Научная статья на тему 'Особенности педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников'

Особенности педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / ПРИНЦИПЫ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / EDUCATIONAL GUIDANCE / PRINCIPLES / STRUCTURE AND FUNCTIONS OF EDUCATIONAL GUIDANCE / SOCIALLY ORIENTED ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривопаленко Елена Ивановна

В статье представлен теоретический анализ проблемы педагогического руководства социально ориентированной деятельностью современных старшеклассников. Автор анализирует принципы, уточняет структуру и функции педагогического руководства с учетом специфики и запросов социума с ориентацией на построение отношений школьника с окружающей социальной средой и его поддержку при решении конкретных задач в реальном социальном контексте. Решение данной проблемы позволит организовать социально ориентированную деятельность старшеклассников как целенаправленную, педагогически организованную систему построения отношений старшеклассника с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL MANAGEMENT OF SOCIALLY-ORIENTED ACTIVITIES OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

The paper carries out a theoretical analysis of the educational guidance of socially oriented activities of senior students in a modern high school. The author reviews the principles, clarifies the structure and the functions of the educational support, which takes into account the specific demands of the society, focuses on building relationships of a student with the social environment, and the student’s support in resolving the particular tasks in the real social context. The solution of this problem will allow to organize the social activities of senior students as a task-oriented, educationally organized system ensuring the healthy relationships of senior school students with the social environment, with its multifactorial influence on the personality.

Текст научной работы на тему «Особенности педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников»

УДК 370.12 Кривопаленко Елена Ивановна

старший преподаватель кафедры воспитания, дополнительного образования и охраны здоровья Института развития образования Омской области

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Krivopalenko Elena Ivanovna

Senior Lecturer, Upbringing, Additional Education and Healthcare Department, Omsk Region Institute of Education Development

FEATURES OF EDUCATIONAL MANAGEMENT OF SOCIALLY-ORIENTED ACTIVITIES OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье представлен теоретический анализ проблемы педагогического руководства социально ориентированной деятельностью современных старшеклассников. Автор анализирует принципы, уточняет структуру и функции педагогического руководства с учетом специфики и запросов социума с ориентацией на построение отношений школьника с окружающей социальной средой и его поддержку при решении конкретных задач в реальном социальном контексте. Решение данной проблемы позволит организовать социально ориентированную деятельность старшеклассников как целенаправленную, педагогически организованную систему построения отношений старшеклассника с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность.

Ключевые слова:

педагогическое руководство, принципы, структура, функции педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников.

Summary:

The paper carries out a theoretical analysis of the educational guidance of socially oriented activities of senior students in a modern high school. The author reviews the principles, clarifies the structure and the functions of the educational support, which takes into account the specific demands of the society, focuses on building relationships of a student with the social environment, and the student’s support in resolving the particular tasks in the real social context. The solution of this problem will allow to organize the social activities of senior students as a task-oriented, educationally organized system ensuring the healthy relationships of senior school students with the social environment, with its multifactorial influence on the personality.

Keywords:

educational guidance, principles, structure and functions of educational guidance, socially oriented activities of high school students.

Новые социальные требования к системе российского образования диктуют необходимость ее модернизации, целью которой является создание механизмов устойчивого развития системы образования и повышение качества образовательного процесса. Согласно этой стратегии сфера образования ориентирована на преодоление существующего разрыва между образованием и культурой, с одной стороны, и между социумом и образованием - с другой. В этой связи представляется актуальным теоретическое осмысление педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников, выявление его возможностей и особенностей в целях целенаправленного социального становления школьников.

Изучение трудов известных практиков педагогического менеджмента П.И. Третьякова, В.П. Симонова, В.И. Зверевой, В.С. Катькало позволило выделить основополагающие принципы педагогического руководства: принцип гуманизации (ориентация управленческой деятельности на личность, обеспечение успеха его деятельности и создание условий для его самоактуализации), принцип демократизации (децентрализация внутришкольного управления, возможность распределения полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, поддержка и развитие инициативы и творчества участников), принцип системности и целостности руководства социально ориентированной деятельностью; принцип технологичности (выбор технологий внутришкольного управления, способствующий рациональному использованию времени субъектов управления и получению информации о состоянии и результатах социально ориентированной деятельности). Возникает вопрос: «Когда возможно осуществление педагогического руководства социально ориентированной деятельностью?» Значительный потенциал и очевидные преимущества успешного социального становления старшеклассников заключены во внеурочной деятельности, когда для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов образовательная деятельность осуществляется в разных формах.

Так или иначе главным контуром, в контексте которого разворачивается педагогическое руководство, является развивающее образовательное пространство. По мнению Л.И. Новиковой, образовательное пространство - это педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона). Она различает понятия «воспитательное пространство» и «воспитательная среда» в том смысле, что среда в основе своей - данность, а не результат конструктивной деятельности. Воспитательное пространство - результат созидательной и интегрирующей деятельности. Среду надо использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство целенаправленно проектировать и создавать. Возникает необходимость в создании открытой модели образовательного пространства, обеспечивающего достижения различных уровней воспитательного результата. При педагогическом руководстве социально ориентированной деятельностью старшеклассник самостоятельно ставит цели, осваивает новые социальные роли, решает общественно значимые проблемы. Такое образование уже не может быть выстроено как замкнутый институт (К. Поппер). Это логика динамичной, рефлексивной социокультурной целостности, с динамичной антропологией, так что «индивидуальность может относиться к себе рефлексивно, перестраивать собственные качества» [1].

Нами была выявлена такая особенность педагогического руководства, как циклическое непосредственное и опосредованное взаимодействие педагога и молодого человека в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, взаимодействующих друг с другом и с социумом в совместном решении социально ориентированных задач.

