УДК 378.147:159.9:165.81
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Были исследованы студенты факультета психологии Белгородского государственного университета (п = 138). Применялся модифицированный вариант метода фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн). У большей части студентов — будущих психологов отмечено положительное отношение к учебно-профессиональной деятельности. Однако, не все студенты вовлечены полностью в учебно-профессиональную деятельность. Отрицательное отношение к учебно-профессиональной деятельности наблюдается более чем у 1/3 студентов. Создание психолого-педагогических условий развития субъектности студентов-психологов является необходимой предпосылкой обеспечения включенности в учебно-профессиональную деятельность. Среди условий, стимулирующих развитие субъектности, выделены развитие соответствующей мотивации, развитие активной самостоятельной познавательной деятельности студентов, развитие творческости, профессионального самосознания, субъектность самого преподавателя.
Ключевые слова: субъектность, учебно-профессиональная деятельность.
Введение. В последнее время усилился общий интерес к проблеме человека, его способности жить в меняющемся мире, к тем механизмам, которые помогают преобразовывать себя и свою жизнь. Влияние происходящих изменений отражается и на развитии отечественной психологии как науки. В рамках известных подходов психологической науки (культурно-исторического, деятельностного и др.) появляются новые аспекты методологии исследования, новые методы анализа психической жизни человека, что позволяет раскрывать механизмы функционирования, динамики развития психики. В настоящее время возрос интерес к исследованию психической реальности в рамках субъектной парадигмы.
Теоретический анализ. Проблема субъектности стала предметом научного анализа в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, В.И. Слободчикова, О.А. Конопкина, А.К. Осницкого, В.А. Таенко и др. Методологическая основа изучения субъектности заложена в концепции человека, выдвинутой С.Л. Рубинштейном, и получила свое развитие в работах К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинского. Отечественная психологическая наука реализовала идеи С.Л. Рубинштейна об активности, инициативности, самодеятельности, саморазвитии и самодотерминации субъекта.
Ряд авторов субъектность определяют: как свойство личности (Е.Н. Волкова, И.А. Серегина); как особый уровень развития личности (Б.Г. Ананьев); как целостную характеристику активности человека (А.К. Осницкий); как социальный, деятельност-но-преобразующий способ бытия человека (В.И. Слободчиков); как высшую системную целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов и свойств, его сознательного и бессознательного (А.В. Брушлинский) и т.д.
Обобщая имеющиеся подходы к понятиям субъекта и субъектности, мы можем сделать вывод, что практически все авторы (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев,
А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова и многие другие) проводят мысль о становлении и развитии субъекта. Развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления объектности, то есть зависимости человека от внешних условий. На основе анализа данных определений мы понимаем под субъектностью особый уровень развития личности (приобретаемое свойство личности), в основе которого лежит отношение к себе как к деятелю, соотносимое с активным, творческим преобразованием себя и окружающего мира.
В.Н. Ткачев,
ВА Бардынина
Белгородский государственный университет
1) e-mail:
2) e-mail:
Bardynina @bsu. edu. ru
Проведенный нами анализ наиболее важных качеств специалиста психолога и особенностей его профессиональной деятельности позволяет определить психологическую профессию как профессию с выраженной субъектной направленностью. Среди специфических характеристик профессиональной деятельности психолога выделяются субъект-субъектная направленность взаимодействия, ценностное отношение к другому человеку, необходимость постоянного профессионального и личностного роста. Среди наиболее важных качеств выделяются такие как самостоятельность и критичность мышления, способность к рефлексии, эмпатии, гибкость, ответственность, высокий уровень самоорганизации, способность к преобразованию внутреннего мира и т.д.
Методы исследования. В данной статье мы представляем обобщенные результаты качественного и количественного анализа исследования отношения студентов — будущих психологов к учебно-профессиональной деятельности. В нашем исследовании приняли участие 138 студентов факультета психологии Белгородского государственного университета. Использовался модифицированный вариант метода фактического и желательного использования времени, изложенный С.Я. Рубинштейн [5]. Эта методика позволяет опосредованно обнаружить предпочтительное отношение испытуемого к одним объектам или видам деятельности и отрицательное — к другим. Метод также дает возможность определить направленность личности, структуру ценностей человека, отношение испытуемого к различным видам деятельности, позволяет определить наиболее значимый вид деятельности, субъектное отношение к нему наряду с другими видами деятельности. Суть метода заключалась в том, что испытуемый должен был очень приблизительно указать, сколько часов он тратит на различные виды занятий в течение двадцати дней в реальном и желательном варианте.
