Таблица 1. Взаимосвязь показателей личностного отношения к природе с другими характеристиками психологического здоровья у детей 5 лет

Диффе-ренциро-ванность самооценки Обоснованность самооценки чувство неполноценности в группе сверстников

Эстетическая установка 0,168 0,204 0,089

Когнитивная установка -0,245* 0,009 0,093

Этическая установка 0,006 0,167 -0,354**

Таким образом, содержательные характеристики экологической установки ребенка в возрастной группе 5 лет оказались связаны с особенностями развития его самосознания и самочувствием ребенка в группе сверстников.

В группе 6 лет были выявлены:

- положительная взаимосвязь между преобладанием эстетической установки у детей и их социометрическим статусом (0,261);

- положительная взаимосвязь между проявлением эмпатии к природе и эмоциональным состоянием ребенка (-0,254): для детей с более сформированным психологическим механизмом эмпатии к природному объекту характерно более позитивное эмоциональное состояние;

- положительная зависимость между развитием способности к субъектификации природных объектов и количественным показателем их самооценки (-0,226): более развитая способность к субъектификации характерна для детей с более низкой самооценкой (табл. 2). На наш взгляд, это может объясняться тем, что более развитое самосознание ребенка, имеющего уже более адекватную самооценку, способствует более развитому восприятию им природных объектов в качестве субъектов.

Таблица 2. Взаимосвязь показателей личностного отношения к природе с другими характеристиками психологического здоровья у детей 6 лет

Количественный показатель самооценки Эмоциональное состояние социометрический статус

Эстетическая установка -0,162 0,102 0,261*

Эмпатия (методика «Светофор») -0,090 -0,254* -0,078

Способность к субъекти-фикации -0,226* 0,025 -0,022

Представленные данные доказывают взаимосвязь экологической установки ребенка 6 лет и особенностей его взаимодействия со сверстниками, аффективных составляющих отношения к природе с психическим состоянием ребенка. Также можно сделать вывод о том, что развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе и его способности к субъ-ектификации происходит не в виде параллельных процессов, а в неразрывном единстве.

Заключение

Проведенное исследование позволило теоретически обосновать и разработать модель психологического здоровья ребенка старшего дошкольного возраста, включающую личностное отношение к природе в качестве одного из компонентов. Была эмпирически доказана взаимосвязь между развитием перцептивно-аффективного компонента личностного отношения ребенка к природе и его эмоциональным состоянием, характеристиками развития самосознания, а также социальным положением дошкольника в группе сверстников.

Перспектива развития исследования состоит в разработке программы развивающей работы по формированию личностного отношения детей к природе, основанной на перцептивно-аффективном компоненте данного отношения, в том числе субъектном восприятии и способности к проявлению эмпатии в адрес природных объектов. ■

литература

1. АргайлМ. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.

2. Баякина ОА. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного

центра Российской академии наук. - 2009. -Т.11, №4(5). - С. 1195-1200.

3. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. -С.14-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бессонова Ю.В. О структуре психологического благополучия / Ю.В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Сост. Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 30-35.

4. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. -2015. - Т.20. - №2. - С. 63-69.

5. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

6. Водяха СА. Психологическое благополучие учащихся // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: Сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 5-11.

7. Даниленко О.И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно-историческая психология. - 2011. - №2. - С. 52-59.

8. Дерябо СД. Феномен субъектифика-ции природных объектов: дисс. ... д-р психол. наук. - М.: МГППУ, 2002. - 365 с.

9. Дерябо С.Д., Ясвин ВА, Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология. -2000. - №4. - С. 52-66.

10. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. -№3(20). - С. 17-21.

11. Захарова А.В. Генезис самооценки. - Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 1998. - 135 с.

12. Калитеевская Е.С. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. -С.231-238.

13. Макарова Л.М. Формирование экологического сознания у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения: дисс. ... канд. психол. наук. - Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2003. - 209 с.

14. Минюрова СА., Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. - С. 94-101.

15. Михайлина ОА. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования // Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. Т.5. - СПб., 2003. - С. 437-439.

16. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с.

17. Панов ВИ. Экопсихология: Пара-дигмальный поиск. - М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. - 304 с.

18. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

19. Печко Л.П. Выразительность эстетики природы и культура личности. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. - 363 с.

20. Родионов ВА. Психология здоровья школьников: технология работы: лекции 1-4. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 56 с.

21. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. - 2001. - №4. - С. 91-105.

22. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование // Педагогика. - 1999. -№1. - С.36-43.

23. Тихонова Ю.В. Психолого-педагогические условия сохранения психологического здоровья младших школьников: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Самара: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2013. - 22 с.

24. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 61-73.

25. Хухлаева О.В. Коррекция психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академия, 2003. - 184 с.

26. Хухлаева О.В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании // 3-я Российская конференция по экологической

психологии. Тезисы. - М.: Психологический институт РАО, 2003. - С. 186-188.

27. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дисс. ... д-р. пед. наук. - М: МГППУ, 2001. - 299 с.

28. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 143 с.

29. Штода О.Е. Диагностика особенностей развития компонентов экологического сознания детей в дошкольной образовательной организации // Региональный этап Международной ярмарки социально-педагогических инноваций: материалы участников ярмарки (Россия, Волгоград, 26 февраля 2016 г.) / Под ред. Т.Н. Матвиенко, Е.А. Момото-вой. - Волгоград, 2016. - С. 414-416.

30. Штода О.Е. Диагностика психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста в детском саду // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение процессов реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции (Россия. Волгоград, 23-24 апреля 2015 г.) / Сост. П.П. Кучега-шева. - М.: Планета, 2015. - С. 161-168.

31. Шувалов А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. - 2004. - №6. - С. 18-33.

32. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ, IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 4(15). - С. 87-101.

33. Экопсихология развития человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография / Под общ. ред. В.И. Панова и Ш.Р. Хисамбе-ева. - М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. - 384 с.

34. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма, ценность // Мир психологии. - 2000. - №1(21). -С. 54-68.

35. Ясвин ВА. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

36. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. - Chicago: Aldine Pub Co., 1969. -320 p.

37. Diener E. Most people are happy // Psychological Science. - 1996. - Vol. 7. -P. 181-185.

38. Kahneman D. Well-being: The Foundation of Hedonic Psychology. - N.-Y.: Russell Sage Found, 1999. - 605 р.

39. Minkkinen J. The structural model of child well-being // Chil indicators research. - 2013. -Vol. 6(3). - P. 547-558.

Статья поступила в редакцию 6.08.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.