Это понимание позволило выявить функции педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников на уровне субъекта (аналитико-диагностиче-ская, мотивационно-ориентирующая, субъективирующая, ценностно-формирующая, организационно-коммуникативная и продуктивно-деятельностная) и на уровне школы, города и региона (организационная, интегрирующая, развивающая).

Определяя возможности педагогического руководства социально ориентированной деятельностью старшеклассников, необходимо учитывать социально-психологические особенности подросткового и юношеского возраста, препятствующие включению в данную деятельность (незнанием норм социального взаимодействия, искажение понятий «свобода», «самостоятельность», непринятие социальных ролей, слабый социальный интерес и мотивация к коллективной деятельности, тенденция «уход от усилий») и способствующих активному участию (знание социальных норм и социально-одобряемых критериев социальной успешности, принятие социальной роли, сложившаяся система смысложизненных ориентаций, мотивация на достижение успешности и признание результатов общественностью, коллективом). Таким образом, направленность социально ориентированной деятельности связана прежде всего с мотивационной сферой личности. Следовательно, педагогическое руководство должно ориентироваться на интересы, стремления старшеклассника, его желание занять достойное место в коллективе, выполнение общепринятых норм.

А.В. Кирьякова полагает, что позиция личности в освоении действительности во многом определяется местом и ролью ценностных ориентаций в общей структуре личности. Они исполняют роль «стратегической» линии поведения. Можно считать, что аксиологические основания социально ориентированной деятельности формируются под воздействием внутренних и внешних (организационных) факторов. К внутренним - мы относим волю, характер человека; к внешним - педагогическое руководство, создающее условия, в которых ценностные основания формируются как качества субъекта.

По-нашему мнению, педагогическое руководство должно выстраивать следующую логическую цепочку: «ситуация - ценностная деятельность - опыт - позиция». Социально ориентированная деятельность становится формой развития и становления лишь у тех старшеклассников, которые являются ее субъектами, но ни один из подростков не приходит, имея готовую субъектную позицию предстоящей деятельности. Это возможно при предоставлении ребенку позиции «деятеля», «преобразователя», «открывателя», «творца», которые становятся возможными в кругу равных себе по «обживанию физического времени жизни», по переживанию своего места в обществе, по решению общей подростково-поколенческой задачи - самоутверждению в мире взрослых, социуме в целом [2, с. 23-30].

Основной единицей организации такого процесса является социальная или социально ориентированная задача либо ситуация, организующая одновременно пробное практическое действие образовательного субъекта в развивающейся социокультурной практике и одновременно рефлексивное действие как в отношении инструментов практики, так и в отношении становления ролевых позиций субъекта. Считаем возможным предположить, что социально ориентированные ситуации - это проектируемые ситуации, проявляющие и усиливающие субъектный потенциал

личности, востребующие его субъектный опыт. Посредством данных ситуаций задается диапазон проявления субъектности. Социально ориентированные ситуации, создаваемые педагогом, имеют ряд характерных особенностей: содержат в себе несколько конкретных путей их реализации; допускают разный уровень субъектной включенности учащихся; предполагают приобретение ценностного осмысленного опыта и навыков саморегуляции.

Мы придерживается точки зрения А.А. Попова, что в деятельности педагогическое руководство будет направлено на два процесса: процесс трансляции социальных норм и процесс реализации их в конкретных ситуациях, так как «структура деятельности есть две взаимодействующие нормативные структуры: способ преобразования предмета деятельности и ситуативные условия деятельности» [3, с. 67-76].

Организуя педагогическое руководство, необходимо расширить и существенно изменить используемые педагогические средства, учитывая многофакторность условий, влияющих на процесс становления и самоопределения обучающихся в сфере мотивации, социальных интересов, социальных норм и ценностей, и социально-психологические особенности старшеклассников, способствующих и препятствующих включению их в социально ориентированную деятельность. Выбор методов, форм, приемов педагогического руководства предполагает не только различные формы консультирования, модерации, тренинга - средствами достаточно развитыми, а предполагает их модификации и варианты.

Такими вариативными средствами педагогического руководства социально ориентированной деятельностью обучающихся выступают коммуникативный договор, социальные репрезентации (общепринятые убеждения, поддерживаемые большинством идеи и ценности, которые помогают объяснить мир), социальная маркировка содержания и процессов (нанесение условных знаков с целью дальнейшей идентификации), деконструкция (понимание смыслов понятий и явлений через включение в новый контекст), проблематизация (вызов, требующий ответа через трактовку смысла проблемы в деятельности и мышлении), социальные стратегии (выбор стиля и формы общения с субъектом или группой субъектов с учетом содержания и условий взаимодействия и конечного результата).

Таким образом, для успешного социального становления старшеклассников, развития у них ценностно-смысловых ориентиров, необходимо рассматривать педагогическое руководство социально ориентированной деятельностью обучающихся как целесообразную организацию, обеспечивающую эффективную реализацию поставленных задач с учетом обозначенных возможностей и выявленных особенностей.

Ссылки:

1. Открытое общество и его враги // Чары Платона / пер. с англ. ; под ред. В.Н. Садовского. М., 1992. Т. 1. 448 с.

2. Кирпичник А.Г. Если цель у детского объединения педагогическая, оно не может быть общественным // Детское движение : инф.-метод. материалы / ред.-сост. Т.В. Трухачева. 2002. Вып. 2. С. 23-30.

3. Попов А.А. Образовательное пространство: социология и технология конструирования // Педагогика развития: институциональные переходы в сфере образования : материалы конференции. Красноярск, 2008. С. 67-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.