Результаты и их обсуждение. Результаты исследования показали, что наиболее значимой учебно-профессиональная деятельность является у 46% студен-тов-психологов, при этом у 24,5% — учебно-познавательная, у 21,5% — профессионально-творческая. Следует отметить, что наблюдается положительное отношение к учебно-профессиональной деятельности у большей части будущих психологов — более 60% всех испытуемых. Отрицательное значение между желаемым и реальным временем на учебно-познавательную деятельность отмечено у 27% испытуемых, на профессионально-творческую — у 13% будущих психологов.
Обобщая полученные результаты, мы можем сказать, что у большей части студентов — будущих психологов положительное отношение к учебно-профессиональной деятельности. Наиболее субъектное отношение к учебно-профессиональной деятельности отмечено у 46% будущих психологов. Однако, у более 1/3 студентов наблюдается отрицательное отношение к учебно-профессиональной деятельности (у 27% испытуемых к учебно-познавательной, у 13% к профессионально-творческой деятельности). Таким образом, не все студенты вовлечены полностью в учебнопрофессиональную деятельность.
Следующей задачей нашего исследования было выделение условий, способствующих развитию субъектности будущих психологов. Создание психологопедагогических условий развития субъектности студентов-психологов является необходимой предпосылкой обеспечения включенности в учебно-профессиональную деятельность.
Важным и необходимым условием развития субъектности является развитие соответствующей мотивации, которая выступает в качестве компонента самой субъектности. Следует уделять внимание развитию у студентов познавательного интереса к изучаемым предметам, профессиональных мотивов, мотивации достижения успеха, внутренней мотивации, которая проявляется во внутреннем локусе каузальности и интернальном локусе контроля, потребности изменять окружающий мир и себя вместе с ним, потребности в самоактуализации.
Анализ компонентов учебной деятельности показывает, что субъектное отношение к учебной деятельности обусловлено взаимодействием ряда необходимых и достаточных параметров: активности, направленности, осознанности, умелости в
действиях, склонности к сотрудничеству. При этом ведущим параметром является целенаправленная активность.
Мы предлагаем следующие способы активизации учебной деятельности студентов:
— замена частных приемов познавательной деятельности обобщенными приемами деятельности, которая дает возможность мыслить творчески, видеть сущность за частными проявлениями, умение ориентироваться на нее и в силу этого самостоятельно совершенствоваться в данной области знания;
— проблемность обучения;
— учет преподавателями исходного уровня усвоения знаний студентов, который предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности, т.е. наличие тех знаний и действий, на основе которых строятся новые;
— обучение через исследование;
— обоснованная организация самостоятельной работы.
Высокий уровень субъектности характеризуется тем, что студент сам становится организатором своей деятельности, самостоятельно решает и определяет план своих действий, свободен в выборе форм, методов и средств, необходимых для реализации своей деятельности. В современной высшей школе понятие самостоятельной работы соотносится с организующей ролью преподавателя. Руководство со стороны преподавателя должно постепенно замещаться саморуководством и самоорганизацией студента.
Следующим важным условием развития субъектности, с нашей точки зрения, является развитие творческих способностей студентов. Среди условий, стимулирующих развитие творческих способностей, выделяют: ситуации незавершенности или открытости в отличие от заданных и строго контролируемых ситуаций; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработка приемов, стратегий для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; индивидуальный опыт, формирующий более разнообразный взгляд на мир и т.д. Наиболее полно отвечает специфике творческого мышления, его направленности на открытие новых знаний принцип проблемности в обучении.
Важную роль в развитии субъектности студентов играет личность самого преподавателя и, именно, его субъектность. Самореализация преподавателей, сформи-рованности их субъектных качеств способствуют наполнению внутреннего мира студентов и становлению их субъектности. Значение другого в развитии человека отражено в понятии «зоны ближайшего развития», введенном Л.С. Выготским, обозначено В.А. Петровским в понятии «отраженная субъектность» [2,4].
Также важно учитывать роль преемственности при передаче общественного опыта от одного поколения к другому, при транслировании субъектности педагогом учащимся. Для обеспечения преемственности в познавательной деятельности мы должны стремиться к тому, чтобы каждое последующее поколение людей на различных возрастных этапах, в различных видах деятельности как можно быстрее достигало существующего уровня развития деятельности и на этой основе раздвигало границы самореализации. Иными словами, каждое последующее поколение, образно говоря, должно становиться на «плечи» предшествующего поколения и тем самым способствовать более ускоренному развитию общества. А это возможно только при условии обеспечения преемственности между поколениями деятелей. Отсутствие преемственности между этапами социализации приводит к снижению уровня и качества самореализации личности на каждом возрастном этапе.
Следующим условием развития субъектности студентов является построение участниками образовательного процесса особого типа взаимоотношений. Традиционно считается эффективным типом взаимоотношений построение субъект — субъектных взаимоотношений между преподавателем и студентами (Брушлинский В.А., Зимняя И.А. и др.) В.И. Панов ввел понятие субъект — порождающего типа взаимоотношений, которые переходят из субъект — субъектного и подразумевают такой тип взаимоотношений, когда участники выступают в качестве совместного субъекта развития [3].
Важную роль в развитии субъектности студентов является развитие профессионального самосознания: способности ставить профессиональные цели, решать профессиональные задачи, используя знания, навыки, умения, полученные в учебной и профессиональной деятельности. По мнению А.А. Вербицкого, обучение должно строиться в контексте профессиональных проблем, которые предстоит решать в будущей профессиональной деятельности [1].
Важнейшим фактором развития субъектности студентов в процессе обучения в вузе является научно-исследовательская деятельность, в которой в максимальной мере проявляются «дух истины» и «дух факта» (С.Л. Рубинштейн) [5]. Что касается подготовки будущих психологов, психологические знания, превращаемые в учебном процессе в собственные знания, навыки и умения студента, являются лишь основанием, на котором должна строиться система подготовки, превращающая ординарного воспроизводителя методик и психотехнологий в психолога-исследователя. Такое превращение возможно только при развитии у студентов-психологов потребности и способности к поиску фундаментальных по своей научной убедительности ответов на вопросы, являющиеся неисследованными или не имеющие однозначного решения в психологической науке.
Заключение
В данной работе приведены результаты исследования отношения будущих психологов к учебно-профессиональной деятельности. У большей части студентов отмечено положительное отношение к учебно-профессиональной деятельности. Однако, не все студенты вовлечены полностью в учебно-профессиональную деятельность. Отрицательное отношение к учебно-профессиональной деятельности наблюдается у более 1/3 студентов. Создание психолого-педагогических условий развития субъектности студентов-психологов является необходимой предпосылкой обеспечения включенности в учебно-профессиональную деятельность. Мы выделили следующие психолого-педагогические условия развития субъектности студентов-психологов в учебной деятельности: развитие соответствующей мотивации, развитие активной самостоятельной познавательной деятельности студентов, развитие творческих способностей студентов, использование методов и приемов проблемного обучения, транслирование субъектности самим преподавателем (субъектность преподавателя), обеспечивая преемственность при передаче общественного опыта между поколениями, тип взаимоотношений между студентами и преподавателем должен быть субъект-субъектным, который должен переходить в субъект — порождающий (когда педагог и учащиеся выступают в качестве совместного субъекта развития), обучение студентов в контексте решения профессиональных задач, обучение через исследование.
Выделенные психолого-педагогические условия могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при обучении студентов не только психологической профессии, но и других специальностей.
Список литературы
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. — М: Высшая школа, 1991. — 207 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М, 1991.
3. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1/
В.И. Панов. — М, 2001.
4. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д.,
1996.
5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб: Питер, 2003.
6. Рубинштейн С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности // Экспериментальные исследования в патопсихологии / Под ред. А.А. Портнова. — М, 1976. — С.245-253.
THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGY STUDENTS' SUBJECTIVITY WITHIN PROFESSIONAL TRAINING ACTIVITY
V.N. Tkachev,
V.A. Bardynina
Belgorod State University
e-mail:
e-mail:
Bardynina @bsu. edu. ru
The students of Psychological faculty of Belgorod State University were examined during the research (n=138). The method of practical and optative time usage was used (S.Y. Rubinshteyn). Most of the students, future psychologists, showed their positive attitude towards professional training activity. However, not all of them were fully involved into this activity. More than 1/3 of the students showed their negative attitude to it. The creation of psychological and pedagogical conditions within the development of students' subjectivity is the necessary requisite, illustrating their involvement into the professional training activity. The development of motivation, active individual students research, creative work, professional self-consciousness and the professor's subjectivity was among the conditions, stimulating the development of subjectivity.
Key words: subjectivity, professional training activity.